`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Нужна ли малому бизнесу IP-телефония?

Статья опубликована в №36 (555) от 26 сентября

0 
 

Стереотип, что внедрение IP-телефонии в офисе малого бизнеса – это дорого, устарел хотя бы потому, что практически все существующие производители корпоративных систем этого вида связи имеют в своем арсенале продуктовые линейки, ориентированные на данный сегмент потребителей. Попробуем показать, что современные телекоммуникационные решения, базирующиеся на успехах, достигнутых информационными технологиями, могут эффективно работать не только в большом бизнесе.

Вступление

В последнее время мы нередко слышим, что то одна, то другая корпорация модернизировала свою систему корпоративной связи или внедрила новую – IP-телефонию. Тут же говорят о значительной экономии, которую она получила в первые же месяцы работы, о том, как ей удалось снизить ежемесячные затраты на поддержку своей огромной телекоммуникационной сети и междугородные звонки, улучшить связь для сотрудников, повысить доступность для клиентов и т. п. Все достижения, в основном, выражаются в цифрах с несколькими нулями, что, в принципе, для крупной компании, наверное, действительно имеет место. Но если я директор небольшой фирмы и у меня нет распределенной филиальной сети, а сотрудников значительно меньше, чем в одном отделе корпорации, то после внедрения этой услуги в своем офисе получу ли я соизмеримый экономический эффект? Давайте прикинем. IP-телефон дороже любого аналогового аппарата. Сеть у меня построена на недорогих коробочных коммутаторах, в принципе, выполняет свою задачу, и я не хотел бы модернизировать ее для удовлетворения требованиям IP-телефонии. Специалистов по АТС, стоящей сейчас у меня в офисе, на рынке много, а для IP нужен сетевой администратор, которого я еще и не знаю, где искать. Дополнительных сервисов нам не нужно – мы даже те, что есть в нашей станции, не все знаем.

Что-то не видно выгоды. Значит, настоящий эффект от внедрения корпоративной IP-телефонии можно получить только в больших компаниях, а для малого бизнеса это пока лишь будущее? И все же попробуем разобраться, и начнем с определений.

Что такое IP-телефония?

Часто под понятием «IP-телефония» подразумевают сервис дешевых междугородных звонков через Интернет. На самом деле бурное развитие этой услуги сыграло положительную роль в создании известности технологии пакетной телефонии. Но одновременно сыграло и отрицательную, так как породило в умах абонентов мнение о низком качестве данного вида связи. В действительности же качество телефонного разговора через Интернет и в IP-сети компании или оператора связи значительно отличается. Дело в том, что в IP-сетях голосовые пакеты передаются с помощью технологии VoIP (Voice over IP). Она преобразует звуковой поток в IP-пакеты, пересылает их по сети и выполняет обратное преобразование в звук (голос). VoIP предполагает, что IP-сеть «знает» о том, что голосовые пакеты очень чувствительны к задержкам, и поэтому передает их в первую очередь. Такое «знание» реализуется другой технологией, которая получила название Quality of Service (QoS), или качество обслуживания. Параметры QoS настраиваются системным администратором, и от них зависит, как осуществляется передача звуковых IP-пакетов. Тотальная настройка QoS может быть реализована только в IP-сети с централизованным управлением. К ним относятся компьютерные сети компаний и сети операторов связи. В Интернете уровень QoS централизованным образом настроен быть не может – там нет единого системного администратора. Отсюда и возникают случаи, когда звонок через Интернет с использованием технологии VoIP, в отсутствие настроенного QoS, бывает приемлемого или низкого качества (зависит от текущей загруженности и ширины каналов связи). Если же голосовые пакеты передаются по IP-сети с централизованной настройкой QoS, то качество голоса будет всегда высоким. Таким образом, говоря о качестве голоса в IP-телефонии, нужно всегда делать акцент на то, по какой сети (с точки зрения возможности настройки QoS) передаются голосовые пакеты.

Есть еще один нюанс. В обычной телефонии для одного голосового соединения выделяется канал с пропускной способностью 64 Kbps. В IP-телефонии голос, перед тем как будет передан по сети, сжимается с помощью специальных программ – кодеков. Когда используются кодеки G.729 или G.723, то в полосу пропускания 64 Kbps умещается больше одновременных голосовых соединений. Конечно же, это влияет на качество голоса, но не критично (например, голос, сжатый кодеком G.729, соответствует лучшему качеству сотовой связи). Зато в канале с пропускной способностью 64 Kbps мы можем одновременно установить несколько соединений, а не одно, как это возможно в традиционной телефонии. Если же говорить о повышении качества передачи голоса, то здесь IP-телефония обогнала традиционную. Например, кодек G.722 ориентирован на канал 128 Kbps. И если для звонков по локальной сети офиса включить этот кодек, то абоненты отмечают существенное улучшение качества звука по сравнению даже с цифровой связью.

Подведем некоторые итоги. В мире IP-коммуникаций VoIP – это протокол. Данным термином описывается передача голосового трафика по IP-сетям с коммутацией пакетов в противоположность технологии коммутации каналов. Если рассматривать IP-телефонию как приложение и VoIP как протокол, то возможно иметь традиционную телефонную систему, оборудованную IP-картами, которая выполняет VoIP-задачи. Эти задачи включают преобразование голосового трафика в пакеты и их передачу получателю. Это не пример IP-телефонии, а просто использование технологии VoIP в качестве транспорта. В то время как IP-телефония – это прикладной уровень.

Когда мы говорим о применении IP-телефонии в офисе компании, мы говорим о корпоративной IP-телефонии. Когда мы говорим об услуге операторов связи – мы говорим об интернет-телефонии. Когда мы думаем о качестве голоса в IP-сетях, то понимаем, что оно зависит от QoS и кодека. В табл. 1 приведены некоторые различия между этими терминами.

Таблица 1
Наименование Интернет-телефония Корпоративная IP-телефония
Область применения технологии VoIP Интернет – публичная сеть Интранет – корпоративная сеть
Назначение Услуга международной телефонной связи Способ организации электронных коммуникаций в компании
Участвующие стороны Оператор связи – поставщик услуги. Абонент – пользователь услуги Компания – единственная сторона, использующая выгоды технологии VoIP
Управление качеством голоса и безопасностью В Интернете нет единого ответственного за QoS & Security Централизованное управление корпоративной сетью – всегда высокое качество и обеспечение сетевой безопасности

Варианты подключения к оператору связи

Рассмотрим способы подсоединения к оператору телефонной связи – виды каналов связи. Для компаний малого бизнеса их существует три: аналоговый, цифровой и VoIP. Аналоговое подключение – это наиболее старая технология, однако и самая распространенная в нашем регионе. Так подключен домашний телефон – один двухжильный медный провод, по которому подается один номер и может вестись только один разговор. Цифровой метод соединения (к примеру, ISDN, E1) позволяет в одной «паре» проводов получить несколько номеров и вести одновременно несколько разговоров. VoIP – это подключение к оператору связи по IP-каналу (обычно Ethernet или DSL), и так же, как и в цифровом варианте, дает возможность получить несколько номеров и одновременных разговоров. В табл. 2 приведено сравнение вариантов.

Таблица 2
Наименование Аналоговый Цифровой VoIP
Телефонный номер Обычно один номер или объединение нескольких аналоговых линий для получения многоканального номера Многоканальный, несколько номеров на одной линии связи
Число одновременных разговоров на одной линии связи Один Несколько одновременных разговоров, 64 Kbps на один разговор Несколько одновременных разговоров, в зависимости от используемого кодека от ~12 Kbps до ~88 Kbps на один разговор
Создание линии связи Необходимо протянуть отдельный провод Используется существующая линия связи. Для DSL-подключения: тот же провод, что и для аналогового.Для прямого IP-подключения: тот же провод, что и для Интернета
Слагающие стоимости «инсталляции» линии связи Стоимость отдельного порта на телефонной станции оператора связи.Стоимость прокладки провода.Стоимость настройки оборудования Так как используется уже существующая линия связи, то только стоимость настройки оборудования
Какое телефонное оборудование необходимо иметь в офисе? Любой аналоговый аппарат или телефонную станцию с аналоговыми портами Телефонную станцию с цифровыми портами IP-телефоны или аналоговые шлюзы (для подключения аналоговых аппаратов).И в зависимости от места размещения IP PBX (см. дальше) телефонная станция – IP PBX
Какие требования к оборудованию компьютерной сети офиса Нет Нет Поддержка технологии VoIP
Можно ли сохранить старый номер при переезде в другой офис? Номер может быть сохранен, если в новом офисе тот же оператор связи и та же АТС Номер может быть сохранен, если в новом офисе тот же оператор связи Номер в большинстве случаев сохраняется
Что нужно сделать для расширения количества линий? Протянуть дополнительный провод, «купить» еще один аналоговый порт в офисную АТС.В большинстве случаев аналоговые офисные АТС имеют фиксированное количество портов, и если свободных больше нет, необходимо купить еще одну станцию Если требуется больше 30 линий, то протянуть еще один провод и «купить» еще один цифровой порт на офисной станции Ничего или расширить пропускную способность существующего IP-канала связи
Стоимость междугородных звонков По тарифам основного оператора связи или оператора интернет-телефонии с предоплатой По тарифам основного оператора связи или оператора интернет-телефонии с предоплатой или по корпоративному тарифу По тарифам основного оператора связи или оператора интернет-телефонии по корпоративному тарифу или по стоимости прямого подключения к оператору интернет-телефонии (обычно дешевле, чем по карточкам или корпоративному тарифу)
Стоимость межофисных звонков Бесплатно

Согласно прогнозам развития телекоммуникационного рынка локальные операторы связи следуют общемировым тенденциям в отношении предоставления телефонного соединения по IP-каналам – VoIP. Одна из основных причин, по которой они стремятся подключить клиентов IP-сети, заключается в том, что за счет использования единой мультсервисной сетевой инфраструктуры операторы могут в одном канале связи (в одном проводе) предоставить больше услуг по более низкой себестоимости: телефония, Интернет, видеотелефония, мультимедийные конференции и т. д. Это значит, что запрос на подключение к телефонии у таких операторов по VoIP-каналу обычно ниже, чем по традиционному. А с точки зрения расширения количества телефонных линий и стоимости звонков, то, как мы видим из табл. 2, VoIP-каналы позволяют нам больше экономить на междугородных и межофисных звонках и при этом сохранять номер при переездах из офиса в офис.

Организация сети в компании малого бизнеса

Нужна ли малому бизнесу IP-телефония?
Рис. 1

Теперь давайте рассмотрим, как выглядят схема подключения и состав оборудования офиса с традиционной и с IP-телефонией. В том и в другом случае нам необходимо решить следующие телекоммуникационные задачи: подсоединение к городской АТС, создание внутренней корпоративной телефонии, внутренней компьютерной сети, безопасное подключение к Интернету. На рис. 1 приведены схемы подключения оборудования в офисе с традиционной и с IP-телефонией, а в табл. 3 описано, как эти задачи решаются при обычном подходе и на базе оборудования корпоративной IP-телефонии.

Таблица 3
Коммуникационная задача малого офиса Традиционная телефония Корпоративная IP-телефония
Подключение к городской телефонной сети Отдельный канал связи (аналоговый или цифровой). Канал связи подключается к телефонной станции Используется один канал связи как для Интернета, так и для подключения IP-телефонии.VoIP-трафик поступает на вход маршрутизатора. Внутри маршрутизатора находится IP-телефонная станция. Если оператор связи не может одновременно в одном IP-канале предоставить Интернет и VoIP, то в этом случае телефония приходит традиционным каналом (аналоговым или цифровым), а преобразуется в VoIP уже самим маршрутизатором
Создание внутренней корпоративной телефонии Создается на базе отдельной телефонной станции Телефонная станция находится внутри маршрутизатора. IP-телефоны подключаются к коммутатору локальной сети офиса
Безопасное подключение к Интернету Осуществляется через маршрутизатор, который в совокупности со специализированным ПО на серверах и рабочих станциях обеспечивает безопасное подключение к Интернету
Создание внутренней компьютерной сети Локальная сеть офиса создается на базе коммутатора. Рабочие станции подключаются к коммутатору, и от телефонной станции к каждому рабочему месту тянется отдельная пара проводов для подключения телефона. Таким образом, на каждом рабочем месте две розетки Рабочие станции сотрудников подключаются к компьютерной сети через IP-телефон. Таким образом, на каждое рабочее место нужно тянуть в два раза меньше проводов

В офисе с традиционной телефонией нам необходимо иметь три различных устройства (АТС, коммутатор локальной сети и маршрутизатор), два подключения к операторам (телефонное и Интернет) и на каждом рабочем месте по две розетки: для ПК и телефона. В офисе с корпоративной IP-телефонией потребуется два устройства (коммутатор локальной сети и маршрутизатор – IP-телефонная станция находится внутри маршрутизатора), одно подключение к оператору и по одной розетке на каждом рабочем месте (т. е. в два раза меньше проводов). При этом VoIP-подключение к городской АТС изначально многоканальное, тогда как традиционная телефонная станция зачастую поддерживает только аналоговые линии.

Нужна ли малому бизнесу IP-телефония?
Рис. 2

Если же небольшая компания располагается в нескольких офисах, то перед нами встает еще и задача по объединению их компьютерных и желательно телефонных сетей. На рис. 2 приведены способы решения этой задачи в офисах с традиционной и на базе корпоративной IP-телефонии, а в табл. 4 – различия в подходах.

Таблица 4
Коммуникационная задача объединения двух малых офисов Традиционная телефония Корпоративная IP-телефония
Объединение компьютерных сетей офисов Для решения этой задачи используется IP-канал от оператора связи, внутри которого организуется безопасное (чаще всего VPN) соединение между офисами. В результате их сотрудники могут работать с одними и теми же программами, базами данных и сетевыми сервисами (например, е-mail), серверы которых управляются и контролируются в центральном офисе. Настройка рабочей станции сотрудника может выполняться системным администратором удаленно
Объединение телефонной сети офисов В каждом офисе отдельная телефонная сеть, которая управляется автономно, т. е. для внесения изменений (добавить внутренний номер, подключить телефон, добавить новую линию связи) необходим визит специалиста. Звонки из офиса в офис осуществляются через городскую телефонную сеть и в большинстве случаев оплачиваются по тарифам оператора связи. В каждом офисе свой городской номер телефона, своя внутренняя нумерация. Компания оплачивает счета для подключений к телефонным операторам связи Единая корпоративная телефонная IP-сеть с единым планом нумерации – короткий номер для каждого сотрудника, в том числе при звонках из офиса в офис. Звонки между офисами идут по IP-каналу (тому же, что используется для подключения к компьютерной сети центрального офиса) и, следовательно, бесплатные. Телефонная станция физически находится в центральном офисе, управляется и контролируется специалистом в центральном офисе. Все настройки IP-телефонов в офисах выполняются удаленно из центрального. Для всей компании используются одно многоканальное подключение к телефонному оператору связи и единый городской многоканальный номер(а)

Переход на корпоративную IP-телефонию в случае объединения двух офисов позволяет использовать единый план нумерации, одни и те же городские номера и централизованное подключение к оператору связи. Сотрудники центрального и удаленных офисов могут звонить друг другу с применением коротких номеров и при этом бесплатно – голосовые пакеты будут следовать по IP-соединению, а не через городскую телефонную сеть.

Сколько стоит корпоративная IP-телефония?

Точный ответ на данный вопрос зависит от конкретной ситуации. Но очень важно уметь правильно рассчитывать стоимость системы корпоративной IP-телефонии. Зачастую в таких случаях принимается во внимание только цена необходимого оборудования в момент закупки. Это не совсем верный подход. При переходе на какую-либо систему нужно включать в расчет стоимость не только самой техники, но и ее обслуживания в течение всего периода эксплуатации, тогда мы получим реальную цену. Практика доказала, что эксплуатация системы корпоративной IP-телефонии на 40–85% дешевле, чем традиционной. Закупочная же стоимость оборудования обоих видов связи примерно одинакова или может отличаться на 10–15%. Если же в компании уже существует или внедряется конвергентная сетевая инфраструктура, то переход на корпоративную IP-телефонию для нее будет дешевле по сравнению с приобретением оборудования обычной АТС.

Если рассматривать структуру стоимости традиционной и IP-телефонии, то можно выделить следующее: в первом случае – дорогая станция, а аппараты более дешевые; во втором – станция в пересчете на количество абонентов дешевая, а IP-телефоны несколько дороже цифровых. В реальных проектах часто получается сопоставимая сумма.

В чем выражается экономия при переходе на корпоративную IP-телефонию?

Первый, самый простой пример. Возьмем небольшую компанию с двумя офисами в одном городе. Когда сотрудник звонит по городскому номеру, то обычно организация оплачивает эти звонки. Если сотрудники обоих офисов часто разговаривают друг с другом, то за месяц только на внутреннем общении набегает кругленькая сумма. С другой стороны, для того чтобы сотрудники из двух офисов могли работать с единой корпоративной информационной системой, между ними обычно создается какой-либо IP-канал. При использовании корпоративной IP-телефонии звонки между этими офисами проходят не по городской телефонной сети, а через тот же IP-канал. Это значит, что сразу же исчезают ежемесячные счета за звонки. А если офисы компании находятся в разных городах? А если это несколько офисов? Понятно, что в таких случаях размер ежемесячной экономии только увеличивается. При этом все звонки в город (не между офисами) сотрудники совершают в обычном режиме.

Второй пример из жизни малых компаний, которые периодически переселяются из одного помещения в другое, или происходят какие-либо перемещения сотрудников. Что должен сделать системный администратор для сохранения номера сотруднику, переезжающему в другую комнату? Чаще всего он перепрограммирует телефонную станцию и/или перекоммутирует провода на телефонном кроссе с одного порта на другой. И тратит на это порядка 10–60 мин в зависимости от ситуации плюс посещение этого офиса. Если же в компании используется система корпоративной IP-телефонии, то сотрудник при переезде просто захватывает с собой свой IP-телефон, включает его в компьютерную розетку на новом рабочем месте и все – аппарат автоматически сохраняет прежний номер.

Третий пример. В системе корпоративной IP-телефонии от Cisco Systems существует сервис, называемый Extension Mobility. Если он включен, то телефонный номер может присваиваться не только аппарату, но и сотруднику фирмы. Этот номер он может загрузить на любом IP-телефоне в своем или в любом другом офисе компании: на аппарате есть экран с HTML-браузером, на котором он вводит имя пользователя и пароль. После регистрации на этот IP-телефон загружается телефонный профиль сотрудника: номер, права на звонки, доступ к голосовой почте, к корпоративному телефонному справочнику и т. п. Все входящие звонки на номер сотрудника будут приходить на этот аппарат, а когда он будет звонить, то все будут видеть, кто это. Если в компании есть сотрудники, которые периодически перемещаются из офиса в офис, то это значит, что в любом из них они могут загрузить свой номер на любом рабочем месте. Если же офис с мобильными рабочими местами, то сотрудник занимает то, что в данный момент свободно, и опять же загружает свой номер.

Четвертый пример. Рассмотрим развертывание телефонной системы в новом офисе. При использовании обычного типа связи мы выполняем ряд обязательных операций: монтируем станцию, с каждого рабочего места заводим на нее провод, программируем ее, выдаем телефоны – в лучшем случае на это уйдет день. Если же в компании внедрена корпоративная IP-телефония, то в новом офисе на столах просто расставляются IP-телефоны, которые будут управляться IP-станцией, находящейся в центральном офисе. И даже если принимается решение, что в каком-то отделении тоже надо установить IP-станцию, то ее инсталляция сведется к монтажу сервера в стойку, подключению его к компьютерной сети и расстановке IP-телефонов на столах. Не нужно прокладывать никаких отдельных проводов от каждого аппарата к станции, так как все они подключаются к компьютерной сети. Нет необходимости программировать станцию после монтажа – все настройки удаленно выполнит администратор из центрального офиса. Таким образом, скорость (читай – стоимость развертывания) системы корпоративной IP-телефонии значительно выше (дешевле), чем традиционной АТС.

Пятый пример. При использовании обычной связи на рабочем месте сотрудника, как правило, устанавливаются две розетки: одна для компьютера, а вторая для телефона. IP-аппараты включаются непосредственно в сеть, а компьютеры подключаются к ней через IP-телефон. Это значит, что на каждое рабочее место теперь нужна только одна розетка. При создании кабельной инфраструктуры офиса экономия на розетках и проводке зачастую выливается в кругленькую сумму. Кстати, в 95% случаев такие аргументы являются решающими для компаний, переезжающих в новые здания.

Шестой пример. Как в компании с традиционной телефонией обеспечивается актуальность справочника внутренних номеров? Самое простое – секретарь составляет его в формате А4, а дальше все его распечатывают. В случае изменений справочник нужно обновлять, т. е. перепечатывать. При использовании системы корпоративной IP-телефонии он всегда доступен в режиме on-line на экране IP-аппарата. Как только происходит какое-либо изменение, оно вводится на телефонной станции и сразу становится доступным всем сотрудникам компании независимо от того, в каком офисе они работают.

Седьмой пример. Видеотелефония. Что нужно сделать, чтобы превратить традиционную систему телефонии в видеотелефонию? Поверьте – многое и не дешево. В системах корпоративной IP-телефонии для этого чаще всего нужно просто поставить видеокамеру, а IP PBX уже поддерживает видеосервис. Учитывая, что видеотелефония значительно сокращает необходимость в командировках (чтобы «посмотреть в глаза»), то стоимость ее внедрения на этом фоне выглядит несопоставимо низкой.

Восьмой пример. Предположим у компании в разных городах есть несколько филиалов, и во всех необходимо обеспечивать техническую поддержку. Тогда при использовании системы корпоративной IP-телефонии не нужно нанимать специалистов в каждом городе, поскольку для управления всей сетью компании достаточно одного. За примерами далеко ходить не надо: в одном украинском банке, который имеет более трех тысяч IP-телефонов в нескольких городах, поддержкой корпоративной IP-телефонии занимается один человек!

Девятый пример. Как вы читаете корпоративную электронную почту в командировках? Наверное, из гостиницы или из интернет-кафе через Интернет подключаетесь к своей корпоративной сети и читаете и посылаете электронные письма. А теперь представьте, что на вашем ноутбуке установлен клиент не только электронной почты, но и корпоративной IP-телефонии. Это значит, что так же, как вы подключаетесь к серверу корпоративной почты, вы можете подсоединиться к серверу корпоративной IP-телефонии. Зачем? А затем, чтобы практически бесплатно совершать звонки в офис или даже междугородные и международные звонки через сеть своего предприятия.

Десятый пример. Скажите, у кого из сотрудников в вашем офисе нет сотового телефона? Скорее всего, у подавляющего большинства он есть. А вы знаете, что производители мобильных трубок (Nokia и Motorola) начали выпуск моделей, поддерживающих GSM и Wi-Fi? Но самое интересное заключается в том, что если в вашей компании используется корпоративная IP-телефония, то как только вы оказываетесь в области действия своей офисной сети Wi-Fi, на ваш сотовый аппарат загружается ваш корпоративный номер телефона. При этом вы продолжаете принимать входящие GSM-звонки наряду со входящими звонками коллег по внутренней телефонной сети. А когда вы совершаете исходящий звонок, то он идет не через сеть GSM-оператора, а по вашей корпоративной сети, по Wi-Fi. В конечном счете, если ваш стиль работы предполагает постоянное перемещение по офису, то в этом случае вам может даже не понадобиться стационарный IP-телефон – ваш внутренний номер всегда будет с вами в нагрудном кармане или на поясе – в вашей мобильной трубке. Экономия здесь получается как на бесплатных звонках в город через Wi-Fi, так и в возможном уменьшении необходимого числа IP-телефонов.

Следующий шаг – унифицированные коммуникации

Унифицированные коммуникации (Unified Communications – UC) являются естественным следствием конвергенции в коммуникационной индустрии – одновременной передачи всех видов трафика по единой IP-инфраструктуре. Исторически различные формы связи – телефония, e-mail, ICQ, сотовая и т. д. – были разработаны независимо друг от друга и предлагались на рынке как отдельные продукты. Появившаяся возможность передавать все виды трафика по единой IP-инфраструктуре и наличие открытых стандартов, таких как SIP, создало новую парадигму коммуникаций. UC реализуют принцип взаимодействия с помощью любых имеющихся под рукой средств связи независимо от доступной для них в настоящий момент среды коммуникации. Например, с сотового аппарата на программный IP-телефон или клиент обмена мгновенными сообщениями (IM).

Согласно заключению исследовательского агентства Gartner, наибольшая ценность унифицированных коммуникаций состоит в том, что они позволяют исключить задержки в бизнес-процессах компаний, обусловленные нерезультативными попытками установить связь сотрудников друг с другом. Например, чтобы вместо трех действий (сначала позвонить на стационарный телефон и убедиться, что коллеги нет на месте; после этого набрать номер сотового и услышать, что он вне зоны действия, и наконец, оставить ему сообщение в голосовом ящике) можно было выполнить только одно – последнее. В то время как различные методы коммуникации могут быть использованы по отдельности (например, телефонный звонок и служба обмена мгновенными сообщениями), компании получают дополнительный синергетический эффект и повышение эффективности работы каждого сотрудника за счет объединения всех этих видов коммуникаций в единой унифицированной форме. Ключевыми технологиями, на основе которых создаются системы унифицированных коммуникаций, являются IP-телефония, VoIP, e-mail, аудио- и Web-конференции, голосовая и унифицированная почта (унифицированный обмен сообщениями: голосовая почта, е-mail и факсы), обмен мгновенными сообщениями и сервис Presence – один из новых в системе унифицированных коммуникаций. Он является средством динамического контроля статуса присутствия абонента в сети и его предпочтениях по способу установления связи с ним в текущий момент. Presence по своей сути – заменитель всем нам привычных гудков в трубке, он позволяет абоненту перед набором номера увидеть статус присутствия в сети вызываемого абонента и тот способ связи, который он в настоящий момент предпочитает: на офисный, на мобильный номер, голосовую почту, SMS и т. п. Соответственно, каждый сотрудник больше не тратит впустую время, набирая все известные ему номера коллеги, для того чтобы попытаться установить соединение. Теперь он делает это с первой попытки, тем самым высвобождая время для занятия своими основными обязанностями, производительность его растет, а следовательно, растет и производительность всей компании в целом.

Заключение

Во времена Чарли Чаплина и фильма «Броненосец "Потемкин"» немое кино достигло немыслимых высот. Однако история нам говорит, что именно тогда ему грозила некая опасность – звук. Виктор Шкловский, один из самых влиятельных критиков тех лет, сказал: «... кино не нужен звук, говорящее кино – такой же нонсенс, как поющая книга...». Но, как мы знаем, настала другая эпоха, когда кино даже в домашнем кинотеатре приобрело звучание Dolby Surround. Трагедия в том, что мы не желаем менять сложившиеся стереотипы и предпочитаем оставлять все как есть, делать так, как делали всегда, и при этом признаем, что наше будущее находится в полной зависимости от научно-технического прогресса.

Уже стартовала технология следующего поколения – унифицированные коммуникации, для которой корпоративная IP-телефония является базисным элементом из «прошлой» жизни. И она говорит нам, что современные коммуникации – это не просто связь, а эффективное ведение бизнеса, без траты времени на непроизводительные операции. А эффективность нужна всем – и большому, и малому бизнесу. И ее ценность (не цена) для бизнеса любого масштаба одинаково велика.

Автор является менеджером по развитию бизнеса Cisco Systems

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT