`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Мобильные игры в Украине

+11
голос

Общеизвестно, что в Украине работает несколько десятков очень сильных команд, создающих компьютерные игры. Меньше наши соотечественники знают об украинских проектах для PDA и сотовых телефонов. Вашему вниманию мы предлагаем рассказ о пяти таких фирмах с совершенно разными подходами к разработке. Но именно эта пятерка, с нашей точки зрения, в целом довольно точно отражает современное состояние рынка игр для мобильных устройств.

Главное отличие мобильных проектов от тех, что делаются для ПК, – низкая стоимость разработки, по некоторым оценкам, в 10, а иногда и в 20 раз ниже. По самым грубым прикидкам, скажем, проект начального или даже среднего уровня два человека (программист и художник) могут сделать за полтора-два месяца. Учитывая уровень зарплат подобных специалистов в Украине, можно оценить стоимость разработки примерно в 1,5 тыс. долл. В Европе это обошлось бы раз в десять дороже.

Мобильные игры в Украине

Таким образом, становится ясно, почему сотни и тысячи похожих продуктов, созданных энтузиастами из ex-USSR и стран бывшего соцлагеря, буквально переполняют серверы контент-провайдеров и операторов мобильной связи. Это всевозможные вариации на тему классических тетрисов, арканоидов, змей, реверси и т. д. Понятно, что в такой ситуации получить прибыль практически нереально, поэтому самые дальновидные разработчики начинают объединяться, чтобы создавать более сложные проекты.

На данном этапе авторы игр сталкиваются с другой проблемой. Традиционно на мобильных телефонах популярностью пользуются простенькие игры, которые могут занять вас на 10–20 минут, пока вы ожидаете, скажем, автобус. Но как раз продать такого рода продукты и заработать на них сложно, приходится браться за более сложные игры – симуляторы, пошаговые стратегии, аркады, приближающиеся по сложности реализации к своим компьютерным прототипам, но с сознательно упрощенным геймплеем. В данном случае стоимость и длительность разработки, естественно, возрастает и может достигать 15–30 тыс. долл. при команде в 3–5 человек, занятой в течение 2–6 месяцев. Впрочем, это грубые оценки, и все зависит от компании и ее подхода к созданию игр.

Особняком стоят западные проекты для мобильных устройств, сделанные по кино- и комикс-лицензиям или же в качестве сателлитов к приставочным и компьютерным играм. Разработка такого проекта (в Европе или США) может длиться до года и обойтись до полумиллиона при команде в 10 человек.

Что касается распространения мобильных игр, то здесь существует несколько моделей дистрибьюции.

Первый путь – прямые загрузки и продажи игр с собственного Web-сайта. Но просто выложить свои игры в Интернете и стричь купоны не получится. Однако при правильном проведении рекламной кампании и достаточно большом количестве выпускаемых продуктов успех может прийти – и разработчик превратится в контент-провайдера.

Второй подход – распространение через другие интернет-ресурсы. Здесь действует та же схема, что и для shareware-игр: существует множество подобных сайтов, как глобальных, так и локальных.

Третий и, пожалуй, самый привлекательный для разработчиков способ продвижения своих продуктов – через операторов мобильной связи. Пробиться к западному или даже отечественному оператору очень непросто, поскольку те предпочитают работать с двумя-тремя крупными контент-провайдерами, а не с сотнями независимых студий.

Еще два варианта распространения – OEM, через производителей телефонов и PDA, а также на CD-дисках в виде коллекций игр – для отечественных фирм практически неприемлемы, хотя работы в этом направлении нашими компаниями ведутся.

Необходимо отметить, что стоимость игр для мобильных телефонов составляет на украинском рынке 4–16 грн, на западном $5–20, т. е. аналогична цене shareware-продуктов. Разработчик получает только часть прибыли, порой весьма незначительную (5–10%).

Отечественные студии готовят свои проекты в первую очередь на J2ME, что связано с простотой и распространенностью поддержки данной платформы. Хотя надо признать: ограничения виртуальной Java-машины создают немалые трудности программистам. Во-первых, это невысокая скорость работы интерпретатора, не позволяющая создавать действительно насыщенные и динамичные игры. Во-вторых, ограниченный объем виртуальной памяти, отводимый под Java-мидлеты, и невозможность доступа ко всем ресурсам телефона. Игры для PDA делать несколько проще, но проблема быстродействия процессора и недостаточного объема памяти имеется и здесь. Впрочем, с каждым месяцем мобильные устройства становятся все более мощными.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются разработчики, – нехватка информации и документации по новым моделям сотовых телефонов. Ведь даже при полной стандартизации J2ME реализация специальных и служебных функций у разных устройств сильно отличается. Какую-либо поддержку от производителей небольшой отечественной фирме получить практически невозможно, разве что Nokia тут является исключением. С PDA в этом плане намного проще, здесь существуют только две конкурирующие платформы – Palm и Pocket PC, тут и с документацией, и с поддержкой все неплохо.

Итак, как вы понимаете, разрабатывать игры для мобильных устройств не так уж и просто. Тем не менее этот сегмент индустрии электронных развлечений сегодня развивается весьма и весьма динамично. В ближайшие годы, по разным оценкам, мобильные игры должны опередить даже консольные по степени охвата аудитории и прибыльности. И эти прогнозы кажутся вполне реальными в связи с постоянным совершенствованием аппаратных платформ, выходом Windows Mobile 2005, появлением функций 3D-графики в Java.

Ну а теперь самое время познакомиться с теми украинскими компаниями, которые были проанонсированы в начале материала.

Днепропетровская Absolutist.com, основанная в 1999 г., сегодня насчитывает 30 сотрудников. Ее костяк составили выходцы из физического факультета ДГУ, которые вели научные разработки в области физического моделирования. Создание игр было для них лишь хобби, со временем оно переросло в бизнес, появились первые игры, тогда только для Windows. Сейчас в активе Absolutist.com уже более сотни игр для шести платформ.

В соответствии с корпоративным девизом «Играй везде» днепропетровские разработчики предлагают своим пользователям версии одной и той же игры как для мобильных устройств, будь то телефон или КПК на базе Palm OS, Pocket PC или Symbian OS, так и для десктопов под Windows, Linux и Mac OS. К тому же многие проекты переведены на Macromedia Flash для игры в online на сайте www.absolutist.ru. Применяемый подход, в первую очередь создание мультиплатформенного игрового движка, позволил минимизировать затраты для портирования игр на различные устройства.

Некоторые творения этой команды стали поистине народными. Так, например, по подсчетам авторов, в Bubble Shooter (в украинской версии называется «Бульки») уже поиграли 5–6 млн человек во всем мире, а легальные пользователи, купившие игру, есть в 140 странах мира. Сердца многих игроков завоевали простенькие «Скаженi пацюки», Gem Slider, Rotate Mania и другие проекты.

Absolutist.com сотрудничает с такими известными операторами мобильной связи, как Orange и Spirit, по мобильным играм, с компанией Fujitsu Siemens – по OEM-поставкам PDA-игр. Скоро в России и Украине появится в продаже новый CD «Игры для 6 операционок», на котором покупатель найдет игрушку по душе и для десктоп-системы, и ее же версию для своего PDA. В прошлом году компания стала контент-провайдером, и с сайта www.absolutist.ru теперь можно загрузить не только игры, но и мелодии для мобильных телефонов, заставки и логотипы.

Как выяснилось, разработкой мобильных игр в Украине занимаются не только группы энтузиастов и небольшие компании, но и крупные международные корпорации. Например, в «Квазар-Микро» летом 2003 г. было образовано подразделение «КМ-Софт», в котором, помимо разработки ПО для автоматизации предприятий, ведутся исследования и в области мобильных игр. Именно исследования, потому как просто разработкой данный процесс назвать нельзя. В течение года специалисты «КМ-Софт» строили и тестировали клиент-серверную платформу, оптимизированную под отечественные, нужно отметить, пока что весьма ненадежные, GPRS-каналы.

Вышедший в конце 2004 года под торговой маркой M3 (www.mcubed.biz) «Футбольный менеджер 2004» – первая многопользовательская игра для мобильных телефонов в Украине. В планах – привлечение независимых разработчиков (включая студентов вузов) для лицензирования и создания на основе их платформы MMOG любой сложности, вплоть до мобильных MMORPG. Уже сейчас выпущены три мультиплеерных проекта – сетевые шашки, шахматы и «пики». Учитывая, что все приложения выполняются на сервере, а на телефоне игрока находится только простенький Java-клиент, игровая платформа M3 позволяет легко модифицировать программный код, дополняя и перестраивая игру на ходу.

В процессе разработки многопользовательского игрового движка и исследований в области мобильных игр M3 сделала еще три простенькие игрушки Lines, Virus и Bandit.

По сравнению с другими компаниями, представленными в данном обзоре, киевская NewGround (www.newground.com.ua) кажется совсем небольшой – в ее штате всего около 10 человек, хотя это, пожалуй, самый характерный типоразмер студии, работающей над мобильными проектами на украинском рынке.

NewGround одновременно занимается созданием серьезных клиент-серверных бизнес-приложений для крупных западных компаний (Visual Basic, Java, XML и т. д.), а также мобильных игр для зарубежных партнеров. В последнее время аутсорсинг дополнился работой и над собственными игровыми проектами, которые сейчас можно найти на контент-серверах таких украинских операторов, как UMC и «Киевстар». Всего сотрудники NewGround создали 10 игр для западных заказчиков и 8 своих.

Компания ориентируется на самую широкую аудиторию, стараясь делать несложные, управляемые буквально двумя пальцами игрушки – захватывающая аркадная головоломка Eggs, динамичные гонки на катерах AquaRace, аналог BeachHead под названием Fire At Will.

Сейчас NewGround работает над тремя новыми проектами, в том числе AquaRace 2, плюс к этому занимается разработкой серьезной многопользовательской клиент-серверной игры.

Мобильное подразделение самое молодое в составе харьковской Program Ace (www.program-ace.com), оно родилось чуть больше года назад, хотя сама компания была основана в 1993 г. как издательство, специализирующееся на компьютерной литературе. Затем фирма переориентировалась на полиграфический дизайн, а следом и на Web-дизайн. В 2001 г. Program Ace начала развивать направление создания программных решений для управления персоналом и проектами по заказу западных компаний. Оттуда же пришли и заявки на разработку игр для PC. Причем руководство Program Ace считает, что нет ничего странного в объединении серьезного и развлекательного софта под одной крышей, и то и другое при правильном подходе требует значительных ресурсов. Сегодня в компании работает около 100 человек.

Открытие в 2004 г. мобильного отделения, состоящего пока что всего из нескольких сотрудников, обусловлено в первую очередь высокими инвестициями в игровые проекты для PC и их длительным сроком разработки. Именно поэтому было решено взяться за небольшие и быстро окупаемые мобильные игры. Хотя со временем стало понятно, что это направление также требует немалых вложений.

На данный момент в портфеле харьковской компании четыре большие игры для ПК и девять – для мобильных устройств. Все они полностью созданы специалистами Program-Ace, но по заказу западных компаний. В играх для мобильных телефонов важным критерием харьковчане считают сочетание простоты и интересного геймплея – таковы их Funny Fifteen, вариация на тему игры «Пятнашки» и Sphere Rollers, игра с шариками, перемещающимися по наклонной плоскости.

Основанная в 2001 г. киевская компания Qplaze (со штатом 35 человек) вначале занималась загружаемыми WAP-играми, но, к сожалению, они по разным причинам оказались неинтересными операторам мобильной связи. Годом позже Qplaze (qplaze.com) стала разрабатывать свои первые Java-игры и налаживать отношения с «Киевстар». К этому же времени относятся первые контакты с зарубежными компаниями и создание аутсорсинг-проектов. Затем начался процесс расширения – появились новые люди, отдел тестирования, и в итоге было решено полностью отказаться от работы над играми под заказ, сконцентрировавшись на создании оригинальных продуктов класса AAA под собственным брендом.

Сегодня в портфеле компании более 40 игр (протестированных для более 165 моделей телефонов), в том числе симуляторы, пошаговые стратегии, аркады и т. д. Qplaze ежемесячно выпускает 3–4 высококлассных продукта, причем для рынка СНГ все игры полностью переводятся на русский язык. Из самых известных и популярных проектов стоит отметить серию спортивных симуляторов Real – Real Soccer, Real F1, Real Billiards, Real Rally, Real Tournament. Последняя игра, законченная буквально полтора месяца назад, – это плоский аналог Unreal Tournament с хорошо знакомыми PC-игрокам режимами Deathmatch, Capture the Flag и использованием техники. Из других интересных продуктов Qplaze хочется упомянуть экономическую стратегию Pizza Magnate, симулятор бокса Wireless Boxing. А вообще в каталоге компании найдутся игры любого жанра и на любой вкус.

В прошлом году Qplaze совместно с московскими инвесторами создала компанию-издателя Russian Mobile Entertainment Company. На сайте www.pmu.ru предлагаются качественные полифонические и монофонические мелодии звонка, логотипы и открытки, MMS-открытки со звуковым сопровождением и анимацией, в том числе эротические.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT