`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Не без исключений

Статья опубликована в №10 (721) от 23 марта

0 
 

Широкая гамма электроники с ЖК-экранами дала возможность поставщикам панелей извлечь пользу от гибкой переналадки производственных линий и диверсификации каналов сбыта выпускаемой продукции. Это, в свою очередь, помогло отрасли в числе первых справиться с негативными последствиями глобального макроэкономического спада, установив по итогам года новый абсолютный рекорд по объему отгруженных устройств.

За двенадцать месяцев 2009 г. результативность стержневого рыночного сегмента, объединяющего крупноформатные панели (от 10" и выше), улучшилась в годовом сравнении на 20%, до 527 млн заготовок. Аналитики DispalySearch связали отмеченную позитивную динамику с устойчивым спросом на ЖК ТВ, нетбуки и информационные дисплеи. Кроме того, новые факторы в сохраняющиеся продолжительное время тенденции были привнесены за счет стабильной востребованности на бытовую технику со стороны Китая, а также постепенного восстановления потребительской активности преодолевающими последствия рецессии экономиками Северной Америки и Европы.

К росту готовы

Поставки панелей для мониторов приблизились к отметке 177 млн единиц. Учитывая, что годом ранее этот показатель едва превысил 174 млн устройств, налицо позитивная динамика продаж в пределах 2%. Не трудно заметить, как резко приведенные цифры контрастируют с результатом сегмента настольных ПК, упавшим за год на 15,9%. Возникший дисбаланс свидетельствует об оживленной замене пользователями не ПК в целом, а лишь морально устаревших ЭЛТ-мониторов. Более того, общую картину рынка улучшили владельцы портативных решений, предпочитавшие стационарные мониторы для работы с ноутбуками в условиях, не требующих мобильности.

Ожидается, что дальнейшее стимулирование спроса будет происходить за счет миграции потребителей на идеальный для просмотра материала Full HD формат 16:9 и стремления использовать менее габаритные и более энергоэффективные LED-решения. Нельзя сбрасывать со счетов и возрастающий интерес к сенсорным мониторам, работу с которыми поддерживают новые ОС, в частности Windows 7. В числе не менее сильных стимуляторов могут оказаться также приобретающие популярность 3D-мониторы. Наконец, растет привлекательность ПК категории all-in-one. Если в минувшем году их доля составляла около 5% сегмента мониторов, то в 2010 г. благодаря более компактным продуктам на этот формфактор придется не менее 9% рынка.

Учитывая политику тотального сокращения ИТ-расходов корпоративными заказчиками, именно потребительский сегмент остается ключевым для поставщиков мониторов. Однако уже в нынешнем году на фоне усилившегося крена предпочтений в сторону портативных ПК и ускоренного восстановления корпоративного сектора соотношение может измениться в пользу бизнес-решений. Как результат, уже в 2013 г. может быть реализовано 211,5 млн мониторов, тем самым среднегодовой рост рынка будет находиться в пределах 4,5%.

«Плоский» фактор

Общее снижение покупательной способности не отразилось на сегменте ЖК ТВ, продажи в котором по итогам года возросли на 45%, до 163 млн устройств. Стабильно высокий спрос со стороны развивающихся экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона (только в Китае годовые темпы роста продаж превысили 100%) позволил ЖК ТВ впервые взять под контроль 75% мирового рынка телевизоров, сконцентрировав свыше 90% доходов.

Ключевым стимулятором сегмента стало стремительное падение ASP устройств, связанное не только с удешевлением компонентов, но и с уменьшением маржи на уровнях стоимости бренда и розничных продаж. Средняя отпускная цена ЖК ТВ за год снизилась на 24%, в то время как общая ASP на телевизоры – лишь на 8%.

Что характерно, LED-подсветка использовалась в 4% ЖК ТВ, реализованных по итогам финальной четверти года. Однако в устройствах с диагоналями 40 и 50" уровень проникновения светодиодов уже достиг 11 и 24% соответственно.

Портативный вектор

Не менее высокая динамика была свойственна сегменту панелей для портативных систем, годовые поставки которых возросли на 25%, до 175 млн единиц. Что характерно, в сегменте панелей для нетбуков был зафиксирован рекордный рост этого показателя в 603% (33 млн панелей). Учитывая высокие темпы восстановления индустрии ПК, по итогам текущего года объем поставок портативных панелей может преодолеть знаковый рубеж 200 млн изделий. Подтверждение прогнозу можно найти у аналитиков IDC, ожидающих увеличения рынка этих устройств на 21,4%, до 205 млн единиц.

Дефицит на горизонте

Возвращаясь к LED, стоит отметить, что если в 2008 г. потребление светодиодов производителями панелей составило 57 млрд штук, то по итогам 2009 г. на их нужды ушло не менее 63 млрд полупроводниковых приборов. Таким образом, объем вплотную приблизился к максимальной загрузке мощностей существующих LED-фабрик, которая на сегодняшний день составляет порядка 75 млрд светодиодов в год.

Отталкиваясь от собственного прогноза, согласно которому на протяжении ближайших трех лет рост рынка LED в годовом сравнении будет характеризоваться исключительно двузначным числом, эксперты iSuppli выразили уверенность, что проблема нехватки этих компонентов возникнет уже в текущем году.

Наиболее остро упомянутая проблема может коснуться LED-панелей, применяемых для крупноформатных телевизоров. Объясняется это тем, что в отличие от ноутбуков и мониторов, для подсветки экранов которых достаточно не более 50 и 100 светодиодов соответственно, современным телевизорам необходимо 300–500 элементов в одной панели из-за повышенных требований к равномерности подсветки матрицы.

Пытаясь оперативно исправить ситуацию, крупнейшие производители светодиодов, в числе которых Aixtron и Veeco Instruments, уже объявили о планах по увеличению к концу 2010 г. нынешних мощностей в два раза. Кроме того, дабы сгладить проблемы с нехваткой LED, ведущие поставщики панелей приступили к усилению своей вертикальной интеграции. Так, Samsung Electronics объединилась в СП с аффилированным Samsung Electro-Mechanics. Аналогичным путем пошли LG Display и LG Innotek. Активно работают над развитием собственных производств светодиодов CMO и AUO.

Таким образом, в экспертной среде уверены, что уже в 2011 г. LED-подсветка опередит по использованию в формфакторе от 10" и выше панели с лампами CCFL/EEFL. К 2013 г. уровень проникновения светодиодов достигнет 74%, а объем отгруженных панелей возрастет со 114 млн в прошлом году до 770 млн в 2015 г.

Корейская монополия

Исходя из объемов отгруженных в 2009 г. панелей первая позиция с долей 24,9% принадлежит LG Display. На незначительном удалении от нее разместилась Samsung, взявшая под контроль 24,5% рынка. Тем не менее Samsung оказалась лидером по общей площади отгруженных панелей и полученным производственным доходам. Вместе с тем, усилив отрыв от конкурентов в основных продуктовых нишах, корейский лагерь нарастил совокупную площадь выпущенных панелей с 46,2% в 2008 г. до 52,8% в 2009 г. Замкнули первую четверку AU Optronics и Chi Mei Optoelectronics, которая после завершения объединения с Innolux Display стала называться Chimei Innolux. В прошлом году этим тайваньским компаниям удалось завладеть 17 и 14% рынка крупноформатных панелей соответственно.

Динамика развития рынка ЖК-панелей
Продуктовая группа Поставки, млн шт. Годовое изменение, %
2008 г. 2009 г.
Мониторы 174 177 2
Ноутбуки 135 141 5
Нетбуки 5 33 603
ЖК ТВ 113 163 45
Информационные панели 0,6 1,1 93
Другие 13 11 -12
Всего 439 527 20
По данным DisplaySearch.
Ведущие поставщики крупноформатных панелей в 2009 г.
Продуктовая категория Позиция исходя из количества отгруженных изделий
1 2 3 4 5
Мониторы LG Display Samsung CMO AUO Innolux
Ноутбуки LG Display Samsung AUO CMO Innolux
Нетбуки HannStar AUO LG Display Samsung CMO
ЖК ТВ Samsung LG Display CMO AUO Sharp
Информационные панели Samsung LG Display AUO Sharp CMO
Другие AUO Sharp LG Display Innolux Epson
Всего LG Display Samsung AUO CMO HannStar
По данным DisplaySearch.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT