`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Национальные особенности IT-розницы

Статья опубликована в №40 (559) от 24 октября

0 
 

Розничные сети сегодня являются самым быстроразвивающимся каналом сбыта IT-товаров в нашей стране. По данным аналитиков IDC, посредством него сейчас реализуется около 38% ПК (пять лет назад – менее 10%), и этот показатель постоянно увеличивается. Кроме того, стремительно возрастает число магазинов, отчетливо прослеживается тенденция укрупнения лидирующих игроков, изменяются форматы торговых точек, а эксперты прогнозируют выход международных ритейлеров на украинский рынок уже в ближайшие несколько лет.

Предпочтения покупателей

Основная часть сбыта техники сегодня осуществляется посредством специализированных IT-салонов. Согласно исследованиям Gfk, на них приходится 87% реализованных ПК, 88% мониторов и 85% принтеров (от всех аналогичных товаров, проданных в розницу).

Впрочем, столь высокие показатели скорее всего – явление временное, и, как показывает опыт западноевропейских стран, компьютеры и периферийные устройства постепенно переходят в категорию бытовой техники и продаются в тех же магазинах, что и холодильники с телевизорами. Так, для сравнения: в Германии специализированные IT-ритейлеры реализуют только 65% компьютеров и 43% принтеров. Однако для достижения аналогичных результатов, полагают эксперты, Украине потребуется еще 5–7 лет, и даже по истечении этого срока основная часть населения все равно будет приобретать компьютерную технику в IT-салонах, полагаясь на боóльшую компетентность продавцов и качественный, ввиду относительно узкой специализации, сервис.

Сегодня же, учитывая низкий уровень проникновения разнообразной техники в нашей стране (компьютер есть лишь в 9% домохозяйств, принтер – в 5%, а мобильный телефон – в 29%), а также повышение благосостояния украинцев (согласно данным Госкомстата, за последние пять лет доход среднестатистической украинской семьи увеличился в три раза), стремительно растет доля сбыта электроники в кредит.

По словам Александра Федоришина, директора украинского офиса Gfk, его компания провела исследование – из выборочно опрошенных 50 тыс. человек около 10% сообщили, что имеют в настоящее время задолженности перед банком за приобретенные товары длительного пользования (компьютеры, телевизоры и т. п.).

В зависимости от товарных групп кредит сегодня используется при совершении 25–40% покупок в розничных сетях и это, считают эксперты, далеко не предел. Примечательно, что приобретают таким образом не только дорогие продукты (ноутбуки, медиацентры, DSLR-камеры), но и более доступную технику – принтеры, мониторы, бюджетные фотоаппараты.

Купить товар в кредит сейчас можно практически в любом магазине (даже в небольшом IT-салоне в маленьком городе), но чем больше торговая точка – тем шире у потребителей возможности выбора организации, предоставляющей займ. В некоторых гипермаркетах работают сразу 4–5 банков или кредитных союзов, причем на оформление займа уже давно не требуется тратить много времени и посещать несколько учреждений – все делается быстро и на месте, правда, плата за такой сервис – высокие процентные ставки. Впрочем, есть мнение, что ввиду увеличивающейся конкуренции и прихода международных кредиторов они немного снизятся, что также будет стимулировать рост доли продаж техники в кредит.

Стратегия продавцов

Что касается ритейлеров, то они сегодня стараются охватить как можно более широкую территорию, один за другим открывая новые магазины. И, как показывают исследования, не зря – именно крупным сетям в последнее время отдают предпочтение украинцы. Top 10 продавцов потребительской электроники в нашей стране реализуют 62% этого товара, сбываемого в розницу.

Национальные особенности IT-розницы

В территориальном развитии компаний все чаще на первое место выходит именно количество торговых точек – спустя какое-то время несколько убыточных салонов могут закрыть, а формат остальных немного изменить с целью оптимизации сети. Такая стратегия позволяет захватывать самые перспективные места под магазины, ведь проблема помещений стоит сейчас достаточно серьезно – в крупных городах (а особенно в столице) найти коммерческую недвижимость, которая бы устроила ритейлера по соотношению цена/качество, очень непросто. Так, как раз по этой причине Samsung решила в текущем году не открывать отдельный монобрендовый салон в Киеве, а запускать торговые точки в составе магазинов партнеров. Владимир Колодюк, президент холдинга AVentures Group, отмечает, что предложения о сдаче в аренду помещений даже на Крещатике он получает постоянно, но плату за них, по его мнению, адекватной назвать никак нельзя.

Однако существенно подскочившие цены на рынке недвижимости сказываются не только на открытии новых магазинов, но и на расширении уже работающих. Нередки случаи, когда необходимые дополнительные 50–100 кв. м (если их все-таки удалось найти) предлагаются на таких условиях, что становится убыточной работа всего IT-салона, даже если ранее он приносил хорошую прибыль.

Именно увеличение торговых площадей сегодня является одной из самых заметных тенденций на рынке ритейла. Так, в «МКС» наиболее оптимальными считают точки площадью 200–400 кв. м. «Наша практика показала, что клиенты предпочитают посещать магазины, в которых они не только увидят широкий спектр товаров, но и будут чувствовать себя свободно», – подчеркивает директор розничной сети «МКС» Николай Алаторцев.

Если же расширение магазина невозможно, розничные операторы нередко стараются сузить их специализацию, сконцентрироваться на продаже определенной группы товаров, к примеру мобильных телефонов, компьютеров и периферии. Данный процесс не затрагивает магазины, которые были открыты первыми в сетях: именно они зачастую приносят самый высокий доход, обслуживая постоянных клиентов.

Национальные особенности IT-розницы

Что касается конкуренции на рынке, то, несмотря на стремительный рост всех сетей, по мнению экспертов, в сегменте ритейла пока достаточно места для новых игроков, а соперничество между существующими еще не достигло серьезных масштабов.

В последнее время в борьбу за покупателя IT-товаров начали вступать и сети бытовой электроники, они имеют довольно большие обороты, что, по мнению Алексея Олейника, директора бренд-центра «Новая Электроника», приводит к уменьшению средней наценки на товар. В таких магазинах компьютерная техника зачастую располагается в специально созданном отделе, что фактически представляет собой концепцию «shop-in-shop».

Все чаще стали говорить и о грядущем появлении в Украине известных иностранных ритейлеров. Но когда это произойдет, сказать сложно. Впрочем, после выхода супермаркетов MediaMarkt на российский рынок в скором времени, весьма вероятно, они придут и в нашу страну, правда, комментарии о конкретных шагах по развитию этой сети у ее оператора нам получить не удалось. Пока же из международных игроков, продающих в том числе и компьютерную технику, у нас представлены лишь гипермаркеты Metro C&C.

Однако, по мнению некоторых экспертов, украинские реалии могут оказаться серьезной преградой для иностранных компаний – непрозрачное законодательство, проблемы с таможенным оформлением, завышенная стоимость недвижимости и т. д. – все это может серьезно осложнить их появление на отечественном рынке. «Наиболее вероятная форма выхода международных ритейлеров в Украину – покупка действующих розничных сетей с целью использования их имиджа и инфраструктуры», – размышляет Дмитрий Щур, маркетолог компании «ГигаБайт».

Осмелимся предположить, что в данном случае речь идет прежде всего о лидерах рынка, а приобретение небольшой региональной сети вряд ли будет интересно иностранным фирмам. Возможно поэтому крупнейшие отечественные ритейлеры, стремясь повысить стоимость своего бизнеса, столь активно инвестируют в его развитие и даже готовы к покупкам нишевых игроков, а иногда и к консолидации, как это произошло, к примеру, с «Новой Электроникой», принадлежащей теперь «АМИ» и «Фокстрот IT». В результате такой сделки сеть значительно увеличивает свой охват за счет уже работающих магазинов нового совладельца, а также получает новые финансовые вливания.

Впрочем, далеко не всех устраивают цены на существующие на рынке предложения. «За небольшой магазин в провинциальном городе владельцы желают получить от 50 тыс. долл., – сообщил Владимир Колодюк. – Такая сумма однозначно завышена, ведь она фактически включает лишь переуступку аренды».

Открытие собственных новых салонов, по словам Юрия Приходько, директора розничной сети DiaWest, стоит от 75 тыс. долл. – такую сумму компания инвестирует в запуск торговой точки площадью около 50 кв. м без учета стоимости помещения (этих средств хватит на оформление торгового зала и закупку товара). Несколько магазинов компания открыла и по франчайзингу, но пока что ставку на это она не делает, и абсолютное большинство ее IT-салонов принадлежит самой DiaWest.

Эту схему также применяют «ГигаБайт», «Комп'ютерний Всесвiт» и «АМИ». Сеть последней «Компьютеры АМИ. Магазин партнеров» полностью создана на ее основе – компания предоставляет бренд, обучает персонал, поставляет товары и т. п. Но хотя в целом популярность франчайзинга в Украине из года в год увеличивается, владельцы ритейловых торговых марок в нашей стране пока не очень охотно позволяют пользоваться ими мелким предпринимателям, поэтому о массовости этой тенденции говорить не приходится.

А вот свои интернет-магазины, наоборот, открывают многие розничные сети. И это несмотря на то, что сбыт в онлайне пока никак нельзя назвать существенным – компании попросту предлагают своим клиентам дополнительную услугу с прицелом на будущее, прогнозируя значительное увеличение объема рынка интернет-продаж в нашей стране.

В завершение следует отметить, что все более заметным в Украине становится стремление IT-ритейлеров построить вертикаль своего бизнеса. Если у компании есть сеть магазинов по всей стране, то она пытается получить статус дистрибьютора по самым популярным продуктам из своего ассортимента либо же просто договориться с производителем о прямых поставках с целью как экономии средств и времени, так и во избежание зависимости от фирмы-посредника. Впрочем, это характерно не только для отечественного рынка, да и, судя по всему, большинство тенденций, которые мы станем наблюдать в ближайшем будущем в украинском IT-ритейле, будут иметь немало схожего с веяниями западного рынка. Поэтому изобретать колесо местным компаниям не придется, однако и пошаговую инструкцию ведения бизнеса им тоже никто не выдаст, и как станут развиваться события, покажет лишь время.

Крупнейшие розничные сети по продаже IT-товаров и электроники
Название Число магазинов Торговая площадь, кв. м Количество городов Франчайзинг Интернет-магазин Число магазинов на конец 2006 г. (планы)
Сity.com 8 16 000 6 Нет www 11
Unitrade 30 8000 12 Нет Нет 33
DiaWest 56 5300 41 Есть www 80
«МКС» 51 Н/д 25 Нет www 54
«Новая Электроника» 27 3500 18 Нет Нет 31
«ГигаБайт» 9 3500 6 Есть www 15
«Комп'ютерний Всесвiт» 23 3000 11 Есть www 26
«АМИ»* 55 2200 50 Есть Нет 80
* «Компьютеры АМИ. Магазин партнеров»
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT