`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Мобильная многовекторность

0 
 

Очень хочется, поддавшись праздничному настроению, ради красивого, звучного названия статьи окрестить прошедший 2005-й годом чего-то. Однако предпочтение какой-то одной из тенденций, царивших в мобильном мире последние двенадцать месяцев, отдать невозможно, ведь все они развивались чрезвычайно активно, оказав немалое влияние на индустрию.

3G

Мобильная связь третьего поколения в Западной Европе пережила трудное рождение и встала на путь активного развития. Ведущие операторы сосредоточились на продвижении 3G-услуг, флагманом которых является видеотелефония, а производители терминалов – на продуктах для этих сетей. Правда, выпускать «чистые» 3G-телефоны оказалось не совсем выгодно, поэтому подавляющее большинство таких устройств – двухстандартные и могут работать в сетях второго и третьего поколений. В 2005 г. такие модели появились в линейках почти всех известных брендов.

Были отмечены и первые попытки создания бюджетных 3G-терминалов, но пока особого смысла в них нет: агрессивная маркетинговая политика операторов, практически полностью контролирующих европейский рынок телефонов, предусматривает большие дотации на аппараты третьего поколения, в результате в Европе даже высококлассные модели можно приобрести с контрактом по вполне приемлемым ценам. В то же время за пределами развитых стран продвигать недорогие 3G-терминалы нецелесообразно по причине отсутствия услуг операторов.

Многопиксельные камерафоны

В 2004 г. топовыми камерафонами считались 1-мегапиксельные, шла разработка сверхкомпактных двух- и более мегапиксельных матриц, а Samsung и LG провели фланговый маневр, попробовав вывести на рынок камерафоны, созданные на базе фотоаппаратов. Они взяли за основу потребительские камеры с зумом и матрицами 5–7 мегапикселов, в которые фактически были встроены телефонные модули.

В топовых продуктах преобладали 2-мегапиксельные матрицы, тогда как 1,3-мегапиксельные переместились в модели, для которых фотофункции менее критичны. В начале года Motorola и Samsung анонсировали 3-мегапиксельные камерафоны, позже к ним присоединилась Nokia, а Voxtel даже успела вывести на рынок первый коммерческий 3-мегапиксельный GSM-аппарат 3iD.

Популяризация камерафонов вернула и менее приятную для искушенных потребителей тенденцию – почти поголовный отказ производителей от CCD-матриц в пользу более дешевых, компактных и менее энергоемких СMOS-сенсоров с более низким качеством съемки.

MP3 и жесткие диски

Еще одно приоритетное направление развития телефонов – поддержка работы с музыкальными файлами, на первом этапе сводившаяся к совместимости с MP3, а впоследствии и с другими форматами. В простейшем виде MP3 представляется как более высокий уровень качества мелодий звонка. Поддержка MP3-звонков появилась во многих моделях, и хотя она не произвела такого фурора, как в свое время SMAF- и MIDI-полифония, все же стала востребованной пользователями.

Другой аспект работы с MP3 заключается в превращении телефона в полноценный портативный плеер. Эта идея зрела уже давно, воплощаясь в единичных экспериментальных и топовых моделях. Вехой в этом направлении стал анонс первого телефона Sony Ericsson Walkman. Использование именитого бренда дало понять, что телефон-плеер – весьма перспективное направление.

Следующий этап в развитии «плеерофонов» – внедрение концепции jukebox (плеера, вмещающего сразу всю музыкальную коллекцию владельца) путем создания устройств со встроенными HDD. Еще в первом полугодии были анонсированы смартфоны Samsung SGH-i300 и Nokia N91 с накопителями 3 и 4 GB соответственно.

Тонковсе

Motorola RAZR V3, выпущенный в конце 2004 г., – поистине феноменальное явление в сегменте имиджевых телефонов, которому давно недоставало сочетания столь выразительного стиля и эргономики. По своему обыкновению, Motorola резко сбросила цену на свой топовый продукт, тем самым сделав его достаточно демократичным. Он стал самым продаваемым в линейке производителя, что, в свою очередь, благотворно повлияло на среднюю стоимость продукции компании – весьма важный в индустрии показатель.

Вокруг успеха RAZR как по воде разошлись волны подражаний и творческих переработок концепции. Постепенно она распространилась на весь сегмент имиджевых телефонов: одни производители старались переплюнуть RAZR по «стройности», другие – сделать тонкие раскладные телефоны в другом дизайне, третьи – в прямом смысле утончить продукты на своих традиционных платформах. Наконец, «похудеть» стремились не только «раскладушки», но и моноблоки со слайдерами. Стоит отметить, что и в лучшем имиджевом телефоне 2005 г. Nokia 8800 определенно чувствуется влияние заокеанской «бритвы».

К чести Motorola, ее успех был не сиюминутным: она не только внедрила самую модную идею года, но и лидировала в ее развитии. Компания вовремя представила черный RAZR, анонсировала V3x и V3i, перенесла концепцию тонкого телефона в моноблоки (SLVR V8, впоследствии L7), в том числе и бюджетного класса (Cxxx, L2, L6). Именно поэтому Motorola больше всех заработала на тонкомании, не дав конкурентам сыграть сколько-нибудь заметную роль в развитии концепции.

Мода и персонализация

Еще одной мировой тенденцией, зародившейся довольно давно, но «выстрелившей» именно в 2005 г, стала персонализация – создание индивидуальных и мелкосерийных образцов имиджевых телефонов с участием именитых дизайнеров (Anna Sue) и дизайнерских домов (Unrath&Strano), или же самих производителей. Толчком к этому послужило успешное развитие бизнеса персонального тюнинга, а также хорошие показатели продаж Siemens Escada Edition, включавшей ограниченные партии доработанных SL55 и SL65. Среди наиболее интересных проектов такого рода следует опять-таки отметить серию Motorola RAZR V3 в розовом цвете, посвященную Марии Шараповой, партию Nokia 8800 с атрибутикой Aston Martin, а также возможность заказать у производителя Motorola RAZR V3 с лазерной гравировкой собственного имени. Отголоском этой тенденции стало и появление ряда моделей от азиатских вендоров, посвященных известным мультгероям (к примеру, Doraemon).

Смартфоны

В прошлогодней аналитической статье мы назвали 2004-й годом смартфонов. Однако тогда мы даже не предполагали, насколько бурным будет развитие класса «умников» в 2005, ведь именно в прошлом году смартфоны стали действительно массовыми продуктами.

К самым важным событиям можно отнести формирование класса устройств стоимостью $300–400, в котором начали выходить и новые модели (Nokia 3230). Однако более интересной тенденцией стало деление смартфонов на функциональные категории. Появились специализированные устройства (фотографический Nokia N90, jukebox Nokia N91, линейка HTC Amadeus-Robbie-Riemma Music). А вот бюджетный сегмент смартфонов был представлен телефонами двухлетней давности (Motorola MPx200, Nokia 6600, Siemens SX1).

В рыночном аспекте 2005-й можно назвать годом битвы двух титанов – Nokia и HTC, за которыми стоят, соответственно, консорциум Symbian и Microsoft. Раунд окончился вничью: Nokia сохранила статус технологического лидера в сегменте смартфонов, но HTC (особенно подконтрольные ей i-Mate и Qtek) существенно нарастила рыночную долю и закрепила успех в классе бизнес-аппаратов. Symbian OS (главным образом, Nokia Series 60) и MS Windows Mobile, по идее, конкурируют напрямую, но продуктовая политика у сторонников разных лагерей отличается. Nokia, флагман Symbian-движения, форсирует развитие периферийного оснащения – у ее смартфонов самые лучшие камеры, экраны, новейшие технологии связи, включая 3G и EDGE. HTC же в 2005 г. окончательно затмила своих конкурентов Chi Mei и Mitac и оказалась практически монополистом в завоеванном ею сегменте. Компания сосредоточила усилия на выпуске смартфонов с бизнес-функциональностью (это действительно сильная сторона Windows Mobile), а в новом поколении устройств «подогнала» показатели экрана и камеры до среднерыночных стандартов, выдвинув в качестве основного технологического преимущества поддержку Wi-Fi. Оба ведущих производителя технически готовы к слиянию классов смартфонов и коммуникаторов. Nokia, например, с этой целью провела ревизию своих Symbian-платформ, по сути, сведя их в одну универсальную S60.

Коммуникаторы и Windows Mobile

Такие устройства, ранее считавшиеся маргинальными по причине неудачного формфактора и проблем с телефонной эргономикой, в прошедшем году совершили резкий рывок, как минимум догнав (по субъективным оценкам) по популярности предыдущего лидера в сегменте коммуникаторов – Sony Ericsson P9xx. Собственно, это заслуга одного продукта – HTC Magician (i-Mate JAM, Qtek s100, Qtek s110), в котором формфактор, функциональность и уровень оформления были выбраны настолько удачно, что модель вызвала массовый интерес. Magician появился в карманах бизнесменов, топ-менеджеров, политиков и деятелей культуры. Под конец 2005 г. HTC сделала еще один шаг в развитии этого класса устройств, анонсировав модели на базе Windows Mobile 5.0 (Magneto).

На мировом рынке задавали тон и другие коммуникаторы. В первую очередь здесь стоит упомянуть Palm Treo 650, ставший востребованным, например, в Северной Америке. Однако популярность Palm OS неуклонно падает, и это ощущается по действиям конкурентов, выпускающих аналогичные устройства, но под управлением Windows Mobile (например, HP iPAQ hw6510). Осознает это и сама Palm, представившая в первых числах января 2006 г. Treo 700w на базе Windows Mobile.

Прогнозы 2006

Несмотря ни на что в мировом масштабе 2005 г. стал скорее годом эволюционного развития мобильных технологий, чем периодом радикальных перемен. Попробуем заглянуть в будущее и предугадать, что же произойдет в году наступившем.

Очевидно, что распространение 3G-сетей будет продолжаться, а выпуск терминалов для них станет весомой частью бизнеса всех крупных вендоров. В топовом сегменте появится значительный выбор 3-мегапиксельных моделей, но при этом станут доступны и аппараты с матрицами 4–5 Мп.

Телефоны с высококачественным проигрыванием MP3 должны появиться в линейках если не всех, то многих производителей, возможен также выпуск «плеерофонов» многопрофильными компаниями под «плеерными» марками, к примеру, Samsung Yepp, iRiver, Thomson или даже Apple iPod. Телефоны со встроенными жесткими дисками, вероятнее всего, пока останутся экзотикой, их дальнейшее развитие определится к концу 2006 г. по результатам конкуренции между флэш-памятью и HDD.

Анонсированные в последние месяцы прошлого года тонкие телефоны наводнят рынок, но ближе к концу нынешнего эта тема перестанет быть одной из главных в мобильном мире. Так что производители топовых моделей вынуждены будут использовать другие идеи, такие как, например, персонализация.

Рынок смартфонов продолжит свое развитие – по всей видимости, сформируется ценовой сегмент аппаратов за $200–250, более четко разделятся классы деловых, имиджевых и специализированных устройств. Необходимость выпуска смартфонов встанет перед всеми лидерами рынка, и будет любопытно наблюдать, чью строну они выберут – Symbian или Microsoft. Samsung, старающаяся в данной ситуации присутствовать сразу в двух лагерях, вероятно, продолжит выпуск устройств на обеих платформах.

Вполне возможно и возрождение Mitac и Chi Mei или появление азиатских компаний, претендующих на роль второго после HTC поставщика решений на Windows Mobile. Новая волна коммуникаторов на Windows Mobile 5.0 дополнительно укрепит позиции HTC и платформы в целом, но значительного перераспределения ролей брендов не предвидится – скорее всего, коньком Nokia и Sony Ericsson останутся передовые технологии и мультимедиа, HTC – практичность и эргономика, а Samsung попытается объединить оба этих аспекта с сильной имиджевой составляющей. Важным расширением функциональности бизнес-аппаратов станет поддержка Wi-Fi, получат распространение e-mail-, IM-клиенты и IP-телефония.

Как видно, тенденций намечается немало. Думаем, что сравнение наших прогнозов с реальностью будет весьма интересной темой первого номера «Компьютерного Обозрения» 2007 г.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT