`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Oki: "Рынок офисной печати на пути к цвету"

0 
 

Недавно в Киеве с очередным визитом побывал региональный вице-президент Oki Europe Теренс Лейдлоу (Terence Laidlaw). Этот человек -- личность во многом легендарная, именно он стоял у истоков бизнеса компании в Восточной Европе и в нашем регионе. В Украине Теренс Лейдлоу бывает довольно часто и, даже несмотря на свой высокий пост, хорошо знаком с ситуацией на местном рынке. Но беседа с ним у нас в редакции началась с общих вопросов развития бизнеса Oki.
Если рассмотреть ситуацию на мировом рынке, то из-за глобальной рецессии, как и у большинства крупных компаний, прошедший финансовый год был для нас непростым (у Oki он завершился в марте). Оборот немного уменьшился, что стало следствием общего спада в IT-индустрии, и в частности, на рынке полупроводниковых и электронных устройств, где компания ведет активные операции. Но могу отметить, что прошлый год был хотя и трудным для Oki, однако не в такой степени, как для многих других фирм. Что касается подразделения Oki Data (которое занято выпуском принтеров и факсов), то ему вообще удалось добиться неплохих результатов, и произошло это по нескольким причинам. Во-первых, спад в IT-сфере был не столь значительным, как в телекоммуникационной. Во-вторых, в этом бизнесе Oki большая доля доходов приходится на зарубежные рынки, что в условиях низкого курса японской иены по отношению к доллару и евро сыграло немалую роль. Таким образом, вклад Oki Data в общемировой бизнес Oki Electric оказался весьма существенным.

В Европе картина аналогичная. Здесь наш оборот оценивается приблизительно в 430 млн. долл. На протяжении последних примерно трех лет слишком уж большого увеличения оборота не наблюдалось, однако изменялась структура нашего бизнеса: так, если пять-шесть лет назад основной доход приходился на матричные принтеры, то сегодня -- это устройства на базе светодиодной технологии. Наши показатели в Европе неплохие, хотя до HP нам, с точки зрения рыночной доли, конечно, еще далеко. Но с другой стороны, мы не ориентируемся в такой степени на рынок домашних устройств.

Стоит также отметить, что за последний год произошел значительный сдвиг в сторону цветной печати, и данное направление сейчас является для нас одним из приоритетных.


А как развивается ситуация в Украине?

Oki "Рынок офисной печати на пути к цвету"
За последний год произошел значительный сдвиг в сторону цветной печати, и данное направление сейчас является для нас одним из приоритетных
Обычно мы не выделяем отдельные страны в том регионе, за который отвечаем. По поводу Центральной и Восточной Европы я могу сказать, что в плане ассортимента продаваемых продуктов идет очень быстрое сближение с другими странами континента. Из отмечаемых особенностей, характерных для этого региона, можно назвать диспропорцию по матричным принтерам. Украина в этом отношении мало чем отличается. Сложные времена здесь были несколько лет назад, но сегодня бизнес идет гораздо лучше, главным образом благодаря тому, что рынок стал намного более развитым. Хотелось бы также подчеркнуть, что за последние годы образ Украины как IT-рынка серьезно изменился, и многие уже готовы вкладывать в него деньги.

Думаю, в этом контексте было бы правильно немного остановиться на истории нашего бизнеса в Украине. Работать в Восточной Европе Oki начала где-то в 90-м году, а в 1993--1994 гг. мы стали присматриваться к вашей стране. Здесь у нас появился партнер, с которым мы сотрудничали в течение нескольких лет. Официально же наше присутствие на украинском рынке было оформлено в 1996 г. Первые пару лет продажи были очень стабильными, но невысокими. Заметный сдвиг произошел ближе к концу 90-х. С тех пор структура нашего бизнеса заметно развилась, включая и такое направление, как сервис. Мне кажется, для Oki сейчас в Украине наступил своеобразный переходный период: с одной стороны, мы смещаем акценты в сторону цветной и корпоративной "лазерной" печати и соответствующим образом перестраиваем свой бизнес, но с другой -- пока не можем компенсировать потери от сознательного ухода из начального ценового сегмента. Иными словами, сейчас здесь мы работаем на перспективу.


Следующий вопрос как раз связан с технологиями цветной страничной печати. Данное направление ваша компания начала активно развивать лишь несколько лет назад.

Мы прекрасно осознаем, что в этом сегменте уже активно и не один год работает достаточно много компаний, поэтому нам необходимо тщательно подходить к выбору стратегии, искать перспективные ниши на доступных рынках.

Кроме того, нам приходится конкурировать со струйной технологией, и мы должны максимально использовать преимущества изобретенной нами светодиодной печати и накопленный в этой области опыт. К примеру, одним из достоинств нашего решения является простота и скорость печатающего механизма в сравнении с лазерными принтерами, а также его относительно невысокая стоимость.

Первые ключевые продукты Oki -- устройства серий С7000 и С9000 -- были представлены в конце 2000 -- начале 2001 г. и благодаря своим характеристикам и ценовой эффективности завоевали существенную долю на рынке. Позднее конкуренты выпустили многопроходные лазерные принтеры. Они были немного быстрее наших, но все же отличались в худшую сторону по некоторым параметрам, например по габаритам. Однако в любом случае мы имели рыночное преимущество минимум в течение года.


Рассматриваемый нами сегмент никак нельзя назвать развитым, но, тем не менее, конкуренция в нем очень высокая.

Мне бы очень хотелось работать в области, где нет конкуренции, но, к сожалению, такого не бывает. Другое дело, что у нас есть определенное преимущество перед конкурентами, но мы не всегда можем реально его оценить, поскольку не знаем, какие продукты они готовятся выпустить и когда. Возможно, на какое-то время мы и утратим лидерство, однако намерены серьезно бороться за него.


Как Вы считаете, достигло ли использование цветной печати в офисе своеобразной критической точки, после которой должен начаться быстрый рост?

На мой взгляд, тут все зависит от нескольких факторов. Большинство людей, конечно, предпочитали бы печатать в цвете, но с другой стороны, первостепенное значение имеет доступность технологии. Безусловно, сегодня можно купить очень хорошие цветные струйные принтеры за $200, даже за $100, но вот во сколько будет обходиться сама печать -- это уже другой вопрос. В случае лазерной и светодиодной технологий картина противоположная -- само оборудование стоит дороже, но печать -- заметно дешевле.

Мы провели исследование, показавшее, что существует определенная "критическая" разница между стоимостью монохромной и цветной печати, по достижении которой последняя станет более привлекательной для конечного пользователя. Мы пока не достигли ее, однако уже подошли к ней достаточно близко. Правда, это относится скорее к Западной Европе, поскольку в Украине из-за гораздо более низкого уровня доходов картина несколько иная, хотя через несколько лет, думаю, будет то же самое.

Мы полагаем (и такого же мнения придерживаются другие производители), что в будущем нынешний рынок монохромной страничной печати "превратится" в рынок цветной печати. Единственный вопрос -- как скоро?


А ваши нынешние модели полноцветных принтеров в большей степени ориентированы на рынок офисных приложений или же на сегмент профессиональной графики?

Вопрос интересный и непростой. В принципе, наши продукты не предназначены для использования в профессиональной сфере (дизайнерских бюро и т. п.), потому что мы не обеспечиваем необходимого в данном случае качества специализированной печати -- то же самое, кстати, можно сказать и о конкурентах Oki.

Мы продвигаем наши устройства на рынке как офисные цветные принтеры общего назначения, хотя они достаточно популярны в определенных специфических сегментах -- скажем, в Великобритании продукты Oki получили широкое распространение в конторах по торговле недвижимостью, где требуется постоянный вывод цветных изображений. Еще один пример -- малотиражная печать.


Что Вы можете сказать о нынешней тенденции к объединению различных офисных устройств -- принтеров, копиров и т. д.?

Ранее можно было выделить три основных направления -- системы офисной автоматизации (копиры), IT-оборудование (принтеры) и устройства с коммуникационными функциями, т. е. те, что можно подключить к какой-либо публичной сети. Сегодня, по моему мнению, все перечисленные группы уже значительно пересекаются между собой.

Можно еще отметить, что внедрение технологии электроксерографии привело к тому, что рынок факсимильных аппаратов фактически слился с рынком систем офисной автоматизации, поскольку теперь и факсы, и копиры используют одну и ту же базовую технологию. В то же время принтеры представляют собой гораздо более простые и дешевые устройства, и технологические усовершенствования здесь требуют меньших затрат, и это создает свои предпосылки для слияния с индустрией копиров. То, что есть такая необходимость, доказывает и объединение некоторых производителей, к примеру Minolta и QMS, Xerox и Tektronix, Kyocera и Mita. Компании, традиционно специализирующиеся на выпуске копиров, сегодня нуждаются в принтерных технологиях. На мой взгляд, в течение ближайших десяти лет принтерный сегмент станет доминировать над сегментом копиров. Я полагаю, что индустрия будет двигаться в направлении дополнения принтеров функциями сканера, в результате чего мы получим копир, но по существенно более низкой цене. Oki как раз идет по такому пути. При этом сама принтерная индустрия развивается очень стремительно.

Еще нужно отметить, что сегодня производители все больше осознают, что в основном покупателей копиров и сетевых принтеров не интересует, если можно так выразиться, коробочный продукт -- им необходимо решение. Пример -- устройства со встроенными жесткими дисками, позволяющие хранить общие элементы документов и пр.

Одним словом, сегодня речь идет не просто о том, сколько будет стоить цветная печать, а о том, какие задачи она позволяет решать. И нам, и нашим партнерам необходимо привыкнуть к тому, что пользователю нужен не просто принтер, а средство для достижения определенных целей. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что по ряду причин мы работаем только через партнеров, и осознание ими изложенных выше принципов, а также реагирование на изменившиеся требования клиентов являются очень важными. Кроме того, сейчас, помимо дистрибьюторов, мы активно расширяем сотрудничество с VAR-поставщиками.


Подобные изменения в стратегии Oki произошли в течение последних лет?

Да, но эти перемены произошли не в одной лишь Oki, а в масштабах всей индустрии. Мы движемся в том же направлении, что и другие компании -- HP, Canon, Epson и т. д.

Мы прилагаем очень большие усилия к тому, чтобы оставаться максимально близко к нашим основным клиентам, а также партнерам, системным интегратором, VAR-реселлерам. Но делаем это с той целью, чтобы оперативно реагировать на изменения запросов пользователей. И это никак не влияет на наши подходы к организации продаж.


Как известно, сегодня основную часть клиентов Oki составляют корпоративные пользователи, и у вас есть продукты специально для тех, кому нужна высокоскоростная цветная печать.

Да, это действительно так. Но нельзя говорить о том, что в один прекрасный день мы прекратим продавать отдельные устройства, предназначенные для подключения к ПК. Для такого типа продуктов мы используем модель "чистой дистрибьюции". Наше будущее зависит от технологических преимуществ и от понимания рыночной ситуации. Правильнее было бы сказать, что корпоративные заказчики являются центром нашего внимания наряду с индивидуальными пользователями. Да и само понятие "корпоративный заказчик" весьма обширно. Обычно в таком случае подразумевается предприятие с персоналом от 5 тыс. человек. Однако все зависит от приложений, ведь, допустим, есть немало организаций не столь большого размера, но состоящих из множества мелких, по 5--10 человек, подразделений (пример -- сеть заправочных станций). По своей структуре их информационные среды вполне можно назвать корпоративными.


И все же, что Вы можете сказать о сегменте персональных принтеров, относящихся к начальному ценовому диапазону? В прошлом Oki предлагала здесь просто экстраординарные продукты.

Oki "Рынок офисной печати на пути к цвету"
Первые ключевые продукты Oki -- устройства серий С7000 и С9000 -- были представлены в конце 2000 -- начале 2001 г. и благодаря своим характеристикам и ценовой эффективности завоевали существенную долю на рынке
Несколько лет назад аналитики предсказывали, что сегмент принтеров начального уровня будет развиваться в сторону более быстрых устройств, т. е. нарисованная ими картина была подобна тому, что наблюдается в индустрии ПК: через определенные периоды времени производительность систем увеличивается вдвое.

Однако в последнее время становится ясно, что принтеры, обладающие именно большей скоростью печати, пользователям как раз не очень и нужны. Их интересуют другие характеристики -- качество или, допустим, как меня -- время выхода первой страницы, поскольку я использую принтер главным образом для распечатки электронных писем.

Конечно, если мы выпустим принтеры, печатающие в два раза быстрее, по той же цене, пользователи будут довольны. Но правильнее было бы сказать, что развитие рынка происходит не столько за счет роста потребностей покупателей, сколько за счет конкуренции между производителями.


Еще одним направлением вашей деятельности являются факсимильные аппараты, которые тоже можно назвать почти персональными.

Это также очень интересная тема -- если вы сегодня послушаете рыночных аналитиков, то они скажут вам, что время факсимильных аппаратов прошло во многом из-за распространения ПК и программного обеспечения для факсимильной связи. Однако все далеко не так однозначно.

Как вы знаете, мы выпускаем факсы, использующие обычную бумагу, и бизнес у нас идет очень неплохо. Хотя, возможно, это некий европейский феномен, поскольку значительная доля мировых продаж факсимильных аппаратов приходится именно на Европу. Поэтому мы продолжаем разработки в данной области, а в нынешнем году выводим на рынок абсолютно новую серию продуктов. Кроме того, у нас имеется суб-брэнд Oki Fax, отдельный от Oki Office, охватывающий решения для офисной автоматизации, но скорее относящийся к многофункциональным устройствам.


А сейчас пользователи уходят от факсов на термобумаге?

Я бы не стал говорить о глобальной рыночной тенденции. На мой взгляд, повсеместное распространение домашнего доступа к Internet и массовая покупка сканеров поставят крест на установке факсимильных аппаратов дома (речь в данном случае идет в основном о развитых западных странах). В то же время в офисной среде факсы еще будут применяться довольно долго благодаря возможности их совместного использования. К слову, они достаточно удобны для широкой рассылки сообщений клиентам и партнерам, хотя часто по факсу подобным образом приходит немало ненужных сообщений, что, в общем-то, раздражает.


К слову, о телекоммуникационных решениях. Oki ведь имеет в своем арсенале и эти продукты, в частности, системы VoIP, которые поставляются и на европейский рынок.

Признаюсь, что не очень хорошо знаком с данным сегментом. Мы действительно занимается и таким направлением, но пока, на мой взгляд, не в полной мере реализовали его ресурсы. Дело здесь, скорее, в том, что оно по своей природе предполагает транснациональную организацию бизнеса. У нас есть несколько хороших клиентов -- к примеру, подобное оборудование поставлено польскому подразделению японской корпорации Isuzu, использующей IP-телефонию для глобальной коммуникации. В принципе, наши дела в данном сегменте идут неплохо, но развивается этот бизнес постепенно, и о превращении его во что-то значительное говорить еще рано.


Возвращаясь к более традиционным для нашего рынка вопросам, какие новинки Oki потребители могут ожидать в этом году?

За прошедший год мы представили не слишком много продуктов, но должен заметить, это вызвано тем, что наши устройства имеют в среднем двухлетний жизненный цикл. Так что, безусловно, что-то новое мы выпустим и в нынешнем году, но ничего определенного по причинам, думаю, понятным, увы, я не могу пока сообщить -- скажу лишь, что среди них будут и полноцветные продукты. Одним словом, ждите анонсов, они обязательно появятся уже в ближайшее время, ну и, конечно, как всегда, мы сможем вас удивить.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT