`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Новые измерения игровых миров. Репортаж с Е3 2006

0 
 

В том, что интерактивные развлечения стали одним из наиболее динамично развивающихся секторов IT-индустрии, сегодня уже не сомневается никто. Нынешний всемирный смотр достижений игрового хозяйства на выставке E3 в Лос-Анджелесе (10–12 мая, Convention Center) вызвал повышенный интерес посетителей и прессы. Еще бы, ведь здесь впервые были представлены продукты для всех систем нового поколения.

Как известно, первой на рынок next-gen-консолей вышла Microsoft, выпустившая в продажу Xbox 360 еще в конце прошлого года, тем самым получив определенную (по крайней мере, в смысле времени) фору перед конкурентами.

Новые измерения игровых миров. Репортаж с Е3 2006

Главная интрига E3 2006 и заключалась в том, чтобы выяснить, в состоянии ли Sony и Nintendo предложить потребителям нечто такое, что сможет привлечь внимание покупателей именно к их продукции.

Первые ответы на этот вопрос должны были дать традиционные предвыставочные брифинги всех трех консольных гигантов.

Вечером в понедельник, 8 мая, пресс-марафон открыла Sony Computer Entertainment, причем по непонятным причинам начало мероприятия, проходившего в штаб-квартире Sony Pictures, задержалось почти на час. Во вступительном слове президент и CEO Sony Computer Entertainment America Каз Хираи (Kaz Hirai) достаточно самоуверенно заявил о том, что именно с выпуском PS3 по-настоящему начнется эра консолей нового поколения. Не обошлось и без статистики (что ж, в этом плане у представителей Sony есть основание быть довольными положением дел).

Новые измерения игровых миров. Репортаж с Е3 2006

К настоящему моменту общее количество поступивших в розницу приставок PS2 достигло 103,69 млн единиц. Распределение по регионам следующее: Северная Америка – 41,82 млн, Европа – 38,6, Япония и другие страны Азии – 23,27 млн. Каз Хираи не преминул заметить, что компания по-прежнему считает поддержку PS2 одной из первоочередных задач, упомянув, что в текущем году для этой платформы должно выйти 216 новых игровых продуктов.

Результаты по отгрузке PSP на сегодня таковы; 4,7 млн единиц – Япония+Азия, 6,39 млн – Северная Америка и 5,94 млн – Европа. Коснувшись перспектив развития данной платформы, он обратил внимание на то, что в ближайшее время должны появиться такие приятные дополнения к ней, как камера и GPS.

Новые измерения игровых миров. Репортаж с Е3 2006
Каз Хираи (SCE) – «PlayStation 3 – это не просто игровая консоль, а лучший универсальный центр развлечений»

Естественно, самый большой блок пресс-конференции был посвящен PS3. Каз Хираи весьма подробно рассказал об основных функциональных особенностях консоли, сообщив, что в 208 компаний из 11 стран уже отправлены комплекты для разработчиков, и передал слово Филу Харрисону (Phil Harrison), руководителю Sony Computer Entertainment Worldwide Studios. Согласитесь, что вне зависимости от мощности hardware залогом успеха всегда являются качественные игры. После его краткого выступления на сцену выходили разработчики и показывали свои проекты, на которые Sony будет делать ставку, по крайней мере, на первом этапе продвижения PS3.

Безусловно, наиболее интересную информацию Sony приберегла к завершению пресс-конференции. Возможно, вы помните, что контроллер для PS3, показанный в прошлом году, имел форму бумеранга. Однако окончательный вариант этого устройства управления, продемонстрированный на брифинге самим президентом Sony Computer Entertainment Кеном Кутараги (Ken Kutaragi), по внешнему виду практически не отличается от стандартного Dual Shock. В то же время он имеет одну очень важную особенность – встроенные сенсоры движения. Этот факт дал повод для спекуляций относительно того, что в последний момент Sony, мягко говоря, воспользовалась наработками Nintendo для контроллера ее новой консоли Wii.

Новые измерения игровых миров. Репортаж с Е3 2006
Среди первых продуктов для PS3, в которые можно было поиграть на E3, – Gran Turismo HD и Warhawk

И наконец, долгожданный финал: Каз Хираи объявляет подробности запуска PlayStation 3. Консоль стартует 11 ноября в Японии, а через несколько дней (17 ноября) ее продажи начнутся в других основных регионах (Северная Америка, Европа, Австралия и некоторые страны Азии). Предусмотрены два варианта конфигурации PS, отличающиеся объемом жесткого диска и, естественно, ценами. Модель с 20-гигабайтовым HDD в США будет стоить $499, а с 60-гигабайтовым – на сто долларов больше. Чтобы получить европейские цены, достаточно доллары заменить на евро.

Утром 9 мая журналисты заполнили знаменитый Kodak Theater на Голливудском бульваре. Брифинг Nintendo ожидался с не меньшим нетерпением, чем мероприятие Sony. Надо сказать, что стремясь во всем отличаться от конкурентов, эта компания и в своих пресс-конференциях старается отойти от формализма и внести больше оригинальности. Так, в начале брифинга прозвучала самая настоящая увертюра. Оркестром виртуальных музыкантов, исполнявших тему из культового игрового сериала Legend of Zelda, дирижировал (с помошью контроллера от консоли Wii) легендарный «отец Марио» Шигейру Миямото (Shigeiru Miyamoto).

Новые измерения игровых миров. Репортаж с Е3 2006
Играть в теннис на Wii с помощью новаторского контроллера – одно удовольствие

Затем на некоторое время вниманием аудитории завладел Режи Фис-Эйм (Reggie Fils-Aime), исполнительный вице-президент Nintendo of America, отвечающий за продажи и маркетинг. Пожалуй, с такой страстью, как он, не произносит свои речи ни один из функционеров ведущих компаний на игровом рынке. Так что лучшей кандидатуры для того, чтобы донести до аудитории самую суть того направления, в котором продвигается Nintendo, просто не сыскать. Поэтому процитируем без комментариев Фис-Эйма: «Если вам требуется следующее поколение (next generation), вы не туда попали. То, что предлагает Nintendo, – это не следующее, а новое поколение (new generation)». «Наша цель не в том, чтобы заполнять левое полушарие вашего мозга информацией, а в том, чтобы добавлять в правое полушарие вдохновение», «Мы не гонимся за полигонами, потому что игры нужно не только смотреть. В игры нужно верить».

Кстати, слоган, сопровождающий рекламную кампанию Wii (будущая консоль от Nintendo, носившая рабочее название Revolution), звучит так: «Playing = Believing».

Несмотря на то что точные данные о дате выхода Wii в продажу и ее стартовой цене обнародованы не были, журналистов не обделили новой информацией. Естественно, были продемонстрированы самые интересные проекты для Wii, в том числе Super Mario Galaxy, Red Steel, Wii Sports и многие другие. Всего к выставке E3 компания подготовила 27 играбельных демо-версий.

Президент Nintendo Сатору Ивата (Satoru Iwata) заострил внимание на том, что для привлечения в ряды активных геймеров как можно большего количества пользователей (в том числе из того контингента, который вообще не играет) следует повышать дружественность игровых систем. А изменения методов управления геймплеем, воплотившиеся в Nintendo DS и контроллере для Wii, как раз и являются инструментами, позволяющими, как он выразился, «сломать существующие барьеры».

Кроме того, Ивата раскрыл секрет еще одной интересной особенности новой консоли – Wii Connect 24. Дело в том, что выключенная приставка остается в режиме пониженного энергопотребления, при этом она имеет постоянный доступ к Интернету и даже во время сна владельца может производить загрузку обновлений и прочей необходимой информации.

В финале мероприятия оживление в зале вызвал теннисный матч «два на два», в котором приняли участие Ивата, Миямото, Фис-Эйм и победитель конкурса, устроенного Nintendo незадолго до E3.

Поскольку Xbox 360 уже «живет и здравствует», Microsoft использовала свою пресс-конференцию для того, чтобы представить новое поколение игр для этой консоли и заявить о грядущей интеграции сервиса Xbox Live с Windows Mobile и Vista. По такому случаю впервые в истории Е3 в брифинге принял участие сам Билл Гейтс. Инициатива, анонсированная главным архитектором Microsoft, носит название Live Anywhere. В ее рамках будут созданы предпосылки для реализации игровых продуктов, объединяющих тех, кто играет на компьютерах, консолях и мобильных устройствах, а кроме того, пользователи получат больше свободы в плане доступа к своему аккаунту на Live.

Питер Мур (Peter Moore), вице-президент подразделения X-box, ведающий вопросами маркетинга, остановился на некоторых уроках дебюта консоли на рынке, отметив при этом, что несмотря на массу трудностей на первом этапе, Xbox 360 может похвалиться самым «резвым» в истории индустрии стартом. По его подсчетам, к концу июня количество проданных консолей превзойдет 5 млн.

Несколько десятков роликов из находящихся сейчас в разработке игр для Xbox 360, показанные на пресс-конференции, и анонсы ряда новых проектов добавили мероприятию интереса, но, безусловно, наиболее впечатляющим моментом стала демонстрация Клифом Блежиньски (Cliff Blezhinski) из Epic Games потенциального суперхита Gears of War.

Нельзя не упомянуть и о том, что, хотя сегодня на рынке электронных развлечений и доминируют консоли, Microsoft не забывает об играх для персональных компьютеров и активизирует популяризацию своего бренда Games For Windows, о чем также было заявлено на брифинге.

Новые измерения игровых миров. Репортаж с Е3 2006
Даг Ловенстайн (ESA) – «В настоящее время видеоигры из чистого развлечения превращаются в существенный фактор, влияющий на развитие американской экономики»

Хорошей традицией выставки E3 стало вступительное слово ее главного идейного вдохновителя и организатора, президента ESA (Entertainemnt Software Assosiation) Дага Ловенстайна (Doug Lowenstein). Я слушал выступление этого человека уже в четвертый раз и поражался его умению сказать правильные слова в нужный момент. Каждый раз, характеризуя состояние индустрии компьютерных и видеоигр, он находит какие-то новые интересные аспекты. В нынешнем году, оперируя конкретными цифрами и фактами, он показал, что данная индустрия повлияла на жизнь американцев не меньше, чем автомобилестроение, телевидение или телеком. Коснулся он и вопроса о том, как технологии, изначально предназначенные для разработки игр, проникают в медицину, образование, экологию и т. п. Не забыл Ловенстайн и о своих традиционных цитатах из рок-песен. Более того, он назвал видеоигры «рок-н-роллом цифрового поколения», имея в виду, что сейчас они оказывают на молодых людей не меньшее влияние, чем рок-музыка.

Как обычно, накануне E3 ассоциация ESA опубликовала ежегодный отчет Essential Facts about Computer and Video Game Industry. Некоторые демографические данные, изложенные в нем, на наш взгляд, представляют интерес хотя бы потому, что приведенные цифры опровергают сложившийся стереотип, будто бы в категорию геймеров входят прежде всего подростки. Так, средний возраст наиболее активного покупателя игр – 40 лет. Среди игроков 62% составляют мужчины и 38% – женщины. В онлайновом гейминге активность прекрасного пола несколько заметнее (42%). Свыше половины (52%) игроков в Интернете предпочитает маленькие игрушки типа головоломок, на долю больших MMORPG остается всего 7%. Любопытно и то, что среднестатистический пользователь тратит на свое любимое развлечение втрое меньше времени, чем на другие виды деятельности (спорт, чтение, социальную активность и т. п.).

Прежде чем перейти к своеобразной экскурсии по выставочным залам лос-анджелесского Convention Center, хотелось бы остановиться на содержании одного из круглых столов, проходивших в рамках конференции, сопровождающей выставку, поскольку в них приняли участие известные эксперты из ведущих маркетинговых агентств, занимающихся мониторингом состояния игровой индустрии в США, Европе и Азии.

Характеризуя американский рынок, Анита Фрейзер (Anita Frazier) из NPD Group в числе отрицательных моментов отметила, что два его сектора (мобильный и онлайновый) еще не до конца раскрыли свой потенциал. Несмотря на то что в стране около 140 млн сотовых телефонов, в качестве игровой платформы их используют только 33% владельцев. Оставляет желать лучшего и жанровое разнообразие мобильных игр.

Новые измерения игровых миров. Репортаж с Е3 2006
У суперпопулярной музыкальной игры Guitar Hero скоро появится продолжение

Аналитик из японской компании KBC Securities Хироси Камиде (Hiroshi Kamide) обратил внимание на то, что рынок Страны восходящего солнца, несколько лет назад достигший пика своего развития (тогда его годовой оборот составил 14 млрд долл.), в последнее время как бы застыл на цифре 10 млрд. В отличие от США здесь в секторе мобильных игр наблюдается насыщение, а PC-геймингу принадлежит ничтожно малая доля. Намного слабее, чем в соседней Корее, развита сфера онлайновых игр. По мнению японского эксперта, ключ к успеху на местном рынке – продукты для широких масс (их еще называют казуальными играми). Кстати, именно в таком ключе строит свою политику Nintendo, и уже видны ее первые плоды – безусловное лидерство этого разработчика в секторе портативных платформ.

Представитель британской компании Screen Digest Дэвид Маккуин (David McQueen) отметил, что, говоря о европейском рынке, следует учитывать существенные различия не только в разных регионах нашего континента, но и в отдельных странах. К примеру, в 2005 г. в целом объем продаж PS2 снизился, а в Италии и Скандинавии вырос. Европейские аналитики с уверенностью смотрят в будущее онлайновых и мобильных продуктов, полагая, что за их счет рынок к 2007 г. выйдет на уровень 9 млрд. долл.

В этом году организаторы E3 сделали небольшой, но приятный подарок журналистам, зарегистрировавшимся заранее. Для них доступ в выставочные залы открыли на два часа раньше, чем для основной массы посетителей. Это время мне удалось использовать для личного ознакомления с играбельными версиями некоторых продуктов для PS3. Из них наибольшее впечатление, как графикой, так и своим ураганным геймплеем, произвела игра Heavenly Sword (Ninja Theory/Sony Computer Entertainment), названная впоследствии многими критиками одной из лучших в линейке для PS3. Кроме того, весьма оригинальные ощущения вызвала «боевая леталка» Warhawk – единственный на сегодня продукт для PS3, в котором используются сенсоры движения, встроенные в контроллер.

Прежде чем перейти к рассказу о стендах разработчиков и издателей игр, разрешите сделать традиционный мини-обзор экспозиций ведущих производителей hardware, считающих игровой рынок очень важным для себя направлением деятельности и поэтому принимающих участие в E3.

Самой большой неожиданностью (по крайней мере, для меня) стало отсутствие стенда компании ATI, вследствие чего вопрос о том, кто из ведущих производителей GPU выступит ярче, ответа не требовал. Тем не менее NVIDIA и в этой ситуации смотрелась весьма мощно, хотя, к сожалению, обещанные презентации некоторых новинок «за закрытыми дверями» так и не состоялись. Главными направлениями были SLI, графические решения для мобильных систем и физика. Внушительно, как по площади, так и по наполнению, выглядели стенды Logitech и Fatal1ty. Лидер в секторе устройств управления, кроме всего прочего, порадовал новой моделью руля для PC – G25 Racing Wheel, обладающей углом поворота 900°. На стенде Fatal1ty были представлены все компании, выпускающие продукцию под этим брендом, – XFX (видеокарты), Zalman (кулеры), Creative (акустика, мыши), Abit (материнские платы). Корпорация Intel использовала нынешнюю E3 для продвижения процессора Core 2 Extreme. Ее сотрудники утверждают, что его производительность будет на 40% выше, чем у предшественника.

Но все же, как я уже отмечал, главной интригой всей выставки стало очное противостояние игровых систем нового поколения.

Гигантские стенды Sony и Nintendo располагались по соседству. Сразу же бросалась в глаза огромная очередь из желающих попасть в число первых счастливчиков, которым удастся испытать доселе неизведанные ощущения, обещанные Nintendo в играх для Wii.

Пользуясь журналистскими привилегиями и контактами с PR-отделом компании, вашему покорному слуге удалось проникнуть внутрь закрытого помещения, где на нескольких десятках игровых станций крутились проекты для Wii. Безусловно, по графическим возможностям новая консоль от Nintendo значительно уступает и PS3, и Xbox 360, однако игровые идеи и действительно грамотное использование особенностей управления революционным контроллером не могут не впечатлять.

Радует разнообразие вариантов геймплея, которое разработчики игр для Wii вкладывают в свои проекты. В мини-играх, входящих в комплект Wii Sports (бейсбол, теннис, гольф, пинг-понг), движения руки с контроллером очень достоверны, а встроенный динамик добавляет реализма. Программа Wii Music Orchestra осталась очень довольна тем, как я дирижировал оркестром, заявив «Вы больше чем талант». Особенности управления используются и в шутерах, и в платформерах, и в головоломках.

Сразу же после окончания выставки некоторые онлайновые издания подняли шумиху по поводу того, что, дескать, игры для Wii работали на hardware от GameCube, на что официальные представители Nintendo прореагировали вполне спокойно, заявив, что действительно в ряде случаев «железная начинка» Wii (кстати, еще не совсем финальная ее версия) была заключена в корпус от «кубика».

Игры для GBA и GameCube вовсе не были представлены на стенде Nintendo, зато направление DS проявилось в полном блеске – масса проектов и новая, более изящная модификация портативной консоли под названием DS Lite. Совсем скоро она поступит в продажу в США и Европе.

Многие журналисты, освещавшие выставку, пришли к мнению, что в этом году Nintendo stealed the show, т. е. именно ее экспозиция, была главной изюминкой. Не могу с этим не согласиться. Более того, во многих отношениях первые игры для PS3 уступали продуктам второй волны для Xbox 360. А если сюда добавить еще и не слишком теплый прием публикой информации о стартовых ценах на PS3, то придется сделать не очень приятный для SCE вывод, что ее выступление на E3 2006 оказалось самым неудачным за последние годы. Кстати, ситуация с PS3 и Xbox 360 в чем-то напоминает ту, которая сложилась в 2000 г. незадолго до запуска PS2, когда первые игры для консоли от Sony также вызывали немало нареканий.

Как мы уже упоминали в самом начале материала, флагманом игровой линейки для Xbox 360 большинство экспертов считает action Gears of War. Однако не менее отрадное впечатление производят и другие проекты для данной консоли, издателем которых выступит сам редмондский колосс. Здесь и великолепная масштабная космическая сага в жанре RPG Mass Effect (BioWare), и кросс-платформенный шутер от первого лица Shadowrun (FASA Studio), и сиквел одной из наиболее успешных на первой Xbox гонок Forza Motorsport 2 (Turn 10). Потенциальные бестселлеры для Xbox 360 присутствовали и на стендах многих независимых издателей.

По традиции самое выгодное место в престижном South Hall занимала крупнейшая в мире издательская компания Electronic Arts. Судя по всему, лидер рынка игрового ПО кое в чем пересмотрел свою политику, так как по сравнению с прошлыми годами было существенно меньше продуктов по кинолицензиям и больше оригинальных IP. Заметим, что несколько игр EA, бесспорно, вошли в число лучших на выставке. В первую очередь я имею в виду симулятор Spore от гениального автора The Sims Уилла Райта (Will Wright), а также высокотехнологичный и очень красивый фантастический шутер от немецкой команды Crytek. Обе игры ориентированы на платформу PC.

Поскольку на выставке было продемонстрировано более тысячи новых проектов, есть смысл сделать краткий обзор лучших представителей основных жанров.

Непреходящей популярностью пользуются action-игры. Здесь к уже упоминавшимся Gears of War и Сrysis стоит добавить Quake Wars: Enemy Territory (Activision, PC), Lost Planet: Extreme Condition (Capcom, Xbox 360), Resistance:Fall of Man (SCEA).

В категории action/adventure наши симпатии были на стороне Assasin's Creed (Ubisoft, PS3), The Legend of Zelda: Twilight Princess (Nintendo, GC/Wii), Super Mario Galaxy (Nintendo, Wii).

Файтинги по-прежнему являются прерогативой консолей, и здесь мы вынуждены констатировать, что в списке фаворитов «знакомые все лица» – очередные продолжения культовых сериалов – Tekken: Dark Resurrection (Namco Bandai, PSP), Mortal Kombat: Armageddon (Midway, PS2, Xbox), Virtua Fighter V (SEGA, PS3).

А вот хорошие стратегии остаются эксклюзивом для PC. Кстати, обладателем самой сильной линейки подобных продуктов является компания THQ. В ее портфолио две такие ударных игры, как Supreme Commander (идейное продолжение культовой Total Annihilation) и Company of Heroes. В этом жанре очень перспективными нам показались также Paraworld (Sunflowers) и Medieval II: Total War (SEGA).

Как ни странно, достойных гоночных игр было на сей раз маловато, даже EA не располагала новой серией своего «вечного» бренда Need For Speed. Больше всех запомнились MotoGP 06 (THQ, Xbox 360), Exite Truck (Nintendo, Wii), Gran Turismo HD (SCEA, PS3).

В сфере ролевых игр особых прорывов не наблюдалось. О потрясающем Mass Effect для Xbox 360 я уже рассказывал. Добавить к этому, в сущности, нечего, разве что несколько проектов, с которыми мы уже знакомились год назад здесь же, на E3.

Многопользовательские онлайновые миры продолжают развиваться очень активно. Свидетельством тому высокое качество большинства показанных MMOG. Особо отметим официальное дополнение к популярнейшей World of Warcraft – Burning Crusade, новое творение легендарного Ричарда Гэрриота Tabula Rasa (NCsoft, PC), а также Gods and Heroes (Sony Online Entertainment, PC).

Естественно, существуют игры, которые невозможно заключить в определенные жанровые рамки. И среди них попадаются настоящие жемчужины, такие как, например, BioShock (2K Games, PC, Xbox 360).

Более подробно с лучшими из представленных на выставке E3 игр вы познакомитесь в материалах, которые будут опубликованы в ближайших номерах журналов «Домашний ПК» и Gameplay. Мы же в заключение хотим дать вам представление о масштабах мероприятия, предложив статистические данные, обнародованные организаторами E3 2006.

За три дня выставка привлекла более 60 000 профессионалов, работающих в индустрии компьютерных и видеоигр. На стендах и в комнатах для переговоров свою продукцию показывали более 400 компаний из 90 стран мира. Общая площадь экспозиции превысила 50 тыс. м2. В рамках конференции богатым опытом поделилось 175 ведущих специалистов в своих отраслях.

И в качестве финальной ремарки заметим, что к маю будущего года, когда Лос-Анджелес вновь соберет элиту мирового игростроения, уже станет ясно, кто из платформодержателей наиболее успешно смог реализовать свой потенциал, продемонстрированный на E3 2006.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT