`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

"Между строк". Интервью с Сергеем Арабаджи

+22
голоса

В 2005 г. нашему журналу, как вы знаете, исполнилось десять лет. Для компании ITC Publishing, которая издает «Компьютерное Обозрение», нынешний год был во многом знаковым – на рынок выведен 11-й журнал, а в эти дни идет подготовка к перезапуску первого проекта издательского дома – ценового каталога Hot Line. И нам показалось интересным предложить вашему вниманию интервью с Сергеем Арабаджи, основателем и владельцем ITC Publishing, принимающим самое непосредственное участие в старте и развитии каждого нашего издания.

Как возник ваш первый журнал и вообще появилась идея заняться издательским бизнесом?

Поиск своего места в жизни и бизнесе – процесс сложный, имеющий множество факторов влияния, во многом даже непредсказуемый. Тут, бесспорно, важную роль играет полученное образование, я программист по специальности, что в каком-то смысле предопределило главный вектор движения. Плюс к этому первый опыт работы в советско-американском СП «Новинтех», занимавшимся в то время компьютерными технологиями.

"Между строк". Интервью с Сергеем Арабаджи

Было большое желание начать свой бизнес, но при этом применить образование и опыт, полученный в коммерческой компании в проектах по разработке ПО.

Большую роль здесь сыграли мои друзья и тогдашние партнеры по бизнесу. Среди них Владимир Васильев, Владимир Картавцев, Владислав Лебединский, Валерий Пекар, Иван Сухаренко. Мы активно общались, обсуждали какие-то злободневные вопросы, перспективы, каждый находился в процессе активного поиска своего пути. У меня родилась идея организовать компанию, специализирующуюся на информационных услугах. Володя Васильев предложил разработать систему сбора, обработки и снабжения оперативной информацией о ценах на киевском IT-рынке самих продавцов компьютеров. В те времена был огромный дефицит телефонных линий, факс стоил от $700 (по тогдашним временам это, наверное, сравнимо с сегодняшней суммой в размере 7 тыс. долл.), ходившие тогда деньги, купоны, менялись в пересчете к доллару каждый день. Обзвон конкурентов и сбор их прайс-листов с целью выяснения «почем они продают DX 386 и прочее?» превращался в длительное и дорогостоящее мероприятие. С этой точки зрения «время – деньги» было не просто образным выражением. Мы создали и вывели свою систему на рынок. Первыми нашими абонентами были «Комтех», «Аякс», «Баркон», «Гамма», «Каскад», NTT. В общем, все лидеры рынка, многие наверняка помнят эти названия.

Один из моих компаньонов тогда предложил сделать журнал. Это звучало нереально и вызывающе. Рынок сугубо электронной системы Hot Line в то время ограничивался только предприятиями, имеющими телефонные линии, модем, ПК и достаточно обученный персонал, способный пользоваться нашим ПО. А сегмент для недорого печатного издания был на два-три порядка больше. Таким образом, в 1993 г. возник Hot Line, который, по сути, является первым украинским компьютерным еженедельником. Вот тогда пришло понимание – нужно становиться профессиональным издателем, осваивать теорию и практику СМИ, учиться продавать рекламу.

В таком же движении и поиске находились все мои партнеры. Идея создания издательской компании, которая тогда возникла, им казалась малопривлекательной. Каждый искал, если так можно выразиться, что-то свое, хотел самоопределиться. С 1992 г. по 1997 г., в течение пяти лет, после процесса обмена долями и переименований я организовал свой бизнес – «Издательский Дом ITC».

Почему именно в 1995 г. был дан старт журналу «Компьютерное Обозрение», не раньше и не позже?

По многим причинам это было наиболее оптимальное время. До того момента наша команда, да и, по сути, рынок были еще не готовы к такому проекту. Лишь спустя два года после старта Hot Line и его успешного развития я смог сформировать необходимую базу для еженедельного компьютерного журнала. Нас к тому моменту уже постоянно спрашивали, почему мы не добавляем к ценам новости, статьи о продуктах и другую актуальную информацию. Явно начал формироваться запрос со стороны рынка. Реагировать ли? Как реагировать? Нужно было решать и решаться. После анализа того, что выходило в России и в США, после встреч с грандами тогдашнего издательско-компьютерного мира пришло некое понимание. Мы решили делать журнал, не похожий даже на выходившие тогда в России издания, – журнал «на злобу дня», на 100% адекватный запросам рынка и ставящий как одну из основных целей его развитие.

Как изменился рынок за последние десять лет?

"Между строк". Интервью с Сергеем Арабаджи

Очень значительно. От восточного базара конца восьмидесятых – начала девяностых мы перешли к одному из самых профессиональных и активно развивающихся рынков европейского региона.

Я не зря упомянул в ответе на предыдущий вопрос лидеров компьютерного рынка начала девяностых. Картина изменилась радикально – сегодня на нем присутствуют компании, сознательно ставящие своей целью производить IT-товары и услуги, формирующие отрасль, думающие не только и даже не столько о сегодняшнем дне.

Объем украинского IT-рынка в настоящее время оценивается в 1,5–2 млрд долл., ожидается, что в этом году будет продан 1 млн персональных компьютеров. Очень важно, что даже приведенные показатели – свидетельство лишь начала пути. Проникновение ПК в Украине (2–3 компьютера на 100 семей, по данным прошлого года) в 3–4 раза меньше по сравнению с Россией, в 15 раз – с США и в 20 раз – со Швейцарией.

Даже динамика тиражей наших изданий косвенно свидетельствует о том, что спрос не только на корпоративном, но и потребительском рынке сегодня можно охарактеризовать как большой и растущий. Например, журнал «Домашний ПК» прибавляет ежегодно в среднем по 5 тыс. экземпляров, а общий тираж каждого номера уже достиг 35 тыс.

Хотелось бы отметить и то, что изменяется роль IT в современной экономике и жизни человека. Десять–пятнадцать лет назад компьютерные продукты были в нашей стране скорее экзотикой, а иногда просто средством выкачивания денег из госбюджета. Теперь они – одна из важнейших составляющих бизнеса, производства и повседневной жизни. Уже невозможно представить себе современное предприятие любого масштаба без использования IT – сегодня это прежде всего информационное предприятие, а уж только потом транспортное, агропромышленное, металлургическое...

Технологии продолжают интенсивно развиваться, выпускаются все новые и новые продукты, призванные сделать бизнес эффективнее, а жизнь проще. Информационные технологии являются мощным драйвером рынка, определяют его завтрашний день. Иными словами, сейчас мы имеем дело с концепцией рынка, управляемого продуктами.

Можно более подробно об этом?

"Между строк". Интервью с Сергеем Арабаджи

Какого события на IT-рынке сегодня ждут буквально все? Это выход новой операционной системы от Microsoft. С таким же нетерпением ожидают новый процессор от Intel, новую видеокарту от ATI, новый смартфон от Nokia, новую услугу от UMC, новый сервис от Google... Этот список могут продолжить и десятки продуктов отечественных фирм. Каждый из них становится не просто хитом и приносит прибыль, а дает очередной толчок к развитию и приводит к определенной трансформации рынка: одни компании вырываются вперед, другие – объединяются, третьи – только возникают, но уже через пару лет захватывают новые сегменты. Последнее, кстати, одна из характерных особенностей IT-индустрии как одной из самых молодых.

В этом смысле, говоря «управляемый продуктами», я прежде всего подразумеваю «управляемый инновациями», т. е. новыми идеями, новыми технологиями. Просто продукт – это материализованная идея и результат технологического лидерства, поэтому именно он является движущей силой.

Эта концепция изначально закладывалась в «Компьютерное Обозрение»?

С первых номеров «Компьютерного Обозрения» мы ставили абсолютно четкую цель – выпускать издание, на 100% адекватное рынку, которое стало бы не только его рупором, но и движущей силой. Среди наших приоритетов главным было желание сделать наш еженедельник интересным – снабжать читателя самой свежей и необходимой ему информацией о технологиях, продуктах и событиях на рынке. В каком-то смысле мы всегда стремились быть «мегажурналом» в области IT, ориентируясь на лучшие мировые образцы периодики, причем не только компьютерной. Таким образом, сформировалось именно то издание, которое наши читатели сегодня знают и читают. Со временем выкристаллизовалась концепция журнала, в рамках которой IT-рынок рассматривается как рынок, управляемый продуктами. И, я думаю, именно в этом его оригинальность не только в Украине, но и в СНГ, и, как говорят, его отличие от других.

Если рынком управляют продукты (идеи, технологии), то что нужно его участникам, чтобы взять тот или иной сегмент под свой контроль? Очевидно, им нужна своевременная компетентная информация об этих самых продуктах (идеях, технологиях). В этом суть «Компьютерного Обозрения».

Не преуменьшает ли такой подход значимость людей и компаний, которые непосредственно работают на рынке?

Продукты не существуют в некоем вакууме. Их разрабатывают, продвигают и продают люди, представляющие определенные компании. Но тут следует заметить, что без «Своего Продукта» в бизнесе они, извините, никто. Роль каждого, кто занят в данном сегменте, огромна, поэтому в любом из номеров наши читатели могут «встретить» десятки людей, прочитать интервью, узнать их мнение по тому или иному вопросу. И именно по этой причине «Компьютерное Обозрение» учредило в 2003 г. и вручает ежегодно премию «Человек года». Кстати, очередное награждение пройдет 1 февраля 2006 г. на ставшей уже традиционной ITC Party.

А с формами освещения продуктов лучше всего просто ознакомиться на соседних страницах. Это «новость – первый взгляд – отдельная статья – групповой тест» – от презентации и появления на рынке до подробного описания и тестирования.

Для того чтобы поддержать эту концепцию на деле, в журнале функционирует одна из самых авторитетных в СНГ (и это не только наше мнение) тестовых лабораторий. Целый этаж офиса занимают комнаты для проведения тестирований и оперативный склад. Сотни новинок находятся в постоянной работе. Две фотолаборатории трудятся в режиме съемки нон-стоп. В результате в течение одного года читатели журнала знакомятся с объективными тестами и заключениями наших специалистов о тысячах наиболее актуальных и популярных продуктов. Многие из них мы получаем эксклюзивно в Украине наряду еще буквально с парой десятков известных в мире журналов и порой задолго до анонсов для широкой общественности.

Стоит отметить и такой важный момент, что благодаря еженедельному выходу «Компьютерного Обозрения» мы имеем возможность давать информацию оперативно, чтобы наши читатели обо всем узнавали первыми, и, таким образом, фактически любой материал является новостным.

Следом за «Компьютерным Обозрением» вы вывели на рынок ежемесячник «Домашний ПК» – сугубо консьюмерский проект.

В декабре 1998 г. мы запустили пилотный номер и с того времени издаем этот журнал, но его миссия для потребительского сегмента совершенно аналогична миссии «Компьютерного Обозрения» как делового журнала: информировать и развивать.

«ДПК» ориентирован на энтузиастов ПК и персонального (семейного) компьютинга. Они хотят знать о железе и ПО все, предпочитают самостоятельно собирать, апгрейдить и тюнинговать свои ПК и сети. Это, как правило, молодые люди, выступающие экспертами для остальных пользователей и являющиеся так называемыми «лидерами мнений».

«Домашний ПК» – первый украинский журнал, который всецело ориентирован на рынок, ранее именовавшийся SOHO, и сегмент потребительской IT-электроники.

Что сегодня наиболее характерно для сегмента, на который работает «Домашний ПК»?

Когда журнал вышел семь лет назад, многие специалисты просто не поняли, для кого он и зачем? Сейчас, когда на этом рынке наблюдается бум, нам все чаще приходится слышать со стороны, что этот журнал уникален и является лучшим в СНГ для данной группы читателей.

Наиболее же характерно для активно растущего потребительского IT-рынка в Украине стремительное развитие розничной торговли, без которой он, собственно, и не может существовать. Кроме того, это сдвиг в массовом сознании в пользу активного использования ПК и смежных продуктов в повседневной жизни. Люди стремятся обеспечить себя необходимым инструментарием для отдыха, работы и общения. Для молодой семьи домашний компьютер – это уже практически стандарт. Прогнозы Билла Гейтса десятилетней давности, как видим, сбываются.

Недавно началась рекламная кампания проекта Hot Line под девизом «Рождение сверхновой». Что под этим подразумевается?

Мы решили реформировать свой старейший проект и с Нового года перезапустить Hot Line, который полностью переместится в Internet, где, по нашему убеждению, «засверкает новыми гранями» и выйдет на новый уровень. Проект теперь четко будет ориентирован на потребителя, на массовый рынок. По нашим оценкам, посещаемость должна вырасти на порядок. Благодаря ежедневному обновлению данных, публикации неограниченных по объему прайс-листов, улучшенным механизмам поиска и работы с информацией пользователи получат невиданный ранее уровень сервиса. Со временем расширятся и добавятся также разделы фото и видео, мобильных устройств, Hi-Fi аудио- и видеотехники, музыки, фильмов и игр на CD и DVD, техники для развлечений. Это будет полностью обновленный Hot Line, а доступ к нему потребители получат не только с ПК, но и с любого современного мобильного телефона, смартфона или КПК, имеющего выход в Internet.

Помимо «Компьютерного Обозрения» и уже упомянутых проектов, ITC Publishing выпускает еще несколько изданий. Какая общая идея их объединяет?

Мы специализируемся на журналах для энтузиастов и профессионалов в области высоких технологий. Общая концепция изданий – энтузиаст хочет большего! Ему нужен свой компетентный источник информации, которому он может доверять. Кроме того, издание также должно обязательно быть современным, как и его читатель.

Рынки высоких технологий очень быстро меняются, читателям нужна информация, совет третьей стороны – и они покупают журналы, а поставщикам необходим инструмент для продвижения и продаж – и они покупают рекламу. Это, собственно, и есть формула успеха наших проектов как бизнеса.

Сегодня издания ITC Publishing охватывают все сегменты, где происходят самые интересные изменения, где есть рост и необходимые объемы продаж, где действительно имеет смысл говорить об энтузиастах.

От журнальной темы перейдем немного к другому. В последний год прокатилась волна образования общественных объединений и организаций на IT-рынке. Как вы относитесь к этому процессу?

Сегодня у предпринимателей и топ-менеджеров украинских IT-компаний возникла объективная необходимость общаться и совместно принимать решения по многим вопросам. Правда, речь в первую очередь идет о руководителях самых крупных, ведущих компаний. Уже созданы две организации такого рода – около года существует Ассоциация IT-дистрибьюторов и в процессе формирования IT-клуб. И, признаюсь, я с энтузиазмом отношусь к такого рода инициативам. Все, что направлено на открытое общение и развитие рынка, можно только приветствовать.

Две упомянутые организации отражают и две наиболее популярные и обсуждаемые сегодня точки зрения по поводу целесообразности создания подобных структур. Согласно первой объединение необходимо для лоббирования интересов IT-рынка в государственных структурах и органах власти. По второй же – оно нужно для регулярного общения и обсуждения общих вопросов.

Мы, конечно, будем всячески поддерживать все инициативы такого плана. Единственное, очень хотелось бы, чтобы лоббирование было действительно правильным, увы, все это зачастую поставлено с ног на голову. С моей точки зрения, сегодня не бизнес должен доказывать власти свою состоятельность, а наоборот, последней необходимо, во-первых, наконец-то повернуться лицом к бизнесу и, во-вторых, доказать, что она способна на реальные действия конструктивной и позитивной направленности. То есть не на поиски крайних, декларации и меры притеснительного характера в отношении предпринимательства, которое, кстати, единственное в сегодняшней Украине наполняет бюджет, создает добавленную стоимость и рабочие места. Прежде всего на уменьшение налогового пресса, выработку четкой политики в области образования, обороны и социального обеспечения. Все остальное – несущественно и пустая трата времени.

Лоббирование же зачастую преподносится как организация встреч «на самом высоком уровне», где наши бизнесмены доказывают вновь назначенным министрам, что они не... И могли бы приносить стране больше пользы, если бы... Я считаю, что избранная нами власть должна заниматься своим прямым делом, работать на благо своих граждан и вести страну к процветанию. И не нужно стараться подменять министерства и ведомства общественными организациями, не надо помогать нежелающим помощи, нельзя раскрываться перед теми, кто этого не сможет понять и оценить.

То есть бизнес отдельно, а политика отдельно?

Не буквально, но организационно – да. Не нужно подменять партии бизнес-структурами. Мы должны выполнять свой гражданский долг на избирательных участках и на своих рабочих местах. Мы вправе относится к власти требовательно и с разумным недоверием. Власть должна заслужить доверие бизнеса, а не наоборот. В рыночной экономике частный собственник (хозяин), предприниматель, работник – источник государственной власти. Может быть, это и прописные истины, но у меня иногда складывается такое впечатление, что некоторые наши политические деятели и обозреватели просто не понимают этих прописных истин.

Каково в этом контексте будущее украинского бизнеса?

Очевидно, IT-бизнес будет расти, если будет развиваться экономика. А что с ней? Развитие «вопреки» скоро закончится. Если у наших властей не хватит мудрости начать делать все для подъема экономики страны, то может наступить серьезный и продолжительный кризис.

Это вовсе не означает, что я пессимист. Я отношу себя к информированным оптимистам. Думаю, только такой подход позволяет в наших условиях выстраивать перспективы развития своего бизнеса.

А какие планы у ITC Publishingна ближайшее будущее?

В ITC Publishing сегодня работает более двухсот человек в Украине и России. Все дальнейшие шаги компании будут нацелены на раскрытие потенциала нашей команды и возможностей рынка. Сотрудники издательства – очень талантливые люди, и моя первостепенная задача сегодня – создание условий для раскрытия их творческих и деловых способностей. Ключевой партнер ITC – британская компания Haymarket, по лицензии которой мы выпускаем ряд журналов – еще один источник нашей творческой энергии и профессионализма. Британцы помогают нам и направляют по многим вопросам – они опытнее и «взрослее». Говоря о раскрытии потенциала рынка, я имею ввиду, что журналы ITC Publishing – это всегда в той или иной степени индикаторы его роста. Каждое издание де-факто становится рынкоформирующим. Так было с первым проектом Hot Line, таковым является и наш самый молодой журнал GamePlay.

Безусловно, ITC Publishing будет развивать и усиливать нынешние издания. В частности, мы связываем большие надежды с преобразованием Hot Line и выводом этого проекта на совершенно новый уровень. Помимо этого, мы готовим еще несколько проектов, весьма интересных, с моей точки зрения. Одним словом, следите за нашими анонсами.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT