Многим, кто следил за перипетиями интернет-бизнеса, наверняка памятна история
фотогалереи
WebShots.com. Создатели
этого проекта в 1999 г. продали его порталу Excite за 82,5 млн долл., причем значительная
часть данной суммы была уплачена акциями интернет-гиганта. Тремя годами позже
компания Excite@Home, которой так и не улыбнулась фортуна, подала документы на
банкротство, в процессе которого фотосайт WebShots.com был продан его же создателям
за 2,4 млн долл. Те же, получив в собственность свое же творение за столь смешные
деньги (по сравнению с суммой первоначальной сделки), серьезно доработали проект,
и в 2004 г. его купила компания CNET Networks за 70 млн долл. (из которых только
10 млн долл. были уплачены акциями).
Аналогичный путь сегодня пытается проделать и интернет-предприниматель Майкл Робертсон
(Michael Robertson), который приобрел известность благодаря проекту MP3.com. Последний
в свое время был продан компании Universal Music, а через какое-то время его перекупила
CNET Networks. Получив весьма внушительную сумму, Робертсон решил не ограничиваться
лишь одним проектом, и сейчас он контролирует сразу несколько фирм. Одна из них,
SIPPhone, конкурирует с телефонными компаниями, предлагая покупателю VоIP-телефон
с возможностью неограниченных по длительности звонков на ее аппараты. Другая,
Linspire, пытается занять нишу на рынке операционных систем, конкурируя с продуктом
от Microsoft (помните, сколько шуму наделали дешевые компьютеры в торговых универмагах
Wal-Mart). Как видим, обе компании Робертсона так или иначе соревнуются с весьма
солидными фирмами. Не является исключением и Web-магазин
MP3Tunes.com,
новый проект Майкла Робертсона.
Посетителя этого Web-сайта не оставляет ощущение, что нечто подобное он уже видел.
В самом деле, молодые исполнители, отказ от работы с крупными брендами и непосредственный
выход на музыкантов, приемлемые цены -- $0,88 за трек и $8,88 за альбом. А ведь
таким ассортиментом и возможностью выбора славился на заре своего развития Web-магазин
MP3.com. После успешного запуска молодого проекта Робертсон совершил стратегическую
ошибку: он разрешил зарегистрированным пользователям рассказать сервису, какие
компакт-диски они слушают. При наличии легальной копии диска (CD требовалось вставить
в привод, откуда проверялась его аутентичость) цифровые копии всех композиций
оказывались доступными в цифровом портфеле MP3.com, который и стал предметом судебных
преследований со стороны музыкальной индустрии.
Похоже, что ошибки остались в прошлом, а деньги, полученные после продажи своего
проекта музыкальному гиганту Universal Music, Робертсон решил вложить в борьбу
с ним же. Робертсон утверждает, что сегодняшние магазины, предлагая композиции
в защищенных от копирования форматах, обречены на проигрыш, так как музыка с элементами
DRM противоестественна, не говоря уж о том, что CD-плеер соседа или магнитола
в машине знать не знает о том, как играть такой защищенный файл. Поэтому выход
заключается в абсолютном доверии торговца к пользователю, который должен иметь
возможность загрузить купленную музыку в классическом формате MP3, допускающем
неограниченное количество копий.
Робертсон торгует MP3 файлами с битрейтом 192 Kbps, и поклонники цифрового качества
вправе потребовать более гибких условий. Стоит вспомнить, что первоначально MP3.com
весьма успешно продавал компакт-диски, штампуя их самостоятельно и выплачивая
музыканту неслыханную комиссию в размере 50% от цены продажи (в среднем по индустрии
музыканты получают от 7% до 13%, однако объем фиксированных затрат бренда, который
следует покрыть в первую очередь очень высок, в результате чего многим музыкантам
так и не удается дождаться первый чек). Можно предположить, что компакт-диски
будут продаваться и в новом проекте, по мере роста числа посетителей сервиса и
музыкантов, с которыми MP3Tunes.com работает. Сегодня сайт MP3Tunes.com обещает
выплаты в 60 центов за каждую проданную композицию и комиссию в $6 за каждый реализованный
альбом, т. е. упор делается на взаимовыгодных условиях и открытости комиссионных.
По данным международной организации IF-PI, в 2004 г. пользователи Интернета законно
приобрели около 200 млн треков. Основными продавцами цифровой музыки стали магазины
Apple iTunes и Napster. Учитывая прогнозируемые тенденции роста объемов ее реализации,
даже если MP3Tunes.com сумеет забрать себе несколько процентов рынка, это сулит
ежегодный оборот в несколько миллионов долларов. А Майкл Робертсон снова станет
известным в музыкальном мире предпринимателем.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365