`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Napster: снова в строю

0 
 

Юность хакера

Несмотря на широкое признание со стороны масс-медиа и явление Шона Фэннинга (Sean Fanning) народу на обложке журнала Time, его редко воспринимали как хакера. В основном из-за легенды, рассказанной миру PR-представителем компании Napster: когда Шон окончательно определился с архитектурой нового приложения, он поехал в книжный магазин, купил книгу по Windows-программированию и принялся за работу. В памяти читателей остался образ молодого студента, который свои первые знания по программированию получал из некого учебника по Windows API.

Napster снова в строю
Редкая "встреча друзей" в офлайне. На снимке -- команда w00w00. Третий слева -- Шон Фэннинг
Задолго до создания Napster Фэннинг считал себя типичным представителем хакерского сообщества. Впрочем, назвать его "типичным" хакером было бы преуменьшением таланта программиста -- Шон Фэннинг под кодовым именем Napster (а каким же еще?) входил в группу w00w00. Сегодня w00w00, получившая известность не в последнюю очередь благодаря компании Napster, именует себя "группой исследователей в области безопасности". Как и в 1996 году, w00w00 является весьма авторитетной среди специалистов соответствующего профиля.

Команда w00w00С, в которую шесть лет назад был приглашен Фэннинг, была создана с целью обмена информацией, причем она и сегодня не превышает сорока человек. Виртуальному перу Фэннинга принадлежат такие эксплойты, как сканер портов napscan.c, генератор DDOS-атак orgasm.c, утилиты lamar.c, Gewse и KillWin.

Поэтому тот факт, что в 2001 г. при написании Napster Шон Фэннинг использовал только что купленную книгу по программированию в Windows, свидетельствует не об отсутствии компьютерных знаний вообще -- просто до этого жизнь Фэннинга в основном протекала за консолью компьютеров под управлением Unix/Linux.


MP3 как феномен культурной революции

Napster снова в строю
В пределах этого офиса и разрабатывалось новое серверное и клиентское ПО Napster
Цифровая музыка стала постепенно приобретать популярность в конце девяностых годов, когда Internet-энтузиасты открыли для себя возможности нового формата MP3, который принадлежал немецкому институту Fraunhofer. Бешеному росту популярности MP3-формата способствовал не столько бесплатный кодек, опубликованный Fraunhofer, и не столько Napster, как принято считать сегодня, сколько продукт девятнадцатилетнего программиста Джастина Франкеля (Justin Frankel). Бросив университет, Франкель написал плеер WinAmp, который, кроме поддержки MP3, имел возможность подключения скинов и самостоятельных модулей (plug-ins). Несмотря на такое "любительское" происхождение, WinAmp стал едва ли не самым популярным приложением за всю историю софтверной индустрии. На многих рабочих столах бесплатные версии этого плеера можно найти и сегодня.

WinAmp -- один из первых продуктов, распространявшихся при нулевой рекламе со стороны производителя. Маркетологи вскоре назовут подобный феномен "вирусным маркетингом" -- WinAmp обрел популярность в среде студентов, которые тут же рассказывали о новой программе своим соседям по общежитию. Количество пользователей программы росло по экспоненте, и вскоре многие уже не представляли своей ежедневной работы на ПК без включенного WinAmp и сопутствующей библиотеки MP3.

Основными источниками новой музыки в конце девяностых были Usenet-группы и анонимные FTP-серверы, их адреса можно было найти снова-таки в Usenet-конференциях. Одна из главных причин создания Napster, как вспоминает Фэннинг, -- низкая надежность такого способа распространения. Зачастую подобные серверы существовали в течение нескольких дней, а то и часов, и получать доступ к ним неделей позже было бессмысленно, так как нужная музыка была уже удалена. С увеличением персональной коллекции Фэннинг вкратце обрисовал новую архитектуру: все клиенты подключаются к специальному серверу, который индексирует всю их музыкальную коллекцию вместе с IP-адресом. Сервер поддерживает динамический индекс, постоянно изменяющийся в зависимости от числа подключенных клиентов. По этому индексу можно запускать поисковые запросы, где результаты будут содержать IP-адреса, по которым нужную композицию можно найти. Фэннингу указали на некоторые недоработки в архитектуре и потенциальные источники проблем. Однако, как признали в w00w00, идея была в общем-то неплохая, так как обмениваться файлами пользователи теперь могли напрямую, не используя FTP-серверы и Usenet-конференции с ссылками на новую музыку.


Рождение звезды

Napster снова в строю
Присутствие гостя из легендарной Metallica -- это верх престижа для любой музыкальной компании. На этот раз Ларс Ульрих приехал с требованиями отключить от Napster пользователей, которые обменивались файлами Metallica
В сентябре 1999 г. между членами w00w00 уже гуляла бесплатно распространяемая бета-версия Napster, над кодом которой трудился Фэннинг. Шон рассказал о разработке другу, Шону Паркеру (Sean Parker), не входившему в w00w00, однако к своему совершеннолетию успевшему проработать в двух компьютерных компаниях, причем одна из них принадлежала ему. Паркер сразу же начал подкидывать Фэннингу идеи касательно создания собственной фирмы. Не особо разбираясь в бизнесе и не желая вдаваться в подробности создания собственного детища, Шон доверил эту сферу своему дяде Джону Фэннингу (John Fanning), которому был благодарен за то, что именно он купил малоимущему племяннику первый в его жизни компьютер. Деловая хватка Джона Фэннинга стала очевидной после подписания первых документов -- компанией Napster владели два человека, Джону Фэннингу принадлежало 70% акций, Шону -- 30%.

Той же осенью Шон и Джон Фэннинги, Паркер и программист Джон Риттер (John Ritter) переехали в Калифорнию. Инвестиционный бум постепенно приближался к своему пику, росло и количество пользователей Napster. Под управлением нового генерального директора Айлин Ричардсон (Eileen Richardson) компания начала работу. Должности в Napster получили многие хакеры из w00w00, так как не в последнюю очередь компания должна была решить многочисленные проблемы с перегрузкой серверов и обеспечить выпуск новой версии клиента. Несмотря на продуктивность первоначальной идеи Фэннинга, рутинная работа P2P-сети, к которой были подключены миллионы, требовала постоянной оптимизации протоколов обмена для снижения серверного трафика, чего трудно было добиться без обновления как серверной части, так и клиентского ПО.

Фэннинг вспоминает, что нередко за считанные дни до запуска новой версии серверного или клиентского ПО многие программисты работали над генерацией кода в течение 48--72 часов. Napster обеспечивала сотрудников пиццей и напитками, для того чтобы у программистов было меньше поводов отвлекаться от работы. Когда выяснилось, что поставщик пиццы на стороне приторговывал марихуаной, поводов для выхода из офиса осталось еще меньше. Идиллия была вскоре нарушена одним из директоров компании, которому не понравилось постоянное витание травяных ароматов в помещении -- сотрудникам посоветовали выходить на крышу. Шон Фэннинг напряжение от офисной работы снимал на заброшенном стадионе. С группой местных программистов Фэннинг организовывал гонки на спортивных автомобилях. Располагая зарплатами в сотни тысяч и желанием оторваться от монитора хотя бы на несколько часов, разработчики из других компаний также нередко приезжали на заброшенный стадион опробовать свои только что приобретенные спортивные машины. Поскольку большинство участников работали в секретных стартапах, расположенных по всей территории Кремниевой долины, на автотреке закрепилось негласное правило -- ни слова о работе.


Суд окончен, всем спасибо

Подробно описывать дальнейшие события вряд ли имеет смысл, так как судьба Napster как компании относится к периоду новейшей истории. Начиная с 2000 г. фирма находилась в весьма напряженных отношениях с музыкальной индустрией. Наиболее активной на этой ниве оказалась ассоциация RIAA (Recording Industry Association of America) -- в ее компетенцию входило обеспечение юридической поддержки для звукозаписывающих компаний и пресечение пиратства. Ассоциация под руководством Хиллари Роузен (Hillary Rosen) избрала Napster в качестве архиврага. Внутренняя электронная корреспонденция Napster, в которой разработчики проекта зачастую весьма четко указывали на то, что созданная ими сеть в основном способствует развитию пиратства, не помогла калифорнийской фирме в судебных процессах.

Кроме внешних перипетий, компании пришлось пройти через многочисленные внутренние проблемы. О трудностях Napster как юридического лица в то время писали немногие, так как судебные процессы RIAA и обмен риторикой предоставляли более интересные темы для статей. Между тем Джон Фэннинг, за которым с момента зарождения компании числился контрольный пакет акций, все чаще входил в конфликт с Советом директоров, руководством Napster и венчурными капиталистами. По мнению Фэннинга, стоимость компании превышала несколько миллиардов долларов, так как новое поколение Internet-пользователей не знало другого бренда, способного предоставить им музыку в максимально короткие сроки. После выхода "неофициальной биографии компании" на сайте Amazon.com анонимный пользователь, представившийся бывшим сотрудником Napster, заявил, что "патологическая жадность Джона Фэннинга сыграла злую шутку со всей компанией".

В середине февраля 2001 г. американские судебные власти вынесли решение о закрытии сервиса Napster до того момента, пока представители компании не разберутся с претензиями RIAA. Адвокатам последней удалось доказать в суде, что сотрудники Napster целью создания своего продукта неоднократно называли музыкальное пиратство; у компании действительно существовала техническая возможность проверять MP3-файлы на их принадлежность к лицензионным, однако Napster этим не воспользовалась, что свидетельствует о наличии злого умысла.

После нескольких попыток "очищения" системы файлового обмена утилита начала терять популярность, а в мире P2P-сетей появились новые звезды -- Morpheus, Scour, iMesh, Kazaa и др. Несколько миллионов долларов на счет молодого стартапа перечислил немецкий конгломерат Bertelsmann, однако в итоге на существовании Napster была поставлена точка. В середине ноября 2002 г. владельцем остатков некогда крупного Internet-проекта стала софтверная компания Roxio.


Napster 2.0

Магазины по продаже цифровой музыки сегодня уже не являются уникальными -- собственные службы в Internet содержат компании MusicMatch, Apple, MSN Europe, Buy.com, eMusic.com и Dell. Устоявшаяся ценовая политика позволяет Internet-службе взимать около 99 центов за проданную композицию и 12--15 долларов за полный альбом. Новые расценки Napster отличаются ненамного -- композиция, которую можно записать на собственный компакт-диск, будет продаваться за 99 центов, а полноценный альбом -- за $9,95. Тем, кто зарегистрируется до 29 октября, обещают подарить пять бесплатных треков.

Несмотря на сильный, как утверждают в Roxio, бренд и "быстрое и удобное", по оценке Шона Фэннинга, приложение, компания выходит на относительно узкий рынок. Согласно исследованиям Pew Internet & American Life Project, проведенным весной 2003 г., из всех Internet-пользователей, загружающих музыку из Сети, 67% совершенно не волнует лицензионное или пиратское происхождение треков. Компания Informa утверждает, что потери продаж музыкальной индустрии составляют в этом году $2,4 млрд. Napster предстоит работа на рынке с очень неопределенными возможностями получения прибыли и постоянно пополняемом новыми конкурентами.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT