`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

NVIDIA Editors Day 2007: "Наш главный конкурент – консоли"

Статья опубликована в №44 (612) от 20 ноября

0 
 

Представителю нашего издания впервые довелось принять участие в мероприятии из серии NVIDIA Editors Day, которое традиционно проходит в конце октября в штаб-квартире компании в Санта-Кларе (штат Калифорния). Здесь ведущие специалисты фирмы не только делятся интересными подробностями и ближайшими планами, но и выслушивают мнения технических журналистов о своих продуктах.

NVIDIA Editors Day 2007 "Наш главный конкурент – консоли"
ESA является составной частью платформы для энтузиастов

Фраза, прозвучавшая из уст одного из высокопоставленных менеджеров NVIDIA и ставшая заголовком этой статьи, с одной стороны, оказалась весьма неожиданной, а с другой – как нельзя лучше определяет не только главную направленность данной конференции, но и стратегию всей деятельности вендора. Недаром почти половина программы первого дня ее работы была посвящена выступлениям стратегического партнера компании в этом направлении – Microsoft – и представителей целого ряда ведущих разработчиков игр. Примечательно, что в их числе был и сотрудник украинской GSC Games – настолько удачным оказался ее «S.T.A.L.K.E.R. Shadow Of Chernobyl». И сразу же хотелось бы отметить, что среди всех представленных во время мероприятия игр очередной проект той же серии «S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky», выполненный на движке X-Ray 1.5, выгодно выделялся из ряда прочих.

Впрочем, так как тема игр не является для нашего издания профилирующей, не будем останавливаться на деталях демонстраций, а поговорим о деловых и технологических аспектах. По данным Mercury Research, приведенным в презентации генерального менеджера Microsoft по играм для ПК Кевина Унангста (Kevin Unangst), в настоящее время число поклонников игр на персональных компьютерах в мире насчитывается около 200 млн. Причем за последнее десятилетие объем продаж в этом сегменте утроился. А следующей важной вехой в развитии данного рынка должен стать переход на DirectX 10. Так, к концу 2007 г. число GPU с поддержкой DX10 уже превысит 15 млн, а в будущем данный показатель достигнет 102 млн.

Пожалуй, наиболее интересным в выступлении высокопоставленного менеджера из Microsoft стало разъяснение по поводу слухов о грядущем появлении промежуточного обновления DirectX под номером 10.1. Кевин Унангст заверил, что дополнения, ожидаемые в данной версии, не повлияют на уже существующие приложения. Видимо, компания в полной мере осознала важность проблемы совместимости, возникшей с переходом от DX9 к DX10, поэтому пытается охладить страсти уже на самом раннем этапе их возникновения.

NVIDIA Editors Day 2007 "Наш главный конкурент – консоли"
«Дженсон»: «У NVIDIA есть намерение выпустить так называемую гибридную SLI»

Такое внимание Microsoft к игровому сегменту не случайно. Аналитики из DFC International заявляют, что сегмент игр для ПК является одним из наиболее быстрорастущих, а в ближайшие пять лет он увеличится как минимум на 80%. Поэтому неудивительно, что NVIDIA придает такое большое значение не только созданию и развитию своих графических чипов, но и поддержке производителей развлекательного контента. По словам вице-президента компании по связям с разработчиками Роя Тейлора (Roy Taylor), бюджет данного направления исчисляется в сотнях миллионов долларов (опережая затраты на прямой маркетинг собственных продуктов), а в программе «The way it's meant to be played» занято около 300 сотрудников. Данная программа не только и не столько предназначена для сертификации ПО, сколько для помощи программистам в раскрытии всего потенциала GPU от NVIDIA. И представители фирм, выпускающих игры, высоко оценивали эту помощь, предлагаемую как в виде утилит отладки и настройки, так и в форме оперативных консультаций.

По мнению г-на Тейлора, платформа DX10 по своей функциональности превосходит ныне существующие консоли и в плане возможностей для создателей контента, и по качеству и разнообразию эффектов, производящих на пользователей неизгладимое впечатление. Интересно, что некоторые из них, например туман, практически нельзя продемонстрировать в виде картинки образа экрана, так как теряется динамика. «Представьте, что вы идете в тумане и лишь слышите, где примерно находится ваш противник. И вдруг он появляется прямо перед вами – у любого увлеченного процессом сердце точ-но екнет!» – с таким воодушевлением Рой Тейлор описывал новые функции DX10.

Он также привел весьма интересные данные по одному из самых горячих проектов для DX10 – игре Crysis. Объем его исходного кода составляет около 1 млн строк, число файлов в инсталляции равно 4642, а общий размер используемых данных приблизился к 7 ГБ. В ней задействовано 85 тыс. шейдеров, для хранения которых нужно 230 МБ. Типичная сцена строится с применением 1,5–2 млн полигонов. Совершенно ясно, что для игры подобного масштаба просто необходимо то самое «железо», разрабатываемое NVIDIA.

ESA – управляем всем!

На конференции впервые прозвучало название новой спецификации ESA (Enthusiasts System Architecture), которая весьма созвучна с уже давно забытой ISA. Посему представители NVIDIA особо подчеркивали, что новую аббревиатуру следует произносить по буквам: «И-Эс-Эй», дабы не вносить путаницы.

Новость об этой спецификации уже успела облететь все специализированные сайты, поэтому не будем подробно на ней останавливаться. Отметим лишь, что она предназначена для сбора и управления всеми компонентами ПК, а в качестве транспорта используется шина USB. ESA является открытой, и ее реализация в продуктах не требует каких-либо отчислений. В создании этой спецификации, кроме NVIDIA, принимали участие и ведущие тайваньские производители компьютерных компонентов: материнских плат, корпусов и блоков питания. Кстати, не удивляйтесь присутствию последних, так как в современном ПК с несколькими видеокартами просто обязан применяться мощный блок питания.

NVIDIA Editors Day 2007 "Наш главный конкурент – консоли"
Система охлаждения CoolIT, сертифицированная по спецификации ESA, стала одним из первых примеров реализации нового стандарта

Кроме того, немаловажным условием корректной работы компьютера является и достаточное его охлаждение. Датчики температуры сегодня устанавливаются не только на сами компоненты, но и размещаются в корпусе, откуда вся информация будет стекаться на консоль. И в случае превышения температуры заданного порога должна, например, увеличиваться частота вращения вентиляторов. Поэтому в ESA-корпусе, помимо датчиков температуры, будет монтироваться концентратор USB, предназначенный для передачи данных на материнскую плату.

Логика управления системой в ESA не формализуется, впрочем, корректность выдаваемой информации о параметрах того или иного устройства также лежит на совести соответствующих производителей. Единственное, что документ определяет, – это формат стека передаваемых по USB данных. Как сообщил в выступлении, посвященном новой спецификации, руководитель подразделения технического маркетинга MCP в NVIDIA Том Петерсен (Tom Petersen), сертификация по программе ESA будет проводиться совместно с тайваньской фирмой Allion.

На конференции демонстрировались первые устройства с логотипом ESA, а в комплекте с материнскими платами на новых платформах NVIDIA 780i и 780a SLI (для процессоров Intel и AMD соответственно), предназначенных для энтузиастов, будет идти ПО для сбора информации и управления по ESA. На ПК с материнскими платами на иных чипсетах данный пакет работать не будет. Но представители NVIDIA заявили, что спецификация открыта, поэтому любой желающий вправе выпустить аналогичное программное обеспечение.

В перспективе предполагается, что на базе ESA можно будет строить гораздо более «умные» ПК, способные не только оптимизировать свои параметры под выполнение конкретных задач, но и с помощью специальных агентов еще до старта ОС проверять работоспособность как системного блока в целом, так и отдельных компонентов. А во время проведения круглого стола с участием менеджеров NVIDIA выдвигалось даже предложение в автоматическом режиме производить проверку наличия свежих драйверов, их загрузку и установку. Как бы там ни было, а специалисты компании считают, что данная спецификация в перспективе должна оказать серьезное влияние на PC-архитектуру.

Игровые ноутбуки не будут уступать десктопам

NVIDIA Editors Day 2007 "Наш главный конкурент – консоли"

Смена поколений графических чипов NVIDIA, уже заканчивающаяся в настольном сегменте, близится к завершению и в области мобильных решений. Последним аккордом вендора здесь станут видеокарты на базе чипов 8800M GTX и 8800M GTS. Они предназначены для лэптопов энтузиастов. Среди особенностей этих устройств можно отметить изготовление по 65-нанометровой технологии, благодаря чему удалось добиться значительного прогресса в плане сокращения тепловыделения. Теперь «тепловой пакет» мощного видеоадаптера не превышает 40 Вт.

Среди усовершенствований, реализованных в новых мобильных чипах, и развитие технологии PureVideo HD, позволяющей перенести значительную часть задачи по декодированию HD-контента формата H.264 с центрального процессора на GPU. Что же касается производительности, то, по данным NVIDIA, одиночные GeForce 8800M GTX в тестах 3DMark06 обходят SLI GeForce 7950 GTX примерно на 5%. Понятно, что в общем случае такое превышение не рассматривается как преимущество. Но ведь сравниваются-то две настольные видеокарты с одной мобильной!

Вы можете сказать, что это предварительные данные, да и синтетические тесты не всегда показательны. Однако на конференции был продемонстрирован и работающий ноутбук на базе GeForce 8800M GTX от Alienware. Точнее, можно было увидеть не сам лэптоп (так как по условиям NDA до момента официального выхода этого продукта NVIDIA не имела права показывать его корпус), а то, как на нем выполняются игры. И ни в одном из требовательных к ресурсам приложений типа Crysis не было видно каких-либо задержек.

О «гибридном» SLI

А завершилась конференция серией вопросов, на которые ответил президент и CEO NVIDIA «Дженсон» (Jen-Hsun Huang). Честно говоря, глядя на бодрого и подтянутого молодого человека в простой тенниске и джинсах, ни за что не скажешь, что перед вами первое лицо такой крупной компании, как NVIDIA. Но его энергия и умение «держать» аудиторию свидетельствовали именно об этом.

Как всегда бывает в таких случаях, публика сыпала самыми разноплановыми вопросами. Но ответ на один из них все же стоит привести. Обычно представители NVIDIA не рассказывают о еще невыпущенных продуктах, тем не менее «Дженсон» подтвердил, что технология SLI является для компании стратегически важной. И в ее ближайших планах намечен выпуск так называемых гибридных SLI-плат. В данном случае имеется в виду, что в режиме SLI смогут работать не только абсолютно одинаковые модели, но и значительно отличающиеся по классу устройства. Просто вклад в общий результат каждого из них будет пропорционален их производительности. Одним лишь ограничением такого решения станет единство архитектуры GPU.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT