`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Новые вершины SAS

0 
 

Организация масштабных пользовательских конференций крупными разработчиками программного обеспечения не является чем-то исключительным. Однако далеко не любая фирма может по-хвастаться подобным мероприятием, которое проводится в Европе вот уже в двадцатый раз. Компании SAS, конечно же, есть чем гордиться и помимо этого, но сегодня разговор именно о европейской конференции пользователей SAS, которая состоялась в середине июня в столице Франции и собрала более 2 тыс. участников.

Даже несмотря на всю грандиозность многоярусного парижского Дворца конгрессов, мероприятие, которое проводила здесь SAS, затеряться просто не могло -- на нескольких этажах расположились выставка и презентационные комнаты различных секций SEUGI-20, а все, что творилось в это время вокруг, лишь подчеркивало масштабы происходящего события.

Но для начала небольшая справка о нынешнем состоянии бизнеса SAS, поскольку в последний раз на страницах нашего издания к этой теме мы обращались ровно год назад. SAS является крупнейшей в мире частной софтверной компанией, по результатам прошлого финансового года ее доходы составили около 1,3 млрд. долл. Стратегическими направлениями деятельности по-прежнему остаются решения в области хранилищ данных, извлечения данных, CRM и бизнес-интеллекта (business intelligence -- BI).

Новые вершины SAS А в так называемом регионе EMEA, к которому, как известно, относится и Украина, SAS удалось увеличить оборот в 2001 г. на 18% и довести его до полумиллиарда евро. Причем, как сообщают официальные источники, доля CRM-решений, включая продукты для marketing automation и анализа e-commerce, составила около 60% дохода SAS International -- структуры, которая охватывает страны EMEA.

Сегодня SAS, по общим заявлениям, сосредоточила все усилия, в том числе и R&D, не только на технологическом совершенствовании производимых продуктов, но и на том, чтобы максимально сократить время внедрения своих решений и сроки возврата инвестиций заказчиков. "В 2001 году SAS в этом регионе расширила свой штат почти на 1000 человек, тогда как конкуренты лишь сокращали число служащих", -- отметил Арт Кук (Art Cooke), президент SAS International.

Подтверждением того факта, что компания не стоит на месте, явилась презентация новой версии базовой платформы SAS 9.0, ставшая практически центральным событием конференции (проект Mercury). Причем на стенде Intel демонстрировалась работа системы "вживую" на сервере Itanium 2. Интересно отметить, что решение SAS будет одним из первых программных продуктов, специально оптимизированных для новой платформы Intel. В частности, пилотные системы SAS версии 9.0 работали на серверах Itanium 2 в Wells Fargo и Корнеллском университете.

Как сообщалось на конференции, к осени SAS выпустит окончательный коммерческий вариант своего ПО версии 9.0 для операционных систем Microsoft Windows 64-bit и HPUX 11i под серверы на базе процессоров Itanium 2.

Ситуацию о текущем состоянии бизнеса компании мы попросили прокомментировать старшего вице-президента и директора по маркетингу SAS Джима Дэвиса (Jim Davis), который также любезно согласился ответить на некоторые наши вопросы.

Новые вершины SAS
Бизнес SAS сегодня еще больше сфокусирован не просто на продаже продуктов для различных компаний, а на предоставлении того, что дает реальную и осязаемую выгоду. У нас в настоящее время более 90 продуктов, которые мы начинаем объединять в законченные решения, отвечающие специфическим требованиям бизнеса. Наша работа не будет успешной на долгосрочную перспективу, если мы не станем двигаться в этом направлении. Что касается инвестиций в разработку программных продуктов, то в настоящее время картина существенно отличается от наблюдавшейся пять-шесть лет назад. Тогда мы могли предложить клиентам просто инструменты, которые использовались самими заказчиками именно для того, что им было необходимо. Сегодня нужно менять всю политику продаж и в первую очередь обращать внимание на проблемы, появляющиеся, например, в телекоммуникационном или страховом сегменте. Мы, в частности, переходим от создания просто технологических продуктов к разработке систем, которые решают задачи, возникающие в бизнесе клиента. Успех такого подхода подтверждается ростом показателей, наблюдавшихся в прошлом году, на фоне общего спада в индустрии, и, я думаю, он сохранится и в нынешнем. Есть еще один ключевой момент в бизнес-модели SAS. Сегодня только 10--15% дохода SAS Institute получает от продаж новым клиентам, остальные приходятся на наших постоянных заказчиков. Если взглянуть на большие компании, то они используют широкий спектр программного обеспечения от различных производителей, и мы должны быть уверены в том, что предоставляем решения, приносящие наибольшую выгоду.

Как Вы можете прокомментировать точку зрения, все чаще высказываемую многими корпорациями, особенно американскими, что на внедрение IT тратится слишком много денег, при этом они не всегда работают так, как надо.

Тут очень важно обратить внимание на то, что мы не приходим в компании и не говорим, что хотим продать за 10 или 20 млн. долл. наши продукты, которые потом еще надо два или три года внедрять. Сегодня, если вы предложите подобное, вас мало кто станет слушать. Первое, с чего мы начинаем, это с вопроса о том, сколько потрачено на покупку различных систем до нас? Второе, наша задача -- свести эти расходы в единое целое. В итоге мы учитываем все, что делалось в компании до сих пор и, с другой стороны, предоставляем инфраструктуру, результаты от внедрения которой клиент сможет увидеть через три-шесть месяцев. Затем мы стараемся показать, каким образом можно улучшить то, что уже работает, используя нашу архитектуру. Проданные системы не должны висеть мертвым грузом годами, они должны сразу окупать себя и приносить прибыль. Это обязательное условие.

Но Вы все-таки согласны с тем, что ситуация, о которой мы говорили ранее, существует?

Да, причем это очень распространенное явление. Я работаю в данном бизнесе более 20 лет, и сегодня об этом говорят чаще, чем когда-либо. Как правило, следствием переоценки каких-то возможностей является скепсис.

Особенно если это накладывается на желание сделать из IT панацею, то, что решает все проблемы и позволяет делать деньги из ничего.

Безусловно, все должно быть на своих местах. Но сегодня постепенно приходит и понимание того, что IT -- это больше бизнес, чем сами по себе информационные технологии. В наиболее успешных компаниях, на мой взгляд, происходит своеобразное слияние IT-инфраструктуры и бизнес-процессов. Кроме того, правильное использование IT оказывает больщое влияние на понимание бизнес-процессов и наоборот. Те же организации, в которых IT-подразделение существует автономно, мне кажется, можно отнести к вымирающим видам.

Что такое business intelligence в понимании SAS Institute? И какое влияние это оказывает на бизнес?

На мой взгляд, в определении "business intelligence" существуют две грани. Значение этого термина на высоком уровне определяет то, как принимать решения, основываясь на внутренних данных компании, и тех процессах, которые могут повлиять на это. С другой стороны, сегодня масса компаний-поставщиков утверждают, что они представляют продукты класса "business intelligence". При этом на самом деле они лишь собирают данные в общее хранилище и просто генерирует какие-то общие отчеты.

Вероятно, SAS добивается успеха благодаря аналитическим функциям своих систем, которые дают возможность на основе текущих данных получить прогноз развития компании в будущем. Это касается не только работы с клиентами, но и других элементов бизнеса, в том числе финансовой части, поставок, рисков. Вот это, на наш взгляд, настоящее понятие "business intelligence", позволяющее предсказать вероятные варианты развития бизнеса и определить стратегию.

Необходимо видеть разницу между этими двумя вариантами.

Business intelligence работает на больших рынках с тысячами потребителей, с огромными объемами информации. А применим ли этот подход, с Вашей точки зрения, в небольших компаниях?

Конечно, на самом деле процессы те же самые (SRM, CRM), и не имеет значения, какой объем бизнеса мы обсуждаем. В конечном итоге речь идет о сборе и агрегировании данных из различных источников. Business intelligence -- это масштабируемое понятие. У вас может быть 200 клиентов или 2 млн. Ключевой остается работа с поставщиком такого решения, поскольку его стоимость также должна быть масштабируемой.

В результате необходимо найти единственно правильное решение, и не имеет значения, сколько человек работает в вашей организации.

Вы не могли бы рассказать о своей новой, девятой, версии продукта и о его новых возможностях?

Наши системы по-прежнему остаются независимыми от платформы. Причем как со стороны аппаратного, так и программного обеспечения. Кроме того, если раньше наши решения были ориентированы на широкий круг отраслей, то сегодня мы переходим к специализации в каждой из них, в том числе в телекоммуникационном и банковском секторах.

С другой стороны, так как аналитические возможности становятся более популярными, девятая версия поддерживает многопоточность и многопроцессорность, позволяющие сократить время проведения анализа. Наша основная задача на будущее -- приблизить этот показатель максимально близко к нулю. Если, например, мы говорим по телефону, то я узнаю вас практически моментально и мне не надо использовать какие-то хранилища данных. То же мы стремимся сделать в обработке важной аналитической информации, чтобы ее можно было получать мгновенно по запросу.

Как долго шла разработка этой платформы?

Девятая версия, вероятно, разрабатывалась около трех-четырех лет, при этом у нас есть еще несколько последующих релизов, находящихся на разных стадиях готовности. Что касается восьмой версии, то это был четырехлетний проект.

В SAS Institute более 1,2 тыс. разработчиков, и этот ресурс распределен, я думаю, оптимально, поэтому у нас нет больших перерывов между релизами.

SAS Institute имеет несколько направлений. Следовательно, кого из своих основных конкурентов Вы могли бы назвать?

Действительно, поскольку мы предлагаем широкий спектр продуктов, у нас, естественно, много конкурентов. Условно их можно разделить на две группы. Первая -- это производители ERP-систем: SAP, Oracle, PeopleSoft, Siebel, занимающиеся разработкой и внедрением базовых систем для управления предприятием. На этом рынке, кстати, рост несколько замедлился, и, как следствие, они начинают проникать в другие сегменты. Например, в их действиях прослеживается попыка перехода в сегмент business intelligence. При этом у них пока нет готовых технологий, однако есть большая доля рынка. Вторая группа включает конкурентов, продвигающих только какие-то отдельные элементы. В области хранилищ данных -- это Informatica, Accenture, в сфере представления данных -- Business Objects, Cognos.

При этом важно отметить, что мы не собираемся конкурировать на уровне конкретных инструментов, а предлагаем решения определенных задач, которые интегрируют все необходимые компоненты, начиная от хранилищ данных и заканчивая представлением результатов.

А случается, что приходится сотрудничать с конкурентами?

Безусловно, такое возможно. Зачастую существуют внедрения, в которых используется хранилище данных от одной компании, а, скажем, аналитические средства от SAS. Я уже упоминал Oracle, SAP, PeopleSoft, Siebel -- они тоже наши партнеры. У нас есть решения, позволяющие применять наши продукты совместно. Подобная ситуация с Microsoft и IBM. В чем-то мы партнеры, а в чем-то конкуренты.

Как Вы можете оценить бизнес SAS Institute в Восточной Европе?

На самом деле особых отличий, в общем, не существует, где бы мы ни работали: те же конкуренты и те же цели. Необходимо предоставить лучшее решение по агрегированию и аналитической обработке данных, а также результаты, которые будут иметь ценность для пользователя. В Восточной Европе такие же проблемы, как и в Западной: различные системы от разных производителей, и их необходимо собрать в единое целое. Что касается общих показателей, то мы наблюдаем стабильный рост в Восточной Европе, причем он выше в два раза, чем, например, в США.

Кстати, проведенные в Центре передовых исследований SAS и Intel испытания показали, что новая платформа на основе процессоров Itanium 2 обеспечит прирост производительности от 50% до 100% по сравнению с Itanium, а это, по мнению представителей компаний, даст дополнительный запас вычислительной мощности для обработки крупных массивов данных и интенсивных операций ввода/вывода, необходимых для работы решений SAS уровня предприятия.

Но вернемся к девятой версии пакета, которая, по предварительным сведениям, должна появиться на рынке в сентябре. Она содержит множество усовершенствований, которые компания включила в ПО, чтобы удовлетворить требования предприятий в условиях все увеличивающегося объема данных и количества клиентов.

  • Промышленные решения. Содержат (прежде всего для телекоммуникационных компаний и банков) набор специализированных приложений и средств аналитики. Они включают инструменты расчета кредитоспособности, удержания и сегментации покупателей, автоматизации маркетинга и продаж.
  • Интеллектуальные модели (Intelligence Models) позволяют "картографировать" бизнес-процессы в соответствии с отраслью промышленности и обеспечивают построение аналитической модели для создания условий, повышающих доходность клиентов. Так, например, рассчитывается вероятность покупки, вероятность предпочтения клиентом определенного информационного канала и т. д. Эти модели сокращают проектную стадию до 90%, ускоряя возврат инвестиций.

Что касается технологических новшеств Version 9, то среди них уменьшающие общую стоимость владения ПО SAS:

  • Многопоточные технологии, позволяющие оптимизировать использование вычислительных ресурсов и ускорить обработку запросов без дополнительного наращивания мощности компьютера.
  • Стандартная платформа SAS Business Intelligence, которая дает возможность как SAS-разработчикам, так и сторонним программистам использовать разделяемые сервисы, что сокращает сроки подготовки законченных решений.
  • Усовершенствованный портал доставки знаний и информации (Intelligence Delivery Portal), позволяющий более оптимально распределять аналитические сведения, которые необходимы для принятия обоснованных решений, в рамках всей организации.
  • Новые аналитические функциональные возможности, включая извлечение данных из текстовых массивов (text mining) с параллельным извлечением данных из хранилищ (parallel data mining).

Как утверждают в SAS, в девятой версии заложены четыре решающих преимущества -- дружественность к пользователю, управляемость, способность к взаимодействию с другими приложениями и масштабируемость. Новый, основанный на Javа интерфейс расширяет возможности пользователей по доступу к необходимым данным и централизирует администрирование.

Многие аналитики считают, что прежние средства запросов и отчетов, которые позиционировались как business intelligence, на деле не полностью решали задачу генерирования знаний, необходимых для управления бизнесом. Аналитическая технология -- особенно прогнозный анализ -- является ключом к полноценной реализации методов business intelligence, необходимых для принятия правильных бизнес-решений.

В Version 9 также хорошо проработаны вопросы подготовки данных -- их извлечение из транзакционных и оперативных систем, преобразование в формат, подходящий для анализа, а также хранение больших массивов данных.

Впервые в отношении новой версии своей базовой платформы SAS употребила термин Intelligence Value Chain -- в нем отражена вся последовательность накопления того, что называют бизнес-интеллектом. Причем, по утверждению SAS, она единственная на рынке предлагает сквозные BI-системы, обеспечивающие накопление бизнес-интеллекта на всех стадиях анализа данных.

Компания SAS сегодня имеет уже несколько реализованных весьма серьезных проектов на российском рынке, например, один из крупнейших в Европе проектов для Министерства путей сообщения России по управлению грузоперевозками и прогнозированием потоков грузов (парк вагонов составляет более 1,6 млн. единиц). Хранилища данных (объем более 200 GB, 140 тыс. записей ежедневно) построены на базе СУБД Adabas на платформе IBM S/390. Для статистического анализа данных используется модуль SAS/STAT, а для прогнозирования -- SAS/ETS. Более 500 пользователей получают отчеты, ежедневно генерируемые системой.

Другой достаточно крупный проект выполнен SAS в России для провайдера мобильной связи МТС. Здесь прежде всего решаются задачи анализа финансовых потоков, отслеживания трафика и изменения клиентской базы. Данные анализируются в 50 измерениях с использованием десяти индикаторов.

Заслуживает упоминания, как пример систем финансового управления, и проект, выполненный для московского отделения австрийского банка Raiffeisenbank. Решение применяется для анализа остатков на счетах (account balances analysis), банковских транзакций (transactions analysis), контроля ошибочных данных в оперативных системах (event notification reports). Ежедневно более 250 сотрудников банка получают электронной почтой 120 различных отчетов, которые готовятся, как правило, ночью по результатам прошедшего дня.

Сегодня в корпоративной среде все больше говорят о business intelligence. Долгие годы компании собирали данные и использовали их исключительно для решения оперативных задач. Методы BI помогают компаниям получать не просто информацию о тех или иных процессах, а более точно прогнозировать развитие бизнеса, предоставляя необходимые сведения для всех уровней управления.

Согласно исследованиям IDC, в прошлом году мировой рынок BI-приложений вырос на 2,2% и достиг отметки 3,8 млрд. долл. Кажется, что рост не такой уж большой, но нужно учитывать, что вообще в софтверной индустрии прогресса практически не было. В этом году IDC прогнозирует рост продаж продуктов для BI на 9% -- до 4,2 млрд. долл., тогда как в целом для индустрии ПО -- 7,7%.

Сегодня на рынке происходит осознание важности BI, и многие компании будут изыскивать средства для внедрения этой технологии. Они ищут вертикальные решения, объединенные в один пакет, которые обеспечат им быстрый возврат инвестиций с учетом особенностей конкретной отрасли. При этом необходимо найти разработчика, способного создавать и поддерживать гибкие технологии по всей цепочке. Именно на это делает ставку SAS.

Но вернемся вновь на европейскую конференцию SEUGI-20. Тем, что описано выше, вовсе не ограничивался список продукции, представленной компанией.

Один из анонсов почти рекламно гласил: "Только SAS обеспечивает точное измерение прибыльности клиентов". В Париже компания продемонстрировала ПО, которое умеет делать именно это.

Доходность клиента определяется простой формулой -- доход, который он принес, минус расходы на его же обслуживание. Новое аналитическое дополнение рассчитывает текущие и будущие показатели, и компании, его использующие, теперь могут получить точную картину стоимости обслуживания и точное значение доходности каждого клиента. Не менее важно и то, что программа позволяет оценить стоимость действий, направленных на увеличение доходности клиента.

Например, компания может планировать и проводить маркетинговую программу с помощью системы SAS, заранее определяя контрольные точки, чтобы предсказать реакцию и поведение клиента в оставшиеся периоды кампании. Используя методы оптимизации, можно моделировать различные сценарии дальнейших действий. В частности, какие каналы рекламы использовать, что очень важно, поскольку соотношения между полезностью канала и доходностью -- далеко не интуитивно понятны и не линейны.

Данный анонс инструмента для измерения прибыльности клиентов был сделан после приобретения SAS фирмы ABC Technologies в марте этого года. Это, кстати, также один из принципов стратегии компании: если для SAS необходима какая-то важная разработка, она покупается, благо, наличных средств для этого достаточно.

На конференции компания-организатор также объявила о еще одном весьма интересном продукте SAS Text Miner, который позволяет "выуживать" нужную информацию из баз данных, содержащих огромное количество обычных текстовых документов, будь то письма электронной почты или отчеты call-центров.

Как выяснилось, такое ПО сегодня весьма востребовано на рынке, поскольку зачастую важная бизнес-информация хранится в неструктурированном виде, а в компаниях ежедневно накапливается очень много обычных текстов.

SAS, имя которой широко известно в области решения задач data mining, также реализовала в пакете SAS Text Miner недавно разработанную технологию анализа и извлечения информации из текста -- text mining. Продукт весьма универсален, поскольку поддерживает множество форматов, включая Microsoft Word, PDF, HTML. На конференции приводился такой пример: в одной из американских национальных здравоохранительных организаций было накоплено более 10 тыс. врачебных записей о заболеваниях сердца, собранных из клиник по всей стране. Анализируя эти данные с помощью SAS Text Miner, специалисты University of Louisville обнаружили не только некоторые административные нарушения в общих отчетностях, но смогли также определить корреляции между сердечно-сосудистыми заболеваниями и другими недугами, которые традиционными методами в отдельных случаях отследить невозможно.

Как видим, применение аналитическому ПО можно найти самое неожиданное, главное, чтобы было четкое понимание того, как и зачем использовать столь тонкий инструмент. К сожалению, на украинском рынке пока нет внедрений подобных решений -- то ли время не пришло, то ли по-прежнему экономятся деньги там, где они реально могут зарабатываться. Хотя в той же России (см. врезку) у SAS немало проектов, есть и многомиллионные, но есть и небольшие (в десятки тысяч) -- все зависит от конкретных задач заказчика.

В завершение этого материала необходимо сказать несколько слов и о том, что традиционно в рамках SEUGI проходила демонстрация возможностей не только продуктов SAS, но и ее партнеров. В частности, на стендах уже упоминавшейся Intel, а также IBM, HP и Sun "сплошным потоком" шли презентации решений на платформах этих производителей.

Последний же анонс SAS, прозвучавший в дни конференции, -- это объявление о глобальном стратегическом альянсе с американским интегратором-колоссом Computer Sciences по разработке и внедрению BI-решений, аналитического CRM и систем извлечения данных.

О различных новациях SAS, можно говорить долго, но сам Джим Гуднайт (Jim Goodnight), основатель и нынешний президент SAS, как это ни парадоксально, больше верит не в использование технологий для решения бизнес-задач, а в персонал, который этим занимается. И о собственной компании он высказывается так: "Наши лучшие инвестиции в будущее были и остаются -- инвестиции в людей". И SAS продолжает инвестировать -- не только в сотрудников, но и в партнеров и клиентов, лучшее тому подтверждение -- прошедшая конференция.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT