`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

NVIDIA GeForce GTX 295/285: чем меньше, тем лучше

Статья опубликована в №3 (669) от 3 февраля

+11
голос

В мире графических акселераторов максимальное внимание публики привлекают продукты высшего класса, несмотря на то, что большинство доходов компании получают не от них. Тем не менее статус создателя наиболее мощной видеокарты косвенно влияет и на уровень продаж продукции других ценовых диапазонов, ведь покупатель отдает предпочтение лучшим, и потому борьба за этот титул идет нешуточная.

С лета 2008 г. титул производителя самого быстрого графического акселератора оказался, так сказать, поделенным пополам. Формально на троне расположился ATI Radeon HD 4870 X2, но ситуация не так проста: это двухчиповая видеокарта, фактически представляющая собой Crossfire-тандем из двух Radeon HD 4870. Топовая модель NVIDIA – GeForce GTX 280, в свою очередь, заслуживала звания самой быстрой однопроцессорной видеокарты благодаря более сбалансированному GPU.

NVIDIA GeForce GTX 295/285 чем меньше, тем лучше
GeForce GTX 285

Естественно, позиция «не совсем первой» не устраивала NVIDIA, но по объективным причинам пойти по проторенному пути и выпустить аналогичную модель с двумя GPU GT200 было нельзя. Этот чип содержит 1,4 млрд транзисторов, из-за техпроцесса 65 нм занимает большую площадь и требует больших токов питания, выделяя много тепла. Кроме того, сложность процессора послужила причиной значительного процента выхода бракованных кристаллов и итоговой высокой стоимости годных. Все эти факторы привели как к физической невозможности совместить два чипа в одной видеокарте, так и к экономической нецелесообразности такого шага. До появления топового GPU с новой архитектурой остается еще много времени, потому NVIDIA предприняла очевидный шаг по устранению недостатков существующего – переход на меньший техпроцесс. В октябре-ноябре 2008 г. начался массовый выпуск обновленного чипа GT200b по технологии 55 нм, что позволило на треть снизить энергопотребление, удешевить производство, упростить разводку печатных плат. Первыми видеокартами, на которые начали устанавливать эти GPU, стали GeForce GTX 260 с увеличенным со 192 до 216 числом потоковых процессоров, однако они до недавнего времени были редкими гостями в розничной продаже. Главный же козырь NVIDIA в борьбе с флагманом ATI – новые графические акселераторы GeForce GTX 295 и GeForce GTX 285, представленные на CES 2009.

Фактически новый в этих моделях только техпроцесс, так как абсолютно никаких архитектурных изменений в GPU не производилось. Переход с 65 на 55 нм также называют «оптическим сокращением» (optical shrink), что означает отсутствие необходимости в новом дизайне кристалла. Маски для фотолитографии пропорционально уменьшаются, рассчитываются новые напряжения и соответствующие номиналы элементов цепей питания, и производство можно переносить на более современный конвейер. Об архитектуре графических процессоров GT200 мы подробно писали в ko-online.com.ua/37108, потому возвращаться к ней не будем, а обратим внимание на сами новые видеокарты.

NVIDIA GeForce GTX 295/285 чем меньше, тем лучше
GeForce GTX 295

Новый «царь горы» в исполнении NVIDIA – GeForce GTX 295 – использует уже знакомую нам по GeForce 9800GX2 компоновку из двух плат с собственными GPU и памятью и кулера между ними. Для этой модели конфигурация процессора GT200b изменена, причем немного нетипичным образом: несмотря на то, что активны все 240 потоковых процессоров (Stream Processors, SP), один из восьми ROP и, соответственно, контроллеров памяти отключен. Итак, видеокарта в сумме содержит 480 SP, 160 блоков текстурной адресации и фильтрации, 14 ROP производительностью 56 пикселов/такт и имеет две шины памяти по 448 бит, к которым подключены 1792 МБ памяти DDR3. GPU работает на частоте 575 МГц, потоковые процессоры – на 1242 МГц, память – на 1 ГГц (2 ГГц DDR). Невзирая на потенциальную возможность, NVIDIA не стала увеличивать частоты ядер, очевидно, чтобы не ухудшать температурный режим.

«Половинки» видеокарты направлены графическими процессорами внутрь, а между ними находится массивный кулер с турбиной, выдувающий воздух как наружу корпуса, так и частично внутрь через отверстие в верхней стенке кожуха. Алюминиевый радиатор содержит впрессованные медные пластины для улучшения теплообмена с GPU, мостом SLI и чипами RAMDAC. На одну из плат дополнительно установлен вышеупомянутый мост nForce 200, отвечающий за режим SLI внутри акселератора. По заявлениям NVIDIA, подобная компоновка двухчиповых видеокарт позволяет более эффективно охлаждать все компоненты и упрощает печатные платы. Глядя на разводку ATI Radeon HD 4870 X2, а главное – слыша его кулер, нельзя не согласиться с этим мнением. Подробные фото разобранной GeForce GTX 295 можно увидеть на сайте «Компьютерного Обозрения».

Уменьшенный техпроцесс позволил добиться заявленного энергопотребления GeForce GTX 295 на уровне 289 Вт, реальное же значение составляет около 220 Вт. Для сравнения, GeForce GTX 280 потребляет около 180 Вт, а Radeon HD 4870 X2 – целых 270 Вт. Для подключения питания установлены два разъема на 8 и 6 контактов. Акселератор поддерживает режим Quad SLI, для чего в обычном месте возле крепежной скобы имеется разъем. Интерфейсные разъемы представлены двумя DVI-I Dual Link и одним HDMI. Как и раньше, трансляцию звука через HDMI можно обеспечить подключением входящего в поставку видеокарты кабеля S/PDIF от выхода звуковой карты к специальному разъему на графическом акселераторе.

Вторая в современной иерархии видеокарт NVIDIA модель – GeForce GTX 285 – по большинству характеристик идентична существующей уже более полугода GeForce GTX 280. На нее устанавливается полноценный GPU GT200b с 240 потоковыми процессорами, восемью ROP и шиной памяти шириной 512 бит, а также 1 ГБ памяти DDR3. Благодаря новому техпроцессу частоту графического процессора удалось повысить до 650 МГц (SP работают на 1475 МГц). Кроме того, измененный дизайн печатной платы позволил разместить все 16 чипов памяти на одной стороне, вследствие чего улучшилось охлаждение половины из них (раньше это происходило только за счет рассеивания тепла с крышки кожуха). Такое решение дало дивиденды в виде увеличенной до 1241 МГц частоты памяти.

Характеристики видеокарт
Видеокарта ASUS Radeon HD 4870 X2 Palit Radeon HD 4850 Sonic Palit Radeon HD 4870 Sonic Dual Edition MSI GeForce GTX 280 Zotac GeForce GTX 295 Zotac GeForce GTX 285 AMP!
Видеопроцессор 2×RV770 RV770 RV770 GT200 2×GT200b GT200b
Техпроцесс, нм 55 55 55 65 55 55
Количество транзисторов, шт. 2×956 млн 956 млн 956 млн 1,4 млрд 2×1,4 млрд 1,4 млрд
Число функцио- нальных блоков ядра 2×800 SP/40 TMU/16 ROP 800 SP/40 TMU/16 ROP 800 SP/40 TMU/16 ROP 240 SP/80 TMU/8 ROP 2×240 SP/80 TMU/7 ROP 240 SP/80 TMU/8 ROP
Разрядность шины памяти, бит 2×256 256 256 512 2×448 512
Частоты ядра/ памяти, MГц 750/3600 625/2000 750/3600 600/2200 575/2000 650/2500
Видеопамять 2×1 ГБ GDDR5 512 МБ GDDR3 1 ГБ GDDR5 1 ГБ GDDR3 2×896 МБ GDDR3 1 ГБ GDDR3
Интерфейс PCI Express 2.0 x16 PCI Express 2.0 x16 PCI Express 2.0 x16 PCI Express 2.0 x16 PCI Express 2.0 x16 PCI Express 2.0 x16
Версии DirectX, Shader Model 10.1, 4.1 10.1, 4.1 10.1, 4.1 10.0, 4.0 10.0, 4.0 10.0, 4.0
Предоставлено MDM Palit MSI ELKO-Kiev
Цена, $ 530 165 310 430 545 420

Итоги тестирования

NVIDIA GeForce GTX 295/285 чем меньше, тем лучше
NVIDIA GeForce GTX 295/285 чем меньше, тем лучше
NVIDIA GeForce GTX 295/285 чем меньше, тем лучше

В процессе тестирования мы обратили внимание на то, что новый техпроцесс хоть и уменьшил энергопотребление графического процессора, но тепловыделение снизил не слишком значительно. Под нагрузкой в 3DMark (не самой сложной на сегодня задаче) температура GPU на обеих видеокартах доходит до 88 °С. Впрочем, системы охлаждения справляются со своей задачей, не создавая при этом какого-либо дискомфорта уровнем издаваемого шума. Зато обнаружилось, что в процессе проектирования печатных плат GeForce GTX 295 инженеры NVIDIA сэкономили на дросселях в цепи питания: они также со своими обязанностями справляются, но издают назойливый скрип даже при невысокой загрузке в 3D. К сожалению, причина не в нашем тестовом экземпляре, проблема наблюдается на большинстве GeForce GTX 295 от разных производителей. Будем надеяться, что в более свежих партиях ревизия PCB будет обновлена, и проблема исчезнет. Подчеркнем, что в GeForce GTX 285 такого недостатка нет, там конвертер питания достаточно мощный для полноценного и бесшумного питания платы.

Новинки обладают неплохим разгонным потенциалом. GeForce GTX 295 достигла частот 680/1466 МГц для GPU и 1195 МГц для памяти, а младшая модель смогла стабильно работать на частоте GPU 740/1593 МГц и памяти – 1480 МГц (кулеры были форсированы до 100%).

Производительность NVIDIA GeForce GTX 295, бесспорно, позволяет назвать его самым быстрым одиночным графическим акселератором на сегодняшний день. Благодаря тому что производительность текстурных блоков в GT200b намного выше, чем в ATI RV770, в сложных режимах на высоком разрешении в большинстве случаев новинка опережает Radeon HD 4870 X2, причем, как видно на графиках, иногда очень намного. Продукт ATI сохраняет первенство только в тех приложениях, где основная работа по построению сцены осуществляется посредством шейдеров, которые он исполняет быстрее. Впрочем, нужно еще помнить, что высокая производительность двухчиповых видеокарт возможна только в приложениях, поддерживающих метод рендеринга кадров, применяемый конкретной компанией в своих тандемах. Например, в Enemy Territory: Quake Wars Radeon HD 4870 X2 работают в полную силу, в то время как у GeForce GTX 295 активно только одно ядро, а в Crysis: Warhead пасует уже Radeon.

Что касается NVIDIA GeForce GTX 285, то эта карта просто оправдывает возложенные на нее ожидания. Она работает чуть быстрее GeForce GTX 280 благодаря чуть повышенным частотам и неплохо разгоняется. Надеемся, что цены на эту видеокарту в Украине не будут слишком отличаться от рекомендованных $349, иначе ей будет сложно противостоять намного более быстрой Radeon HD 4870 X2, на которую цена уже снижена AMD до $449.

Подводя итог, остается только констатировать, что NVIDIA наконец удалось собрать в своих руках обе «половины» титула лучшего производителя видеокарт. К счастью, почивать на лаврах ей не придется: ATI R800 ожидается уже в начале лета, в то время как новое поколение графики NVIDIA GT300 – в III–IV квартале этого года.

Дополнительные материалы:

NVIDIA GeForce GTX 295/285: новогодние видеокарты

NVIDIA GeForce GTX 295/285 чем меньше, тем лучше

NVIDIA GeForce GTX 295/285 чем меньше, тем лучше

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT