`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Научные вычисления: архитектуры, форматы, инструментарий

+11
голос

Как бы автору того не хотелось, начинать статью по такой тематике вероятнее всего стоит с эпохальной фразы "Люди добрые, извините, что я к вам обращаюсь...". Действительно, наша суровая реальность оставила теме научных вычислений весьма скромное место в картине "национального компьютинга" -- где-то глубоко в тени насущных вопросов офисной автоматизации и бесконечной ист(о/е)рии борьбы с пиратством.
Часть 1

Слишком большая дистанция между общим характером нашего журнала и спецификой темы вынудила автора прибегнуть пусть к спорному, но единственно приемлемому в подобной ситуации приему -- полному отказу от каких-либо претензий на объективность, полноту обзора и учебную точность изложения. Взамен всего этого читателю предлагается одна из многих точек зрения как на пригодные к освоению в реальные сроки и с реальными затратами инструментальные средства "научного" назначения, так и на ряд идей, не то чтобы доминирующих в мире научного ПО, но привлекательных "прозрачностью" и простотой. Сразу следует оговориться -- все программы, которым будет уделено внимание или просто упомянутые, совершенно легально бесплатны, доступны с исходными текстами и весьма некритичны к платформе. Кроме того, универсальный характер и богатые возможности этих программ расширяют область их применимости далеко за границы классических академических задач. И наконец, последний в перечне критериев, формирующих сугубо субъективный механизм отбора "обозреваемого" ПО и идей, maturity -- состояние "зрелости", достигнутое после продолжительного бурного периода роста.


Ситуация

Многочисленные представители обширного класса ПО научного назначения исторически являются и одними из самых ранних программ с открытыми исходными текстами (ОИТ). Еще в эпоху мэйнфреймов сборники научных программ распространялись фактически исключительно в исходных текстах, которые постоянно совершенствовались, дорабатывались и возвращались в академическую среду тысячами "пользователей" (в те времена это понятие было неотделимо от понятия "программист"). Бесспорный факт существования "доисторического" ОИТ-сообщества и бесспорная же сегодняшняя мода на идеи ОИТ, казалось бы, должны были оказать незаменимую помощь в попытке разобраться с современной ситуацией в мире свободного ОИТ ПО научного назначения... На деле, увы, все оказывается строго наоборот. Поток информации о достоинствах/недостатках модели ОИТ сводится более к выражению эмоций ярых апологетов или противников и практически никогда не подтверждается тщательным анализом истории.

Конечно, оптимальным содержанием для этого раздела статьи как раз и был бы график, отражающий динамику развития ОИТ-проектов научных программ... но это предмет уже не статьи, а слишком сложного исследования. Поэтому ограничимся коротким перечнем фактов, оставляя их возможные интерпретации читателю: портал ПО научного назначения sal.kachinatech.com, некогда очень популярный и даже знаменитый, не обновлялся с января 2001 г.; портал разработчиков ОИТ ПО sourceforge.net из примерно 40 тыс. в той или иной степени актуальных проектов насчитывает около 2,5 тыс. представителей категории Scientific/Engineering (ПО научного/инженерного класса). Сегодняшние активные проекты, если судить по данным sourcefoge.net, не отличаются масштабностью и активностью развития, а наиболее серьезные из них являются или "реинкарнациями" классического академического ПО (например, знаменитый алгебраический пакет символьных вычислений Maxima), или "освобождениями" некогда коммерческих программных систем (IBM Data Explorer).

В целом, сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать так: ученые всегда ждали дешевых мощных компьютеров, и вот время "настольных гигафлопсов" наступило... но что-то изменилось -- вместо ожидаемого всплеска активности разработчиков ПО научного назначения (который тем более можно было прогнозировать, учитывая глубинные корни идеи ОИТ именно в академической среде) наблюдается, мягко говоря, спад интереса. Эту тенденцию заметил и известный специалист знаменитых Bell Labs Роб Пайк. В одном из своих эссе он говорит: "...Сегодняшние доктора наук используют Unix, X Window, Emacs и TeX... как и 15 лет назад".


Архитектуры

Упоминание о популярности модели ОИТ в научном ПО прозвучало не случайно. Надо быть очень недальновидным, чтобы не рассмотреть взаимосвязи между моделью процесса разработки программного обеспечения и доминирующими архитектурами программ. Свободное распространение ПО на деле играет роль и естественного отбора, при котором именно "некрасивые" проекты отмирают быстро и безболезненно. Выживают же не "сильнейшие" в коммерческом смысле (удачно подкрепленные рекламными кампаниями, эффективной рыночной борьбой с конкурентами и умением привлечь инвестора), а "красивые" в понимании красоты "по Ефремову" -- одновременно целесообразные и обладающие некоей изюминкой.

Научное ПО демонстрирует почти идеальное соответствие с такой пусть грубой, но вполне правомочной моделью. Ранние разработки были основаны на слоистой (layered) архитектуре, представляющей собой, образно говоря, "надстройки библиотек над библиотеками". Период "слоистого" развития оставил богатейшее наследство -- компактный перечень прекрасно выполненных, с отточенными программными интерфейсами библиотек, позволяющих в 90% случаев при решении научных задач не изобретать очередной велосипед. Впрочем, компактным этот перечень стал не сразу, а после того, как количество библиотек достигло какой-то критической отметки, за которой их основным пользователям -- "непрофессиональным" программистам -- стало практически невозможным сочетать свою основную научную деятельность с изучением растущего с неимоверной скоростью обилия спецификаций...

Спасение от первого проявления эффекта бурного роста было тоже временным -- ориентированная на языки архитектура (language-oriented) завоевала быстрое признание в среде разработчиков научного ПО почти сразу после появления доступных инструментальных средств, автоматизирующих генерацию кода целых подсистем трансляторов и интерпретаторов. Возможность эффективно создавать адаптированные к прикладной области специализированные языки использована на 100%, утилиты lex и yacc (генераторы программ лексического и семантического разбора) стали классическими инструментами, знание которых было обязательным даже для "непрофессиональных" программистов. Достижения этого периода развития и сегодня поражают именно красотой реализации и "живучестью" проектов -- многочисленные удачные языки управления визуализацией, моделирования и описания данных по сей день составляют основу самых крупных программных комплексов научного назначения.

За периодом language-oriented наступило время "собирать камни" -- самостоятельные, удачные, выжившие в ходе эволюции программы, в нечто целое, подчиненное решению поставленной задачи. А так как потребности в ПО каждого отдельно взятого исследователя или высококвалифицированного инженера предугадать (а тем более, -- удовлетворить) трудно, то эволюционный процесс нашел достаточно очевидный выход -- минимизация затрат на изучение самостоятельной возможности "сборки" приложений с новой функциональностью из уже имеющихся.

Инструментальная поддержка такой привлекательной идеи заключалась в использовании "надъязыка", на техническом сленге именуемого "скриптовым", допускающим применение на языковом уровне сторонних программ фактически как элементов языка. "Скрипт-облатка" писался быстро, потому как сам скриптовый язык доводился до совершенства простоты, а потерями производительности за счет интерпретации можно пренебречь из-за эффективной реализации ресурсоемких фрагментов сторонними программами. Плоды этого периода -- не только по сей день правящие миром научного ПО скриптовые языки Scheme и Tcl/Tk, но и звучащие в новых разработках "отголоски" доказавшей свою состоятельность архитектуры "emdedded-extended language based" (основанная на встраиваемом/расширяемом языке). Они "слышны", например, в скриптовом языке Lua -- квинтэссенции изящества и архитектурной идеи и реализации (Lua создан именно в академической науке).

Творцы сегодняшнего научного ПО сражаются с новым аспектом сложности, образно именуемым "middleware nightmare" ("кошмаром middleware"). В ход пущены все архитектурные приемы: в больших проектах объектные брокеры прячутся под слоями "упрощающих" библиотек, максимально используются возможности объектно-ориентированного проектирования и программирования (знаменитая инфраструктура поддержки разработки систем визуализации и анализа больших массивов научных данных ROOT насчитывает сгруппированные в 14 категорий 310 классов). И все-таки об определенной закономерности в развитии архитектуры современного научного ПО говорить можно. Де-факто и де-юре стандартные объектные брокеры здесь не в большом почете из-за очень высокой сложности освоения техники программирования, а их функциональность заменяется несоизмеримо более простыми программными шинами (что оправдано и спецификой распределенного научного ПО, но об этом -- позже), в данном случае "правят бал" особые форматы данных, и наконец, -- основанная на встраиваемых/расширяемых языках архитектура не сдает своих позиций.


"Клей" по-научному

В опубликованной ранее статье ("Компьютерное Обозрение", # 46, 2001), посвященной программным шинам (ПШ), мы с высоты "птичьего полета" взглянули на саму идею и потенциальные возможности применения ПШ. Теперь наступило время знакомства с конкретной реализацией ПШ. Тем более, что предмет нашего разговора непосредственно касается научного ПО -- с ПШ Glish ассоциированы такие громкие в научном мире названия, как проект "Суперколлайдер", лаборатория Lawrence Berkeley и Национальная радиоастрономическая обсерватория США.

Итак, Glish -- программная шина, предназначенная для построения распределенных систем обработки научной информации. С архитектурной точки зрения это не "чистая" layered (слоистая) реализация ПШ в виде библиотеки, используемой приложениями. Glish -- необычайно удачный гибрид языковой архитектуры и ПШ. Основная идея Glish -- создание распределенной системы обработки данных (новой функциональности) на основе имеющихся программ без необходимости их модификации. В отличие от большинства "взрослых" middleware-систем Glish требует минимума как от разработчика программы-компонента, способной занять свое место в будущей системе (точнее, -- вообще не предъявляет никаких требований к этому классу программистов, они просто могут забыть о существовании ПШ), так и от "программиста-интегратора", "собирающего" с помощью скриптового языка Glish отдельные программы в нечто целое.

Основное понятие Glish -- "событие" (event) -- сообщение о том, что что-то произошло и ассоциированные с этим сообщением данные. Например, событие может описываться парой "данные_готовы, data_f.dat", указывающей, соответственно, что некие данные готовы к дальнейшей обработке и располагаются в файле data_f.dat. Glish поддерживает вполне приемлемую для создания интерактивных распределенных систем обработки интенсивность обмена сообщениями -- порядка 300--500 в секунду, при этом, естественно, подразумевается, что объединяемые с помощью этой ПШ программы являются или высокоуровневыми ресурсоемкими пакетами, или элементарными, но необходимыми в большой системе механизмами (задающими временные интервалы таймерами и т. д.).

Почувствовать "на вкус" язык и возможности Glish проще всего на фрагментарном примере:

1 tsk1 := client("Calc_FFT", host="andrew")
2 tsk2 := client("Disp_FFT", host="sergei")
3 whenever tsk1->fft_done do
4 send tsk2->fft_done($value)
5 whenewer tsk2->user_controls
6send tsk1-> user_controls($value)

Вызов функции языка Glish с именем "client" принимает два параметра: имя программы и имя машины (хоста), на которой программа будет выполняться. Действие client -- запуск указанной в параметрах программы на определенном компьютере. Соответственно, первые две строки нашей "распределенной системы" вызывают запуск двух программ: Calc_FFT (предположим, она "занимается" расчетами быстрого преобразования Фурье, БПФ) -- на машине с именем "andrew" и Disp_FFT (программа визуализации спектра, "оснащенная" графическим пользовательским интерфейсом, с помощью которого можно задавать параметры системы обработки) -- на машине с именем "sergei". Уникальные в пределах одной сети идентификаторы этих задач записываются в переменные Glish с именами tsk1 и tsk2.

Ключевое слово whenever, весьма экстравагантно переводящееся для ключевых слов языков программирования (дословно -- "когда бы ни?"), начинает одну из главных конструкций Glish -- описание механизма обмена сообщениями. "По-человечески" третью и четвертую строку нашего Glish-"кода" можно прочитать так:

"когда бы ни отправила программа Calc_FFT (именно ее идентифицирует содержимое переменной tsk1) сообщение о событии готовности результатов расчетов БПФ (fft_done), немедленно переслать сообщение программе Disp_FFT (ее идентификатор содержится в переменной tsk2), передав ассоциированные с ним данные (специальное выражение Glish $value)".

Пятая и шестая строки прочитываются аналогично и вызывают передачу настроек от программы визуализации/управления к программе расчета БПФ.

Для управления потоками сообщений о событиях используется специальная выделенная подсистема (сервер), именуемая в терминах Glish "секвенсором" (sequencer, автор счел "музыкальный" вариант перевода наиболее уместным). Секвенсор Glish является одновременно и сильной и слабой стороной этой ПШ -- в случае необходимости обмена сообщениями о событиях с большими объемами ассоциированных данных секвенсор превращается в "бутылочное горлышко". Но и эта проблема в Glish решается очень просто: ПШ допускает непосредственные соединения между программами (P2P), для создания которых достаточно воспользоваться ключевыми словами link ... to ... (соединить ... с ...). В нашем примере для организации соединения P2P между Calc_FFT и Disp_FFT необходимо в скрипте указать фразу:

link tsk1->fft_done to tsk2-> fft_done($value)

P2P-соединения могут быть разорваны командой unlink, могут создаваться динамически, в зависимости от размеров ассоциированных с сообщением данных.

Кроме "святая святых" Glish -- механизма событий, этот язык во всем соответствует требованиям к современным скриптовым языкам: динамическая типизация, масса встроенных типов данных, включающие комплексные числа двойной точности, векторы данных всех базовых типов, записи (структуры), изящно реализованный механизм атрибутов данных.

О нем стоит сказать два слова, точнее -- привести короткий пример. Описание и инициализация вектора целых чисел на Glish выглядит так:

matrx := [1,2,3,4,5,6,7,8,9]

Предположим, что нам нужен не вектор, а матрица 3 3, но пока мы располагаем только знаниями о поддержке описаний векторов. Как быть? Учитывая, что в случае скриптового языка-"облатки" вся эта информация нужна исключительно для служебных целей (формирование и передача параметров между различными программами), в Glish реализован так называемый механизм "произвольных атрибутов" -- дополнительной информации, "присоединенной" к значению данных с помощью оператора "::"

matrx::size := [3,3]

Мы "присоединили" к данным, хранящимся в настоящий момент в переменной matrx, дополнительный атрибут с именем size. Имена атрибутов и их количество выбираются программистом фактически произвольно -- система не предъявляет к ним каких-либо существенных требований. При "перемещении" данных из переменной в переменную атрибуты, естественно, не утрачиваются (благодаря динамической типизации и реализации переменных как контейнеров, способных хранить данные любого типа). Проверка всего перечня атрибутов, ассоциированных с данными, осуществляется с помощью того же оператора "::" (в унарной правосторонней записи). Для нашего примера она может выглядеть так:

atributes := matrx::

После выполнения этой команды переменная atributes будет содержать запись из всех пар имен атрибутов и их значений.

Еще одна интересная особенность этой конструкции языка -- возможность создания атрибутов... для атрибутов (в терминах Glish -- каскадирование атрибутов), что позволяет эффективно моделировать скромными типами данных "вектор" и "запись" исключительно сложные иерархические структуры, свойственные научным приложениям.

Кроме перечисленных уже типов данных, в Glish реализованы и многомерные массивы с операциями выделения срезов (на основе описанных "фокусов" с атрибутами, потому и без специальных арифметических операций), и ссылки -- безопасные аналоги указателей. Впрочем, вычисления с большими массивами -- неподходящая задача для решения ее с помощью интерпретируемого языка (на самом деле это высказывание не всегда истинно, в чем мы убедимся, рассматривая в дальнейшем языки быстрого прототипирования научных приложений), но в случае необходимости Glish поддерживает эффективную реализацию поэлементного итератора для векторов.

Во всем остальном язык Glish синтаксически максимально приближен к самому распространенному языку программирования C (с подобной особенностью мы еще не раз столкнемся в последующих статьях цикла), что существенно облегчает его изучение.

Мощный механизм поддержки так называемых "асинхронных клиентов" позволяет с помощью Glish создавать "облатки" к программам, работающим исключительно со стандартными потоками ввода/вывода, разработчики которых, возможно, и не подозревали о существовании программных шин. Например, следующие две строки на Glish превращают обыкновенную Unix-утилиту ls (выводящую в стандартный поток вывода содержимое текущего каталога файловой системы) в полноценный элемент распределенной вычислительной системы:

cl_ls := "ls '$1'"
ls_cl := shell(cl_ls, async=T)

Такая "клиент-серверная модификация" ls может "принимать" сообщения о событиях, посланные ей Glish с помощью такой записи:

ls_cl->stdin('параметр')

и автоматически генерировать сообщения о событии "на стандартном выходе программы появились данные", которое в Glish записывается в уже знакомой форме:

whenever ls_cl->stdout do...

Теперь наступила пора самого интересного -- подтверждения предположений, сделанных в начале статьи. Мы говорили об оправданном стремлении разработчиков научного ПО к сокращению сложности и объясняли это стремление пригодностью технологии к использованию "непрофессиональными" программистами -- специалистами, для которых программирование является одним из способов достижения собственных целей, а не основной профессией. Реализация Glish -- очень удачный пример хотя бы потому, что, несмотря на огромные возможности всей ПШ, она основывается на скромной C++ программе всего из... 2 тыс. строк! Типовые "скрипты-облатки" для готовых программ требуют написания нескольких десятков--сотен строк на языке Glish, в низкоуровневых клиентских программах (использующих библиотечные вызовы Glish) специфический для этой ПШ код занимает буквально несколько десятков строк.
+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT