`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Дмитрий Тепляков

Нужно ли системному администратору высшее образование?

+33
голоса

Думаю, и вам не раз встречались истории о двух друзьях, закончивших школу – один пошел в вуз учиться на программиста, а второй – закончив некие курсы, начал практиковать свои навыки. И к окончанию обучения первого, второй уже имел свой стартап и зарабатывал приличные деньги.

Конечно же, для программиста сейчас вопрос целесообразности получения полного высшего образования остается открытым. Если только вы не собираетесь заниматься разработкой систем для научных расчетов или космической отрасли, объективно, вам знания высшей математики или философии с социологией, мало пригодятся. Так что считаю, эта тема уже достаточно «переварена».

Но как быть с теми, кто желает заняться системным администрированием? Ведь это программист может установить себе любую среду разработки, и начать применять на практике теоретические знания. В итоге, потренировавшись дома, можно через полгодика претендовать на звание джуниора. Но системному администратору осуществить такой подход – собрать в домашних условиях тестовый полигон – не так то и просто. И все же, насколько реально получить самостоятельно достаточный опыт такому специалисту, чтобы он мог найти работу?

Итак, на первом этапе обучения у молодого сисадмина еще нет понимания, на чем он будет специализироваться. Да, и общие базовые знания по различным системам получить просто обязательно. Поэтому, минимум, который я выделил, это:

  • Основы сетей (топологии, основные протоколы, маршрутизация).
  • Основы Windows систем (AD, DNS, файловые сервера, терминальные сервера).
  • Основы Linux (web-серверы, почтовые серверы, серверы для файловых хранилищ, прокси и контроль доступа в Интернет).

Данный перечень знаний соответствует описанию типовой вакансии на младшего системного администратора небольшой (или даже большой) организации. Обычно, системные администраторы начинают либо как техподдержка, либо как универсальные специалисты, являющиеся часто, единственными айтишниками в небольших фирмах. В таком случае их задачей является все, начиная от организации локальной сети и доступа в Интернет, заканчивая связью и обслуживанием офисных ПК. Так что, указанный перечень знаний как раз необходим.

Теперь рассмотрим, как же можно приобрести данные знания. А главное – где и как получить практический опыт. Ведь теоретизирующий сисадмин без малейшего опыта вряд ли заинтересует большинство работодателей.

Начнем с базовых знаний. Теорию можно почитать например, на курсе Интернет университета информационных технологий. Скажем, курсы «сетевые технологии», «системное администрирование» и тому подобные. Сами курсы бесплатные, но если хочется получить документ о переподготовке – нужно будет заплатить.

Для тех, кто владеет английским (а если хотите стать хорошим ИТ-специалистом – то без этого никак), есть также и зарубежные курсы. В том числе и бесплатные. Например, на портале www.udemy.com есть ряд бесплатных материалов для начинающих. Такие курсы как Introduction to networking for complete beginners конечно не научат вас чему-то серьезному, но основы дадут. Также есть профильные обучающие порталы от вендоров. Один из вариантов – виртуальная академия «Майкрософт». И естественно, сейчас вы легко можете найти массу форумов, сообществ и групп в социальных сетях, где общаются специалисты по выбранному вами направлению.

Так что с теорией, на мой взгляд, у будущего системного администратора, проблем не должно возникнуть. Теперь посмотрим на вторую составляющую.

Первое, что может делать начинающий айтишник – это настроить Интернет у себя дома. Сейчас практически у каждого есть кабельная линия с маршрутизатором. Это уже вполне достаточно для изучения различных сетевых технологий типа NAT, проброса портов, работы брандмауэра, и так далее. Далее совершенно спокойно на своем домашнем компьютере можно поднять виртуальную машину с тем же линуксом и прокси сервером, настроив через него выход из домашней сети. Этих навыков вполне будет достаточно для того, чтобы суметь настроить локальную сеть в небольшом офисе реального предприятия.

В случае, если хочется изучить сеть более подробно, можно найти онлайновые тестовые лаборатории с доступом к оборудованию Cisco. Например, тут можно получить доступ по Telnet к коммутаторам, и попробовать выполнить различные настройки.

С практикой по технологиям «Майкрософт» вообще, на мой взгляд, нет никаких проблем. Начать можно с виртуальных лабораторий, в которых по приложенным описаниям можно изучить самые различные продукты и решения. Далее можно взять три месяца тестового периода на Microsoft Azure и развернуть уже свои виртуальные машины под необходимые задачи. А на них можно изучать хоть Linux, хоть Windows. Опять же, если у вас дома маршрутизатор поддерживает VPN, то можно поднять канал с облаком и настроить гибридную инфраструктуру между облачной и домашней сетями.

Таким образом, будущий системный администратор может получить реальные практические навыки по очень большому количеству различных технологий. Желательно, чтобы итогом такого обучения стало получение фирменных сертификатов от «Майкрософт» или Cisco. Это будет весьма неплохим аналогом диплома вуза.

На этом этапе мне могут возразить коллеги, что вуз – это не только знания. Это еще и коллектив, это систематизированный подход к обучению. Что инженера учат правильно работать с литературой и учиться находить нужные знания. Но не об этом ли я только что говорил, описывая пути поиска источников информации и работы с лабораторными стендами? Самостоятельное обучение стимулирует гораздо сильнее, чем просто работа на зачетку.

От себя же могу сказать, что если ко мне придет на собеседование кандидат без университетского диплома, но обучавшийся по подобной методике (при условии конечно, что он приобрел все нужные навыки и знания), то для меня этого будет достаточно, чтобы принять его на работу. А как вы думаете? Насколько необходимо современному ИТ-инженеру именно классическое высшее образование?

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Навеяло:
Нужно ли сантехнику (слесарю, каменщику и т.д.) высшее образование?
Если ко мне придет на собеседование кандидат без университетского диплома, но обучавшийся по подобной методике (...), то для меня этого будет достаточно, чтобы принять его на работу.

При чём тут "университетский диплом" к системному администрированию?
Кому адресована статья (ЦА)?

Павел! Статья адресована:
- Школьникам, которые хотят развиваться как специалисты в области системного администрирования. Чтобы они подумали и взвесили для себя варианты будущего и способы получения знаний.
- ИТ руководителям как повод для обсуждения, насколько базовое образование важно для них при приеме на работу.
- Системным администраторам, чтобы они озвучили свой опыт и оценили полезность 5 лет ВУЗа для их карьеры. И высказались, изменилось бы что-то в их жизни, если бы они пошли по предложенному мною пути.

Я высказал свое мнение и озвучил позицию, что для меня лично наличие знаний является первоочередным. Диплом же - это вторично. Но возможно, не все коллеги будут со мной в этом согласны, и приведут другие аргументы в пользу того, что для системного администратора высшее образование является обязательным, а все остальные курсы и сертификация являются только дополнением.

Для описанной позиции техсаппорта второго уровня образование не нужно, но и никакого карьерного роста при этом тоже ожидать не стоит.

Почему именно техсапоорт? Я везде упоминал позицию системного администратора. А это несколько другой уровень.

То что вы описали это именно техсаппорт второго уровня, как бы вы его не обозвали.

Это если в компании есть разделение на департамент внедрения и департамент поддержки. В большинстве случаев, администратор тех же серверов, естественно, выполняет и роль второй линии поддержки в том числе. Но кроме этого, обычно этот админ, если он один, выполняет и работы по внедрению и развитию сервисов.

Да это в общем-то совершенно иррелевантно, вы описали набор знаний для которых не нужно образования и длительного обучения и соответсвенно желающих и умеющих "починить компьютер" можно отгружать грузовиками, в том числе и из более дешевых стран.

Ценность любого профессионала не в том что он знает и умеет, а в том что он может предложить бизнесу на который он работает. Для этого нужно образование, и зачастую даже не одно.

+100500 /Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно/ © Уильям Блейк

Это если в компании есть разделение на департамент внедрения и департамент поддержки. В большинстве случаев, администратор тех же серверов, естественно, выполняет и роль второй линии поддержки в том числе. Но кроме этого, обычно этот админ, если он один, выполняет и работы по внедрению и развитию сервисов.

- Школьникам: мимо, заткнутся на сленге (среда разработки, джуниор и т.п.)
- Системным администраторам: возможно, но, скорее, уже поздно
- ИТ руководителям: наиболее подходящая аудитория, но для такой аудитории неподходящий формат на мой взгляд. Должно быть что-то вроде - "Сколько вы готовы платить сисадмину без диплома?"

Уж простите за критику, Вашу позицию услышал, но для неё было бы достаточно и одного абзаца.

Павел!
Но почему же школьники заткнутся на сленге? Я ведь не беру ученика 11го класса, который проснулся утром и решил стать сисадмином. Есть люди которые еще со школьной скамьи чинят компы всем соседям и школьным друзьям. А Хабр и тому подобное очень быстро проясняют всю терминологию. И как раз им не лишним было бы на мой взгляд узнать, что думают по поводу альтернативных методов образования опытные люди, для которых якобы это уже поздно. На самом деле, передать свой опыт как раз не поздно.
А по ИТ руководителям ведь так и не было ни одного внятного мнения на счет того, готов ли руководитель принять сотрудника без диплома, но со всеми необходимыми навыками и знаниями на работу?
И если такое мнение будет, скажем, положительным в большинстве мнений, плюс есть мнение опытных админов, то для грамотного молодого человека это будет основой для принятия решения в жизни, как бы пафосно это ни звучало.

Дмитрий,
Судя по всему, Вы давно не общались со школьниками. Даже у тех, кто "чинит компы", совсем другой сленг. А тем, кто реально в теме, эта информация, скажем так, слегка припозднилась.
По ИТ руководителям, боюсь, Вы не услышите мнений, пока не переформатируете вопрос :-)

На самом деле, я начал эту дискуссию по одной простой причине - она затрагивает более глобальный вопрос о "количественно-качественном переходе ИТ-шников в категорию сантехников". Как раз в Вашей формулировке это очень явственно просматривается. Т.е. Вы как ИТ руководитель уже готовы брать на работу "ИТ-сантехников". И это, безусловно, тенденция. Однако её (тенденцию) надо рассматривать как-раз в разрезе расслоения ИТ-шников по уровню требуемой квалификации. Вопрос брать-не брать не стоит! Брать, но решения надо принимать по перекраиванию традиционных штатного расписания, квалификационных требований, окладов и, главное, каждый раз объяснять разницу в окладе. Вы же не планируете платить сисадмину без диплома столько же, сколько и сисадмину с дипломом, правда?

Павел!
Возможно, я не до конца корректно выразил свою мысль. Но я озвучивал свою позицию, что для меня персонально важны знания. И у меня есть сотрудники без ВО, но при этом отличные специалисты. Банально, после той же академии Шаг. Ибо, повторюсь, я смотрю не на корочки, а на человека.
Вопрос же форматирования штатного расписания и так далее - так это сугубо вопрос каждого предприятия. Всегда есть должностные инструкции, положения об отделах, где описываются требования. Единственное, где по закону требуется ВО - это присвоение квалификации инженера. Без диплома вы можете быть техником, сисадмином, и кем угодно еще, но только не инженером. В остальном же, все зависит сугубо от внутренних процедур, на которые тот же ИТ руководитель имеет прямое влияние.

Вы не могли бы привести классификатор, который используется у Вас для должности сисадмина?

У нас админы профильные. Есть админ по серверам, есть по cisco, есть по системам безопасности. У каждого своя профильная инструкция, заточенная под конкретные задачи.

Профильная инструкция ? Это, простите, что такое ?

Это инструкция, описывающая конкретные обязанности сотрудника. Это в советское время была просто должностная стандартного инженера. Сейчас такое не удобно использовать. Поэтому есть например, должность "администратор компьютерных сетей". У него прописаны требования - знание cisco, сертификаты, опыт и т.п. Есть должность "администратор серверных систем". У него требования - знание блейд систем, хранилищ данных, создание распределенных систем и так далее. Те инструкция делается специализированная, исходя из профиля должности.

Скажите, а вот за границей как они без профильных инструкций то обходятся ?

К сожалению, за границей не работал. Так что ответить на этот вопрос не могу.
Но как по мне, тема должностных инструкций не совсем относится к теме статьи.

Я знал гениального программиста и троечника по остальным предметам, который на первом курсе института произвел фурор, но к пятому курсу застопорился, потому-что имел слабые базовые знания. Также я знал хороших разработчиков на Дельфи, которые сдали оффициальные курсы Майкрософта по c# на максимальное количество баллов (типа 5+), но так и не стали c# разработчиками в итоге. Ваша мысль о важности практических знаний правильная, но без хорошей теоретической базы эти знания будут поверхностными и в итоге такой сотрудник быстро упрется головой в потолок и остановится в развитии, по-этому я считаю ваш тезис ложным.
ЗЫ. Спасибо за ссылки в статье.

Но почему же без теоретических знаний? Я как-бы делал акцент на двух направлениях - теории и практике. Одно без другого в ИТ сфере практически невозможно. Не зря ведь я приводил примеры курсов того же ИНТУИТа.

Мой ответ для разработчика - учиться всю жизнь, начиная со школьной скамьи.

Я думаю, это относится к специалисту в любой области.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT