`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

NVIDIA GeForce GTX 580: правильная Fermi

Статья опубликована в №42 (752) от 23 ноября

0 
 

Видеокарту NVIDIA GeForce GTX 480, вышедшую в марте нынешнего года, все характеризовали как самую быструю, но слишком горячую и дорогую. С новой ревизией архитектуры Fermi NVIDIA стремится исправить ситуацию.

NVIDIA GeForce GTX 580 правильная Fermi
Zotac GeForce GTX 580

Достаточно одного взгляда на данные об архитектуре новинки, чтобы понять: несмотря на рост порядкового номера серии в названии модели, речь идет не о новом поколении графической архитектуры, а о доработанном старом. Впрочем, ставить это в упрек NVIDIA вряд ли стоит: во-первых, ее конкурент AMD поступила так же, месяц назад выпустив обновленные и удешевленные видеокарты Radeon под видом новой серии Radeon HD 6800. Во-вторых, для большинства современных игр производительности топовых Fermi более чем достаточно, и наращивать ее имеет смысл только для сверхвысоких разрешений и технологии 3D Vision, удваивающей нагрузку на GPU. В будущем же, по мнению многих экспертов, очень ресурсоемких игр будет все меньше: ключевые из них разрабатываются с акцентом на игровые консоли, а по быстродействию серьезно уступаею ПК.

NVIDIA GeForce GTX 580 основана на графическом процессоре GF110, содержащем 3 млрд транзисторов, производимом по нормам 40-нанометрового техпроцесса. Отметим, что с весны технологические линии TSMC, выпускающей GPU для NVIDIA и AMD, были отлажены и усовершенствованы, потому с точки зрения энергопотребления и тепловыделения новый чип должен быть значительно лучше. Что касается архитектуры, то GF110 сочетает в себе принципиальное строение своего предшественника с обновлениями, которые Fermi получила в течение года. В отличие от GeForce GTX 480 в процессоре активны все блоки: теперь он содержит 512 шейдерных процессоров, 64 текстурных блока и 16 устройств Polymoph Engine против 480, 60 и 15 соответственно у предшественника. Остальные характеристики остались прежними: 48 блоков растеризации, 768 КБ кеша L2, шесть 64-битовых контроллеров памяти GDDR5, формирующих шину шириной 384 бита, оснащается новинка также 1,5 ГБ памяти. Таким образом, на первый взгляд GeForce GTX 580 должна обгонять бывшего флагмана NVIDIA очень ненамного, однако есть и другие нововведения. Прежде всего, значительно увеличены тактовые частоты: теперь GPU работает на 772 МГц, а шейдерный домен – на 1544 МГц, а не на 700/1400 МГц; память тоже чуть ускорена – до 1 ГГц. Кроме того, в составе GF110 используются обновленные текстурные блоки, впервые появившиеся в Fermi на GeForce GTX 460. Они отличаются увеличенной вдвое производительностью при работе с текстурами в формате FP16, применяемыми на сегодняшний день в большинстве современных игр. И наконец, последнее новшество – усовершенствованный алгоритм отсечения невидимых с точки зрения игрока пикселов (Z-cull), который теперь более эффективно определяет скрытые за другими объектами части сцены и изымает их из обработки, освобождая ресурсы. NVIDIA заявляет о приросте 8% в данной операции, что вносит свой вклад и в общее быстродействие.

Особое внимание было уделено тем особенностям Fermi, которые вызвали больше всего нареканий: тепловыделению, энергопотреблению и шумности. Все блоки GF110 заново спроектированы с учетом недостатков и слабых мест, обнаруженных в GF100, и теперь GPU имеет меньше токов утечек и, следовательно, меньше греется. Кроме того, значительно изменилась подсистема питания – как с точки зрения элементной базы, так и в части управления. Теперь в ее составе есть три датчика, замеряющих потребляемый видеокартой ток. В случае если он аномально высок, а драйвер замечает использование утилит для стресс-тестирования (OCCT, FurMark), тактовые частоты автоматически снижаются, чтобы сохранить заявленный уровень TDP. По сравнению с конкурентами это, конечно, некорректно, однако NVIDIA можно понять: огромные показатели энергопотребления, полученные для GeForce GTX 480, выявлены именно с помощью утилит, которые многие пользователи не применяют никогда, а характерная для них нагрузка в реальных играх вообще не встречается. Отметим, что данный алгоритм активируется только в вышеозначенных утилитах, в играх и других программах видеокарта не «хитрит».

Система охлаждения заметно видоизменена: вместо тепловых трубок радиатор состоит из большой тепловой камеры, расположенной на всей площади его подошвы, и тонких алюминиевых ребер. Привычный центробежный вентилятор полностью выдувает горячий воздух наружу. Также переработаны алгоритмы термоконтроля и управления кулером: вместо характерного для GeForce GTX 480 резкого скачка скорости вентилятора и, соответственно, его шумности наблюдается ее плавный рост. В результате при максимальной загрузке GeForce GTX 580 отчетливо слышно, но работать вполне комфортно. При этом температурный режим серьезно улучшился: если предшественница резко раскручивала кулер только при 93–95 °С и нередко перешагивала за 100 °С, то GeForce GTX 580 при максимальной загрузке с выключенным алгоритмом снижения частот не достигла и 90 °С.

NVIDIA GeForce GTX 580 правильная Fermi
NVIDIA GeForce GTX 580 правильная Fermi

Тестирование NVIDIA GeForce GTX 580 наглядно показывает, как из небольших улучшений получается значительный прирост быстродействия. Превосходство новой флагманской модели над предшественницей в разных приложениях составляет от 11 до 28% благодаря высокой производительности в текстурировании, ускоренной тесселяции и повышенным частотам. Более того, если ранее мы говорили, что GeForce GTX 480 является самой быстрой одночиповой видеокартой, но двухпроцессорный Radeon HD 5970 ее все же опережает, то теперь можно констатировать, что новинка NVIDIA способна отобрать трон и у него. Единственными тестами, где флагман AMD был лучше GeForce GTX 580, оказались 3DMark Vantage и Aliens vs. Predator, в других же свежая Fermi примерно равна флагману AMD. Учитывая, что пока вышла лишь первая версия драйвера с поддержкой новинки, ситуация вполне может измениться в ее пользу.

Подчеркнем значительное снижение энергопотребления: оно упало на 30–35 Вт в наиболее тяжелых играх. При максимальной же загрузке в FurMark с выключенным программным ограничением тока в нашем тестовом стенде GeForce GTX 580 показала идентичные предшественнице результаты, что довольно интересно: похоже, прирост активных функциональных блоков и частоты нивелирует оптимизации ядра и системы питания.

В целом NVIDIA GeForce GTX 580 – это, безусловно, успех. В данной видеокарте недостатки архитектуры Fermi наконец исправлены, в итоге она более чем быстра и при этом работать с ней комфортно: она не шумит, не так греется и потребляет меньше энергии. Возможно, пока преждевременно говорить о свержении ATI Radeon HD 5970 с трона самого быстрого акселератора на рынке, однако с точки зрения производительности между ней и новинкой NVIDIA уже наблюдается шаткое равенство, а рассматривая удобство пользования, можно уверенно отдавать предпочтение GeForce GTX 580.

Осталось подождать конца ноября, когда AMD представит топовые модели новой линейки Radeon HD 6900, и тогда можно будет уже точно сказать, удалось ли NVIDIA завоевать безоговорочную победу. Пока же сравнивать новинку с Radeon HD 5870 и HD 6870 попросту бессмысленно: хоть они и стоят на $200–250 дешевле, разница в производительности также очень велика.

Технические характеристики видеокарт
Модель ATI Radeon HD 5870 AMD Radeon HD 6870 ATI Radeon HD 5970 NVIDIA GeForce GTX 480 NVIDIA GeForce GTX 580
GPU Cypress XT Barts XT Hemlock XT GF100 GF110
Количество транзисторов, млн 2154 1700 2×2154 3000 3000
Площадь ядра, мм2 334 255 2×334 529 520
Техпроцесс, нм 40
Конфигурация GPU(SP/TMU/ROP) 1600/80/32 1120/56/32 2×1600/80/32 480/60/48 512/64/48
Тактовая частота GPU* 850 900 725 700/1401 772/1544
Ширина шины памяти, бит 256 256 2×256 384
Тип памяти, объем GDDR5, 1 ГБ GDDR5,
2×1 ГБ
GDDR5, 1536 МБ
Частота памяти, МГц 4800 4200 4000 3696 4008
Поддерживаемые API DirectX 11, OpenGL 4.0, OpenCL 1.1 DirectX 11, OpenGL 4.0,
OpenCL 1.1, CUDA 2.0
TDP, Вт 188 151 294 250 244
Ориентировочная цена, $ 350** 240 600 475** 499
* Для видеокарт NVIDIA частоты растрового и шейдерного доменов указаны раздельно.
** По данным hotline.ua.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT