`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Мнемонический интерфейс

0 
 

Несмотря на широко разрекламированные интуитивность и удобство пользовательских интерфейсов современных ОС, все они не лишены заметных недостатков. Впрочем, сегодня мы коснемся лишь одного аспекта – речь пойдет о визуальном представлении файловой системы.

Времена меняются

И моя ли то вина, если это действительно так?
Н. Макиавелли

Собственно говоря, актуальная по сей день концепция представления файловой системы в виде окон, содержащих списки имен каталогов и файлов с соответствующими пиктограммами, была создана компанией Apple в далеком 1983 г. Тогда она вошла в состав и стала атрибутом GUI компьютера под названием Lisa. На то время это было заметным новшеством, абсолютно, кстати, отвечающим тогдашним условиям – умеренным объемам накопителей на жестких и гибких дисках, небольшому количеству файлов, приложениям в виде одного-двух исполняемых модулей. Однако сегодня на наших компьютерах находятся сотни каталогов, десятки тысяч файлов, причем весьма разнородных, и навигация по ним становится все менее удобной. Не случайно большинство последующих «изобретений» в данной области призваны если не устранить, то хотя бы как-то сгладить этот недостаток.

Но попробуем все же более четко разобраться в сути проблемы. Предположим, нам нужно получить доступ к некоторому файлу. Для этого мы с текущей работы полностью переключаемся на навигацию по диску. Сначала необходимо определиться с оптимальным методом поиска:

  • ввод полного пути к пункту назначения;
  • посредством загодя приготовленного ярлыка;
  • через меню Пуск/Документы;
  • через уже открытое окно каталога;
  • последовательный просмотр дерева каталогов.

Однако поскольку мы редко помним даже приблизительное местоположение файла, то выбор чаще всего падает на последний, как раз самый медленный из вариантов.

Мнемонический интерфейс
Возможно, именно так в недалеком будущем мы будем видеть файловую систему

Теоретически при этом можно задействовать свой прежний опыт, скажем, вспомнить, что нужный подкаталог когда-то находился в верхней части общего списка, и тем самым сократить количество операций. Увы, наполнение жестких дисков сегодня меняется довольно быстро, кроме того, с тех пор вы могли масштабировать окно файлового менеджера или выбрать другой способ представления и сортировки его содержимого. Иными словами, наверняка придется обращаться к привычному методу проб и ошибок.

Можно выделить еще несколько негативных моментов. Скажем, большие количества подкаталогов и файлов сделали традиционными операции прокрутки в окне файлового менеджера. Наконец, каталоги крайне редко имеют какие-либо отличительные особенности вроде специфических пиктограмм. Хотя присвоить их не представляет труда, в Windows, например, мало кто прибегает к данной возможности, к тому же в наиболее популярных представлениях эти пиктограммы все равно окажутся слишком маленькими.

Наверняка каждый из нас может поделиться собственными наблюдениями и замечаниями, и вряд ли удастся встретить двух пользователей, одинаково работающих с файловой системой, хотя во многих других вопросах, касающихся повседневного общения с компьютером, мы гораздо более единодушны. Поэтому исследования по совершенствованию пользовательского интерфейса не прекращаются ни на минуту, но если крупные компании предпочитают идти эволюционным путем, то некоторые энтузиасты не теряют надежды найти нечто революционное.

Mind mapping на службе IT

И один человек может что-то изменить, а попытаться должен каждый.
Дж. Ф. Кеннеди

Именно такой находкой, возможно, окажется так называемый мнемонический интерфейс пользователя (МИП). Оригинальная концепция МИП принадлежит Кристиану Ладжерквисту (Christian Lagerkvist), несколько лет в одиночку обстоятельно занимавшемуся изучением вопросов человеко-машинного взаимодействия (human-computer interface). Он пришел к выводу, что при навигации по файловой системе основные время и усилия пользователей затрачиваются на сопоставление наших ментальных образов с элементами компьютерного интерфейса. Следовательно, необходимо минимизировать различия между ними.

Естественно, способ мышления человека изменить нельзя, поэтому необходимо максимально адаптировать к нему именно представление файловой системы. Для реализации своей идеи Кристиан Ладжерквист воспользовался так называемыми ментальными картами (mind map) – передовой разработкой в области структурирования, понимания, обработки и запоминания информации Тони Бьюзена (Tony Buzan), известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблемам мышления. Ментальные карты представляют собой изображения, состоящие из пузыреобразных объектов, соответствующих отдельным частицам информации: в центре находится некая главная тема, от нее исходят дуги к окружающим пузырькам, которые символизируют определенные отношения.

Можно выделить следующие ключевые моменты МИП:

  • пузырьками представляются каталоги и их содержимое, в центре находится пузырек корневого каталога, его окружают пузырьки подкаталогов;
  • рабочее окно не имеет полос прокрутки и не деформируется, при необходимости его содержимое автоматически масштабируется;
  • зависимости между каталогами и файлами визуализируются с помощью дуг;
  • пузырьки не перекрываются друг другом, их размеры модифицируются в соответствии с происходящими в файловой системе изменениями;
  • для манипуляций с пузырьками и их содержимым вполне подходит действительно удобная методика drag-n-drop;
  • пузырьки «прозрачны», по крайней мере, часть содержимого каталогов всегда отображается в них – соответственно должно сократиться число навигационных операций;
  • расположение пузырьков практически неизменно, что будет способствовать их быстрому повторному нахождению;
  • еще одним постоянным атрибутом пузырьков (и/или их границ) станет цвет, играющий важную роль при запоминании абстрактной информации.

Собственно, основные достоинства предложенного подхода прямо следуют из его особенностей. Необходимость в интенсивной навигации по файловой системе практически отпадает, поскольку размещение файлов (т. е. содержащий их каталог) отлично запоминается и распознается, а содержимое пузырьков просматривается даже без «захода» в них. Соответственно, исчезает и проблема выбора наиболее удобного способа поиска файла – естественный для пузырьковой модели в большинстве случаев и будет оптимальным.

К сожалению, предложенная идея еще далека от практической реализации, многие вопросы пока остаются открытыми. Скажем, до какого предела можно уменьшать размер отдельного пузырька? Сколько, каких файлов и в каком порядке следует отображать в каждом пузырьке? Как быть со стандартными окнами Открыть/Сохранить, которые предлагаются практически всеми системными оболочками и используются большинством современных программ? Для полноценной реализации МИП необходимо поддерживать на уровне ОС, а в программное обеспечение внести соответствующие коррективы.

Грядут перемены

Априори прочить светлое будущее МИП было бы слишком самонадеянно. Однако, несомненно, в предложенном подходе присутствует рациональное зерно, которое, возможно, найдет применение в других разработках. Впрочем, прогресс может двинуться и в совершенно другом направлении. Но необходимость в пересмотре парадигмы «рабочего стола» вообще и традиционных способов представления файловой системы в частности, на наш взгляд, уже назрела.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT