`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

MINDMAP: инструмент наведения порядка в... мыслях

Статья опубликована в №25 (544) от 4 июля

0 
 

Слово «инструмент» знают все. И большинство понимают и принимают одно из главных значений этого слова – нечто, позволяющее облегчить работу с чем-то материальным. С появлением программных инструментов перечень объектов материального мира расширился, что не вызвало недоумения. Но всегда был, есть и будет особый материал, для работы с которым тоже, оказывается, нужны и полезны особые инструменты...

В этой статье автор постарается избежать самого неприятного – обращения к малопонятным, маловнятным и, упаси бог, эзотерическим терминам. Хоть тема и располагает. Вместо обещаний мгновенного усиления интеллекта и достижения немыслимых результатов в кратчайшие сроки мы поговорим о том, что в действительности сделало обсуждаемую в статье программу востребованной многими десятками тысяч пользователей. И начнем мы несколько неожиданно. А именно, с того, что мы делаем ежедневно, пока наш мозг жив, вне зависимости от нашего возраста, степени интеллектуального развития, профессии. С... проектирования.

MINDMAP инструмент наведения порядка в... мыслях

Заезженные термины – настоящий кладезь для любого журналиста: ленивый может ими жонглировать, заинтересованный – тщательно разбираться в почти утраченных смыслах. Вот и слово «проектирование» – очень хорошее слово, значений у него – неисчислимое количество. В 1965 г. в ставшей классикой книге «Систематические методы для проектировщиков» Арчер так определяет смысл проектирования: «целенаправленная деятельность по решению задач». В 1962 г. Азимов говорит о проектировании как о «принятии решений в условиях неопределенности с тяжелыми последствиями в случае ошибки». «Осуществлением очень сложного акта интуиции» назвал проектирование Джонс, «творческой деятельностью, которая вызывает к жизни нечто новое и полезное, чего ранее не существовало» – Ризуик. Пейдж высказался даже более поэтично – «вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего». Технократические толкования сухи и скучны: Грегори понимал под проектированием «приведение изделия в соответствие с обстановкой при максимальном учете всех требований», Филден – «использование научных принципов, технической информации и воображения для определения механической структуры машины или системы, предназначенной для выполнения заранее заданных функций с наибольшей экономичностью и эффективностью», Мэтчетт – «оптимальное удовлетворение суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий», Фарр – «определяющий фактор для тех частей изделия, которые вступают в контакт с людьми». Совершенно ничего общего со всем перечисленным не имеет смысл проектирования по Букеру – «моделирование предполагаемых действий до их осуществления, повторяемое до тех пор, пока не появится полная уверенность в конечном результате». Все перечисленные авторы – известные специалисты в области проектирования, чьи монографии, проверенные временем, являются в своем роде классикой. И есть единственное, что объединяет данные ими толкования смысла слова «проектирование», – практически полное отсутствие какой-либо общности. Все определения столь различны (и, одновременно, каждое из них более чем трудно назвать неверным), что создается впечатление справедливости еще одного определения: проектирование – это то, что присуще выполняющему проектную работу, поэтому сколько есть проектировщиков – столько и смыслов слова «проектирование».

Итак, у любого прочитавшего предыдущий абзац должно наступить полное непонимание смысла этого простого слова – «проектирование». Что, кстати, совершенно нормально – там, где даже признанные гуру не могут прийти к согласию, человеку стороннему вообще не разобраться. В таком случае на помощь приходит... волюнтаризм. Да-да, мы условимся считать единственно верным и потому правильным... еще одно определение, данное Дж. К. Джонсом: «процесс, кладущий начало изменениям в искусственной среде, т. е. процесс, предшествующий любой деятельности, кроме естественной эволюции». Именно поэтому мы все постоянно занимаемся проектированием – своей жизни, работы и вообще чего угодно. И, без всякого сомнения, те, кто лучше проектируют, – лучше и живут (бывают, конечно, отдельные субъекты, кажущиеся исключениями из этого правила, но это только на первый взгляд). «Лучше» здесь ни значит «у них машина дороже и дом 1500 квадратных метров», ни отрицает и такого возможного значения. «Лучше» означает удовлетворенность результатами тех самых изменений в искусственной среде. Естественно, по идее, каждый должен хотеть научиться проектировать лучше (в смысле «проектировать по Джонсу»), но вот это-то как раз и не правило. Но все-таки хотят многие. Получается у очень немногих. Хорошо же получается вообще у единиц, даже если говорить в масштабах всего человечества. Впрочем, главное, что следует помнить всегда – не существует инструментов, гарантирующих только фактом их наличия положительный результат. Увы. Инструменты всего лишь улучшают то, что и без них делается хорошо, так что все разнообразие потенциальных претензий на самом деле сводится к потешному «уже и молоток купил, но все равно плохо гвозди забиваю». Итак, инструмент наведения порядка в мыслях.

ConceptDraw MINDMAP

Эта программа, к слову, является отличной иллюстрацией успешного проектирования, и, что особенно приятно, выполненного и выполняемого нашими соотечественниками из одесской компании Computer Systems Odessa Corp. Успешным проектирование MINDMAP названо потому, что она популярна и востребована пользователями – а это главные показатели успешности любого программного продукта.

MINDMAP инструмент наведения порядка в... мыслях
Эта диаграмма не выдумана автором. Это результат этапа классификации мозгового штурма, выполненного в далеком 1962 г. по заказу британской фирмы, производящей автомобильные сиденья. Цель мозгового штурма – описать и проанализировать проблему автомобильного сиденья для исследований и разработок, финансируемых компанией. Обратите внимание на черную пунктирную линию, обозначающую связь, нарушающую иерархическую структуру

По сути, MINDMAP – специфический редактор диаграмм, ориентированный на создание древовидных конструкций, которые принято называть «картами ума». Этот термин ввел в обиход создатель теории Mind Mapping Тони Бузан, автор знаменитой книги «Используйте вашу голову», лауреат престижных премий в области психологии и математики. В принципе, «карты ума» можно рисовать и на бумаге, что, собственно, и делалось до появления дешевых доступных компьютеров с хорошими графическими возможностями, и взрывных новшеств в инструментальных средствах в области Mind Mapping как будто и нет. И все же как раз с появлением программного инструментария «карты ума» стали действительно интересны многим. В этом нет никакой загадки и никаких элементов технофетишизма – процесс их формирования зачастую продолжительный, итеративный, карта может меняться не один десяток раз. Именно поэтому в области Mind Mapping бумага полностью проиграла программам – она быстро протирается ластиком, да и далеко не всем дано умение аккуратно рисовать (на самом деле – далеко не все успешно спроектировали формирование этого умения).

Как уже говорилось, ничего особенно мудреного в «карте ума» нет. И это одно из главных достоинств техники Mind Mapping. Самым же большим ее плюсом является незаметно навязываемая древовидным характером диаграммы структура. Это действительно исключительно важное свойство – то самое, за которое MINDMAP названа в заголовке статьи инструментом наведения порядка в мыслях. Структурирование – это простой и действительно замечательный дисциплинирующий прием. И, что особенно интересно, дисциплина в этом случае позволяет добиться вовсе не армейского однообразия, а напротив, не просто разнообразия, а даже чего-то совершенно нового, не существовавшего ранее. Потому что на самом деле именно это свойство структурирования лежит в основе заслуженно популярного метода мозгового штурма. Это может показаться удивительным, ведь, на первый взгляд, мозговой штурм – это генерирование группой лиц множества вариантов решения какой-либо проблемы. Причем не просто вариантов, а любых вариантов, в том числе и самых немыслимых и откровенно глупых – за счет жесткого запрета критики генерируемых идей. Но эта генерирующая фаза мозгового штурма – только видимая со стороны, эффектная верхушка айсберга. Главное же, как обычно, скрыто (потому как требует кропотливой работы) и не очень интересно – классификация сгенерированных идей. И вот тут без структурирования, причем именно древовидного (или, если вам более нравится – иерархического), не обойтись.

MINDMAP инструмент наведения порядка в... мыслях
На дуальном для «карты ума» отображении в виде иерархического списка связь, разрешенная в «картах ума», теряется

Пока это были абстрактные рассуждения, а теперь попробуем осуществить на практике мозговой штурм решения простой на первый взгляд задачи... эффективного поиска информации в Интернете с помощью какой-либо известной поисковой машины. Многие знают, что есть и настоящие виртуозы поиска, умеющие быстро находить интересующее, и те, для кого поиск – мучительная задача. Например, давайте попытаемся отыскать информацию о новинках в области производства корпусов компьютеров. Ключевым понятием для нас в таком случае, естественно, будет «корпус компьютерный». В терминах MINDMAP ключевое понятие называется главной идеей. Если мы попробуем использовать в качестве ключевых слов при поиске только «корпус компьютерный», в Google мы получим 7 миллионов 180 тысяч ссылок! Это одновременно и очень много, и очень мало – много потому, что нам придется просматривать каждую ссылку, пытаясь «выудить» что-то интересное; мало же потому, что заведомо неизвестно, а есть ли в этих семи с лишним миллионах вообще хоть что-то интересное нам. Теперь расширим главную идею за счет простой классификации корпусов, например по формфактору. Каждый формфактор, такой как «десктоп», «башенный» и т. д., в терминах MINDMAP именуется темой. Для каждой темы могут существовать подтемы – их может быть множество, в нашем случае первое, что приходит в голову, это многочисленные синонимы, например, декстоп, настольный, desktop. Классификацию можно и нужно постоянно уточнять, формируя структурированное представление понятия «корпус компьютерный». Когда у вас получилась такая структура, можете пройти от основной идеи к темам, по подтемам и так далее, формируя конкретный запрос, например: «корпус компьютерный» desktop. Этот запрос уже сокращает объем результатов поиска с немыслимых 7 миллионов до... всего 75 ссылок. Естественно, это лишь иллюстративный пример, но он показывает и сам принцип дисциплинирования, и получаемые за счет наведения «порядка в мозгах» результаты. Дисциплина здесь заключается в том, что классификация заставляет, например, изучать предметную область (невозможно отыскать то, чего и о чем не знаешь) и сохранять результаты этого изучения в удобной для повторения и запоминания форме. Ну а результат – повышение релевантности ваших поисковых запросов.

Такой персональный мозговой штурм, на самом деле далекий от традиционной методики, сохраняет в себе главное – результирующий иерархический классификатор, позволяющий формировать множества решений.

Возможности применения MINDMAP в планировании очевидны. Иерархическая структура – это то, с чем человеку легче всего работать. А MINDMAP еще больше облегчает эту работу за счет дуального представления иерархий – как в виде диаграмм, так и в виде иерархических списков, используемых в программах, называемых аутлайнерами (об этом классе программ автор уже писал в статье «Технология инакомыслия»). Соотвественно, MINDMAP великолепно подходит для решения тех задач, где основным инструментом является аутлайнер, и более того, дает пользователю серьезные преимущества как за счет высокой наглядности диаграмм, так и благодаря возможностям манипулирования их графическим представлением. Последнее на самом деле очень важно – иногда только из-за иного отображения древовидной структуры сразу бросается в глаза невидимая ранее закономерность, например между несвязанными непосредственно в иерархии темами. Иногда эта закономерность становится настоящим озарением. В MINDMAP для отображения таких внеиерархических связей применяется специальный графический символ связи, что, кстати, отличает «карты ума» от близких к ним иерархических списков, в которых такие связи принципиально не используются. В части управления отображением диаграмм MINDMAP предоставляет только то, что действительно нужно – звездообразное отображение (главная идея в центре, на невидимых концентрических кругах равномерно располагаются темы и подтемы) и отображения в виде растущих вверх, вниз, вправо и влево от корневого узла главной идеи деревьев. Так что и такая классическая для аутлайнеров задача, как коллекционирование различных информационных фрагментов с целью «выуживания» в пополняющейся коллекции какого-либо «ага!», и традиционная для пакетов деловой графики задача наглядного отображения организационной структуры предприятия, и, наконец, классическая презентационная графика – это те области, где пользователь MINDMAP может чувствовать себя уверенно.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT