`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Об изменениях в BI, Analytics и... Magic Quadrant

+11
голос

Большинство пользователей как-то пропустили революционные изменения в BI, которые произошли в течение 2013-16 гг. Профессиональные аналитики среагировали на них, и привели свои оценочные методики в соответствие со сложившимися реалиями. Так поступила и Gartner.

Давайте воспримем это философски ─ есть моменты и в жизни, и в бизнесе, когда все вдруг изменяется. Так бывает и в бизнес-аналитике (Business Analytics, BI).

Так было, когда Tableau и Qlik очень серьезно вышли на рынок BI в 2004-2005 гг. и поколебали устои этого до тех пор весьма консервативного сегмента. Фактически, они способствовали тому, что сейчас уже привычно называют «разрушением IT рынка». Аналитики и корпоративные специалисты тогда говорили, что достаточно посмотреть на новые продукты пять минут, чтобы понять, что они изменят все.

Так было в марте 2007 г., когда Oracle приобрела Hyperion, а в октябре и ноябре того же года, в качестве сдерживающей меры, срочно были приобретены соответственно Business Objects (SAP) и Cognos (IBM).

Сегодня, когда прошло почти полтора десятка лет со времени последней BI революции, мы находимся уже очень далеко от прежних «платформ запросов и отчетов». Продолжается переход корпоративных пользователей на современные платформы BI и аналитики. Новые решения сегодня составляют подавляющую часть новых покупок в этом сегменте (если не считать совсем уж простых систем для нужд SMB).

Об изменениях в BI, Analytics и... Magic Quadrant

С 2016 г. Gartner существенно обновила критерии своего «Magic Quadrant for BI and Analytics Platform», чтобы отразить мейнстрим-тенденции разрушения прежнего рынка.

Прежде всего, современная BI платформа должна обеспечивать глубокую аналитику контента почти любого типа. Это позволяет неспециалистам самостоятельно выполнять аналитические технологические процессы ─ от доступа к данным, их загрузки и предварительной подготовки до интерактивного анализа и совместной обработки данных («проникновения в суть», insights).

Ниже приведены некоторые ответы и следствия опроса, проведенного в ходе вебинара Gartner «Using The BI and Analytics Magic Quadrant To Modernize Your Capabilities» (2016, он доступен сейчас по требованию).

Стремление к Modern BI

Несмотря на существенные инвестиции, которые были ранее сделаны предприятиями в традиционные платформы, и не очень ясном представлении о том, как организовать «BI самообслуживание» (BI self-service), не создавая при этом хаос, все они в большей или меньшей степени сейчас занимаются модернизацией своих BI платформ.

Об изменениях в BI, Analytics и... Magic Quadrant

Главные изменения в BI нового поколения ─ использование практически любых типов данных, возможность работы с очень большими массивами данных и «проникновение в суть бизнеса» (business insights). В категории «New technologies» следует отметить реализацию принципа «самообслуживания» (self-service) для бизнес-пользователей.

Более 90% респондентов уже начинают или планируют в ближайшее время значительно расширить свои портфели аналитики для бизнес-анализа контента. Причина проста ─ бизнес хочет использовать современные BI платформы, чтобы вовремя делать правильные выводы на основе данных, принимать соответствующие решения и создавать тем самым дополнительную бизнес-ценность. Традиционные инструменты BI здесь безнадежно проигрывают современным платформам.

Цифры, подтверждающие эти выводы, приведены в еще более раннем опросе Gartner (Market Share Analysis: Business Intelligence and Analytics Software, 2015). Его результаты близки к цифрам 2016 г. ─ 63% роста рынка Modern BI и снижение спроса на 1,7% в традиционном BI.

=======================================================
1. Каково состояние вашего Bl & Analytics Portfolio для контента,
создаваемого бизнес-пользователями?

=======================================================
Новые средства не разворачиваются и не планируются                    4%
Недавно внедрены и начали использоваться                                   37%
Планируется значительно расширить                                               53%
Не контролируются                                                                           6%
=======================================================

Конечно, далеко не все бросились менять свои средства BI. Более половины респондентов считают, что это важно, но пока только планируют работы в данном направлении.

Главные причины перехода к Modern BI ─ требование высокой скорости принятия хорошо обоснованных решений и участия в аналитике многих сотрудников. Разумеется, это необходимо далеко не во всех случаях, и традиционные системы еще долго будут использоваться на отдельных участках, которые требуют несложной или неспешной аналитики.

=============================================================
2. Каково состояние вашей, созданной и централизованно управляемой IT подразделением современной бизнес-аналитики (Modern BI)?
=============================================================
Мы уменьшаем количество контента и число                                            9%
профессиональных пользователей
В общем, все мало изменилось за последние несколько лет                  28%
Мы увеличиваем число бизнес-пользователей BI и контента                   63%
=============================================================

Позиция большинства предприятий в очень простой форме формулируется следующим образом: «нам нужно как можно больше контента и пользователей BI».

Гораздо более важной, чем работа профессионалов-аналитиков, для предприятий становится профессиональное обучение многих сотрудников грамотности данных и создание сообществ для их совместной обработки.

=====================================================
3. Какова, по вашему мнению, должна быть роль BICC/ACE
для Bl & Analytic Content?
=====================================================
Она делает все ─ собирает данные, строит модели              8%
и создает приборные панели
Она предоставляет некоторые данные, но позволяет           90%
самостоятельно работать бизнес-пользователям
Она наблюдает за ходом самостоятельной работы               1%
бизнес-пользователей, а потом говорят
─ «Это мы сказали вам делать именно так»
=====================================================

В соответствии с современными представлениями, службы IT департамента предприятия BICC ─ Business Intelligence Competency Center и ACE ─ Analytics Center of Excellence в основном должны обеспечивать работу бизнес-пользователей, иногда помогая им.

Что произошло с традиционным BI?

Традиции крепки, обучение сложно. Поэтому 38% респондентов все еще намереваются просто усовершенствовать свои системы несовременного, традиционного репортинга. Gartner отмечает, что такие попытки в большинстве случаев обречены на провал ─ используя прежний инструментарий, люди неизбежно используют приемы, к которым они привыкли за много лет, а не новые эффективные методики обработки данных.

===================================================================
4. Каково состояние вашего, централизованно управляемого IT-подразделением, традиционного построения отчетности?
===================================================================
Мы уменьшаем количество такого контента                                                   18%
и число пользователей
В общем, все мало изменилось за последние несколько лет                         28%
Мы увеличиваем число бизнес-пользователей и контента                              63%
===================================================================

Как видно, в этой области единства среди респондентов нет. Большинство все же стремится к поддержке и расширению прав бизнес-пользователей в области работы с данными.

Основные различия между традиционными и современными платформами бизнес-анализа на основе «потока аналитики» (Analytic Workflow Component) сведены в следующую таблицу.

Об изменениях в BI, Analytics и... Magic Quadrant

Predictive Analytics

Здесь мы забегаем немного вперед. Современные платформы Advanced Analytics (AA) уже обеспечивают анализ большинства типов данных, используя сложные количественные методы статистики, описательного и прогнозирующего сбора данных, машинного обучения, моделирования и оптимизации. Фактически, AA дает новый уровень «проникновения в суть», недоступный традиционным системам.

Современные платформы BI имеют встроенные элементы AA ─ в большей или меньшей степени. Выбор «идеальной» для заказчика платформы довольно сложен. В некоторых случаях более простая система не обеспечит всех потребностей предприятия. В других ─ будет иметь избыточную функциональность, и, следовательно, слишком высокую стоимость.

В заключение следует обратить внимание на то, что технологии бизнес-аналитики развиваются все быстрее, обрастая многими элементами из других областей IT. Поэтому Gartner делает вывод о том, что очередной пересмотр BI представлений и идей займет не 10-13 лет (как в нашем случае), а не более 3-5 лет ─ ожидается, что новые концепции и инструментарий появится уже к 2020 г.

Тогда неизбежно возникает вопрос ─ как же поступить сегодня предприятиям, которые до сих пор используют запросно-отчетные системы BI? Думается, им прежде всего нужно убедиться в эффективности новых BI платформ и соразмерить свои сегодняшние и будущие потребности в бизнес-аналитике. И, конечно, готовить бизнес-пользователей к работе в режиме self-service.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT