`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Мартин Керли, Intel Research Europe: «Ключевой идеей для нас является мобильность как сервис»

+44
голоса

Подразделение Intel Research корпорации Intel занимает особое положение, так как помогает процессорному гиганту заглянуть за горизонт и заранее подготовиться к грядущим изменениям, либо даже ускорить эти перемены. Поэтому наш разговор с Мартином Керли (Martin Curley), возглавляющим европейскую сеть исследовательских центров и лабораторий Intel, мы начали с определения наиболее перспективного для компании направления научно-исследовательских работ.

Мартин Керли, Intel Research Europe «Ключевой идеей для нас является мобильность как сервис»Мы считаем, что наиболее перспективной сегодня является концепция «умного города», которая включает в себя чрезвычайно широкий спектр решений. Среди них и носимые вычислители, типа ставших чрезвычайно популярными в последнее время Google Glass, и их использование в таком городе. Ведь окружающий интеллект, на основе которого строятся «умные» города, предполагает создание так называемой «нервной системы», связывающей все входящие в него компоненты, начиная с клиентского оборудования, чем бы оно ни было, и, заканчивая центрами обработки данных, куда поступает информация с огромного количества датчиков. На основе анализа этих данных выдаются рекомендации горожанам по разнообразным вопросам, таким как оптимизация маршрутов движения частных автомашин и на общественном транспорте, а также тревожные извещения, связанные со стихийными бедствиями и т.д.

Если же говорить непосредственно о носимых вычислителях, то в этих устройствах, на наш взгляд, самой сложной проблемой является их обеспечение электроэнергией. Вряд ли вы согласитесь носить с собой тяжелые аккумуляторы, тем более, если речь идет все о тех же очках. И одно из наших исследований посвящено использованию внешнего освещения для питания носимой платформы. Причем речь идет не только и не столько о той ситуации, когда вы в солнечную погоду идете по улице, но и о длительном пребывании в помещении.

Сегодня мы видим демонстрации возможностей носимых вычислителей, связанные с быстрым поиском информации по текущему контексту. На что еще, с вашей точки зрения, способны такие устройства?

Мы не собираемся ограничивать возможности клиентского оборудования, чем бы оно ни было: «умные очки», смартфон или ультрабук. Мы рассматриваем концепцию создания связи вашего личного пространства и всемирной Сети таким образом, чтобы оно сопровождало нас всю жизнь.

Наши исследователи уже давно работают над носимыми компьютерами. Например, начинали мы с устройств, которые крепятся к телу пациента и отслеживают его сердечные ритмы с возможностью передачи сигнала на удаленный сервер. Есть в нашем арсенале и умный акселерометр для пожилых людей, который может подать сигнал тревоги, если с ними что-то случилось: упал – выдается сообщение о месте. Но согласитесь, этого явно недостаточно, и мы уже создаем цифрового ассистента, который может прогнозировать безопасный путь для престарелых с минимальной вероятностью падения.

Занимаетесь ли вы и проблемами автономного вождения автомобилей?

Мы интересуемся этим направлением, и у нас в нем уже есть несколько интересных разработок, созданных совместно с BMW, Fiat и Volvo. Лежащая в их основе идея заключается в создании умной дорожной инфраструктуры. На основе информации, поступающей как от расположенных в ней датчиков, так и от самих авто, можно оптимизировать параметры движения автомобилей, задавая дистанцию между ними и другие параметры, чтобы увеличить пропускную способность всей трассы. Естественно, следующим шагом стало автономное управление машинами.

Работа над ним стартовала с адаптированного круиз-контроля, и недавно наши специалисты уже приступили к опытам на голландских шоссе. У нас есть три экземпляра авто, которые могут обмениваться между собой данными посредством Wi-Fi и оснащены радарами. Примечательно, что если для контроля движения использовать только радары в автономном режиме, то наблюдается несогласованность движения колонны машин с достаточно резкими их ускорениями и торможениями. Если же дополнить систему управления обменом данными напрямую между авто посредством Wi-Fi, движение колонны сразу же стабилизируется. И появляется возможность направить поток по трассе в более безопасном режиме.

Таким образом, можно повысить эффективность использования дорожной инфраструктуры, и продлить срок эксплуатации самих машин за счет оптимального режима вождения.

Полученные в рамках этих исследований результаты мы собираемся использовать и в дальнейшем. В частности изучаем проблему изменения традиционной бизнес-модели автопроизводителей, которые могли бы не продавать машины, а предоставлять их на сервисной основе, как это сегодня уже реализовано некоторыми компаниями. Например, Rolls-Royse уже давно продает не двигатели для самолетов, а ресурс их налета. Таким образом, клиенту не нужно думать о своевременном обслуживании двигателей и замене исчерпавших ресурс. Все эти заботы берет на себя производитель, получающий с авиакомпании лишь плату за эксплуатацию. В результате в выигрыше обе стороны: Rolls-Royse получает стабильные поступления денег за эксплуатируемые двигатели, а авиакомпаниям не нужно вкладывать большие средства в их приобретение, достаточно лишь оплачивать использованный ресурс.

И заслуга ИТ в данном случае заключается в создании системы телематики, позволяющей следить за состоянием двигателей. Поэтому мобильность можно рассматривать не только в контексте портативных компьютеров, но и в плане проникновения в самые разнообразные сферы жизни.

А вы уверены, что автономные пилоты в авто ближайшего будущего справятся с любыми дорогами? Например, у нас весной появляется такое количество ям, что и опытный водитель вряд ли сумеет проехать по ним без потерь?

Я считаю автопилоты перспективной инновацией, потому что машина становится частью умной сети дорог в «разумном» городе, и это будет реальностью уже очень-очень скоро. Например, в Ирландии уже есть онлайновый сервис ремонта дорог Fix my road, необходимо лишь несколько заявок от автомобилистов о замеченной ими рытвине. А с применением автопилотов такие заявки можно формировать в режиме реального времени с указанием точных географических координат, получаемых от GPS-приемника.

Вот уже более 40 лет идет наращивание мощи процессоров, используемых как в клиентском оборудовании, таком как десктопы, ноутбуки и смартфоны, так и в серверах, расположенных в центрах обработки данных. Стоит ли так сильно нагружать портативные системы вычислениями, если можно их перенести в ЦОД, а пользователю доставлять уже готовые результаты по беспроводному каналу?

В соответствии с законом Мура вычислительной мощью сегодняшнего суперкомпьютера уже через пять лет наделяется обычный ноутбук. Поэтому вопрос не в том, чтобы отказаться от возможности нагрузить ваш персональный компьютер. На наш взгляд, гораздо более перспективной является задача бесшовной интеграции всех имеющихся у пользователя систем, начиная с тех же смартфонов и ультрабуков и заканчивая автомобилем и умным домом. Представьте, что ваш телефон автоматически связывается с вашей машиной, как только вы в нее садитесь. И в свою очередь эта связка подключается к некоему «облачному» сервису, готовому выполнить обработку возникающих у вас запросов. Ключевой идеей является мобильность как сервис: мы фактически «рвем провода».

Еще один пример – на CeBIT 2013 мы показали концепцию «дисплей как сервис», позволяющую объединять ресурсы любых средств отображения. На этом же «сервисном» принципе базируются и другие наши исследования. И разрабатывая в них разнообразные сценарии, мы стараемся оптимизировать баланс используемых для решения этих задач вычислительных ресурсов клиентского оборудования и серверной части, не забывая и об ограниченности пропускной способности каналов связи.

В последнее время все более популярными становятся смартфоны с большими экранами, находящиеся на стыке с планшетами и даже успевшие получить свое собственное название – фаблеты. Ведет ли ваше подразделение исследования в области эргономики таких мобильных устройств, и каковы ваши прогнозы касательно решений такого форм-фактора?

Да, конечно, мы изучаем взаимодействие пользователей с мобильными системами, причем наш подход основан на том, чтобы оценить насколько удобно выполняются те или иные задачи с помощью таких устройств, а не с позиции подбора лучших комплектующих. Например, стоит ли применять проводные подключения или развивать беспроводные каналы связи между устройствами, а также как улучшить опыт использования сенсорных устройств. Разработанная нами технология «Дисплеи как сервис» является хорошим тому примером, я считаю ее прорывом, так как она позволяет выводить контент на любые экраны: будь то компактный смартфон или большой монитор.

Есть у нас и технология «разумных информационных дисплеев», которая позволяет подстраивать вывод под имеющиеся форматы экранов. Она уже реализована в аэропорту Мюнхена, где подключившись к информационным стойкам с помощью своего мобильного устройства, можно получить интерактивную справку, в том числе, и в форме видео с разрешением Full HD.

В условиях, когда все меняется очень быстро, оптимальным, с нашей точки зрения, является подход адаптации, а не навязывания каких-то жестких рамок. Прежде всего, стоит идти от пользовательского опыта.

Возможности аппаратных платформ увеличиваются настолько быстро, что разработчики ПО просто не успевают осваивать появляющиеся возможности. Как можно им помочь?

Действительно, дальнейший рост вычислительных мощностей возможен лишь с использованием парадигмы параллельного выполнения инструкций. У нас уже есть коммерческий продукт с 48 ядрами, выполненный по архитектуре Many Cores. Понятно, что эта проблема является для нас настоящим вызовом, над которым мы серьезно работаем. Достаточно сказать, что Intel занимает шестую строчку в рейтинге крупнейших в мире производителей ПО, исходя из числа имеющихся у нас в штате программистов. Мы ведем исследования в области инструментов, позволяющих быстро и эффективно адаптировать существующие пакеты к быстро изменяющимся аппаратным платформам, включая и распределенные вычисления, которые позволяют выполнять на мобильных устройствах любое приложение, используя ресурсы серверов в ЦОД.

Если уж зашла речь о распределенных вычислениях, не могли бы остановиться и на ваших исследованиях в области широкополосных каналов передачи данных, которые весьма востребованы в подобных технологиях?

Наиболее интересным проектом в данной сфере является кремниевая фотоника, с помощью которой мы стремимся увеличить производительность центров обработки данных. Самым ярким примером использования этой технологии является Большой Адронный Коллайдер, где мы вместе с CERN работаем над задачей обработки получаемых в экспериментах данных огромного объема. Напомню, что оптические каналы передачи данных в технологии кремниевой фотоники поддерживают полосу пропускания, измеряемую в гигабайтах в секунду. Мы предполагаем, что со временем кремниевая фотоника из сферы серверов мигрирует и в потребительские компьютеры.

А когда мы увидим процессоры Intel, построенные не на кремнии, а на графене?

Пока сложно предсказать сроки появления таких чипов в нашей линейке коммерческих решений. Конечно же, исследования в этой области ведутся в корпорации, но возможностей ныне используемой кремниевой технологии вполне достаточно на ближайшее десятилетие, а то и дольше. Специфика массового производства такова, что требует применения уже хорошо отработанных технологий, а сегодня пока рано говорить не только о выпуске графеновых микросхем, но даже о разработке технологической линии на его базе.

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT