`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Образовательная


Есть люди, которые заставляют вещи двигаться.
Есть люди, которые наблюдают за происходящим.
И есть люди, которые удивляются, что же произошло.
Американская поговорка

Из одной передачи по радио «Эхо Москвы» я узнал о том, что каббалисты открыли крестоносцам два секрета, чтобы их походы проходили с малыми потерями живой силы: нужно кипятить воду и обрабатывать раны спиртом. «Это же элементарно!», – скажете вы. Да, но без таких знаний важные военные операции тех времен были обречены на неудачу. Зато с ними – на ошеломительный успех. Эффект бифуркации. То же самое и сегодня. Будем учить студентов тому, что станет востребованным завтра – появятся в нашей стране инновации, прорывы и успехи. Не будем – скатимся дальше на обочину прогресса. Это я и хотел бы обсудить сегодня.

Для начала, как обстоят дела у соседей, к примеру в Российской Федерации. Посмотрим на программы факультета бизнес-информатики в Высшей школе экономики и факультета нано-, био-, информационных и когнитивных технологий (ФНБИК) Московского физико-технического института. Кстати, каковы названия, а? Всякий абитуриент заинтересуется: быть экспертом по когнитивным технологиям или бизнес-информатике – перспективно. На сайте каждого из вузов – четкая и продуманная структура. Есть вся нужная информация: программы курсов, биографии профессоров, список их публикаций, презентация программы обучения, перечни спецкурсов. Насколько извест- ны преподаватели? Достаточно, поисковые системы нередко упоминают их уже на первой странице результатов. Насколько темы курсов соответствуют мировым тенденциям? Вполне.

Начнем с бизнес-информатики. После нескольких лет работы в нынешней компании часто смотрю на ИТ-процессы сквозь призму двух дисциплин: Microsoft Operations Framework (MOF) и Microsoft Solutions Framework (MSF). Первая – о том, как правильно (в понимании корпорации) строить ИТ-инфраструктуру, вторая – как организовать работу коллектива разработчиков ПО. Нельзя утверждать, что есть полное совпадение, но перечень тем, поднимаемых MOF (и много чего еще), в той или иной форме покрыт программой курса.

На сайте ФНБИК сразу бросается в глаза, что в дополнение к традиционной мощной математико-физической программе студенты будут слушать курсы по физике слабых и сильных взаимодействий, нанофизике и теории наноструктур, теориям фундаментальных взаимодействий и колебаний – по сути, обо всем, что будоражит сегодня умы передовых исследовательских лабораторий мира. Не обошлось, конечно, без «маршрутизации» и «сетевого программирования», как же без них. Но в целом программа производит очень сильное впечатление.

Почему все это важно? Точно так же, как мода на экспертные системы и исследование операций три десятка лет назад дала мощный толчок развитию поисковых систем и бизнес-аналитики, так и изучение в наши дни микромира или способа, которым человек познает мир, наверняка в корне изменит нашу жизнь через какой-то промежуток времени. Я думаю, публикация на сайте подробных учебных планов помогает принять наиболее точное решение в процессе устройства человеком своей судьбы. Абитуриент и его родители получают четкое представление, что и когда придется учить, чего ожидать в итоге. Что бы ни говорили о «непрерывном образовании» или необходимости смены профессий раз в 6–8 лет, фундаментальное образование – на всю жизнь.

Приведенные два разных, но показательных примера демонстрируют, что лидеры образования в соседней стране остаются таковыми. Поэтому, несмотря на весь скепсис по отношению к проекту в подмосковном городе Сколково, мне кажется: что-то стоящее там должно получиться.

А как у нас? Аналогичное исследование сайтов ведущих украинских вузов, честно говоря, оставило двойственное впечатление. Далеко не все они публикуют программы обучения. Об аннотациях курсов нечего и говорить. Да и названия предметов (там, где они есть). Например, «UNIX» (у соседей). Перед глазами мысленно выстраивается стройный ряд от мейнфреймов до мобильных терминалов. А попробуйте догадаться, что конкретно подразумевается под «Программированием» или «Системным программированием». И уж тем более не прослеживается цепочка «теория – практика – внедрение». Одним словом, не видно, где же инновации и будущие достижения. Не понаслышке знаю, что есть у нас достойные преподаватели, часто и специалистов хороших готовят. Но мне кажется, сегодня этого уже мало и нужно нечто большее.

Наверное, сайты не дают исчерпывающей картины. Но мне полученной информации хватило, чтобы составить четкое представление о положении дел и сделать следующий вывод: пока не будет в стране факультетов бизнес- или когнитивной информатики, иных новейших дисциплин, не будет и соответствующих технологий. Пора действовать, а не то бифуркация может сыграть с нами злую шутку.

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

И почему же я учился не на ФНБИК?
Завидую его студентам и выпускникам :)

Я завидую только его маркетологам - молодцы ребята, правильно продают себя. Ибо не известно как там выучат и чему, но что туда будут идти - это правильно.

Linux is like a wigwam - no windows, no gates, aрache inside!

Михаил,

поверь инсайдерам -- там учат настоящим образом

Леша, у нас с тобой тоже очень неплохие факультеты были. Дело в другом - время для окончания вуза мы неудачное выбрали. Одна эпоха закатилась, а другая - не началась...
Безвременье.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT