`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

На горизонте — ERP II

0 
 

MRP, MRP II, ERP ... За каждой из этих аббревиатур скрывается очередной виток спирали развития представлений о назначении и принципах работы автоматизированных систем управления предприятием. По данным отчета Gartner Research "Midmarket Services ERP II Magic Quadrant", которые использованы в этой статье, разработчики АСУП устремились на рынок фирм среднего размера, ориентируя свои продукты на непроизводственные компании и одновременно доводя их до соответствия относительно новой концепции ERP II.
ERP и ERP II

В 1990 г. исследовательская фирма Gartner Group ввела термин "планирование ресурсов предприятия" (Enterprise Resource Planning -- ERP), который быстро стал общепринятым. Обязательными компонентами ERP считались средства управления кадрами, закупками, заказами, ценообразованием, финансами, а также бухгалтерия. Крупнейшими разработчиками и законодателями мод в этой области стали SAP, Baan, PeopleSoft, Oracle и J. D. Edwards.

В прошлом году та же Gartner Group предложила термин -- ERP II, определяя его не просто как развитие систем первого поколения, а как новую стратегию работы (Enterprise Resource and Relationship Planning, или "управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия"). К характерным особенностям этой стратегии относятся открытая архитектура и наличие встроенных модулей управления взаимоотношениями с покупателями (CRM), цепочками поставок (SCM) и жизненным циклом продукта (PLM).

На горизонте — ERP II Многие специалисты полагают, что система, в наибольшей степени отвечающая идее ERP II, сегодня может быть построена не на комплексном решении какого-либо одного разработчика, а на объединении частных решений, предлагаемых различными компаниями. Преимуществом такого подхода считается возможность выбора лучших в своей области приложений и их независимого обновления, а недостатком -- необходимость интеграции этих приложений.

Сегодня пока нет единого, "лучшего" интеграционного решения. На эту роль с разной степенью успеха претендуют программные платформы .Net и J2EE, Web-сервисы, системы подписки и публикации сообщений и некоторые другие технологии. Сеть, которая многие годы выполняла в основном коммуникационные функции, постепенно приобретает черты "нервной системы предприятия" (Enterprise Nervous System -- ENS). На базовое ПО сети предполагается возложить функции стандартизации процессов обмена данными между деловыми приложениями и обеспечения их параллельной или совместной работы.

Это дает возможность признанным разработчикам лучших частных решений -- Siebel (CRM), PeopleSoft (HR), J. D. Edwards (финансы) и некоторым другим -- сосредоточиться на совершенствовании своих основных продуктов, меньше внимания уделяя вопросам совместимости. Только те, кто уже имеет высококачественные комплексные решения (например, SAP), будут стремиться к расширению функциональности своих продуктов до уровня ERP II.

В Украине нет ясности в том, какие предприятия являются средними. В законе Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства" от 19 октября 2000 г. дано определение только малого предприятия. Численность работающих на нем не должна превышать 50 человек, а годовой валовой доход -- 500 тыс. евро, или, на сегодня, около 0,47 млн. долл. -- на два порядка меньше нижнего уровня дохода среднего предприятия по классификации Gartner Group. Это значение можно условно принять за нижнюю линию доходов компаний средних размеров. Соответственно, верхний предел годового дохода украинского предприятия среднего масштаба составит 0,47(800/50)=7,52 млн. долл. Численность персонала среднего предприятия может быть ориентировочно принятой 50--250 человек, как в Европе, США и многих других странах.

Еще несколько цифр. Стоимость проекта автоматизации среднего предприятия на Западе составляет 30--50 тыс. долл., а полная стоимость внедрения системы -- 200--500 тыс. и более. Если принять, что допустимые затраты на автоматизацию пропорциональны годовому доходу, то для средних фирм Украины они должны составлять до $500 и до 5 тыс. долл. на проект и внедрение соответственно. Хорошо бы... Эта цифра сопоставима и с данными о том, что даже крупные компании не готовы тратить на автоматизацию более 1% (редко до 3%) своего годового оборота.


ERP II и предприятия среднего размера

С насыщением рынка крупных компаний разработчики переключают свои усилия на фирмы среднего размера. Gartner Group относит к этой категории (midmarket) предприятия с годовым доходом от 50 до 800 млн. долл. По ее данным, большинство таких предприятий в США и Западной Европе не являются прямыми производителями товаров. Они либо оказывают различные услуги другим бизнесам, либо работают с нематериальными предметами потребления. Как правило, они ориентируются на государственные структуры, здравоохранение, финансовые услуги и страхование, гостиничное хозяйство и досуг, консалтинг и аутсорсинг.

Midmarket объединяет предприятия различных масштабов, которые сильно разнятся между собой и как объекты внедрения ERP II. Предприятия нижнего сектора имеют доход 50--250 млн. долл. и обычно работают только в одной области, одновременно обслуживая 5--50 клиентов. Компании, отнесенные к верхнему сектору, с доходом 500--800 млн. долл., работают не менее чем со 100 клиентами сразу в нескольких близких (и даже разнородных) направлениях деятельности.

К построению решений ERP II для этих групп предприятий должны применяться разные подходы -- общая коммерческая модель для мелких, и более дорогая специфицированная -- для крупных. Компаниям с годовым доходом 250--500 млн. долл. аналитики Gartner Group рекомендуют отнести себя к одному из двух описанных сегментов, выбирая модель обслуживания исходя из своих амбиций, возможностей и перспектив.

Насколько привлекательны современные решения ERP II для предприятий услуг на рынке компаний среднего размера, можно судить по приведенному рисунку. Положение каждого разработчика (по состоянию на октябрь 2001 г.) определяется значениями двух комплексных показателей, предложенных Gartner Group: "полнотой видения" разработчиком проблем и перспектив ERP II на данном рынке (по горизонтали) и текущими функциональными возможностями его продуктов (по вертикали). Поле рисунка разделено на четыре области -- "лидеров", "претендентов", "провидцев" и компаний, не имеющих сильных комплексных решений. Пунктиром и стрелками показаны изменения, произошедшие в течение первой половины 2002 г.


Лидеры

Главными действующими лицами в секторе лидеров являются Oracle и PeopleSoft. Обе компании предлагают богатые функциональные возможности в своих традиционно сильных областях (управление финансами и кадрами). Их решения также демонстрируют хорошее видение требований в индустрии услуг.

Однако PeopleSoft была и остается успешной в основном в здравоохранении и государственных структурах западных стран. В области же полной поддержки ERP II возможности ее продуктов пока ограничены. Компания хорошо понимает потребности рынка и, скорее всего, будет развивать свои решения в этом направлении, но для ограниченного количества отраслей. Необходимые дополнения для Oracle также будут готовы только к концу этого года, но преимуществом ее решения является сильный модуль управления контрактами, который может быть полезен большинству коммерческих сервисных предприятий. В целом же Oracle предлагает лучший на сегодня набор компонентов и модулей для построения ERP II.

Не очень известная в Украине Lawson Software ориентируется на здравоохранение и администрирование профессиональных услуг (Professional Services Administration -- PSA). Решение Lawson считается недостаточно совершенным в области управления кадрами, однако это не слишком серьезное препятствие для предприятий среднего размера. Компания уже несколько лет разрабатывает и внедряет решения, ориентированные на индустрию услуг. Большие и средние организации профессиональных и финансовых сервисов, розничных продаж, а также государственные структуры используют ПО Lawson Software для управления финансами, кадрами, закупками, дистрибьюцией, CRM (здесь ее партнером является известная Siebel Systems) и анализа своего бизнеса. Ее решения достаточно хороши, и Lawson будет оставаться лидером рынка -- по крайней мере, в области систем для медицинских учреждений и сетей на Западе.

Все три компании -- PeopleSoft, Oracle и Lawson -- нацелены на верхний сегмент рынка. Государственным структурам в большей степени подойдут решения Oracle или PeopleSoft, а в здравоохранении будут конкурировать PeopleSoft и Lawson.


Претенденты

Решения J. D. Edwards, буквально наступающей на пятки лидерам, в некоторых применениях будут предпочтительнее аналогичных решений Lawson Software и PeopleSoft. Компания достаточно сильна в верхнем сегменте со своими известными финансовыми программами. Ее продукты активно используются в строительстве и недвижимости (в основном в США), она присматривается к рынку профессиональных сервисов и государственных структур, но отстает в разработках вертикальных решений. J. D. Edwards добилась хорошей функциональности своих продуктов и может быстро продвинуться в группу лидеров, если доработает их с учетом специфики рынка.

Недавно выпущенная 5 версия J. D. Edwards в соответствии с последними веяниями включает новую Web-технологию с зарегистрированной торговой маркой XPI (Extended Process Integration -- набор инструментальных средств и рекомендованных методов для "продвинутой" интеграции процессов). Эта технология расширяет возможности EAI, одновременно поддерживая применяющиеся стандарты. J. D. Edwards утверждает, что две трети ее продуктов используют сегодня непроизводственные предприятия, и новые средства будут разрабатываться именно для них.

SAP всегда имела сложности с выходом на рынок компаний малого и среднего размера, которые традиционно избегали внедрения mySAP.com. Однако в марте этого года SAP анонсировала сразу два продукта: один из них ориентирован на малые, а другой -- на средние предприятия.

В ассортименте компании ранее не было решений для сервисных организаций, но теперь она планирует выход на этот рынок, имея большой опыт успешных вертикальных решений и обширную клиентуру в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (регион EMEA). Позиции SAP достаточно сильны, и ее продукты должны через некоторое время удовлетворить самых требовательных клиентов верхнего сегмента рынка.

В мае 2002 г. SAP объявила о том, что в течение ближайшего года начнет предлагать в странах СНГ и Балтии новые решения, предназначенные для средних компаний, причем самое дорогое из них не превысит полумиллиона долларов. В течение последующих лет стоимость систем будет продолжать уменьшаться, делая их доступными для предприятий, в которых работает всего несколько человек (www. russianenterprisesolutions.com/news/02/519.html).

Systems Union, Microsoft Great Plains (eEnterprise) и Navision (Attain) известны как производители отличных продуктов для бухгалтерии и администрации, активно работающие над расширением их функциональности до ERP II, в том числе и в индустрии услуг.

Система английской компании Systems Union позволяет выполнять финансовый анализ, вести параллельный бухгалтерский учет в нескольких стандартах, планировать ресурсы предприятия, рассчитывать себестоимость продукции и заработную плату, решать задачи логистики, электронного бизнеса и управления персоналом. Традиционно сильной стороной продуктов Systems Union всегда было управление гостиничным хозяйством, но предприятия других отраслей также оценят административные и финансовые возможности продукта. Ее решения используют и некоторые украинские компании.

Navision Attain считается более слабым решением в области управления персоналом, чем продукты SAP, Oracle и PeopleSoft. Датская компания не уделяла слишком много внимания этому вопросу, полагая, как и Lawson Software, что предприятия среднего размера не особенно нуждаются в развитых средствах управления кадрами. Зато возможности управления проектами и их стоимостью реализованы в пакете на уровне более дорогих систем, уступая им только в вертикальной функциональности. Attain безусловно может быть рекомендован не очень крупным сервисным предприятиям.

Microsoft Great Plains (eEnterprise) также подходит этим предприятиям, если для них приоритетны управление финансами и распределением. Кроме того, корпорация имеет сильное приобретенное решение для управления персоналом и модуль CRM собственной разработки.

Решения Navision и Microsoft вполне конкурентоспособны и при их самостоятельном использовании. Правда, оба продукта получили не слишком высокую оценку за видение перспектив данного рынка. Теперь же, после поглощения Navision, возможно, появится пакет, воплощающий лучшие черты предшественников и свободный от их недостатков. Если нехватка "видения" будет преодолена, то к группе лидеров присоединится еще один сильный участник.

Oracle, PeopleSoft, SAP, J. D. Edwards и, конечно, Microsoft хорошо известны в Украине, а их решения достаточно широко используются на предприятиях стран СНГ. Эта "большая пятерка" и будет в ближайшие годы законодателем мод в области систем ERP II для предприятий среднего размера, в том числе и сервисных.


Неполные решения

Продукты этой группы имеют или ограниченные вертикальные возможности, или локальную применимость, что иногда зависит от изменившихся "правил игры" в отраслях, на которые они ориентировались.

Так, решение Coda слабее других в управлении персоналом и оптимизации услуг. Но оно имеет прекрасные средства управления финансами и планирования. В сегмент неполных решений компания попала из-за отсутствия должного уровня "глобального видения".

Epicor Software предлагает сильное решение для администрирования профессиональных услуг (eProject). Решения компании в области CRM в свое время появились на рынке СНГ одними из первых. Однако компания в настоящее время переживает серьезные финансовые трудности. Если она сможет их успешно преодолеть, то, скорее всего, займет место среди претендентов.

Пакет Best Enterprise Suite компании Sage недавно был усилен модулями управления персоналом, финансами и CRM, приобретенными у сторонних фирм. Однако неизвестны планы Sage в области администрирования профессиональных услуг, и не очень понятно ее отношение к модулям внешних взаимодействий.

Agresso имеет богатую историю продаж в разных странах для индустрии услуг и дважды в течение 1996--1999 гг. получала награду за лучшее корпоративное бухгалтерское ПО. Кроме бухгалтерии, основной продукт компании, Agresso Office, имеет средства для управления финансами, проектами, персоналом, модули логистики и расчета заработной платы. В последние годы система предлагалась преимущественно крупным, а позже -- и средним предприятиям. Компании профессиональных и IT-услуг, государственные структуры, строительные и технические компании должны оценить возможности продуктов Agresso. Однако вертикальных возможностей в понимании ERP II Agresso Office пока не содержит и, возможно, так и останется решением, выполняющим традиционный набор задач.

Неполные решения компаний Coda, Epicor, Sage и Agresso могут быть востребованы предприятиями, желающими внедрить качественную и вместе с тем не чрезмерно дорогую систему, ориентированную на определенную отрасль или имеющую специальную функциональную направленность. К полным решениям ERP II, построенным в соответствии с перспективными запросами рынка и удачно сочетающим средства планирования ресурсов предприятия и модули "вертикального" взаимодействия, продукты этих компаний отнести нельзя.


Ждать уже недолго...

Таким образом, решения ERP II для предприятий средних размеров, работающих на рынке услуг, пока не являются достаточно зрелыми. Более крупным заказчикам может быть рекомендовано выбирать разработчика по качеству модулей внешних связей, а компаниям нижнего сегмента -- ориентироваться на общую функциональность продукта.

Характерным является движение претендентов в область лидеров и благоразумное прекращение усложнения своих продуктов разработчиками неполных решений. Наконец, в области "провидцев" нет никого. Здесь могла бы быть молодая амбициозная компания, имеющая революционные идеи для построения систем нового поколения, но требующая время на их воплощение. Однако такой команды пока не замечено. Лидеры и претенденты предпочитают держать синицу в руке и не пытаются формировать рынок новациями, ограничиваясь разрешением насущных проблем клиентов и совершенствуя свои продукты.

Системы, претендующие на полнофункциональность, будут дополняться и оттачиваться еще несколько лет, находя свои рыночные ниши -- разделяясь по размерам сервисных предприятий и отраслям, в которых эти предприятия специализируются.

Украинским компаниям аналогичной направленности, которые желают использовать ERP II, на наш взгляд, следует рассматривать возможные варианты с поправкой на разницу определений фирм среднего масштаба. Возможно, не следует выбирать дорогую систему высшего класса, так сказать, "на вырост", ожидая, что она позволит увеличить годовой валовый доход на два-три порядка.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT