`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Мобильные терминалы: сюрпризы 2007 года

Статья опубликована в №5 (622) от 5 февраля

0 
 

Сегменты мобильных терминалов традиционно остаются наиболее динамичными в индустрии высоких технологий. В 2007 г. они показали первые признаки «взросления», что выразилось в первую очередь в некотором замедлении темпов роста. Однако и в этих условиях производители порадовали нас неожиданными разработками, открывающими новые горизонты.

Год iPhone

Фактором, который довольно сильно повлиял на всю телеком-индустрию в прошлом году, вне всякого сомнения, стал Apple iPhone, анонсированный на Macworld 9 января 2007 г. Сегодня можно уже смело говорить о коммерческом успехе проекта (продано, по разным данным, от 3,7 до 5 млн устройств), однако важен не только он.

Объявление iPhone прошло под лозунгом «Reinventing the Phone» – «Повторное изобретение телефона», и это нельзя назвать преувеличением. Разработчики под руководством Стива Джобса действительно серьезно, от самых основ проработали пользовательский интерфейс и функциональность аппарата, а также его дизайн. В итоге получился привлекательный терминал с простым набором возможностей, ключевыми среди которых стали проигрывание музыки и прямая покупка композиций через iTunes Store, а также оригинальная эргономика, основанная на использовании большого сенсорного экрана и оптимизированная для управления пальцами. На протяжении всего года продукт был героем разнообразных новостей, причем освещались все этапы его жизни – анонс, выбор эксклюзивного партнера среди GSM-операторов в США, начало реализации, запуски в европейских странах, истории со взломом SIM Lock и повторным блокированием при обновлении прошивки, статистика продаж, появление первых приложений для платформы. Все говорит о том, что и в 2008 г. шумиха вокруг iPhone не утихнет. Появятся ли новые его модификации или модели – большой вопрос, так как потенциал исходного продукта далеко еще не исчерпан.

Прошедший год наглядно показал, что iPhone был для конкурентов полнейшей неожиданностью, и быстро подготовить достойный ответ не сумел никто. Однако влияние iPhone на продукты, в каком-то смысле схожие на него, определенно имело место, подогревая интерес и в некоторых случаях даже способствуя продажам. Наиболее показательна история с компанией HTC, разрабатывавшей во второй половине 2006 г. компактный коммуникатор Elf на традиционной для себя платформе Windows Mobile. После анонса iPhone для устройства была в спешном порядке написана программная оболочка TouchFLO, оптимизированная для управления пальцами, само оно переименовано в HTC Touch и под этим обозначением запущено в реализацию как, ни много ни мало, «убийца iPhone». Ход оказался удачным, и благодаря также хорошим потребительским качествам самого продукта удалось продать около 2 млн моделей семейства Touch. Скорее совпадением можно объяснить почти одновременный с iPhone выход The Prada Phone by LG, по многим параметрам напоминающего продукт Apple и потому тут же записанного прессой в его прямые конкуренты, что оказалось для производителя даже нежелательным, но итоги продаж этой модели также были положительными.

Волна продуктов, уже специально разработанных для прямой конкуренции с iPhone, дошла до магазинных прилавков только осенью 2007 г. Первым стоит упомянуть Samsung SGH-F700, продемонстрированный на 3GSM World Congress ровно год назад. Однако очень длительный цикл доводки модели (она поступила в продажу в Европе только к самому концу 2007 г., а у нас появится ближе к весне) позволяет предположить что она была задумана уже как ответ на iPhone, спешно показана в виде дизайн-концепта, а весь этот год, собственно, создавалась. На прилавках ее опередил другой телефон, уже создававшийся с оглядкой на iPhone – LG KU990 Viewty, успешно стартовавший в Европе осенью 2007 г. В ответ на это Samsung представила целое семейство аппаратов с полностью сенсорным управлением. Отметим, что, во-первых, конкуренция Apple с остальными производителями заключается главным образом в том, что последние пытаются превзойти iPhone по функциональности, уделяя меньшее внимание привлекательности и простоте использования собственных телефонов, а во-вторых, «в лоб» компанию Джобса атакуют в основном корейские фирмы, тогда как остальные развивают традиционные преимущества своих продуктов.

Вполне очевидно, что в 2008 г. продолжится территориальное распространение Apple iPhone, однако оно ограничено несколькими факторами, влияние которых возрастет. Это, к примеру, масштабы национальных операторов мобильной связи и их доля на розничном рынке терминалов, условия для запуска сервиса iTunes Store, а именно, состояние рынка электронных платежей и уровень медиапиратства. Можно довольно уверенно прогнозировать старт продаж в государствах Евросоюза (из них на сегодня охвачены только Германия и Франция), Канаде, Австралии, ряде других стран, схожих по экономическим показателям. К сожалению, так же уверенно приходится говорить, что аппарат скорее всего не появится в СНГ и странах третьего мира. С другой стороны, это дает хорошую возможность какой-то из компаний претендовать на роль «Apple для стран, в которых нет Apple». Пока что желание занять эту позицию достаточно четко прослеживается у Samsung, и в 2008 г. она, вероятно, будет соперничать с Apple, причем не только в сегменте мобильных телефонов. Наконец, еще одним фактором конкуренции вокруг iPhone станет выход продуктов на новой редакции Symbian-платформы Nokia S60 с поддержкой сенсорных экранов. Но это уже совсем другая история.

«Умные» платформы

В стане смартфонов и коммуникаторов событий за прошедший год было немало, хотя не все соперничающие платформы развивались одинаково активно. Если говорить о реально доступных продуктах, то единственным масштабным нововведением стал переход на Windows Mobile 6, которая, однако, сама по себе оказалась гораздо менее инновационной, чем ожидалось. В общем, смена версии ОС получилась сугубо «технической», терминалы 2007 модельного года просто получили ее в дополнение к другим усовершенствованиям. В то же время обе ветви конкурирующей Symbian OS и вовсе не претерпели никаких изменений.

Главным фигурантом новостей года в области мобильных ОС стала Google, анонсировавшая свою платформу Android, основанную на ядре Linux. Новость вызвала достаточно активное обсуждение, прежде всего того, нужна ли еще одна операционная система для сотовых устройств вообще. По зрелом размышлении можно сделать вывод, что особой нужды в равноценной альтернативе нынешним платформам рынок не испытывает, но их функциональность в части интерактивных приложений, задействующих ресурсы Сети и работающих по клиент-серверному принципу, уже не удовлетворяет требованиям времени. Учитывая, что как раз Google и является ведущим разработчиком приложений-сервисов, среди которых числится Google Calendar, Picasa, Google Maps и Google Earth, эксперты ожидают, что как раз хорошая интеграция с онлайном и станет уникальным преимуществом устройств на базе Android. Однако имеющаяся информация, а также официально доступный в Сети эмулятор Android-устройства, не позволяют с уверенностью утверждать, какая функциональность будет заложена в систему.

Вокруг платформы образовался консорциум разработчиков, которые будут создавать аппаратные и программные решения на ее базе. Из крупных производителей терминалов здесь присутствуют LG, Motorola, Samsung и HTC: первые три – это игроки, не сумевшие стать ведущими в лагере Symbian, а HTC, хотя и является главным создателем продуктов на Windows Mobile, все же, по видимому, не удовлетворена политикой Microsoft и не прочь найти ей если не альтернативу, то дополнение. По всей вероятности, в 2008 г. мы увидим первую волну продуктов на базе Android и пронаблюдаем в развитии один из процессов, уже произошедших в конкурирующих лагерях: либо «приватизацию» платформы основным производителем «железа» для нее, как в случае с Nokia и Sony Ericcson, либо выход на доминирующую позицию самого разработчика ОС, по примеру Microsoft.

Сама же редмондская компания объявила о выпуске следующей версии Windows Mobile – 6.1, в которой большинство нововведений касается именно интерфейса, почти не менявшегося еще со времен Windows Mobile 2003 и Smartphone 2002 соответственно. Но буквально сразу после этого анонса в сети появилась информация о следующей, седьмой версии системы, запланированной на 2009 г., где еще более последовательно реализованы основные функции, сегодня отличающие iPhone. Эта утечка способна сильно ударить по продажам продуктов с версией ОС 6.1. Поэтому вполне уместно задуматься над вопросом: какая именно из версий системы будет устанавливаться в следующем поколении смартфонов и коммуникаторов, так как есть основания ожидать отмены релиза 6.1 в пользу 7. Ответ на этот вопрос мы получим уже в ближайшее время, проанализировав экспозиции участников выставки Mobile World Congress в Барселоне.

Еще одним, пожалуй, самым весомым ответом на iPhone станет выход новой версии Symbian S60 с поддержкой сенсорных экранов. В том, что эта платформа уже существует, наши корреспонденты имели возможность убедиться, посетив в октябре 2007 г. исследовательский центр Nokia в Оулу (Финляндия)(ko.itc.ua/32799). Коммерческие продукты на ее основе должны появиться в самом ближайшем будущем, думаем, их анонсов стоит ожидать на том же MWC 10–14 февраля 2008 г.

Что в итоге?

Хотя конкурентная борьба между производителями мобильных устройств идет с неослабевающей интенсивностью, мировой рынок терминалов постепенно замедляет темпы роста. В 2007 г. он поглотил 1,144 млрд аппаратов, что соответствует увеличению на 12,4%, тогда как до сих пор нормой годового прироста были 18–30%. Это говорит о том, что потенциал для экстенсивного развития, дающего наибольшие численные показатели, почти исчерпан. Даже освоение рынков крупных, но бедных стран, которое дало максимальную долю прироста в штучном исчислении, уже, по сути, закончено: продать там еще больше продукции невозможно без радикального изменения экономического климата. В 2007 г. самым эффективным игроком в сверхбюджетном классе стала Nokia с моделями семейства 1100, потеснившая прежнего лидера, Motorola, чей многообещающий (и технически интересный) проект MOTOFONE так и не принес ожидаемых результатов. Зато с ростом рынка замещения увеличилась средняя стоимость телефона, а в некоторых случаях высокодоходные топовые модели становились одновременно и бестселлерами, принося хорошие прибыли. Лучший пример такого продукта – смартфон Nokia N95, продававшийся просто феноменально хорошо как для своего ценового класса.

Как отмечает IDC, по итогам года позицию единоличного лидера мобильной индустрии занимает Nokia с 38,2% мирового рынка. На второе место выдвинулась Samsung с 14,1%, показавшая великолепный 40%-ный рост по сравнению с 2006 г. Доля Motorola, наоборот, резко сократилась, и теперь этот производитель находится на третьей строчке табели о рангах с 13,9% рынка. Обладатели четвертого и пятого мест также улучшили свои показатели, и теперь Sony Ericsson контролирует 9% рынка, а LG – 7%, тогда как в прошлом году – 7,3 и 6,2% соответственно. Вполне очевидно, что при нынешнем положении дел в Motorola быстро остановить падение не удастся, и доля этого вендора будет и дальше размываться.

В Украине, хотя достоверные результаты продаж в открытые источники не попадают, картина все же видна достаточно четко. Ведущими поставщиками являются все те же Nokia и Samsung, конкурирующие почти на равных, долю каждого из них можно оценить примерно в 25–30%. Третью позицию занимает Sony Ericsson, контролирующая 15–17% национального рынка, на четвертом месте – Motorola, на пятом – LG, причем их доли украинского рынка мобильных телефонов, судя по ряду признаков, несколько ниже, чем мирового.

Что нас ждет в 2008 г.? Вне всякого сомнения, рост интереса к решениям с поддержкой UMTS/HSDPA, что связано с работой оператора Utel и давно ожидаемым тендером на другие 3G-лицензии, который, по видимому, наконец-то будет проведен. Это хороший шанс для удачно развивающих линеек таких терминалов от Nokia, Sony Ericsson и LG и плохая – для небольших вендоров, предлагающих нишевые решения без поддержки UMTS. Все указывает на то, что фокус внимания операторов мобильной связи теперь сместится с голосового трафика на сервисы, основанные на передаче данных, и потребители уже станут обращать больше внимания не на сами терминалы, а на новые возможности общения и получения информации, которые они предоставляют.

Мировой рынок мобильных телефонов
Компания Поставки
в 2007 г.,
млн шт.
Доля
в 2007 г.,
%
Поставки
в 2006 г.,
млн шт.
Доля
в 2006 г.,
%
Рост
в %
Nokia 437,1 38,2 347,5 34,2 25,8
Samsung 161,1 14,1 113,7 11,2 41,7
Motorola 159,0 13,9 217,4 21,4 -26,9
Sony Ericsson 103,4 9,0 74,7 7,3 38,4
LG Electronics 80,5 7,0 63,5 6,2 26,8
Другие 202,9 17,7 200,6 19,7 1,1
Всего 1144,1 100,0 1017,4 100,0 12,4
По данным IDC
Продажи телефонов в IV квартале
Компания Поставки в IV квартале 2006 г., млн шт. Доля в IV квартале
2006 г., %
Поставки в IV квартале 2007 г., млн шт. Доля в
IV квартале 2007 г., %
Nokia 105,5 36,0 133,5 40,2
Samsung 32,9 11,2 46,4 14,0
Motorola 65,7 22,4 40,9 12,3
Sony Ericsson 26,0 8,9 30,8 9,3
LG Electronics 17,0 5,8 23,7 7,1
Другие 45,9 15,7 56,7 17,1
Всего 293,0 100 332,0 100
По данным Strategy Analytics
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT