`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Мобильные терминалы: год многовекторности

Статья опубликована в №1-2 (570) от 16 января

+11
голос

Мобильные терминалы и компьютеры многолики и разнообразны, и в прошедшем году их видов не стало меньше. Наоборот, появляются все новые классы и типы устройств, что приводит к возникновению соответствующих сегментов рынка. Понятно, сначала сложно сказать, какие из новшеств будут пользоваться спросом у массового потребителя, но мы остановимся на основных тенденциях эволюции мобильных устройств, которые останутся актуальными и в нынешнем году.

Самый старый класс мобильных аппаратов - сотовые телефоны с закрытыми ОС - фактически прекратили свое развитие как мобильные компьютеры. Причина очевидна - перечень функций, востребованных настолько, что их стоит изначально "зашивать" в каждый терминал, сегодня уже полностью исчерпан. Более того, опыт показывает, что основная часть пользователей применяет лишь незначительную долю возможностей даже в телефонах бюджетного класса. Некоторый запас для развития предоставляют технологии мобильной работы с интернет-контентом - RSS, онлайновые фотосервисы и, конечно же, блоги. Совершенствование ПО телефонов идет именно в направлении поддержки этих служб. Но пока мобильный блоггинг или чтение новостей не получили широкого распространения из-за того, что пользователь еще не успел к ним привыкнуть. В нынешнем году, с ростом популярности терминалов с поддержкой соответствующих сервисов, интерес к ним скорее всего повысится, но станут ли они массовым увлечением, предугадать трудно.

А пока новые модели телефонов в рабочем порядке обзаводятся встроенными камерами со все увеличивающимся разрешением. За прошедший год 2 Мп стали достоянием среднего класса, 3 Мп - необходимым уровнем для топовых моделей, ну а рекорд среди GSM-терминалов принадлежит 5-мегапиксельному LG KG920 (Leo). В 2007 г. топовые модели, очевидно, обзаведутся матрицами 5 Мп, аппараты среднего класса - 3-мегапиксельными, после чего период экстенсивного развития встроенных фотоаппаратов закончится, и достаточно качественные камеры станут просто обязательным атрибутом каждого терминала.

Второе направление эволюции мобильных телефонов - совершенствование функции цифрового плеера. В 2005 г. его открыла Sony Ericsson, положив начало линейке телефонов Walkman, и на протяжении всего 2006 г. компания оставалась фактически единоличным лидером в производстве плеерофонов. Дело здесь не только в удачно выбранной торговой марке, но и в явном техническом и маркетинговом превосходстве продуктов SE. С задачей создания качественного и удобного музыкального телефона, которая на первый взгляд кажется предельно простой, остальные производители почему-то справляются заметно хуже. А анализ рынка показывает, что практически во всех ценовых категориях оптимальными покупками являются именно модели Walkman. Ближе к концу 2006 г. в активную борьбу за лидерство в сегменте плеерофонов включились Nokia и Samsung, так что в нынешнем году ситуация в нем будет весьма интригующей.

Прошлый год также ознаменовался постепенным ростом интереса к функции записи видео. Правда, здесь производители пока осторожно "прощупывают почву", помня о том, что видеозапись, во-первых, гораздо менее популярна среди пользователей, чем фотографирование, а во-вторых, предъявляет принципиально новые требования к аппаратной части камерафона. Тем не менее первые попытки создания телефонов, способных записывать видео высокого разрешения (до сих пор наиболее совершенным был формат CIF с разрешением 352×288 точек), уже сделаны. Пионером в этой области стала Nokia, выпустившая сначала смартфон N93, а затем и обычный телефон Nokia 6233, которые записывают VGA-видео (640×480 точек). Вероятнее всего, в нынешнем году мы увидим видеофоны и других марок, хотя вряд ли в массовом количестве.

Что касается смартфонов, то развитие подклассов с операционными системами Symbian OS и Windows Mobile зависит от политики ведущих игроков этих лагерей - соответственно Nokia и HTC. Главный апологет Symbian, финская Nokia, в 2006 г. решил разделить свою уже очень внушительную линейку смартфонов на потребительскую (N-серия) и корпоративно-деловую (E-серия) ветки. В первом случае приоритеты в развитии смартфонов те же, что и для обычных телефонов - программная поддержка онлайновых сервисов, улучшение возможностей встроенных камер, совершенствование функций плеера, запись видео. В деловых же смартфонах и клавиатурных коммуникаторах на базе смартфонной ОС, представленных в E-серии, акценты сделаны на поддержке Wi-Fi, а также наборе программ и сервисов, предназначенных для бизнеса.

Тайваньская HTC, уже давно являющаяся крупнейшим производителем устройств на Windows Mobile, в 2006 г. сосредоточилась на выпуске смартфонов и коммуникаторов с поддержкой 3G. В Европе и Америке эти сети уже стали массово востребованными, но HTC на возросший спрос на соответствующие терминалы отреагировала медленнее, чем ее конкурент из лагеря Symbian, и ей фактически пришлось наверстывать упущенное. Правда, плодом этих усилий стал лишь один смартфон (MTeoR) и пара коммуникаторов (TyTN и P3600). При этом в развитии мультимедийных функций флагман лагеря Windows заметно отстал от соперников, поскольку устройств с возможностями как у N-серии Nokia, у HTC нет. Таким образом, ситуация, сложившаяся на конец 2006 г., может привести к значительному росту доли Nokia на рынке смартфонов за счет Windows-лагеря, и основной интригой 2007 г. остается развитие событий в этом сегменте. Сможет ли HTC или кто-то из других производителей Windows-устройств создать и продвинуть достойный мультимедийный смартфон на платформе Microsoft, мы узнаем уже в нынешнем году.

Кстати, о других производителях. В отличие от Nokia, практически монопольно развивающей линейку Symbian-смартфонов, изготовлением аналогичных продуктов на Windows Mobile в 2006 г. занялись несколько пока не известных отечественному потребителю китайских компаний, в частности Amoi и TFW. Они не ориентируются на выпуск товаров под своими брендами, но готовы побороться за пустующие ниши в линейках смартфонов и коммуникаторов вендоров, работающих на европейских рынках. С учетом того, что HTC решила продавать свою продукцию под собственной маркой (ребрендинг HTC - одно из самых заметных событий 2006 г. на рынке смартфонов и коммуникаторов), возможностей для новичков появляется великое множество. Так, Quanta стала поставлять коммуникаторы для Hewlett-Packard и европейского оператора O2, ранее бывших союзниками HTC. TFW полностью заместила своей продукцией модели HTC в ассортименте марки i-Mate, активной в Европе и России, а также ввела свой смартфон в линейку Voxtel. А с одним из первых смартфонов Amoi в скором времени познакомятся и украинские потребители - он поставляется в нашу страну под маркой Fly как модель IQ110. Пока что продукты этих марок практически повторяют друг друга, кардинальных различий между ними нет. Но вполне вероятно, что среди такого множества производителей кто-то озадачится усовершенствованием мультимедийных функций, и конкуренция естественным образом приведет к тому же результату, что и грамотная продуктовая политика фактически единственного представителя противоположного лагеря. В общем, процессы в сегменте Windows-устройств наверняка будут предметом нашего особого внимания в 2007 г.

В стане коммуникаторов символами 2006 г. стали модели на последней версии Symbian OS от Sony Ericsson, а также GPS-коммуникаторы на Windows Mobile. Продукты SE прошли долгий и тернистый путь к потребителю, объем доработок по новой платформе оказался настолько большим, что флагман P990i, запланированный еще на декабрь 2005 г., начал продаваться только летом 2006-го вместе с весьма интересной бюджетной моделью M600i. Около месяца назад на полках магазинов появился и третий коммуникатор - W950i, в строгом соответствии со стратегией Sony Ericsson пополнивший линейку Walkman. Старшая модель сразу же продавалась довольно неплохо - на нее в массовом порядке начали переходить владельцы коммуникаторов SE (P900i, P910i), а также те, кто в свое время хотел, но не успел приобрести эти продукты. Ну а M600i, после существенного снижения цены ставший самым доступным коммуникатором с сенсорным экраном, заинтересовал продвинутых пользователей с более скромными финансовыми возможностями. Правда, практически всем владельцам новинок SE пришлось пройти через процедуру перепрошивки в связи с низкой стабильностью первых сборок ОС, однако сейчас платформа в обеих моделях вполне стабильна, а W950i продается с уже хорошо отлаженной версией системы. Вполне возможно, что в 2007 г. появится еще несколько моделей коммуникаторов. Довольно логична идея ввести Symbian-устройство в линейку Cyber-shot, да и в P990i и M600i определенно есть что усовершенствовать.

Что касается коммуникаторов на Windows Mobile, то почти все продукты последнего поколения оснащаются GPS-приемниками. Функция навигации, остававшаяся весьма востребованной в 2006 г., будет таковой и в нынешнем. GPS-коммуникаторы стали флагманскими продуктами для Mio Technologies и E-Ten (в самом конце года переведшей свою коммуникаторную линейку под марку glofish). К когорте производителей таких устройств осенью присоединилась и HTC, ранее связанная условиями эксклюзивного контракта с HP. Вероятнее всего, в недалеком будущем функция навигации серьезных изменений не претерпит, но станет неотъемлемым атрибутом всех новых коммуникаторов.

В 2006 г. мы ждали, но не получили ответа на вопрос, что же будет с сегментом среднеформатных мобильных устройств с экранами диагональю 3,5-7". Популярные в прежние годы карманные ПК с экранами 3,5-4" как самостоятельный класс прекратили свое существование, превратившись в GPS-навигаторы. Фактически это все те же устройства, как правило, с сохранением всех возможностей и характеристик Pocket PC, но ориентированные главным образом на использование в автомобиле и лишь эпизодическое применение в классической ипостаси КПК. Тем же пользователям, которые хотели бы иметь постоянно носимый компьютер для работы с документами, и кому совершенно объективно не хватает экранов 2,4-2,8", характерных для коммуникаторов, остается либо отойти в лагерь UMPC, либо приобрести устройства новых промежуточных классов. На этот рынок уже претендуют Nokia со своим "интернет-планшетом" N800, традиционные производители КПК с устройствами формфактора 3,5-4,3", и HTC с весьма интересным коммуникатором Athena, оснащенным 5-дюймовым дисплеем. Какая из этих концепций окажется востребованной или же будет изобретена иная, мы наверняка узнаем уже в нынешнем году.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT