`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Модернизация ERP — дорогое удовольствие

+44
голоса

Недавно аналитическая компания IDC Research провела исследование вопросов поддержки ERP-систем в компаниях Северной Америки и Европы. Его главный вывод — модернизация ПО для его соответствия изменениям бизнеса становится серьезной статьей расходов и источником проблем. Это следует учитывать тем, кто собирается приобретать и внедрять подобные решения.

Проблемная ситуация

Среди 167 компаний, участвовавших в опросе IDC, 61,6% потратили от 250 тыс. до свыше 1 млн долл. на покупку программного обеспечения автоматизации бизнес-процессов и его внедрение. Между тем, 22,2% организаций израсходовали от 1 млн до свыше 2,5 млн долл. Следовательно, средняя стоимость ERP-проекта — 825 тыс. долл. Также исследование показало, что 68,9% предприятий внедряли ERP в течение последних трех и менее лет, у почти 5% система применяется уже более 10 лет.

Естественно, в рамках проектов большинство программных продуктов требует определенного уровня настройки. Компании должны привести горизонтальные функциональные возможности в соответствие с различными вертикальными потребностями. Согласно опросу, 87% респондентов столкнулись со степенью модернизации ПО — от умеренной до значительной. Совершенно естественно, модификации, необходимые для адаптации систем, менее других приспособленных для этого, чреваты дополнительными затратами, к тому же усиливают проектные риски.

Часто возникают ситуации, когда существующие наработки проблематично переносить на новые версии ПО, и, как следствие, они должны реализовываться повторно за достаточно высокую плату. Кроме того, повышаются проектные риски, ведь увеличивается вероятность того, что необходимая функциональность не будет реализована корректно или не будет работать так, как полагается.

Но приобретение программ и их внедрение — это только начальные инвестиции. Аналитики IDC советуют, получая в свое распоряжение ПО по традиционной схеме (в результате покупки лицензий), не забывать про ежегодные затраты на услуги поддержки поставщика (например, для SAP ERP они могут достигать 22% от общей стоимости лицензий) и расходы на аппаратную платформу, как и постоянные расходы на человеческие ресурсы. Те же компании, которые выбрали модель подписки или хостинга ПО на сторонней площадке, должны будут платить, соответственно, за услуги поддержки и хостинга, а также за административные ресурсы. Но и это еще не все расходы на содержание ERP-системы в современной динамичной бизнес-среде.

Предприятия должны отвечать на бизнес-потребности:

  • изменение законодательных требований;

  • реорганизация и реструктуризация компании;

  • появление новых или изменение имеющихся бизнес-процессов;

  • изменения, касающиеся финансового менеджмента (например, вызванные выходом новых правил ведения бухгалтерского учета);

  • слияния и поглощения (M&A).

Вообще говоря, ERP — негибкие системы, они такими не проектировались изначально. Фактически, большинство из них создавалось с мыслью об автоматизации повторяющихся бизнес-процессов. Конечно, у этого подхода есть солидные преимущества, но есть и недостатки, к которым относятся высокие риски и стоимость проектов. По мере перехода от индустриальной экономики, основанной на повторяемости процессов, к пост-индустриальной экономике, базирующейся на информации, необходимость в быстрой адаптируемости и гибкости процессов — сегодня критически важны. В то время как темпы изменения бизнеса увеличились, ИТ-системы остались теми же, что и раньше — сложными для модернизации и приведения в соответствие с этими новыми бизнес- и техническими требованиями. Если к этому добавить тот факт, что 72% компаний из опроса используют больше одной ERP-системы, можно представить реальный масштаб проблемы.

Изменение бизнес-требований заставляет организации вносить изменения в используемые ERP-решения: начиная от модернизации или интеграции приложений и заканчивая повторным внедрением всей ERP (см. Диаграмма 1). Безусловно, «перевнедрение» — крайняя мера, по статистике, на этот шаг решаются 15% компаний. Из них 60% отметили, что потратили более 2,5 млн долл. на первое внедрение. Потеряв эту сумму плюс потратив подобную ей на новый проект — это, очевидно, большая пеня за придание бизнесу необходимой динамики.

Модернизация ERP — дорогое удовольствие

Новые тоже негибкие

Казалось бы, системы, внедренные в течение последних трех лет, должны быть более современными и, как результат, более гибкими и легкими для модернизации. Увы, в действительности все не совсем так. Дело в том, что многое зависит от типа доработок. По данным IDC, компании, построившие ERP-решение недавно, в два раза чаще интегрировали его с другими корпоративными приложениями и почти в три раза чаще консолидировали системы в рамках одной (таким образом, отказавшись от одной или нескольких). Таких набирается почти 70%, поэтому можно говорить, что эта группа наибольшая. Тому есть несколько причин. У респондентов категории «3 и меньше лет» наиболее вероятной выступает модель приобретения по подписке и гибридная модель, предполагающая совмещение традиционной системы с хостинговой и облачной. Сложные гибридные ИТ-среды, уже довольно распространенные в настоящее время, тяжелее поддерживать и, как следствие, они менее гибкие для адаптации к переменам, чем более простые среды.

Компании, располагающие новыми системами, чаще вносят изменения (от среднего до высокого уровня сложности) из-за слияний и поглощений: 68,7% для группы «меньше 3 лет», 61,9% для группы «4-9 лет», и только 25% — для группы «больше 10 лет». Во многих отраслях за последние 10 лет наблюдалась высокая M&A-активность. Работа в нескольких системах сама по себе — уже серьезный вызов. А если к этому еще добавить необходимость поддерживать изменения деятельности растущего и меняющегося предприятия, становится понятно, почему негибким ERP-системам проблематично нормально поддерживать бизнес без значительных доработок.

Хотя 31,1% респондентов обладает консолидированной ERP-системой, многие продолжают работать с несколькими бизнес-приложениями, испытывают проблемы с объединением финансовой информации и платят за это высокую цену. В ряде случаев в организациях было принято решение оставаться и дальше с несколькими оперативными системами и иметь дело с недостатками такого подхода, не пытаясь модернизировать ни одну из негибких систем для адаптации к применению несколькими подразделениями.

Сложности удовлетворения потребностей

На Диаграмме 2 показано пять изменений, предполагающих доработку ERP-систем, и уровни их сложности. Большинство респондентов по всем указывает степень сложности «от среднего к значительному».

Модернизация ERP — дорогое удовольствие

Бизнес-факторы, вызывающие изменения в системах, не приходят одни, они создают еще технические факторы. Последние тоже требуют приложения серьезных усилий. На Диаграмме 3 продемонстрированы технические изменения, требующие затрат наряду с бизнес-изменениями.

Модернизация ERP — дорогое удовольствие

«Значительность» уровня сложности необязательно выливается в инвестиции. К примеру, средний срок работ по модернизации применяемых структур данных — 14 дней. Если считать, что за год администратор баз данных получает 187,104 тыс. долл., то эта задача обойдется предприятию в 10,920 тыс. долл. Для 22% респондентов, оценивших эту работу в 21+ дней, сумма вырастает до 16,380 тыс. долл. Это заработная плата, но опять же необходимо учитывать, что есть и другие затраты. ИТ-ресурс, которому поручается подобный незапланированный проект, не может выполнять другие задачи и обязанности, следовательно, должен либо работать внеурочно либо быть замененным другим ресурсом. На Диаграмме 4 показаны сроки работ, требуемые по каждой из технических задач поддержки.

Модернизация ERP — дорогое удовольствие

Где наша продуктивность не пропадала

Модернизация ERP-системы приводит к простоям в работе, а простои — это деньги. Затраты могут быть существенными (Диаграмма 4), к тому же они отвлекают человеческие ресурсы от их важных дел. Кроме технических вопросов, требующих вовлечения ИТ-специалистов, эти проекты также требуют участия и других: сотрудников (пользователей) бизнес-подразделений, финансистов, менеджмента, а также представителей поставщика ПО и системного интегратора. На Диаграмме 5 показана степень вовлечения по различным типом ресурсов.

Модернизация ERP — дорогое удовольствие

Естественно, задача выходит за рамки проекта, ведь у бизнес-ресурсов есть должностные обязанности, которые необходимо выполнять, и когда люди отвлекаются на проект доработки ERP, они не выполняют свою основную работу, перекладывая ее на коллег или даже вызывая потребность в привлечении временных человеческих ресурсов для обеспечения нормального функционирования бизнеса. Самые высокоуровневые задачи, предполагающие мобилизацию менеджмента в роли участников проектной команды или даже ее руководителей, сильно отвлекают их внимание, а это еще один риск. Общие потери продуктивности ИТ- и бизнес-персонала можно оценить, у них есть даже последствия на доходы. В дополнение к растратам внутренних ресурсов, привлечение поставщика ПО и/или внешних консультантов системного интегратора выливается в дополнительные прямые расходы. Подумайте, можете ли вы себе позволить такую потерю продуктивности в текущей высококонкурентной и сложной экономической бизнес-среде.

Бег с препятствиями

В любом ИТ-проекте имеются преграды, которые необходимо преодолеть, в случае с доработкой ERP-системы для удовлетворения изменяющихся бизнес-требований, таковые тоже есть, причем весьма серьезные. На Диаграмме 6 продемонстрированы 6 главных препятствий успешной модернизации ERP.

Модернизация ERP — дорогое удовольствие

С учетом частоты появления изменений и простоям, связанным с доработкой ПО, неудивительно, что цена стала главной проблемой для 42,5% респондентов. Но что еще хуже — довольно высок процент компаний, испытавших на себе перебои в бизнес-операциях и финансовых процессах, и даже оказавших негативное влияние на клиентов. В бизнес-климате, где удовлетворенность клиентов выступает приоритетом № 1 для большинства компаний, рисковать заказчиками, и, как следствие, доходом, — высокая цена, которую нужно заплатить за модернизацию ERP.

Дорогое удовольствие

Так сколько же стоит эта модель послепроектной поддержки для бизнеса? Средняя цена за год, согласно исследованию, указана в Таблицах 1 и 2.

Модернизация ERP — дорогое удовольствие

Модернизация ERP — дорогое удовольствие

Следует отметить, что в крайних случаях некоторые компании тратят свыше 4,1 млн долл. за год на поддержку своих ERP-систем. Фактически, 5,4% респондентов сообщили о затратах, превышающих 1 млн долл. — и это только внешние расходы...

Принимая неприемлемое

С учетом крайне высоких затрат, потерей продуктивности, частоты изменений и перебоев в работе, казалось бы, уровень недовольства ценой (если не самими системами) должен был оказаться высоким. Однако, судя по отзывам опрошенных компаний, это не так. Периодические затраты и инвестиции ресурсов стали для большинства из них «допустимыми». 76,6% респондентов указывают, что общие затраты на проекты модернизации ERP соответствуют их ожиданиям, и только 13,2% выражают недовольство. Похоже, выделение 1 млн долл. в год на поддержку и доработку ERP-системы — в порядке вещей. Еще похоже, что вложение солидных средств в реализацию серьезных изменений — более распространенная практика, чем инвестиции в гибкие системы, которые легче и дешевле содержать с учетом изменяющихся бизнес-потребностей.

Предпочтение гибким

Аналитики IDC рекомендуют при оценке затрат на ERP-систему организации должны принимать во внимание не только расходы на лицензии и внедрение ПО, выступающие только малой частью необходимых средств. В дополнение к ним следует тщательно проанализировать размер последующих инвестиций — на поддержку и модернизацию решения для соответствия растущим бизнес-потребностям. Система не только должна покрывать имеющиеся бизнес-потребности, но также быть гибкой и адаптируемой к будущим задачам и не становится постоянным источником утечки ценных ресурсов.

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT