`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Ноутбуки в Украине: продажа и производство

0 
 

По оценкам экспертов, в 2001 г. в Украине было реализовано порядка 10 тыс. портативных ПК на сумму 17 млн. долл. Если соотнести эти данные с цифрами двухгодичной давности, то местный рынок ноутбуков вырос за указанный период, по меньшей мере, вдвое. Скорее всего, его емкость в 2002 г. перевалит через отметку 15 тыс. устройств и 25 млн. долл.
Фотоэкскурсия: как собирают ноутбуки*

Ноутбуки в Украине продажа и производство
С виду локальный брэнд от глобального и не отличишь. Тем более в упаковке

"Квазар-Микро"
Ноутбуки в Украине продажа и производство
Так выглядит поступающая на сборку "заготовка" ноутбука Senator
Ноутбуки в Украине продажа и производство
Установка факс-модема -- дело нескольких секунд
Ноутбуки в Украине продажа и производство
Что бы там ни говорили, "Сделано в Украине"!
Ноутбуки в Украине продажа и производство
В модели Senator 2000 модули памяти прячутся под клавишами
Ноутбуки в Украине продажа и производство
Теперь можно подсоединить и клавиатуру
Ноутбуки в Украине продажа и производство
Заключительный аккорд -- шильдик. Затем инсталляция ПО и тестирование



"Версия"
Ноутбуки в Украине продажа и производство
Ответственный этап: установка процессора в слот
Ноутбуки в Украине продажа и производство
А это -- "холодильник", чтобы P-III не перегревался
Ноутбуки в Украине продажа и производство
Теперь подключаем жесткий диск...
Ноутбуки в Украине продажа и производство
...память...
Ноутбуки в Украине продажа и производство
...и клавиатуру
Ноутбуки в Украине продажа и производство
Выбор ноутбуков марки "Версия" довольно широк


* Фотографии расположены в произвольной последовательности, не соответствующей фактическому порядку сборки систем.

Продавцы

Ноутбуки в Украине продажа и производство
Прошедший год для местных поставщиков портативных ПК оказался на редкость результативным. Проведенный нами опрос ведущих игроков показал, что рост их продаж составил от 20 до 30% и от 2002 г. они ожидают двукратного увеличения темпов. И это при том, что количество поставщиков также растет: сегодня компаний, реализующих не менее 50 ноутбуков в месяц, уже явно более десяти.

Этот рынок привлекает не только брэндов -- обращают на него внимание и локальные производители ПК. В прошлом году их ряды ("Квазар-Микро") пополнила "Версия", в этом к выпуску ноутбуков фактически уже приступила "МКС" (см. раздел новостей), есть планы у K-Trade, рассматривает такую возможность "АМИ". Кстати, как объясняют в "МКС", предпосылками для начала изготовления портативных ПК стали растущий объем продаж данного вида техники и наличие хорошо организованного сборочного производства стационарных систем. За 2001 г. сбыт портативных компьютеров в розничной и дилерской сети "МКС", а также среди корпоративных клиентов увеличился на 30%.

Рост спроса на лэптопы в прошлом году в первую очередь связан со снижением цен на устройства -- как за счет удешевления компонентов (например, ЖК-матриц, памяти), так и вследствие уменьшения маржи продавцами. По мнению Игоря Фурманюка, менеджера компании DataLux, уменьшение рентабельности вызвано главным образом переходом ноутбуков в разряд дистрибьюторских товаров. Крупные украинские дистрибьюторы стали больше внимания уделять данной группе продукции, в результате увеличилось количество предложений brandname-систем со склада в Киеве. Все это отразилось на росте конкуренции и, как следствие, -- на рентабельности продавцов. По оценкам компаний "ДКТ", "Юнитрейд" и "Компьютерные коммуникации", снижение рентабельности достигло к концу года 8--10%, по данным "Квазар-Микро" -- 20%.

Тем не менее ноутбуки продолжают оставаться для продавцов одним из наиболее прибыльных товаров: маржа при их реализации, как правило, изменяется в пределах 25--40% в зависимости от модели (на дорогих устройствах класса hi-end она выше). Правда, и затраты на поддержание склада, и сервисное обслуживание портативной техники несоизмеримы с расходами на организацию сбыта стационарных ПК.


Структура спроса

Классы систем

Больше всего в Украине продается ноутбуков, естественно, начального уровня. Обычно это системы стоимостью не выше $1500. Их доля в продажах компаний составляет от 30% ("Банкомсвязь", "ДКТ") до 50% (DataLux) и 55% ("Версия", "Юнитрейд"). К классу low-end многие продавцы часто относят устаревшие компьютеры, а также бывшие в употреблении. Вероятно, в 2002 г. с появлением на рынке новых ноутбуков стоимостью около $1000 (itc.ua/8460) доля бюджетных систем еще несколько возрастет.

Лэптопы высокого уровня (дороже $2000--2500) занимают сегодня по популярности второе место, причем спрос на них в 2001 г. существенно вырос. Так, в фирмах DataLux и "Компьютерные коммуникации" на них приходится 40% продаж.

Ноутбуки среднего класса (от $1500 до $2000--2500), по данным большинства продавцов, покупают реже всего (например, в DataLux им принадлежит всего 10% сбыта). Хотя бывают и исключения: половина портативных ПК, реализуемых АО "Банкомсвязь", относится к категории "средний уровень". Это объясняется тем, что почти 70% ноутбуков приобретаются корпоративными клиентами компании.

Здесь необходимо отметить, что в последнее время значительно увеличился спрос на портативные ПК, покупаемые для домашнего использования. В их качестве чаще всего выступают либо бюджетные модели, либо самые "навороченные".


Торговые марки

Как и один-два года назад, лидером по числу предложений (по данным "Hot Line") на рынке остается Toshiba. Тем не менее популярность этой марки среди реселлеров снизилась с 47--50 до 28--30%. В то же время существенно выросло количество предложений HP (с 2--3 до 15--17%) и Sony (с 3 до 15%), а популярность Compaq осталась на том же уровне (15--17%). Скорее всего, в настоящее время наиболее продаваемыми в Украине можно назвать ноутбуки именно этих четырех производителей.


Критерии выбора

По утверждению продавцов, до сих пор первый и главный вопрос большинства клиентов -- это цена ноутбука. Затем обращается внимание на матрицу и процессор. Объем памяти и емкость винчестера имеют уже второстепенное значение, поскольку эти параметры в ноутбуках можно изменить, да и цены на данные комплектующие за последний год существенно снизились.

Особое внимание в 2001 г. клиенты стали уделять типу привода компакт-дисков (довольно часто отдают предпочтение DVD). Как отмечает директор по продажам фирмы "ДКТ" Геннадий Бух, многих покупателей интересует наличие привода CD-RW и высококлассной видеокарты (например, GeForce MX 2GO). Кроме того, стандартным требованием является встроенный факс-модем и в большинстве случаев -- сетевая карта. Учитывая возрастающие требования к мобильности систем, в настоящее время наблюдается устойчивый спрос на модели массой до 2 кг.


Локальное производство

Основные характеристики, учитываемые большинством покупателей при выборе ноутбука (в порядке важности)

1. Цена.
2. Тактовая частота процессора.
3. Размер матрицы.
4. Объем оперативной памяти.
5. Емкость жесткого диска.
6. Дизайн.
7. Масса.
8. Наличие и тип привода оптических дисков.
9. Время автономной работы.
Во всем мире широко используется практика так называемых OEM-соглашений (Original Equipment Manufacturer), когда один производитель выпускает под своей торговой маркой продукцию, состоящую из компонентов (блоков, модулей, деталей) одной или нескольких сторонних фирм. Так, все ведущие брэнды (Apple, Compaq, Dell, IBM, HP, Sony, Toshiba и др.) размещают заказы на свои ноутбуки на фабриках тайваньских производителей (Arima, Inventec, Quanta, Compal, Clevo, Mitac и др.). Причем доступ к barebone-системам для лэптопов сегодня может получить практически любой локальный сборщик и, если это входит в его планы и есть свободные средства, начать выпуск портативных ПК под собственной торговой маркой. Однако это вовсе не означает, что компания сможет: а) построить эффективную сеть сбыта и поддержки своей продукции; б) вести этот бизнес с рентабельностью, обеспечивающей его дальнейшее существование и развитие.

Сама по себе процедура сборки (или производства, кому как нравится) ноутбуков принципиально ничем от сборки ПК не отличается. Здесь существуют те же этапы: доставка компонентов к рабочему месту инженера, установка комплектующих в корпус компьютера, инсталляция и настройка ПО, тестирование, упаковка.

Отличия в другом. Во-первых, как отмечают в "Квазар-Микро" и НПФ "Версия", в процессе выбора поставщика базовых комплектов для сборки ноутбуков возникает на порядок больше проблем с совместимостью компонентов и программного обеспечения.

Во-вторых, формирование и поддержание склада barebone-систем и ноутбучных комплектующих (жестких дисков, модулей памяти, приводов и пр.) требует гораздо больших финансовых затрат.

В-третьих, сервисное обслуживание ноутбуков, а также в целом поддержка их пользователей намного сложнее и затратнее. Здесь, например, необходимо учитывать тот факт, что отправка бракованного изделия обратно производителю в наших условиях практически невозможна. Значит, проблемы с качеством комплектующих тут же оборачиваются прямыми убытками сборщика.

Наконец, конкуренция со стороны А-брэндов на рынке ноутбуков гораздо более ощутима, чем на рынке ПК. Следовательно, это приходится компенсировать маркетинговыми мероприятиями.

В целом, от 30 до 50% стоимости ноутбука приходится не на hardware и ПО, а на то, что в бизнесе принято называть Value Added ("добавленная стоимость"), которая и создается локальным сборщиком.

В "Квазар-Микро" сборка ноутбуков осуществляется силами тех же инженеров, которые заняты на производстве ПК и серверов. Заказ, поступивший по корпоративной системе компании из любого филиала, тут же отдается в работу свободному инженеру. Такой принцип (универсальность специалистов и рабочих мест), по словам заведующего производством Виталия Панченко, позволяет более эффективно использовать ресурсы, поскольку заказы на ноутбуки (и серверы) распределены по времени весьма неравномерно, а производство "Квазар-Микро" ориентировано на выпуск больших объемов однотипной серийной продукции (реальные данные о своих продажах компания не приводит).

Сервисным обслуживанием ноутбуков Senator занимается совершенно другое подразделение, причем организация сервиса, как подчеркивают представители компании, оказалась наиболее сложной составляющей производства портативной техники.

Подход "Версии" несколько иной. Здесь в сборке ноутбуков задействованы выделенные специалисты (пока трое), на которых также возложены функции сервис-инженеров. Кроме того, соответствующее помещение территориально отделено от общего производственного цеха.

Руководство "Версии" считает, что такая организация более оправдана, особенно на начальном этапе выпуска ноутбуков. А поскольку компания является относительно молодым игроком на местном рынке портативных ПК, то ее текущая стратегия полностью соответствует задаче закрепиться в этом сегменте и завоевать репутацию надежного поставщика. Этим, в частности, объясняются и гибкая ценовая политика, и широкий модельный ряд (восемь моделей), и ставка на продвижение продукции через дилерскую сеть (60% систем распространяется через партнеров, 25% -- прямые продажи постоянным клиентам, 15% -- розница). Как уже сообщалось ранее, за семь месяцев 2001 г. "Версия" реализовала 370 своих ноутбуков, а в 2002 г. планирует выпустить не менее 1200 шт.

Как поставщики оценивают украинский
рынок ноутбуков в 2001--2002 гг. (тыс. шт.)
Компания 2001 г. 2002 г.* Рост, %
"Банкомсвязь" 8--9 11 30--35
"Версия" 12 20 60--70
DataLux 10--12 16--20 50--70
"ДКТ" 8--8,5 10--11 30
"Квазар-Микро" 9--11 15 50
"Компьютерные коммуникации" 10--11 13--14 25--30
"МУК" 7,5 11--12 50--70
"Юнитрейд" 9--10 13--14 40--45
В среднем 9--10 14--15 50
*Прогноз.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT