`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Накопление потенциала

Статья опубликована в №12 (580) от 27 марта

+22
голоса

Прочитав предыдущую статью, кто-то, наверное, подумает: «Очень хорошо, что там все это есть. А как быть отечественным заказчикам?». Задавшись целью выяснить это, мы попросили ответить на несколько вопросов представителей большинства компаний, так или иначе связанных с бизнес-аналитикой и работающих в Украине. Их ответы и составили основу данной публикации.

1. Какую оценку ваша компания могла бы дать сегодняшнему рынку BI в Украине? Насколько она отличается от картины последних лет?

Citia: «Если четыре-пять лет назад потенциальные клиенты только осваивали основные понятия, связанные с BI, то сейчас разговоры идут уже о „тонкостях жанра" – свойствах того или иного инструмента, особенностях применения и т. д. Следующий этап, который уже не за горами, – „примерка" возможностей той или иной технологии к конкретным задачам бизнеса. Это и будет означать появление реального спроса на BI-решения».

EPAM: «BI нацелена на аналитическую обработку информации, но не решает задачу ее сбора. Поэтому пока не устранена учетная проблема, внедрять BI не продуктивно. Многие же украинские компании находятся пока на этапе автоматизации основных бизнес-процессов».

Microsoft: «Крупные украинские компании и госорганы уже вплотную подошли к необходимости использования средств BI-анализа, что связано, во-первых, с размерами предприятия и, как следствие, накоплением больших объемов данных, во-вторых – с консолидацией всей бизнес-информации активов в головной управляющей структуре, в-третьих – с использованием разнообразных корпоративных систем, не позволяющих выполнять интеграцию данных и анализ, что называется, на лету».

Oracle: «Сдерживающим фактором развития аналитических систем является отсутствие полной картины с точки зрения данных, у любого отдельно взятого приложения. Это вызвано тем, что большинство компаний не относились к своей IT-инфраструктуре как к единому комплексу, а решали в каждый момент времени узкую задачу, что привело к образованию большого числа независимых приложений, каждое из которых эксклюзивно обладает собственными данными».

Robertson & Blums: «Компании уже понимают, что использование программного обеспечения для доступа к разнородным данным, их всестороннего анализа дает им конкурентные преимущества. Однако для многих еще остро стоят вопросы автоматизации учета, а без решения этих задач о BI не может быть и речи».

SAP: «Если раньше украинские компании искали в основном средства, позволяющие автоматизировать только оперативный учет, то сегодня проблема рассматривается комплексно: внедрение транзакционной (ERP) и аналитической (BI) систем. Также во многих фирмах, которые взяли на вооружение ERP-системы, произошло первичное накопление детальной бизнес-информации о процессах, и теперь есть потребность ее комплексного анализа и принятия решений».

SAS: «Рынок BI в Украине сегодня гораздо стабильнее и развивается динамичнее, чем ранее. Можно также отметить зависимость между состоянием инвестиционного климата в стране и количеством внедрений BI. Зарубежные компании вместе с инвестициями приносят свои стандарты корпоративного управления, основанные на BI. И самое главное – стремление отечественных фирм к повышению своей инвестиционной привлекательности и выводу на ведущие биржевые площадки мира гарантирует прекрасную перспективу украинскому рынку BI. Тормозит и будет тормозить рынок проблема качества данных, однако это общемировая проблема».

Softline Business Intelligence: «Услуги, к которым можно отнести программные продукты, работы и консалтинг по BI, все еще занимают незначительную долю украинского IT-рынка, общий объем которого, по оценке IDC, находится на уровне 2 млрд долл. По-прежнему происходит оснащение предприятий IT-оборудованием и решаются первостепенные задачи. Параллельно с этим осуществляется процесс накопления данных, являющихся основой для использования BI».

Zept: «Уже есть внедрения, есть компании, которые на своем опыте ощутили потенциал этих решений. Но при этом нет ни их массового применения, ни рынка технического персонала для обслуживания систем. Пока каждый проект – „произведение искусства", с уникальными особенностями, индивидуальными решениями».

«Инком»: «Необходимость внедрения и активного использования аналитической системы для компании-заказчика диктуется в первую очередь степенью конкурентности в отрасли. Если для телекоммуникационных фирм применение подобных систем стало нормой за последние два-три года, то на быстрорастущих рынках, таких как финансовый сектор, оно становится актуальным только сегодня. Для остальных компаний – это задача ближайших двух–пяти лет».

«Квазар-Микро»: «Основная причина роста рынка решений BI в Украине – усиление конкуренции в финансовом, телекоммуникационном секторах, в розничной торговле. BI позволяет компаниям не только повысить качество обслуживания клиентов, но и снизить риски, выявляя их на ранних этапах, когда они еще не стали проблемами, и строя сценарии управления этими рисками».

«Парус»: «Компоненты и отдельные составляющие BI уже давно применяют многие из тех, кто внедрил комплексные средства по автоматизации управления. Так, в сфере поддержки принятия решений план-фактный анализ или комплексный анализ финансовых и товарных потоков предприятия уже давно используется в повседневной работе и будет служить отправной точкой для дальнейшего развития информационных систем. Но в целом, несмотря на долгую историю и опыт создания комплексных проектов в Украине различными интеграторами и поставщиками, отечественные компании, по сути, только стоят на пороге полномасштабного применения BI».

Подытоживая этот раздел, можно выделить, на наш взгляд, следующие основные моменты. Первичное накопление данных у ряда компаний уже произошло, но в целом задача сбора информации еще должным образом не решена. Позитивным для развития BI являются стабильность рынка, конкуренция и стремление к выходу на международный уровень. Вместе с тем гетерогенные IT-инфраструктуры уже становятся проблемой для украинских организаций, желающих использовать аналитику, наряду с нехваткой персонала, умеющего грамотно обращаться с BI-системами. А закончить хотелось бы лаконичным высказыванием «ИНТАЛЕВ-Украина»: «Рынок средств аналитики в Украине растет. Хотя четкого понимания сегмента BI в бизнес-среде еще нет».

2. Кто, исходя из вашей практики, сегодня является наиболее типичными заказчиками связанных с BI услуг и проектов? Какие отрасли наиболее перспективны для будущих внедрений?

Citia: «Если говорить о рынке Украины, то наши проекты ведутся в основном для компаний, ориентированных на прямую работу с клиентами. Вместе с тем нет ни одной отрасли, где эти решения были бы неприменимы. Поэтому фокусирование усилий в той или иной сфере рынка связано скорее с готовностью самого заказчика к внедрению BI и масштабом возможных решений. У нас, к примеру, есть проекты по внедрению как систем, обрабатывающих мультитерабайтовые объемы данных, так и небольших систем на сотни гигабайт».

EPAM: «Типичными заказчиками BI-решений являются, например, компании, которые используют ERP-систему и хотят получать расширенные отчеты; фирмы с очень разветвленной организационной структурой или вертикально-интегрированные, а также предприятия, не относящиеся ни к одной из категорий, но желающие считать деньги, понимать, что будет завтра и какие надо предпринять превентивные управленческие действия, чтобы успешно конкурировать на рынке и развиваться».

Microsoft: «Наиболее востребованы проекты верхнего уровня анализа, позволяющие руководителям как наблюдать за состоянием компании (Balanced Scorecards, Key Performance Indicators), так и принимать решения (Decision Support System). Далее следуют поддержка аналитической деятельности, помогающая бизнес-аналитикам, маркетологам и т. п. отслеживать закономерности развития рынка (Trends Analysis, Data Mining), и – как ни удивительно – средства отчетности и отображения текущей бизнес-информации уровня отдела, успешно реализуемые сотрудниками при помощи простых средств типа PivotTable пакета Microsoft Excel».

Oracle: «Фактически заказчиком BI на сегодняшний день является любая компания, которая нуждается в оптимизации бизнес-процессов, эффективной аналитике, консолидации данных и имеет в своей IT-инфраструктуре более одного их источника. Другое дело, что подход и набор используемых BI-компонентов должен определяться в каждом случае индивидуально».

ProFIX: «Профессиональные инструменты BI нужны там, где есть многообразие: клиентов, продуктов, подразделений, партнеров, операций и т. п., – если разнообразие анализируемых сущностей и их значений невелико, то все можно реализовать и в Microsoft Excel, причем с хорошим соотношением цена/качество проекта. Но если объемы растут, то уже необходимы специальные инструменты».

Robertson & Blums: «Финансовые структуры как наиболее продвинутые пользователи IT-индустрии стараются применить в своей деятельности системы, способствующие их развитию и дающие им преимущества, так как конкуренция на этом рынке очень высока. На наш взгляд, в ближайшее время к ним присоединятся компании FMCG-рынка».

FMCG – аббревиатура от Fast Moving Consumer Goods, принята во всем мире и используется для обозначения товаров широкого потребления, таких как продукты питания, косметика, бытовая химия и все остальное, о чем нам ежедневно напоминают рекламные паузы во время любимых телепередач. С точки зрения экономики FMCG, или на профессиональном сленге «фаст муверы» – это товары с высокой оборачиваемостью (Википедия).

SAP: «Наиболее типичные заказчики BI-проектов – крупные компании, состоящие из нескольких юридических лиц, зачастую географически распределенных. Для них BI-решение позволяет создать единую информационную среду и представить в удобном и наиболее адекватном виде актуальную информацию всем менеджерам, которым необходимы эти данные. Это также фирмы, работающие на высококонкурентных рынках».

SAS: «Организации в первую очередь хотят извлекать прибыль из имеющегося актива, а сделать это можно, только преобразовав данные в проверенную, полезную и значимую информацию».

Epicor | Scala: «Наиболее типичным заказчиком проектов в области Business Intelligence являются компании с формализованным видением собственного развития и пониманием того, какие показатели являются для них индикативными сегодня и/или будут такими завтра. Ну и, конечно, чаще всего они или обладают достаточными массивами данных для формирования таких показателей, или решают задачу накопления и формализации этих данных параллельно с внедрением средств их анализа».

Zept: «Для многих клиентов важна возможность детального анализа, поскольку из-за усиления конкуренции маржа уже не всегда покрывает затраты (по крайней мере, не по всем группам товаров, не по всем регионам или менеджерам). Иногда компания чувствует на интуитивном уровне, что некий процесс (к примеру, закупок) можно значительно усовершенствовать, что приведет к общему повышению эффективности бизнеса».

«Бизнес Сервис»: «Если говорить о ролях пользователей – в основном это экономический/плановый/финансовый департаменты. Руководители пока еще не очень активно интересуются данным предложением».

«Инком»: «Заказчиками таких систем чаще всего становятся компании, являющиеся или стремящиеся стать лидерами в своей отрасли. Они активно используют информационные технологии и отлично понимают, что BI-решения представляют собой мощный инструмент, позволяющий конвертировать имеющуюся информацию в конкурентные преимущества и капитал. У таких заказчиков уже, как правило, внедрены и согласованы основные учетные системы, автоматизированы бизнес-процессы. Ключевыми направлениями BI являются построение систем управления лояльностью клиентов, поиска и формирования новых ценностных предложений для них, построение аналитических моделей по оптимизации издержек. BI помогает компаниям сконцентрировать свое внимание на самых прибыльных сферах деятельности, выявить свою целевую аудиторию и сократить издержки».

«ИНТАЛЕВ-Украина»: «Это – успешные компании, которые уже решили вопросы, связанные с первичным учетом, навели элементарный порядок в управлении и хотят использовать более мощные инструменты для анализа, планирования, прогнозирования и моделирования своей деятельности».

«Квазар-Микро»: «В ближайшей перспективе спрос на BI-системы возрастет, но его отраслевая специфика, скорее всего, не изменится. В более отдаленном будущем число потребителей BI может пополниться предприятиями других направлений, однако это зависит исключительно от динамики роста отдельных сегментов украинской экономики».

«Парус»: «Системы BI, по сути, не имеют специальных приоритетов в сферах применения. То, что в определенных областях они используются чаще, чем в других, свидетельствует лишь о неравномерном развитии отраслей и рынков. Компании, работающие в более развитых областях, созреют раньше других, их потребности будут бoóльшими, и как следствие – развитие и возможности покупать такие системы тоже выше.

Накопление потенциала
Вполне предсказуемо: банки, розница, телекомы – именно здесь наибольшие массивы данных и достаточно ресурсов для внедрения средств BI

Подытожим сказанное. Нет ни одной сферы, где бы BI не могла найти применение. Со своей стороны, украинские компании самых разных отраслей уже задумываются о необходимости прогнозов и превентивных действий и понимают, что можно извлекать прибыли из накопленной информации. Кроме того, бизнес-аналитика дает основанное на фактаже подтверждение интуитивных намерений руководства (или опровергает их). Характерно, что первыми внедряют BI лидеры. Остальным пока нужно навести элементарный порядок в управлении. Завершим этот раздел еще одной цитатой «Паруса»: «В зависимости от масштаба предприятия, зрелости топ-менеджмента и охватываемых информационной системой задач, рубеж, на котором происходит осознание необходимости внедрения BI, будет отдаляться либо приближаться».

Ассортимент

Ответы прислали 20 компаний, предложения которых указаны в таблице. Их можно разделить на несколько условных, часто пересекающихся между собой категорий. В одну из них войдут крупнейшие мировые софтверные фирмы, занимающиеся бизнес-аналитикой «в том числе» – Microsoft, Oracle и SAP – и их партнеры, которые обычно являются достаточно мощными и известными компаниями (в нашем перечне EPAM Systems, «Инком» и «Квазар-Микро»). Вместе с тем ничто не мешает им «дружить» с разработчиками другой категории – «чистыми» BI-компаниями, которые представлены в Украине в основном партнерами: Citia BTC (Business Objects), Cognos (OXS, Robertson & Blums, Zept), SBI (Teradata, MicroStrategy, KXEN, Sunopsis). SAS имеет в Киеве собственное представительство. В сегменте специализированной аналитики выступают Epicor | Scala, имеющая набор собственных BI-модулей для управляющих корпоративных систем (сюда же можно отнести «БИТ Украина», «Бизнес Сервис», «КСИКОМ СЕРВИС» и «Парус») и ProFIX в CRM как партнера по Oracle Siebel. Отдельную нишу занимает «Инталев-Украина», много внимания уделяющая «воспитательной» работе по приведению организационных структур клиентов в порядок. И наконец, представителем разработчиков небольших, но полезных программных продуктов, построенных на технологиях ведущих компаний, является львовская команда BIT Impulse, которая занимается OLAP, используя как основу сервисы Microsoft.

Компания Какие продукты и услуги, связанные с BI, сегодня предлагает ваша компания? Как может измениться спектр ваших предложений в дальнейшем?
BIT Impulse Система аналитической отчетности собственной разработки
Citia BTC CPM, стратегическое и финансовое планирование, консолидация финансовой отчетности, бюджетирование, управление рисками, анализ эффективности, оптимизация. Партнер Business Objects
EPAM Systems BI-решения на базе SAP: бюджетирование, CRM, управление инвестиционными проектами, ССП. Планируется – SCM, MDM, решения на базе SAP-портала
Epicor | Scala Active Planner, FRx, Query Designer, Epicor Portal, семейство iScala Web Parts , iScala Web Parts Designer и iScala Web Parts Analysis, iScala OLAP Cube Management, Crystal Analysis и Crystal Reports Designer
Microsoft Полный спектр программных продуктов и решений, в частности Microsoft SQL Server 2005, Microsoft Business Scorecard Manager 2006, Microsoft Office SharePoint Server 2007, продукты Proclarity, Microsoft Office System 2007
Oracle Oracle Business Intelligence Standard Edition (Oracle Discoverer), ориентированный прежде всего на аналитиков. Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition (Siebel Systems), хорошо подходящая для крупных гетерогенных сред
OXS Решения на основе Cognos
ProFIX Всесторонний анализ банковской деятельности, CRM-аналитика. В перспективе – вертикальные решения для страховых компаний. IBM Competence Centre
Robertson & Blums Corporation Cognos 8 Business Intelligence
SAP SAP NetWeaver BI, SAP Budgeting and Planning, SAP Corporate Performance Monitor, SAP Balanced Scorecard, SAP Management Cockpit, Business Consolidation System, SAP Business Information Warehouse, SAP NetWeaver Business Intelligence Accelerator
SAS Institute EIP (Enterprise Intelligence Platform), SAS Enterprise Data Integration Server, SAS Intelligence Storage, SAS Analytical Intelligence, SAS Enterprise Business Intelligence Server, Web-портал и др.
Softline Business Intelligence Интеграция данных и приложений, ETL, DW, построение систем аналитической обработки данных, моделирование. Партнер Teradata, MicroStrategy, KXEN и Sunopsis. Рассматривается возможность предоставления программного обеспечения как сервиса
Zept Group Полный цикл услуг, связанных с внедрением отчетности, аналитики и ССП на платформе Cognos, услуги по построению систем планирования и бюджетирования, и их интеграции с функционалом BI. В будущем – отраслевые решения и интеграция BI с успешными системами партнеров
«1С:Бухучет и Торговля Украина» «1С: Консолидация 8»
«Бизнес Сервис» В рамках ERP набора BSI – функционал по бюджетированию, постановка управленческого учета, анализ и визуализация данных, подготовка информации для принятия решений. MS Analysis Manager. KPI, BSC, BS OrgWare
Корпорация «Инком» Решения на базе Siebel Business Analytics и mySAP Business Intelligence
«ИНТАЛЕВ-Украина» «ИНТАЛЕВ:Навигатор», «ИНТАЛЕВ:Корпоративные Финансы»
«Квазар-Микро» Продукты на базе Oracle BI, разработки SAS для телекоммуникационной и финансовой отраслей. BI-решения для розничной торговли. Предполагается Hyperion (Oracle)
«КСИКОМ СЕРВИС» Система DeloPro 3.0, модули для организации процессного управления, ведения управленческого учета и бюджетирования
Корпорация «Парус» В рамках системы управления «Парус-Предприятие 8» – поддержка принятия решений, бюджетирование, контролинг, моделирование «что если», многомерный анализ данных
Подразумевается полный перечень услуг по бизнес-консалтингу, внедрению и сопровождению аналитических приложений

Приведенная таблица не претендует на абсолютную полноту, но тем не менее отражает наличие достаточного количества компаний, продвигающих технологии и продукты бизнес-аналитики на отечественный рынок, а их качественное разнообразие говорит по крайней мере о начале структурирования данного сегмента. Так что выбрать есть из чего – был бы готов к этому клиент.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT