`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Об источниках, составных частях и конкуренции

+11
голос

От редакции. Внимание, которое привлекают к себе процессоры у IT-сообщества, можно сравнить лишь с тем интересом, что вызывает у любителей спорта финал забега на 100 м на чемпионатах мира или бой за звание чемпиона в тяжелом весе. Из полудюжины производителей чипов для настольных систем и массовых серверов на авансцене остались лишь два давних соперника – это Intel и AMD. Однако, пожалуй, только сейчас их шансы в борьбе за рынок систем на базе 64-разрядных процессоров архитектуры х86 уравнялись.
Публикуя своеобразные «сравнительные жизнеописания» Андрея Тищенко, редакция преследует цель не только ознакомить читателей с мнением одного из ветеранов украинского компьютерного рынка, но и вызвать полемику, которая могла бы найти отражение на страницах нашего еженедельника.

Министром обороны при президентах Кеннеди и Джонсоне (перед этим – успешным топ-менеджером корпорации Ford, а после всего – многолетним президентом Всемирного банка) служил Роберт МакНамара. В Пентагон его пригласили в качестве реформатора. Ему удалось изменить стратегическое мышление Вашингтона, в том числе структуру управления армией и закупок вооружений. Придя на службу из большого бизнеса, МакНамара занялся арифметикой. Он понял: так много государственных денег тратится на оборонные контракты потому, что оборудование обычно приобретается только у одного поставщика. Как можно в таких условиях определить, закупка выгодная или нет? Борясь с недобросовестным ценообразованием, МакНамара ввел элемент конкуренции в процесс государственных закупок: каждое устройство нужно получать как минимум из двух источников. Сражение двух компаний за госзаказ вынуждает искать способы повышения эффективности производства и снижения цены.

В конце 60-х идея второго источника особенно согревала компьютерную индустрию. Она оставляла шанс молодым амбициозным компаниям на рынке, где господствовала IBM. И раньше никто не желал становиться заложником судьбы, полагаясь только на одного поставщика технологий и компонентов. В качестве же государственной доктрины идея узаконила право младших на свой кусок пирога. Для электронной фирмы, имеющей собственные технологии, второй источник стал неизбежным злом: он «отъедал» долю прибыли, но без него невозможно было заставить потребителей покупать продукт. Способов стать вторым источником было два. Первый – подписать лицензионное соглашение с разработчиком, купить лицензию, оригинальные шаблоны с чертежами и открыть маленький свечной заводик в надежде добиться приемлемого выхода годной продукции. Другой – менее формальный (зато какой понятный!) – купить несколько образцов готовой продукции, набрать команду разработчиков и методом обратного проектирования воспроизвести продукт, посигнально, посхемно и послойно. Это было время, когда кремний воспринимался большей частью в виде песка калифорнийских пляжей, а авторское право США напоминало современное отечественное.

Боб Нойс, Гордон Мур и Энди Гроув могли похвастать фундаментальными знаниями в области физики и химии кремниевых пластин. Им удалось собрать под крышей Intel специалистов, породивших множество революционных технологий. У Джерри Сандерса и его коллег из AMD была интуиция средних инженеров, компенсированная бульдожьей хваткой коммерсантов от электронной индустрии. Цель AMD как раз и состояла в том, чтобы работать как второй источник. Четверть века вечно вторая AMD оттирала попеременно Texas Instruments, Motorola, Zilog и многих других от микропроцессорного трона. Об этом подробно рассказывает Тим Джексон в своей книге Inside Intel. (Вкусный эпизод осени 1981 г.: «Intel просит AMD стать вторым источником только по одной причине: IBM приставила ружье к голове Энди Гроува и сказала, что i8088 будет внутри PC только при условии подписания соглашения с Сандерсом».)

Прошло время. Менялись компании и технологии. Удачная покупка команды NexGen и успех последующих разработок избавили AMD от комплекса «специалистов по клонированию». Это обернулось для Intel потерей большой доли рынка массовых настольных и носимых систем. Но вряд ли что-то так раздражает Intel сегодня, как разгул AMD на корпоративном рынке серверов–кластеров–рабочих станций. И совершенно напрасно раздражает. Пока одни занимались маркетингом и рекламой, другие прилюдно пилили у трона ноги.

Какое, однако, неприятное свойство стереотипов – искажать объективное положение вещей. В связи с этим еще одно отступление. Известная в кругах рекламистов история об американском музыкальном журнале Rolling Stone звучит примерно так. В 70-е, когда резко упал объем рекламных поступлений, журнал озаботился исправлением своего имиджа. Крупные компании с пренебрежением относились к размещению рекламы в этом издании, считая его читателей маргиналами. Была разработана серия рекламных разворотов с простым заголовком Perception & Reality. Слева – заляпанный грязью, расписанный цветами и «пасификами» микроавтобус (perception – восприятие), справа – чистенький, буржуазного вида форд «мустанг» (reality – действительность). Они хотели этим сказать рекламодателю, что 60-е давно прошли, аудитория журнала повзрослела. Плевавшее на материальные ценности поколение «детей цветов» выросло и превратилось в дядек и теток с деньгами. На следующий год объем рекламы в этом журнале значительно вырос.

При кажущейся просвещенности корпоративного рынка не покидает ощущение, что он годами пестует и оберегает некую мифологию, набор приемов, позаимствованных у рынка потребительского. «Делает волосы объемными и пушистыми», «на четверть состоит из увлажняющего крема»... Временами Hyper-Threading напоминает Herbalife универсальностью действия. Не одному мне. Нет причин сегодня сомневаться в лидерстве Intel на рынке серверных технологий, есть удобный повод проанализировать мнения о превосходстве Intel, оценить перспективы, осмотреться в поисках источников. (Где вы, МакНамара? Кстати, жив, здравствует, недавно вторично женился в возрасте 88 лет.) «Великое противостояние» Intel–AMD – всего лишь удобный объект для сравнения. Ничего личного.

Технологии.

«Intel является технологическим лидером в разработке серверных компонентов»

IMHO, утверждение справедливо лишь отчасти. Оценки рыночной доли интеловских серверных конструкторов в 70–80% говорят, скорее, не о «технологичности», а о грамотно выстроенной сбытовой политике – результате направленной многолетней деятельности. С сожалением приходится признать, что архитектура Intel Itanium 2 не стала и уже, вероятно, не станет массовым продуктом. Минусы платформы Intel Xeon Nocona: плохо масштабируемая архитектура разделяемой процессорной шины, отдельный (т. е. более медленный) контроллер памяти, высокие потребление и тепловыделение. Задержки обращения к памяти DDR2 на текущей реализации частоты нивелируют ее быстродействие. Повышение частоты сильно удорожает модули памяти. Hyper-Threading как технология виртуальной многопроцессорности многие приложения замедляет, а не ускоряет. Физическая многоядерность вряд ли появится раньше 2006 г., недавний пресс-релиз о них – это пока что бумага, но не процессоры. Плюсы платформы AMD Opteron: независимые шины процессоров, встроенные (быстрые) контроллеры памяти, масштабирование по шине HyperTransport, меньшее тепловыделение, реальное наличие на рынке двухъядерных процессоров.

Бизнес-модель (каналы поставок).

«Модель канальной дистрибьюции серверных компонентов и платформ Intel идеальна для локальных сборщиков»

Как у любой медали, здесь есть обратная сторона. Плюсы канальной дистрибьюции «конструкторов» Intel: развитая дистрибьюторская сеть, четкий модельный ряд, проработка совместимости, понятная техническая и маркетинговая политика. Минусы: жесткие ограничения на конфигурации, сходство серверов конкурентов «до степени смешения», абсолютное снижение рентабельности локальной сборки. Альтернативой могла бы стать покупка машинокомплектов «не-Intel», но как победить тотальные сезонные дефициты процессоров Intel Xeon – никто не знает. Существование в стране четырех дистрибьюторов Intel, к сожалению, не гарантирует наличия склада ни процессоров, ни плат, ни шасси.

Надежность технологий и продуктов.

«Процессоры AMD перегреваются, технологии сырые»

Застарелое заблуждение. Выделяемая мощность процессоров AMD Opteron давно уже меньше показателей Intel Xeon. Об этом хорошо знают те, кто слышал своими ушами, как работают те и другие серверы. Запитывание систем, охлаждение процессоров и снижение сопутствующего шума вентиляторов становится серьезной проблемой для высокопроизводительных систем. Так, радиатор с вентилятором под двухъядерный Pentium 4 весит... почти килограмм. Процессоры AMD Opteron имеют металлическую крышку на ядре, процент выхода из строя самих процессоров ничтожно мал. Платы под Opteron делаются на том же технологическом уровне, что и интеловские. Разработчики – те же тайваньские компании, которые делают платы для Intel. BIOS'ы рождаются и правятся в таких же муках. (Мало что сравнится по продолжительности и силе с недавними мучениями интеловских интеграторов над платами 7520BD2, 7520JR2, 7520AF2.) Что касается рассуждений теоретиков об уникальных (понятно, дорогих) технологиях обработки ошибок и отказов и их реализации на платах, на это можно заметить только одно. Надежность – это не доведенное до абсурда дублирование компонентов в отдельно взятом устройстве, а логически продуманное построение отказоустойчивой серверной инфраструктуры. Тот, кто печется о катастрофоустойчивости, строит кластеры. У кого нет денег на защиту от катастроф – убеждает себя, что это маловероятно.

Техническая и маркетинговая поддержка.

«Intel предлагает наиболее комфортные условия поддержки локальных пользователей»

Это близко к правде. Intel действительно хорошо поддерживает свои продукты – через сайт, канальные конференции и тренинги. Она позволяет паразитировать на маркетинговых фондах. На практике это выливается в гонку за объемами продаж процессоров и вырождение прибыли от прямой (продажа серверов) к косвенной (скидки продавца в виде возврата, бонусы, реклама). Что до гарантийного обслуживания, то, к сожалению, полного отчуждения сервиса (переноса на плечи производителя) все равно достичь нереально – Intel не в состоянии заменять дефектные продукты так быстро, как этого требуют ситуация и покупатели серверов. В любом случае требуются свои квалифицированные специалисты и локальный склад запчастей.

Перспективы бизнеса.

«Intel всегда заставляет идти рынок своим путем»

Это не так. Многие помнят силовой переход к памяти Rambus и фиаско продуктов на i820/i840. Сегодня далеко не все производители делают платы под Xeon по лекалам Intel. Например, пренебрегают памятью DDR2, предпочитая DDR. За последний год на рынок Opteron-серверов вышли IBM, Sun, Hewlett-Packard, Fujitsu Siemens, Acer. На рынок платформ – Newisys, Celestica, Appro. На рынке плат под AMD Opteron уже работает с полдесятка компаний. Ладно Tyan – эта всегда посматривала на сторону. Supermicro – вот кто «предал» Большого Брата, сформировав длинную линейку платформ под Opteron. Все просто – серверы AMD Opteron обладают не только привлекательным соотношением цена/производительность в многочисленных целевых приложениях, но и меньшим TCO, допуская в рамках одной платформы переход от одно- к двухъядерным процессорам и от 32- к 64-разрядному программному окружению. К тому же, в отличие от Intel, AMD поставляет только процессоры, свобода выбора остальной компонентной базы дает ту самую гибкость, которая нужна всем: клиенту – для решения персонально его, клиентской задачи, интегратору – для получения уникальных преимуществ перед конкурентами.

«Наука и религия».

«Intel или AMD – это дело вкуса», «Нас не поймет Intel», «Нас не поймут клиенты»

Что проку говорить о технологически продвинутых продуктах в терминах религии или потребительского маркетинга? Клиенты покупают у поставщиков серверов не конструкторы для забавы, а инструменты решения своих прикладных задач. Задачи – разные. Инструменты тоже должны быть разные. Появление второго источника в лице платформы AMD Opteron – это закономерное расширение возможностей рынка. Резонно предположить, что больше перспектив у интеграторов, делающих ставку на вменяемого потребителя, вместе с ним решающего его (а не свои или производителя) задачи. A-бренды, охотно припавшие ко второму источнику, показывают локальным сборщикам пример работы на серверном рынке с пользой для всех участников. Тем же, кто опасается «непонимания» клиентов, можно только посочувствовать – если покупатель диктует продавцу, какими должны быть производимые серверы, то им стоило бы поменяться рабочими местами. Вероятно, у такого покупателя много свободного времени. Ведь понятно, что деловых перспектив больше у клиента, который успешен в своем бизнесе, монопольно им поглощен и у которого нет времени на сравнительный анализ серверных технологий. Его интересуют только собственная задача и предлагаемые квалифицированным консультантом инструменты для ее решения.

Лично мне все равно, на чем будет зарабатывать деньги серверный рынок. Хочется только, чтобы своим трудом и знанием предмета. Не мантрами и не многоуровневым маркетингом. Реальная конкуренция наделяет рынок информацией, заставляет анализировать возможности и принимать оптимальные решения. Сколько бы ни было источников – два, три или больше – от их прибавления только прибудет пользы. Тут я солидарен с профессором Преображенским: «Я один живу и работаю в семи комнатах и желал бы иметь восьмую».

E-mail автора: at@entry.kiev.ua

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT