`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Ноутбуки без имени: главное -- цена

0 
 

По сравнению с ПК продажа ноутбуков всегда являлась весьма прибыльным бизнесом. Однако со временем это преимущество становится все менее очевидным. Появление же barebone-комплектов, на базе которых будет организована мелкосерийная и штучная сборка портативных компьютеров, приведет к еще большему снижению цен и изменению структуры рынка.

Сами по себе barebone-комплекты для Украины не в новинку -- собственно, на их основе отечественные производители портативной компьютерной техники создают свои системы, продвигая их затем под определенной торговой маркой. Так создается ноутбук локального бренда (localname).

Ноутбуки без имени главное -- ценаОднако в 2003 г. "ноутбуки-полуфабрикаты" попали в дилерский канал отечественных дистрибьюторов комплектующих, что привело к росту предложений в первую очередь в сегменте недорогих устройств, собираемых небольшими компаниями мелкими партиями или даже поштучно. При этом большинство таких сборщиков никогда не будет заниматься раскруткой специальной торговой марки для выпускаемых ноутбуков, т. е. речь идет о так называемых noname-системах.

Мы уже говорили о том, что цены на новые ноутбуки в прошлом году преодолели "психологическую" отметку в $900--1000. С одной стороны, это, безусловно, повысило их популярность и расширило круг потенциальных пользователей, а с другой -- привело к снижению рентабельности продавцов.

Как и в случае с ПК, готовый ноутбук с логотипом сборщика на корпусе оказывается дороже, чем купленные по отдельности barebone-комплект, легший в основу его создания, и комплектующие. Однако в Украине, особенно за пределами столицы, считает Олег Кристюк, директор K-Trade по продажам и маркетингу, существует весьма широкая прослойка покупателей, для которых известность торговой марки не является приоритетной при выборе. Это, кстати, относится и к некоторым корпоративным пользователям, обращающим внимание прежде всего на сертификацию, оперативность поставок и гарантийное обслуживание.

Самостоятельно изготовляя noname-системы на базе barebone-комплектов, сборщики имеют возможность увеличить заработок, получить некоторое ценовое преимущество на региональном рынке и, по словам Евгения Троценко, менеджера "Квазар-Микро" по развитию направления мобильных систем, с относительно малыми затратами даже создать свой бренд (если захотят). При этом заводскую гарантию на barebone-системы (чаще всего 1 год) многие из них расширяют и обеспечивают за счет собственных ресурсов.

Стоит учитывать, однако, что привлекательные оптовые цены и на barebone, и на комплектующие непосредственно от тайваньских фабрик можно получить лишь в случае достаточно большого объема закупок. Если же речь идет о выпуске десятков ноутбуков в месяц, то организовывать работу с фабриками напрямую "с нуля" невыгодно из-за накладных расходов, связанных с логистикой, таможенной очисткой и сервисной поддержкой. Поэтому их поставками в Украину занимаются, как правило, дистрибьюторы комплектующих. Сегодня все необходимые компоненты предлагают, в частности, ASBIS, "Квазар-Микро", K-Trade, а в ближайшем будущем этот состав может расшириться.

Сборка ноутбуков из "полуфабрикатов" предполагает добавление гораздо меньшего числа компонентов, чем при выпуске настольных ПК. Здесь все ограничивается жестким диском, памятью, процессором и в редких случаях -- оптическим накопителем. В рамках этих компонентов сборщик имеет возможность конфигурировать ноутбуки под заказ, хотя есть ограничения по совместимости комплектующих: азиатские производители указывают перечень компонентов для конкретных barebone-моделей, который весьма узок.

К одним из наиболее существенных недостатков в производстве noname-систем относится так называемая цена ошибки. Если от неправильных действий сборщика настольного ПК она составляет до $100 (такой суммой ограничивается большинство его компонентов), то в случае с ноутбуком эта цифра иногда достигает полной стоимости самого barеbone-комплекта (как минимум $600).

Может показаться, что сравнительно новый для Украины вид бизнеса прежде всего ударит по крупным отечественным сборщикам. На самом же деле для последних распространенность мелкосерийного и штучного производства, наоборот, сыграет на руку. "Сейчас мы конкурируем главным образом с поставщиками восстановленных и подержанных устройств, поэтому появление регионального производства -- большой плюс в этом противостоянии в пользу систем украинской сборки", -- считает Дмитрий Король, руководитель департамента мобильных систем НПФ "Версия".

Доходность от продажи ноутбуков brandname и localname остается пока на достаточно привлекательном уровне даже после снижения цен в 1,5--2 раза за последние год-два. Розничный продавец может заработать до $150--180 на одном экземпляре. Однако в текущем году эта цифра уменьшится. Учитывая тот факт, что нижняя ценовая планка на отечественный noname-ноутбук будет, по всей видимости, ниже $700, это обострит конкуренцию и приведет к общему снижению цен во всех нишах рынка на 5--15%.

Ожидается, что суммарный объем продаж всех лэптопов отечественной сборки (localname и noname) в 2004 г. составит около 10 тыс. шт., из которых примерно половина выпадет на долю последних. Большинство новоявленных сборщиков портативных ПК предложат недорогие устройства начального уровня розничной стоимостью до $1000. По оценкам дистрибьюторов, на комплекты, предназначенные для их изготовления, придется порядка 70--75% продаж barebone-систем. Оставшиеся 25--30% предположительно будут использоваться для создания ноутбуков среднего класса (до $1500).

Предвидя подобное развитие событий, некоторые отечественные сборщики либо планируют сворачивать свои производства (есть и такая информация), либо переходят в нишу более дорогих решений. Так, компания "АМИ", которая в I квартале нынешнего года собирается представить лэптопы под своей торговой маркой, намерена сосредоточиться на полнофункциональных аппаратах среднего уровня стоимостью от $1300--1500.

Рост объемов поставок barebone-комплектов рано или поздно приведет к доступности их для частных покупателей в виде конструктора, из которого они самостоятельно смогут собрать ноутбук. Нельзя не вспомнить аналогичные процессы в сегменте настольных ПК, произошедшие в середине 90-х годов. Тогда развитие частных услуг было обусловлено именно доступностью комплектующих в рознице и ростом числа людей, обладающих опытом сборки и модернизации ПК в бытовых условиях. Как показывает практика, такие навыки приобретаются достаточно быстро, тем более, если речь идет о конструкторе не из 8--10 составляющих, а всего из 3--4.

Безусловно, на сегодняшний момент поставщикам нет никакого смысла популяризовать конструкторы для частной сборки ноутбуков. Рынок еще не столь насыщен, и в их силах ограничить круг покупателей по крайней мере на данном этапе. В то же время, по мнению поставщиков, через полтора-два года barebone-комплекты и комплектующие для мобильных ПК все равно попадут в розничную сеть и составят серьезную конкуренцию noname-ноутбукам.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT