`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

На перепутье, или Тернии карманных компьютеров

0 
 

Что препятствует росту?

Снижение спроса на КПК в мире (учитывая, что парк этих устройств на несколько порядков меньше, чем количество настольных компьютеров, при более низкой цене и потенциально большем уровне проникновения) традиционно объясняют конкуренцией со стороны смартфонов, ноутбуков и других видов персональной цифровой техники. Но это, по нашему мнению, не главное.

За всю долгую историю развития КПК функциональность этих устройств подверглась серьезному изменению только один раз, когда к стандартным возможностям бизнес-органайзера была добавлена поддержка мультимедиа. На первых порах она заключалась в установке цветного экрана увеличенного (подчеркиваем -- не высокого) разрешения, оснащения, требуемого для оцифровки и воспроизведения звука, а также обеспечения вычислительной мощности, необходимой для проигрывания видео с минимальным уровнем качества. Во всем остальном концепция КПК не изменилась: как в наборе приложений, так и в пользовательском интерфейсе превалирует деловой подход. Основными функциями остаются календарь-органайзер, база контактной информации (адресная книга), почтовый клиент и Internet-броузер (требующие подключения к Internet посредством других устройств, а потому гораздо реже используемые), программы для работы с офисными документами. Остальное ПО доустанавливается пользователями на их собственное усмотрение.

В то же время статистика применения КПК показывает совершенно иной набор типовых задач, востребованных на практике. Они выполняются в основном с помощью дополнительных программ. Здесь гибкость КПК идет на пользу не только владельцу устройства, но и индустрии, поскольку позволяет выявить предпочтения клиентов. Итак, безусловно, одной из наиболее часто используемых, но пока не реализованных в рамках самой платформы возможностей является чтение электронных книг. Даже при небольшом размере дисплея с него можно комфортно читать неиллюстрированный текст, что и делается подавляющим большинством пользователей. Далее следует воспроизведение музыки -- в основном из файлов формата MP3. Массовую популярность имеют игры, причем их выбор весьма индивидуален, пользователь не ограничивается предустановленными развлечениями, а инсталлирует те, что ему больше по вкусу. Подготовка документов также занимает важное место при работе с КПК, причем набирают самые разные тексты -- от коротких заметок до статей, пользуясь при этом виртуальной клавиатурой, реже -- системой распознавания почерка, а иногда и "пристежной" складывающейся клавиатурой. При наличии подключения к Internet (обычно с помощью мобильного телефона с Bluetooth или IrDA) устройство может применяться для чтения электронной почты и Web-серфинга, хотя чаще оно используется для ознакомления с предварительно подготовленными офлайновыми страницами (например, подборок новостей). Наконец, на КПК можно хранить контактную информацию. Наверное, наименее востребованными массовыми пользователями являются возможности органайзера, в ознакомительных целях применяется и функция воспроизведения видео, но на то есть особые причины.

Как видим, формулировка "человек предпочитает слушать и развлекаться, а не писать и думать", изобретенная для описания особенностей использования Internet индивидуальными владельцами ПК, вполне подходит и для характеристики работы с КПК. Из вышесказанного мы можем сделать два вывода.

Во-первых, список реально полезных функций КПК сильно отличается от набора приложений, предлагаемых по умолчанию, и это, по всей видимости, тормозит дальнейшее продвижение этих устройств на пути к массовому потребителю, нуждающемуся одновременно в деловых, развлекательных и информационных функциях.

Во-вторых, в дальнейшем развитии КПК будут превалировать развлекательные возможности, причем их совершенствование может привести к полному пересмотру взглядов на необходимое оснащение КПК.


Идеальный КПК

Представим себя на минуту на месте разработчиков системного ПО и аппаратных решений для КПК и поразмыслим над тем, каким должен быть персональный мобильный компьютер, чтобы стать массово востребованным в нынешних условиях. С учетом статистики пользовательского интереса к различным функциям можно прийти к выводу, что потребительский КПК должен обеспечивать:
  • воспроизведение цифрового аудио, каталогизацию медиафайлов, хранение музыкальных коллекций;
  • полноценное воспроизведение видео в форматах, общих с настольными и домашними системами, из коммерчески распространяемых файлов;
  • чтение иллюстрированных электронных книг;
  • качественное отображение цифровых фото, простое редактирование и ретушь, каталогизацию;
  • работу с Internet, электронной почтой, системами Instant Messaging;
  • GPS-навигацию, отображение детальных графических карт, обработку и выдачу справочной информации, связанной с объектами на карте;
  • обработку документов в распространенных форматах офисных и прикладных пакетов, работу лингвистического и справочного ПО;
  • игры с качественным звуком и графикой;
  • массогабаритные показатели на уровне современных КПК или незначительно их превышающие;
  • возможность автономной работы на протяжении трех и более часов с высокой нагрузкой (просмотр видео, игры).
Если присмотреться внимательно, нетрудно заметить, что такое оснащение КПК практически полностью совпадает с возможностями типового набора ПО, используемого на среднестатистическом персональном (домашнем) ПК.

Весь объем работ с аудиофайлами легко реализуется программно даже на сегодняшней аппаратной базе КПК, недостаточным является только объем встроенной памяти, который, кстати, реально увеличить, используя мобильные винчестеры или просто флэш-накопители большей емкости.

Видео -- пожалуй, самый "тяжелый" в вычислительном плане род задач для перспективного КПК, если, конечно, развитие игр не приведет к тому, что они перехватят пальму первенства в системных требованиях, как это происходит у настольных ПК. Камнем преткновения в проигрывании видео является даже не недостаточная производительность процессоров КПК, а необходимость использования специально закодированных файлов с пониженным разрешением, что вызвано ограниченным объемом памяти и малым размером экрана. Проблема в том, что кодировать видео для КПК приходится самому. За время, которое уходит на подготовку файла к воспроизведению в дороге, вполне реально просмотреть фильм на настольной системе, причем не один раз. Такие трудозатраты способны остановить самого ярого апологета мобильного видео, а коммерческое распространение достаточного числа кинолент в "карманном" формате даже не планируется. Единственный правильный выход заключается в том, чтобы "научить" КПК качественно проигрывать фильмы в форматах, в которых они сегодня в основном продаются, -- хотя бы MPEG-4 в VGA-разрешении. Необходимая для этого вычислительная мощность, по нашим соображениям, должна обеспечиваться уже нынешними новейшими 510-мегагерцевыми XScale-процессорами, лучше всего -- в сочетании с дополнительным графическим чипом. Основная проблема -- с объемом памяти -- скорее всего, успешно решится с применением 1,5- или 0,85-дюймовых мини-винчестеров. Емкости 5--10 GB на первых порах должно быть вполне достаточно. Наконец, разрешение экрана было бы неплохо довести до 640 480 точек. Примечательно, что большинство этих требований выполняются уже на имеющейся аппаратной базе.

Для работы с фото и чтения иллюстрированных электронных изданий стоило бы довести разрешение дисплея до 800x600 точек и перейти к 262 000-цветным экранам вместо сегодняшних 65 000-цветных. Заметим, что ряд компаний уже сегодня используют такие матрицы в мобильных телефонах и планируют применять их в КПК. Проблема только в поддержке со стороны ОС и производительности CPU и графической подсистемы.

Что касается доступа в Internet, то он однозначно должен осуществляться только штатными средствами КПК, без покупки и установки дополнительной периферии. Эта проблема может решаться либо посредством Wi-Fi (здесь задержка только за распространением самих сетей), либо с помощью встроенного GPRS/EDGE или CDMA-модуля. Также очень желательны специальные тарифные планы операторов сотовой связи, предусматривающие лишь передачу данных, в их числе хотелось бы видеть и unlimited-пакеты.

КПК со встроенными GPS-приемниками существуют уже сейчас, они здорово помогают путешествовать по городам и весям. Осталось только дождаться снижения цен на картографическое ПО, неплохо бы также теснее интегрировать электронную карту с адресной книгой, списком напоминаний, разнообразными онлайновыми информационными сервисами, по сравнению с тем, как это сделано в нынешних Pocket PC. Здесь образцом для подражания могут быть основанные на Palm OS решения Garmin.

Обработка офисных документов уже сейчас реализована на хорошем уровне, чтобы не растерять нынешние достижения, достаточно не отказываться от сенсорного экрана и совершенствовать средства рукописного, а возможно -- и голосового ввода.

Игры на КПК имеют свою специфику -- не все то, что красиво выглядит на настольном ПК или игровой приставке, будет приемлемо на КПК. Игры сейчас развиваются в правильном направлении -- возросшее качество экрана, производительность CPU и аппаратное ускорение 3D-графики открывает им новые пути для совершенствования.

Для удобства ношения следует ограничиться максимальной диагональю экрана 4--4,5", что обеспечит массогабаритные показатели на уровне нынешней Toshiba e800. Такое или ненамного большее устройство все еще может постоянно находиться у хозяина, более крупные уже начинают мешать.

Время автономной работы наиболее критично при непрерывном просмотре видео -- емкость аккумулятора и энергоэффективность КПК должны быть такими, чтобы просматривать на нем полнометражный фильм без подзарядки и для этого не требовалось специально дозаряжать устройство непосредственно перед киносеансом.

Как видим, спецификация нашего "идеального КПК" будет примерно следующей: процессор с производительностью, эквивалентной Intel Pentium III 600--700 MHz (это вполне может оказаться новый XScale 510 MHz или чуть более высокочастотный), 128 MB RAM, мини-винчестер емкостью 5--20 GB, ускоритель 3D-графики и (опционально) -- декодер MPEG-4, экран с поддержкой 262 тыс. цветов и дизерингом, обеспечивающим отображение 16,7 млн. оттенков, разрешением 640 480 или 800 600 точек и диагональю 4--4,5", встроенный адаптер Wi-Fi и/или GSM/GPRS/EDGE, для совместимости с другим мобильным оборудованием -- Bluetooth и, возможно, IrDA, для синхронизации с настольным ПК -- USB 2.0 или FireWire в дополнение к Wi-Fi. Разумеется, другим должен быть состав предустановленных утилит и даже интерфейс ОС. Самое интересное, что ничего фантастического в нашем концепт-КПК нет -- его вполне можно реализовать уже на нынешнем технологическом уровне и элементной базе.


Откуда ждать угрозы?

Главным "врагом" КПК считаются смартфоны, но это, по нашему мнению, недостаточно обосновано. Если понимать под смартфоном полнофункциональный КПК, оснащенный модулем сотовой связи, то очевидно, что такой узел можно установить на карманный компьютер любой производительности. Так что конкуренция между КПК и коммуникаторами в перспективе так же логична, как бегство от собственной тени, -- вполне вероятно, что в будущем все КПК станут немножко смартфонами. Что касается современных устройств без сенсорного дисплея, то они выполняют функции КПК лишь отчасти, и это положение наверняка сохранится. Такой "полусмартфон" оправдан либо как недорогая альтернатива настоящему коммуникатору, либо как устройство, в котором превалирующим фактором является удобство голосовой связи -- в этом случае оно будет актуально только до тех пор, пока не будут разработаны качественная программа и набор органов управления для полноценного мобильного "телефонокомпьютера".

Намного интереснее выглядят "отношения" КПК и... современных устройств класса Portable Media Center. Совершенно очевидно, что медиацентр -- это "КПК наоборот", мощный мобильный компьютер, оптимизированный для решения развлекательных задач в ущерб деловым. Он необязательно должен быть узкоспециализированным, более того, это даже неразумно -- вычислительной мощности PMC наверняка хватит для качественного выполнения всех функций современных КПК. Так что вполне можно расширить рамки функциональности этих аппаратов без ущерба для их основного назначения. Будут ли сразу выпущены достаточно мощные и удобные в работе с мультимедиа КПК, способные сделать PMC ненужными, или же последние на некоторое время захватят лидерство, а затем обзаведутся функциями КПК -- покажет время.

Планшетные ПК в их нынешнем виде -- это устройства скорее портативные, чем мобильные. В отличие от ноутбуков, которые переносятся с одного места на другое, но работают все равно стационарно, планшетные ПК дают больше возможностей для работы без стола и даже на ходу, но из-за массогабаритных показателей вряд ли подойдут для того, чтобы сопровождать своего владельца всегда и везде. Если же уменьшать планшеты до приемлемых для постоянного ношения габаритов, мы получим... практически тот же "идеальный КПК", к которому пришли в результате приведенных выше рассуждений.

Еще одна "темная лошадка" -- это класс сверхминиатюрных ПК в формфакторе, близком к КПК, но работающих под управлением Windows XP. Вполне может быть, что будущее как раз за ними, но пока они существуют только в виде прототипов. Однако для удобства использования в массовом мультимедийном КПК эта ОС нуждается в радикальной до- или скорее даже переработке -- как, впрочем, и любая другая из существующих на данный момент платформ...

Словом, те карманные ПК, которые сегодня доступны покупателю, выглядят уж если не идеальной, то вполне оправданной покупкой. По крайней мере, на ближайший год. Так что выбирайте смело.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT