`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Мобильность за "тысячу"

0 
 

Год назад, когда проводился блиц-опрос о положении на рынке ноутбуков "дешевле $1000" (itc.ua/10665), модели, попадающие в данную ценовую категорию, можно было найти, главным образом, на вторичном рынке и в линейках местных сборщиков. Прошло не так много времени, и в этой нише появились аппараты А-брэндов.
Несмотря на возросшее количество предложений ноутбуков в ценовой категории $1400--1600, абсолютно все украинские поставщики отмечают увеличение объемов реализации бюджетных моделей стоимостью менее $1200. У кого-то из продавцов их доля в общих продажах растет пропорционально расширению рынка, кто-то отмечает снижение, а кто-то, наоборот, ее повышение среди всех реализуемых лэптопов. Например, в CTLine продажи моделей дешевле $950 увеличиваются в среднем на 5--6% в месяц, тогда как в категории до $1100 рост достигает 12%.

Мобильность за "тысячу" Для отечественных покупателей стоимость устройств играет ключевую роль, а потребители аппаратов начального класса наиболее чувствительны к цене, поэтому здесь конкуренция между поставщиками наиболее жесткая. Сегодняшняя доля в продажах бюджетных ноутбуков у местных поставщиков составляет от 10 до 50%. Например, в "Версии" на долю устройств стоимостью до $1000 приходится около 40% продаж, а от $1000 до $1200 -- примерно 30%.

Спрос на дешевые лэптопы растет в основном среди частных пользователей. Конфигурации предлагаемых устройств вполне достаточно и для работы с обычными офисными программами, и для просмотра видеофильмов. Корпоративные покупатели предпочитают более мощные модели, но и они изредка приобретают бюджетные аппараты для работы с офисными приложениями, автоматизированными системами управления, складскими и бухгалтерскими программами.


На подступах к $1000

Для многих дистрибьюторов и розничных поставщиков сумма в $1200 является верхним ценовым пределом, отделяющим бюджетные модели от сегмента "средних" аппаратов. До недавнего времени дешевле $1200, исключая подержанные лэптопы, стоили только модели отечественных производителей: зарубежные вендоры и их местные поставщики ограничивались разовыми распродажами по сниженным ценам. Сегодня на рынке достаточно предложений ноутбуков и от зарубежных производителей. Для ценовой ниши от $1000 до $1200 DataLux, например, предлагает ASUS L2E17CD, а "ДКТ" -- Toshiba Satellite 1410-304.

Сейчас, по мнению Игоря Рисмана, начальника отдела мобильных систем "МУК", спрос на дешевые ноутбуки слегка снизился, а наибольший всплеск продаж наблюдается в ценовых категориях all-in-one $1300--1500 и дороже $2000, а также в сегменте ультрапортативных аппаратов массой менее 1,5 кг.

Между тем, по словам Максима Пилатовича, директора департамента мобильных систем "МКС", очень часто к консультантам в салонах IT-техники обращаются с просьбой подобрать ноутбук дешевле $1000, и предложить им можно уже не только продукты отечественной сборки, но и зарубежных вендоров. Не так давно в линейках последних появилось достаточно много моделей стоимостью до $1000. Например, "МУК" в этой ценовой категории предлагает два лэптопа IBM серии R31, Compaq Evo N1015 и аппараты семейства Lifebook C1020 от Fujitsu Siemens. В их стоимость включены лицензионное ПО и гарантия от 1 до 3 лет.

Новые модели на базе Pentium 4 можно встретить только у местных производителей, да и то лишь в категории $1000--1200. Более дешевые устройства реализованы, в основном, на процессорах Celeron, Athlon, Duron с тактовой частотой 1,2--1,7 GHz или Pentium III. Покупая такие аппараты, пользователь может рассчитывать на оперативную память 128 MB, жесткий диск 20 GB и оптические приводы CD- или DVD-ROM.

Как считает Нина Иванова, брэнд-менеджер DataLux, к февралю следующего года, вероятно, снизятся цены и на ноутбуки Pentium 4. Причиной этому может стать выпуск большого количества устройств на Centrino. Уже сейчас некоторые дистрибьюторы сокращают закупки аппаратов на Pentium 4, опасаясь лишней загрузки складов и ожидая поставок устройств на новой платформе. В случае с бюджетными ноутбуками участники рынка рискуют в меньшей степени, в том числе и из-за быстрой оборачиваемости такого товара.


Бывает и дешевле

Время "жизни" ноутбука составляет около 3 лет. По истечении этого срока он безнадежно устаревает. Отечественные корпоративные пользователи, по мнению Александра Пруса, технического директора "Мегасервис Центра", естественно, стараются "выжать" из ноутбука все, что можно. Лэптопы начального класса если и покупаются, то в основном для менеджеров среднего звена или секретарей. Топ-менеджеры предпочитают "имиджевые" аппараты, хотя по прошествии гарантийного срока они часто оказываются в руках их подчиненных.

В зарубежных компаниях действуют более строгие правила, предполагающие периодическую смену парка техники. Поставщики, работающие по стратегическим корпоративным соглашениям, например HP, Dell или IBM, предлагают своим клиентам программы обмена с доплатой по специальным условиям. Такие же акции распространяются и на ноутбуки. Реализацией бывших в употреблении и восстановленных (refurbished) устройств за рубежом занимаются целые сети специализированных магазинов. Они-то и являются основным источником лэптопов second-hand для стран с развивающейся экономикой, таких, как Украина. Подержанные ноутбуки завозятся сюда и частным порядком в единичных экземплярах. В связи с этим на вторичном рынке лэптопов встречаются продукты весьма экзотических торговых марок, которые не только не представлены в нашей стране официально, но и неизвестны украинскому покупателю портативной техники.

Оценить емкость вторичного рынка можно только приблизительно. Существенная часть продаж подержанных ноутбуков происходит между родственниками, друзьями и знакомыми, хотя в Украине есть компании, которые вместе с новыми продают и такие аппараты. Что же должны знать те, кто рассчитывает на дешевую покупку?

Прежде всего, у аккумуляторных батарей в подержанных устройствах снижен срок автономной работы. Вместо двух-трех часов они "держат" примерно один час. Это минимальное время, при котором, например, "Мегасервис Центр" квалифицирует ноутбук как работоспособный, и если такая норма не соблюдается, пользователь может рассчитывать на уступки в цене или замену батарей. Бывшие в употреблении аккумуляторы обойдутся примерно в $70--80, тогда как новые стоят в среднем $150.

Основным же недостатком подержанного ноутбука является малый срок его гарантийного обслуживания. Обычно поставщики предоставляют трехмесячную гарантию на устройство за исключением аккумуляторов. В результате, подчеркивает Максим Пилатович, дешевый ноутбук может дороже обойтись за счет сервисного обслуживания. Вполне реальны прецеденты, когда ремонт лэптопа стоит примерно столько же, сколько и он сам, но это, конечно, наихудший вариант.

Наконец, большинство ноутбуков second-hand невозможно модернизировать, и, приобретая их, покупатель обречен на пользование устаревшими приложениями и операционными системами.

Несмотря ни на что, спрос на подержанные ноутбуки не уменьшается. Основная масса предложений приходится на сегменты "$700--900" и "дешевле $500". В последнем позиционируются устройства на базе Pentium II, которые используются главным образом в качестве печатной машинки. Наиболее популярны в сегменте бывшие в употреблении аппараты распространенных торговых марок. По словам поставщиков, это Toshiba, IBM, HP и Compaq. Реже приобретаются Dell, ASUS, Sony и NEC.

В сегменте подержанных ноутбуков стоимостью от $1000 до $1200 ситуация дает возможность более тщательного выбора. Многие модели А-брэндов обладают такими же или даже худшими характеристиками, чем новые лэптопы отечественных производителей. Если же увеличить бюджет на покупку всего на $150--200, то можно купить и новый импортный ноутбук -- по словам Игоря Рисмана, именно к этому чаще всего склоняются покупатели. В результате спрос на аппараты second-hand в категории $1000--1200 ничтожно мал.


Можно пробовать

Есть категория пользователей мобильными устройствами, которым они нужны лишь время от времени, например в командировке, в отпуске или для выполнения каких-либо краткосрочных проектов. Для них покупка ноутбука -- затраты, которые не скоро окупятся, даже если лэптоп был в употреблении и первоначальные капиталовложения минимальны. Гораздо выгоднее и проще взять его напрокат. Правда, в качестве залога в этом случае придется оставить полную стоимость мобильного ПК, но при отсутствии законодательной базы, обеспечивающей права обеих сторон, иного пути застраховаться от недобросовестности пользователей у арендодателя нет. Услуги по аренде ноутбуков предоставляют некоторые компании из числа поставщиков. Например, в "Мегасервис Центре" можно взять лэптоп стоимостью $500--1000 на неделю за $30--60.

В ближайшее время на этот рынок собираются выйти еще несколько компаний. В целом же, "арендный" сегмент в Украине пока нельзя назвать сформировавшимся, но спрос на прокат лэптопов стремительно растет, а свято место, как известно, пусто не бывает.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT