`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Новогодний заряд оптимизма

Статья опубликована в №46 (712) от 22 декабря

0 
 

На нынешний сезон высоких продаж возлагались особые надежды. Изрядно потрепанные кризисом производители и розничные продавцы небезосновательно ожидали от предрождественского периода нормализации сурового финансового климата. Согласно поступающим статистическим сводкам, не в последнюю очередь благодаря здоровому развитию онлайновой торговли завершение года можно считать вполне успешным.

Объемы выручки стартовавшего в начале ноября традиционного сезона предпраздничных продаж демонстрируют неожиданно высокую позитивную динамику. Вопреки набившим оскомину экономическим неурядицам, за рассматриваемый период потребительские аппетиты в годовом сравнении уверенно росли на большинстве региональных рынков. В онлайновом секторе, специализирующемся на сбыте медиаконтента, электроники и товаров широкого потребления, на это отчетливо указывают пиковые даты сезона, которые приходятся на День благодарения (последний четверг ноября) и следующую за ним «черную пятницу». Кроме того, с недавних пор судить о результативности интернет-коммерции стало возможным еще по двум дням-индикаторам. Первый из них – «киберпонедельник», в данном случае повышенная потребительская активность связана с возвращением людей на рабочие места после Дня благодарения. По статистике именно в этот день со служебных компьютеров совершаются ранее не сделанные покупки. Следующая ключевая дата – второй понедельник декабря, с легкой руки eBay и PayPal названный «зеленым» – открывает заключительную неделю перед рождественскими каникулами. В последние годы именно на «Green Monday» приходятся наибольшие онлайновые продажи. Далее потребительская активность постепенно идет на спад, и уже к 18 декабря более 60% магазинов снимают завлекающие низкой ценой предложения.

Исходя из этого, отслеживающее развитие онлайнового бизнеса агентство comScore подсчитало, что с 1 ноября по 13 декабря расходы покупателей в секторе электронной коммерции на крупнейшем из мировых рынков – в Северной Америке – достигли 21 млрд долл. Данный показатель, исключающий доходы от аукционов и масштабных корпоративных закупок, увеличился на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лишь в «черную пятницу» каждый из сайтов Amazon.com, Apple, Best Buy, Target и Wal-Mart посетили не менее 4 млн человек. Более того, трафик у Amazon на 28% превысил значение 2008 г., а у Apple, Best Buy и Wal-Mart его изменение в годовом сопоставлении также характеризовалось двузначным числом. Показательно, что в предрождественскую неделю с 7 по 13 декабря на 40 млн долл. был улучшен абсолютный рекорд докризисного 2007 г., когда выручка от онлайновой торговли перевалила за 4,7 млрд долл.

Не менее успешными можно считать онлайновые продажи на крупнейших европейских рынках, давших очередные позитивные сигналы восстановления континентальной экономики в целом. Посещаемость немецких интернет-магазинов в предпраздничный период увеличилась в среднем на 17% по сравнению со среднестатистической осенней неделей. Лидерами роста оказались сайты Amazon и Neckermann Gruppe – посещаемость их виртуальных витрин возросла на 46 и 18% соответственно. В течение первой недели высокого сезона интерес к французским онлайновым площадкам возрос на 36% и сохранялся на протяжении всего ноября. Здесь локальный сайт Amazon (рост 40%) безоговорочно уступил позиции местному онлайн-магазину Groupe PriceMinister – его аудитория увеличилась на 188%. Более чем на 35% возросла общая посещаемость британских онлайновых магазинов.

В преддверии рождественского сезона мощным двигателем онлайновых продаж оказались трансформированные в действенный маркетинговый канал социальные сети. Немаловажную роль в этом сыграли феноменально высокие темпы прироста пользователей Facebook, MySpace, Twitter и других сообществ, заставившие ключевых производителей и розничных продавцов отвести интерактивным многопользовательским веб-сайтам достойное место в существующих маркетинговых стратегиях. Среди очевидных преимуществ шага в онлайн называются не только сравнительно низкие затраты на продвижение товара, но и реальная возможность быть ближе к потребителю. В этом контексте довольно красноречив пример Dell – по заверению ее представителей, лишь благодаря активности в Twitter она сумела заработать 6,5 млн долл. Безусловно, в масштабе общего объема выручки гиганта, величина которого за последний квартал достигла 12,9 млрд долл., это капля в море, однако тенденция весьма многообещающая.

Опросив свыше 400 человек из различных социальных групп, исследователи comScore выяснили, каким именно образом онлайновый фактор, в частности социальные медиа, отражается на предпраздничных продажах. По меньшей мере 28% опрошенных согласились, что информация, размещенная в социальных сетях, существенно повлияла на выбор места для предпраздничных покупок в пользу онлайновых торговых площадок. Причем если потребительский обзор на каком-либо персональном блоге убедил в приобретении того или иного товара 13% респондентов, то около 11% опрошенных окончательно склонились к покупке лишь после прочтения экспертного теста на специализированном сайте. Количество пользователей, посетивших собственные страницы компаний в Facebook с целью поиска специальных предложений и скидок, составило 7%. Рекомендации друзей в той же сети Facebook оказались решающими при выборе товара для 6% респондентов. Одинаковое число участников исследования – 5% – определились после просмотра онлайнового видео с демонстрацией товара и отслеживания маркетинговой активности компании в Twitter. Наконец, 3% респондентов также связали свои предпочтения с упомянутой сетью микроблогов. Внимание на продукт они обратили после прочтения сообщений о товаре от друзей на собственной twitter-ленте.

Тем не менее на фоне роста рынка онлайновой торговли общие объемы предпраздничных продаж, включающих традиционные торговые сети, незначительно «просели». Согласно выдержкам из отчета NPD Group, общая выручка в неделю «черной пятницы» едва превысила 2,7 млрд долл. – на 1,2% меньше, чем год назад, когда такое снижение составило в пределах 3,4%.

Более всего в указанный период реализовано телевизоров и компьютеров. Отмечается, что объем продаж ПК превзошел на 63% соответствующий показатель 2008 г. благодаря появлению новых ОС и формфакторов, в частности нетбуков. Средняя цена ноутбуков снизилась на $160, до $500, а плоскопанельных телевизоров – на 20%, до $535. К слову, телевизоров продано больше на 15%, однако многочисленные скидки привели к тому, что в годовом сравнении выручка упала на 9%.

Доходы от онлайновой торговли, млн долл.
Период 2008 г. 2009 г. Изменение, %
1 ноября – 13 декабря 20 017 20 721 4,0
День благодарения (26 ноября) 288 318 10,0
«Черная пятница» (27 ноября) 534 595 11,0
«Киберпонедельник» (30 ноября) 834 887 5,0
7–13 декабря 4 544 4 744 4,0
«Зеленый понедельник» (14 декабря) 859 911 6,0
По данным comScore.
Падение цен на ключевые потребительские высокотехнологичные товары в «черную пятницу», %
Категория товара 2008 г. 2009 г.
ЖК ТВ –5,0 –22,0
Ноутбуки –8,0 –26,0
Камкордеры –7,0 –33,0
Фото- и видеокамеры –12,0 –7,0
GPS-навигаторы –22,0 –14,0
По данным NPD.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT