`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Новая старая Samsung Electronics

0 
 

Южнокорейская Samsung Electronics всегда привлекает к себе пристальное внимание. Сегодня компания по праву считается лидером во многих сегментах индустрии, демонстрируя существенный рост основных показателей, при том что еще три-четыре года назад гиганту приходилось преодолевать последствия азиатского кризиса.
Перестройка стратегии Samsung Electronics началась несколько лет назад. Напомним, что тогда компания поставила перед собой цель стать одним из ведущих мировых поставщиков электроники высокого класса, иными словами, уйти из начального ценового сегмента, с которым традиционно ассоциировались южнокорейские фирмы. Однако это, очевидно, в большей степени относится к потребительскому рынку. Мы же начнем наш разговор с другого, не менее важного направления бизнеса Samsung -- полупроводникового, основу которого составляет производство памяти.

Новая старая Samsung Electronics
Дейдже Чин: "Мы в Samsung стремимся обеспечить каждому пользователю доступ к любым технологиям без пространственных и временных ограничений".
Во время предыдущего кризиса на рынке DRAM компания, по мнению многих наблюдателей, вела себя довольно необычно, продолжая вкладывать средства в наращивание выпуска чипов, что в конечном итоге и принесло свои плоды после того, как вновь начался подъем в сегменте. Теперь ситуация, похоже, повторяется вновь. Согласно опубликованным на днях сведениям, оборот и прибыль Samsung Electronics уже по итогам первого квартала оказались сопоставимы с уровнем III кв. 2000 г., когда полупроводниковая индустрия находилась на пике. При этом в сравнении с четвертым кварталом прошлого года увеличение оборота составило 17%, а прибыли -- 764%.

Но вполне вероятно, что улучшение финансовых показателей представляет собой даже в каком-то смысле второстепенный результат, поскольку в стратегических планах южнокорейской фирмы -- завоевать к 2005 г. порядка трети мирового рынка. И, что немаловажно, одна из главных ролей при этом отводится разработке передовых решений, т. е. Samsung стремится к лидерству не только в количественном, но и в технологическом плане.

Здесь, пожалуй, уместно будет привести слова Дейдже Чина (Daeje Chin), главы подразделения Samsung Digital Media, занимающегося выпуском компьютерного оборудования, потребительских цифровых устройств, периферии и т. п.: "Всего пять лет назад мы вынуждены были закупать полупроводниковые компоненты у Sony и Matsushita, поэтому все время находились позади. Но сейчас наша компания, вне всякого сомнения, способна стать номером один".

Другой интересный факт -- по итогам прошлого года Samsung Electronics заняла пятое место в мире по количеству патентов среди представителей IT- и электронной индустрии, уступив лишь IBM, NEC, Canon и Micron Technology, но опередив таких грандов, как Matsushita, Sony, Hitachi, Mitsubishi Electric и Fujitsu.

Новая старая Samsung Electronics Нельзя не упомянуть, что к настоящему времени в полупроводниковом бизнесе фирмы появилось еще одно ключевое направление -- ЖК-дисплеи, спрос на которые в последние месяцы, как известно, стремительно растет, и эти продукты также внесли существенный вклад в улучшение финансовых результатов компании. Подходы Samsung в указанном сегменте в чем-то схожи со стратегией на рынке памяти: к примеру, в течение года в модернизацию производства ЖК-панелей планируется вложить свыше полумиллиарда долларов; к тому же компания одной из первых собирается ввести в эксплуатацию линии пятого поколения, позволяющие заметно увеличить выпуск устройств с диагональю 15 и 17 дюймов.

Кроме того, наблюдатели отмечают, что Samsung владеет одним из самых эффективных производств, благодаря чему себестоимость ее ЖК-панелей примерно на 20% ниже, чем у тайваньских фирм.

Однако, наверное, наибольшее внимание в последнее время компания привлекает к себе очень агрессивной политикой на рынке мобильных телефонов. За прошедший год ей, согласно недавно опубликованным оценкам аналитической фирмы Dataquest, удалось здесь выйти на четвертое место по количеству проданных аппаратов с рыночной долей 7,1% вслед за Nokia, Motorola и Siemens. При этом Samsung среди всех ведущих производителей достигла наибольших темпов развития -- 36,8%. Для сравнения: у двух других фирм, которые смогли в 2001 г. увеличить продажи своих телефонов -- Nokia и Siemens, они составили соответственно 10,5 и 10,2%.

Правда, если суммировать поставки Sony и Ericsson, создавших недавно совместное предприятие, то их объединенная доля будет равна около 8,5%, однако, по прогнозу еще одной фирмы -- Strategy Analysis, в нынешнем году перераспределение долей на мировом рынке будет происходить большей частью именно между Sony Ericsson и Samsung, причем, как ожидается, в пользу последней.

Ее успехи в рассматриваемом сегменте наблюдатели связывают с агрессивной маркетинговой политикой, масштабными спонсорскими кампаниями, а также выпуском широкого диапазона разнообразных продуктов. Весьма показательной в этом плане стала последняя выставка CeBIT, где фирма представила наибольшее число новых моделей -- восемь, в то время как, к примеру, Nokia -- пять, а Sony Ericsson -- шесть.

Нельзя пройти мимо того факта, что ставку на рынке мобильных телефонов Samsung главным образом делает на аппараты среднего и высокого уровня, в отличие от тех же Siemens и Motorola, заметное внимание уделяющих начальному ценовому диапазону. В принципе, это соответствует общей стратегии компании, но именно здесь, по мнению многих экспертов, может крыться некий подводный камень, особенно если рассматривать европейский рынок, где пользователи традиционно с осторожностью относятся к новым маркам. Кроме того, отмечается, что Samsung и другим азиатским производителям необходимо еще научиться правильно оценивать спрос на продукты с определенными наборами функциональных возможностей, чтобы избегать как недо- так и перепроизводства.

Многими ставится также под сомнение значительный акцент на аппараты с цветным дисплеем -- на текущий момент их в ряду моделей стандарта GSM у Samsung больше, чем у какого-либо другого поставщика. Эксперты высказывают мысль, что подобный подход способен привести к существенному снижению уровня прибыли, хотя, учитывая, каким образом в последнее время развивается ситуация на рынке ЖК-панелей (которые компания изготовляет сама), она, безусловно, способна достичь заметного преимущества перед конкурентами.

Говоря о работе Samsung на рынке мобильных телефонов, нужно также упомянуть о Соединенных Штатах, где компания, как подчеркивают наблюдатели, имеет очень неплохие позиции (речь тут, естественно, идет об аппаратах стандарта CDMA). Существенную роль в этом регионе сыграл партнерский альянс с одним из крупнейших операторов сотовой связи Sprint. Вообще, Samsung в Америке, наверное, как нигде в мире, стремится упрочить свое положение и завоевать внимание потенциальных покупателей. Один из последних примеров -- ее масштабное спонсорское участие в недавних зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити. Тут к месту будет также упомянуть, что за минувший год фирма потратила на "раскручивание" своей марки по всему миру порядка 400 млн. долл.

Помимо рынка мобильных телефонов, Samsung, очевидно, нацеливается на сегмент карманных вычислительных устройств с коммуникационными возможностями. Первой ласточкой в данном направлении стал PDA NEXiO. Его продвижение компания начала с Южной Кореи, что аналитики объясняют значительно большей склонностью жителей Азии к новым технологиям в сравнении с европейцами и американцами. Иными словами, собственная страна, вероятно, рассматривается Samsung как некий плацдарм, с которого она рассчитывает начать наступление на мировой рынок (к слову, наблюдатели отмечают, что в какой-то мере аналогичной была ее стратегия и в случае с мобильными телефонами). Особый упор при этом делается на сферы образования и здравоохранения, где для потенциальных пользователей, как предполагается, особо важным будет качественный дисплей (напомним, что у NEXiO он имеет размер диагонали 5,1 дюйма и поддерживает разрешение 800 x 480 пикселов).

Интересно отметить, что при всем стремлении к продвижению собственной марки Samsung продолжает уделять большое внимание OEM-сегменту -- взять хотя бы недавно подписанное многолетнее соглашение с Dell о производстве ноутбуков на контрактной основе, сумма которого оценивается, ни много ни мало, в 16 млрд. долл.

Правда, в связи с переходом в новую "весовую категорию" отношения Samsung с партнерами в общем заметно усложнились, поскольку многие ее клиенты в одних областях (в первую очередь на рынке памяти) превратились в главных конкурентов в других. К слову, если говорить об охвате компанией различных направлений индустрии, то наблюдатели отмечают сбалансированность с этой точки зрения (см. диаграмму), позволяющую с наименьшими потерями переносить спады в разных сегментах.

Несколько лет назад Samsung Electronics поставила перед собой цель не просто превратиться в самую успешную корейскую компанию, а встать в один ряд с мировыми электронными гигантами и, возможно, даже потеснить их. Сегодня она подошла к этому достаточно близко, но теперь задача усложняется, поскольку удержаться на занятых позициях, как известно, намного сложнее, чем их завоевать.

Мировой рынок мобильных телефонов по итогам 2001 г.
Компания Объем продаж, тыс. шт. Рыночная доля, % Прирост в сравнении с 2000 г., %
Nokia 139672 35 10,5
Motorola 59092 14,8 - 1,7
Siemens 29753 7,4 10,2
Samsung 38234 7,1 36,8
Ericsson 26956 6,7 - 35
Остальные 115877 29 - 15,5
Всего 399583 100 - 3,2
(По данным Dataquest)
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT