`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

«МКС»: «Мы рассматриваем все виды деятельности в качестве самостоятельных бизнес-направлений»

0 
 

Большинство из ныне крупных отечественных компьютерных компаний начинали свою деятельность на столичном рынке, однако есть среди них и те, кто стартовал в регионах. Один из наиболее ярких примеров – харьковская «МКС». Беседу с ее генеральным директором Владимиром Букреевым мы начали с вопроса о том, как происходило становление и развитие компании, отметившей в апреле 15-летний юбилей.

«МКС» «Мы рассматриваем все виды деятельности в качестве самостоятельных бизнес-направлений»

В 1990 г. компанию основала группа единомышленников, в основном выпускников Харьковского политехнического университета. Тогда бизнес имел форму кооператива, который занимался главным образом созданием и внедрением медицинских программ. В их числе, например, довольно интересный даже по нынешним временам кардиокомплекс, включающий датчики и компьютерный модуль обработки данных.

В течение нескольких лет наши технологии нашли применение в больницах и поликлиниках всего СССР – от Москвы до Уренгоя. Однако после развала Союза работать стало значительно сложнее. Поле деятельности сузилось до Украины, ведь оборот денежных средств между ней и Россией, основным потребителем наших разработок, фактически прекратился. Мы были вынуждены переориентироваться на продажу и производство компьютеров, а также на монтаж сетей. Название фирмы «Медицинские Компьютерные Системы» было сокращено до «МКС».

Как выглядит структура компании сегодня?

На сегодняшний день «МКС» – холдинг, объединяющий как юридически самостоятельные организации, так и хозрасчетные подразделения, не выделенные в отдельные компании. К последним относятся предприятие по производству компьютеров, розничный, корпоративный и дилерский департаменты, сервисный центр, а также департаменты транспорта и строительства.

Есть ли какие-либо приоритеты в развитии данных направлений?

По нашему мнению, мы достигли достаточно серьезного успеха в производстве компьютеров и в сфере розничных продаж – получение нами приза «100 лучших товаров Украины» по итогам 2004 г. подтверждает это. На сегодняшний день розница обеспечивает до 50% доходов компании. Однако это не значит, что нам не интересны другие направления – мы будем их развивать, хотя, возможно, и не как равноценные.

Нет ли планов по развитию дистрибьюторского направления?

Дистрибьюторский бизнес имеет свою совершенно определенную специфику, и в нынешних условиях, как мне кажется, начинать работу в этом направлении поздно. Наш дилерский отдел занимается исключительно продвижением компьютеров «МКС» через партнерскую сеть, это не более чем оптовый бизнес, который, правда, обеспечивает около 25% всех продаж компьютеров.

А как появилось и развивается сегодня направление системной интеграции?

«МКС» вышла на этот рынок всего 5 лет назад, стартовав в том числе и в Киеве. Сейчас наш корпоративный отдел работает с предприятиями нескольких отраслей, а наиболее активно сотрудничество развивается с финансовыми учреждениями. Среди крупнейших клиентов могу назвать «Укрсоцбанк», «Аваль», «ТАС-Инвестбанк», «Укрсиббанк».

Какие еще организации, кроме финансовых, вы рассматриваете в качестве ключевых потребителей ваших услуг по системной интеграции?

В последнее время мы начали активно сотрудничать с телекоммуникационными компаниями, в том числе с региональными представительствами Укртелекома, с «Велтон.Телеком», «Киевстар» и «Монис». Из других клиентов необходимо отметить несколько облэнерго, вузы, транспортные и промышленные предприятия – «Укрзалiзниця», Мариупольский завод Ильича, «Филипп Моррис Украина».

К сожалению, харьковский промышленный сектор исчерпывается радиоэлектронными и машиностроительными заводами. В этом смысле Донецк, Днепропетровск, Запорожье, где расположены прибыльные металлургические предприятия, гораздо более привлекательны для системных интеграторов. Именно поэтому мы вынуждены были перенести «центр тяжести» системной интеграции в эти области и в Киев, где наблюдается централизация финансов.

Насколько активно вы работаете с государственными структурами?

С областными органами власти Восточной Украины, безусловно, мы сотрудничаем очень тесно, но объемы их закупок не слишком значительны на фоне продаж другим клиентам. Отчасти это связано с тем, что все расходы региональных госорганов, в том числе и на IT, в основном распределяются в столице. Что касается центральных госструктур, с ними мы взаимодействуем пока не слишком активно – для этого нужно иметь сильное представительство в Киеве и лоббировать свои интересы.

А разве в коммерческих структурах не наблюдается такая же централизация закупки техники и услуг, как в госорганах?

Здесь она принимает другие формы. Такой системы придерживаются, например, в банках. Однако у одних центральный офис выполняет лишь консультативную роль, ограничиваясь рекомендациями по выбору техники, а у других – самостоятельно закупает оборудование и доставляет в региональное подразделение, жестко контролируя и расходы, и выбор поставщиков на местах. Это две крайности, а между ними есть много промежуточных вариантов. Самый распространенный – когда центральная структура контролирует соответствие определенным критериям, включая цену продукта или услуги, опыт локального подрядчика, а остальное оставляет на усмотрение своего местного представительства.

Тяжело ли вам конкурировать со столичными интеграторами?

В общем непросто, но в каждом конкретном случае бывает по-разному. Хочу заметить, что в прошлом году продажи корпоративного отдела повысились на 88%, тогда как весь рынок, по некоторым оценкам, увеличился не более чем на 30%. Так что наш рост происходил во многом за счет перехода к нам на обслуживание заказчиков от других компаний, значит, у нас есть определенные преимущества перед теми, кто работает на этом рынке 10 и более лет.

В 2005 г. мы ожидаем не менее активного роста, чем в 2004 г., правда, многое будет зависеть от общей ситуации в стране. Вслед за изменениями в госбюджете начали наблюдаться перемены в инвестиционных проектах, затрагивающие в том числе и вложения в IT.

А какой рост доходов вы прогнозируете для всего холдинга «МКС»?

В 2005 г. мы ставим перед собой задачу развиваться в два раза быстрее, чем рынок. Если в этом году IT-индустрия в целом вырастет на 20–25%, то бизнес «МКС», соответственно, на 40–50%.

Насколько остро для вас стоит проблема кадров?

Я думаю, эта проблема сегодня стоит перед всеми растущими компаниями, и не только нашей сферы. Что касается «МКС», то если для розничных сетей и производства пути ее решения уже отработаны, для системной интеграции этот вопрос является весьма актуальным. Не хватает профессиональных менеджеров по работе с корпоративными клиентами, управленцев, технических специалистов. Найти их мы пытаемся всеми доступными способами, включая привлечение и рекрутинговых агентств, и отдела кадров «МКС». Большая часть сотрудников корпоративного отдела пришла туда из розничного направления. Понимая, что это разные сферы деятельности, такие специалисты проходят программы адаптации, после которых узнают, как работает компания в каждой из областей. Существует и система обучения – сотрудник должен посещать ежегодно хотя бы два-три семинара, организованных вендорами. Проводятся и общие тренинги по искусству продаж, по формированию команды.

При таких темпах обучения персонала нет ли планов открыть собственный учебный центр?

Мы рассматриваем все виды деятельности внутри компании в качестве самостоятельных бизнес-направлений, которые рано или поздно должны приносить прибыль. С этой точки зрения учебный центр – нерентабельное предприятие. Насколько я знаю, аналогичные структуры многих киевских системных интеграторов поднимают уровень обслуживания клиентов и таким образом косвенно влияют на объем продаж всей организации, но это не самостоятельный бизнес. Тем не менее организация собственного центра входит в наши планы.

Активное расширение бизнеса требует постоянного притока финансовых средств. Оправдал ли себя выпуск облигаций, проведенный вами в прошлом году?

Полученные в результате эмиссии средства были полностью освоены. Сейчас мы ведем переговоры с рядом крупных банков о кредитовании нашего развития. Деньги будут распределены между несколькими бизнес-направлениями, включая и строительство, и розницу, и корпоративный отдел.

Возвращаясь к теме производства ПК, планирует ли «МКС» развивать направление по выпуску ноутбуков?

Несколько лет назад мы активно прорабатывали планы масштабного выхода на рынок портативных ПК. Однако через какое-то время стало очевидно, что осуществить это крайне сложно, поскольку зарубежные производители данной продукции весьма агрессивно конкурируют с отечественными компаниями по цене, в основном за счет более выгодных условий приобретения комплектующих для сборки.

Тем не менее мы вовсе не отказались от этого производства и продолжаем собирать ноутбуки под собственной торговой маркой. Однако объемы выпуска лэптопов сегодня значительно меньше, чем настольных компьютеров. Возможно, в будущем, когда ноутбуки будут пользоваться большей популярностью, конъюнктура этого рынка изменится в лучшую для нас сторону. Во всяком случае мы всегда готовы к такому повороту: имеются и производственные площади, и специалисты.

Компания «МКС» сегодня, пожалуй, больше всего известна своей розничной сетью. Есть ли планы по дальнейшему развитию этого направления?

В нынешнем году мы планируем открыть около 30 торговых точек разного формата. Таким образом, к концу года их общее число превысит 70.

В последнее время растет количество наших площадок в сетях бытовой электроники. Мы арендуем у них площади, а все остальное – оборудование, ассортимент, склад – принадлежит «МКС». Консультанты в таких магазинах также числятся в нашей компании, и мы отвечаем за их обучение.

Такие отделы имеют площадь в среднем около 150 м² и открываются, главным образом, в сети салонов «Домотехника» – это наш стратегический партнер. Правда, не так давно были созданы и две торговые точки «МКС» в киевских магазинах «Дом радио».

Безусловно, в планах открытие и собственных компьютерных салонов, которых сейчас в торговой сети больше всего, а также гипермаркетов. Недавно в Симферополе начал работать ТЦ «Крым», ставший крупнейшим на полуострове магазином по продаже компьютерной и бытовой техники. До конца года запланировано создание еще трех-четырех крупных торговых центров.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT