`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Nikon D200 и искусство маркетинговой экспозиции

0 
 

В ноябре 2005 г. компания Nikon порадовала фотографов выпуском нового цифрового зеркального фотоаппарата полупрофессионального класса, тем самым заполнив наконец пробел в собственной продуктовой линейке на месте снятой с производства модели D100. На Nikon D200 возлагает свои надежды множество «никонистов» самого разного уровня – от любителей до профессионалов; давайте же попробуем разобраться, сможет ли она их оправдать.

Предыстория

Смысл расхожих фотографических терминов «передержка» и «недодержка» наверняка не нужно объяснять даже тем, чьи интересы далеки от фотографии. Любопытно, что в современном мире требование соответствия выбранной экспозиции реальной обстановке оказывается актуальным не только для практикующих фотографов, но и, скажем, для специалистов по маркетингу. Для получения максимальной прибыли крайне необходимо, чтобы «экспонирование» товара на рынок произошло своевременно и при этом оказались верными его позиционирование и цена (так сказать, были соблюдены как «выдержка», так и «апертура»). Однако, как и при фотографировании, даже самые лучшие методы определения «маркетинговой экспозиции» могут давать ошибки, вследствие чего при появлении нового товара подчас наблюдаются «передержки» либо «недодержки».

Новейшая история рынка цифровых «зеркалок» может быть уместной и весьма занятной иллюстрацией к этому тезису. Так, после своевременного и очень удачного («правильно проэкспонированного») выхода D70 промежуточная модель D100 стала неактуальной и была снята с производства, однако замена ей появилась только сейчас, спустя два года. Здесь налицо явная «передержка». А вот у Canon «маркетинговый экспонометр» таких промахов не допускает, что и позволяет ей оставаться в лидерах... впрочем, давайте все же вернемся к новой камере.

Подробно о новинке

Nikon D200 и искусство маркетинговой экспозиции

Nikon D200

Матрица CCD, 23,6×15,8 мм, кроп-фактор 1,5x

Млн. пикселов
всего/эффективных 10,92/10,2

Максимальный размер кадра 3872×2592

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) 100–1600, H1(3200) с шагом 0,3 EV, авто

Баланс белого авто (1005 зон), солнечно, облачно, тень, лампы накаливания, флуоресцентные лампы, вспышка, ручная установка в диапазоне 2500–10000 К, предустановка по белой карте (5 значений)

Видоискатель охват кадра 95% по вертикали и горизонтали

LCD-монитор
TFT 2,5", 230 тыс. пикселов

Cкоростная съемка 5 кадров/c

Буфер 37 JPEG (Fine L), 22 NEF

Диапазон выдержек 1/8000–30 с с шагом 0,3, 0,5 или 1 EV, Bulb

Синхронизация со вспышками 1/250 c, высокоскоростная до 1/8000 с

Память CF, Microdrive

Форматы файлов Uncompressed NEF (12 бит), compressed NEF (12 бит), JPEG (fine, normal, basic), NEF + JPEG (fine, normal, basic)

Интерфейсы
USB 2.0 Hi-speed, видеовыход

Габариты (Ш×B×Г)
147×113×74 мм

Масса (без аккумулятора и карты памяти) 830 г

Ориентировочная цена $1900

Предоставлен представительством Nikon в Украине

Конструкция, функциональность и качество снимков – на профессиональном уровне, стоимость же весьма привлекательна

По сравнению с D70s аккумуляторная батарея разряжается быстрее; не очень удобно работать в очках; в первых поставках камер отмечены некоторые проблемы

Замечательная во всех отношениях камера, которую наверняка оценят как любители-энтузиасты, так и профессионалы

Информация о Nikon D200 и ее спецификации уже довольно долгое время доступна в Сети, поэтому мы не будем подробно рассматривать их, остановимся лишь на самых существенных моментах.

Конструкция. Прежде всего, по своей конструкции D200 намного ближе к флагманской D2X, чем к ушедшей со сцены D100 или бюджетной D70s. Отличия от старшей модели сочтут серьезными лишь профессионалы, которые придают значение каждой мелочи; а между тем на поверку D200 гораздо компактнее и легче (хотя, конечно, ее не сравнить с пластиковой D70s), что для многих будет важнее.

Корпус – магниевый сплав. Все стыки уплотнены резиновыми изоляторами, камера хорошо защищена от непогоды. Видоискатель не оснащен встроенной шторкой, но значительно больше, чем в D50/D70s, равно как и ЖК-монитор – здесь он такой же, как в D2X. Служебный экран также большой, оборудован подсветкой, надписи на нем подробны и интуитивно понятны. В D200 используется новая, интеллектуальная аккумуляторная батарея EN-EL3e, разряд которой контролируется более точно (батареи от D100/D70s/D50 к D200 не подойдут). Есть встроенная вспышка, ведущее число 12.

Функциональность. Просто перечислим наиболее существенное. 10,2-мегапиксельный CCD-сенсор формата DX (23,6×15,8 мм). Новый 11-сегментный TTL-автофокус (модуль Multi-CAM 1000) с центральным крестообразным сенсором, режимы Single Area AF, Dynamic Аrea AF, Group Dynamic AF и Dynamic Area AF с приоритетом ближайшего объекта.

Типы экспозамера: 3D Color Matrix Metering II (с использованием 1005-сегметной CCD-матрицы) и его более простые варианты, центровзвешенный (размер центральной зоны настраивается) и точечный (может быть привязан к активному датчику фокусировки). Для каждого из них возможна установка «фоновой» коррекции экспозиции. В отличие от D70 экспоавтоматика работает и при установке MF-объективов, не оснащенных CPU.

Чувствительность матрицы регулируется в пределах ISO100–ISO1600, предусмотрен режим HI (~ISO3200). Серийная съемка со скоростью до 5 fps, емкий буфер на 37 (22) кадра JPEG (NEF). Есть мультиэкспозиция (до 10 снимков) и интервалометр, а также предварительный подъем зеркала. Высокая степень программируемости элементов управления, наличие нескольких банков для пользовательских установок. Камера совместима с GPS-модулями, поддерживающими протокол NMEA0183 версии 2.01 или более поздней для сохранения координат места съемки.

Управление. Главное впечатление при работе с камерой – ее высокая эргономичность. Все продумано буквально до мелочей. Основные органы управления – кнопки прямого доступа к параметрам и два диска для их регулировки, за счет чего при съемке необходимость вызова меню сведена к минимуму, а изменять большинство параметров можно вслепую, не отрываясь от видоискателя.

Слева вверху расположен главный блок управления. Три клавиши Qual, WB и ISO предоставляют быстрый доступ к регулировке типа, степени сжатия и размера сохраняемого изображения, выбору режима или пресета баланса белого и установке чувствительности. Под ними размещен диск установки режима работы протяжки, здесь же – предподъем зеркала и таймер (пожалуй, единственная погрешность в эргономике – их нельзя активировать одновременно). Возле тумблера включения находятся кнопки выбора режима (традиционные P, A, S, M) и экспокоррекции. Сзади, под большим пальцем, кнопка автофокусировки AF-ON – некоторые фотографы предпочитают применять ее вместо полунажатия на спуск затвора. Кнопка Func, размещенная под репетиром диафрагмы, программируется на одну из десяти функций по усмотрению пользователя. Четырехпозиционный джойстик, предназначенный для выбора фокусировочной точки, и переключатель режимов автофокуса могут быть заблокированы от случайного срабатывания.

Nikon D200 и искусство маркетинговой экспозиции
Большой ЖК-дисплей обладает высокими яркостью и разрешением, а также отличными углами обзора. Крупные управляющие клавиши облегчают работу в перчатках

В D200 отлично продумана система просмотра снимков. Можно задать масштаб по умолчанию, с которым будет воспроизводиться изображение при просмотре всех кадров, при этом нет необходимости увеличивать каждый из них для оценки резкости. Еще более удобный режим может быть запрограммирован на центральное нажатие четырехпозиционного джойстика – при этом на экран выводится увеличенный до выбранного значения фрагмент картинки, соответствующий активному фокусировочному датчику на момент съемки.

Качество снимков. При обсуждении этого животрепещущего вопроса мнения многих экспертов разделились полярно. Мы склонны считать, что у D200 оно все же выше, чем у D70s, меньше шум и более чистые цвета на высоких ISO, отсутствует раздражающий муар, больше деталей, лучше проработка в тенях. Особенно заметна разница при съемке в JPEG-формате. Если же сравнивать D200 с флагманом линейки D2X, то первая не так шумит, хотя и несколько уступает в разрешении. Ну а что касается главного конкурента, EOS 20D, то проведение «чистого» прямого сопоставления в данном случае затруднительно; но все же, по нашему мнению, D200 обеспечивает чуть лучшую детализацию, а EOS 20D – более чистую картинку (в том числе и за счет более агрессивной работы внутрикамерного «шумодава») на высоких чувствительностях.

Nikon D200 и искусство маркетинговой экспозиции
Главный блок управляющих клавиш (слева) обеспечивает быстрый доступ к параметрам качества сохраняемого изображения, установке баланса белого и чувствительности ISO

Однако насчет качества изображения с DSLR-камер существует и альтернативное мнение: при съемке в RAW-формат и последующей обработке на ПК разница между многими моделями может быть практически нивелирована, и качество результата здесь гораздо больше зависит от фотографа и степени его владения графическим редактором. Nikon в данном случае есть чем гордиться, ведь ее редактор Nikon Capture, с выходом новой камеры обновленный до версии 4.4, по праву считается одним из лучших для работы с RAW/NEF (кстати, в последних версиях его быстродействие значительно возросло). И действительно, при анализе NEF от D70s и D200 разница в цветопередаче и динамическом диапазоне практически исчезала, и обе они демонстрировали прекрасные результаты.

Однако в каждой бочке меда... да-да, вы правильно поняли. В первой партии камер при определенных условиях съемки на изображении можно наблюдать своеобразную «полосатость». Эффект заметен лишь при большом масштабе (100–200%) просмотра, при этом повторно воспроизвести его бывает довольно сложно. Официальной реакции Nikon на сообщения пользователей о подобных артефактах (пока) не последовало, однако в сервисных центрах такие камеры обслуживают, после чего, по заявлениям их владельцев, данный эффект полностью исчезает либо проявляется значительно реже. Думается, подобные нюансы могут быть обнаружены лишь в первых партиях аппаратов, и наверняка в последующих они будут исправлены.

Выводы

За последний год Nikon D200 стала, пожалуй, самой ожидаемой зеркальной камерой. И несмотря на небольшую «передержку», за счет крайне удачного позиционирования и высокого качества D200 ее «экспонирование» на рынке прошло успешно. Надежды большинства потенциальных покупателей полностью оправдались: камера получилась замечательной, причем при стоимости менее $1900 (которая наверняка будет снижаться в дальнейшем) по своему уровню она находится гораздо ближе к флагману линейки D2X, чем к бюджетной D70s. Аппарат универсален в самом широком смысле, и его станут приобретать и любители, «выросшие» из D70s, и профессионалы как более легкий и компактный по сравнению с D2X. А заложенных возможностей с лихвой хватит для качественного решения практически всех задач, возникающих перед фотографом любого уровня.

Прогнозы и перспективы

Что ж, с новинкой все более или менее понятно; перейдем к анализу рыночной ситуации. Не хотелось бы омрачать праздник приверженцам компании Nikon (к коим вполне можно отнести и автора), однако все же подчас создается ощущение, что за последние годы ее главный конкурент, Canon, постоянно находится на шаг впереди. Судите сами: не успела Nikon ответить выпуском D70 на революционную EOS 300D, как появилась EOS 20D. Пока разрабатывалась D200, Canon успела представить камеру с полноформатным сенсором EOS 5D. Кроме того, для профессионалов у Canon в арсенале есть репортажная EOS 1D Mark II(N), а у Nikon аналогичной скорострельностью обладает лишь довольно неоднозначная 4-мегапиксельная D2Hs...

А между тем и в бюджетном секторе начинают всерьез поджимать конкуренты. Даже не считая скороспелых плодов недавних альянсов (буквально на днях появилась Samsung GX-1S, однако особой сенсацией она, по всей видимости, не станет) и других бюджетных моделей на такой же 6-мегапиксельной матрице, на рынке уже присутствуют 8-мегапиксельные камеры: крайне доступная Olympus E-500 и мегапопулярная Canon EOS 350D.

Судя по всему, Nikon придется в срочном порядке наращивать мощности своего отдела DSLR R&D, что потребует переориентации производства. Первые признаки уже налицо – недавняя новость компании гласит о полном отказе от дальнейшего выпуска пленочной техники, за исключением топ-модели F6 (хотя странно, конечно, что не оставили также и FM3A). Однако необычно выбранное время для анонса D200 свидетельствует о том, что на февральской PMA'2006 у Nikon найдется что показать и кроме нее. Давайте попробуем предположить, каким же путем пойдет компания дальше.

Прежде всего, пусть даже D50 останется в неизменном виде как наиболее доступная, однако D70s было бы неплохо «проапгрейдить». Раз уж Canon с успехом использует одну и ту же 8-мегапиксельную матрицу в камерах разных классов, Nikon тоже могла бы сделать неслабый «ход конем» и выпустить на рынок зеркалку для энтузиастов... с 10-мегапиксельным сенсором, аналогичным установленному в D200! Учитывая, что начинающие фотографы нередко «покупают мегапикселы», рыночный успех наверняка был бы феноменальным; те же, кто ценит в DSLR не только высокое разрешение, приобретали бы D200. Тут вопрос лишь в том, как снизить себестоимость камеры с такой матрицей до уровня D70s.

Можно пойти другим путем и сосредоточить усилия на профессиональном сегменте. Обновить репортерскую D2Hs было бы весьма неплохо, однако здесь, думается, вся загвоздка в сенсоре собственного производства, который, по-видимому, пока далек от идеала. К тому же с момента выхода на рынок D2Hs прошел всего год, и хотя разработчики технологии LBCAST наверняка не сидели сложа руки, но воплощать результаты в новую модель будет, пожалуй, рановато.

Ну и наконец, можно было бы в ответ на EOS 5D представить камеру с полнокадровым сенсором. Однако если подумать, то неплохую конкуренцию EOS 5D cможет составить все та же D200. Преиму-щество в разрешении у первой невелико, а кроп-фактор 1,5х у D200 играет негативную роль лишь при съемке на широком угле; для других применений его наличие, пожалуй, только в плюс. Так, для раскрытия потенциала полнокадрового сенсора EOS 5D крайне необходимо, чтобы вся применяемая оптика была очень качественной, с высоким разрешением по краям кадра. А для съемки на широком угле с помощью D200 понадобится лишь один качественный сверхширокоугольный объектив; а так как используется лишь центральная часть линз, то к оптике столь высоких требований не предъявляется (а на светосильных «телевиках», учитывая 1,5-кратное приближение, можно будет даже сэкономить). К тому же практически двукратная ценовая разница между EOS 5D и D200 – также аргумент в пользу последней. Поэтому наверняка в будущем Nikon останется верной собственному формату DX (1,5-кратный кроп-фактор), если рынок не внесет свои коррективы.

Ну а о том, какие же из наших прогнозов окажутся верными, мы узнаем совсем скоро – в феврале на PMA'2006.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT