`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Маловато будет

0 
 

Судя и по объемам продаж, и по тенденциям, господствующим на украинском рынке карманных ПК, пока он находится в стадии становления. Между тем на мировой IT-арене уже появились смартфоны, которые в перспективе вполне могут потеснить PDA. И хотя замедление роста продаж этих устройств в Европе пока не так ощутимо в Украине, здесь есть другие проблемы.
По данным IDC, в первом квартале 2003 г. поставки КПК уменьшились на 21,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и на 26,5% -- по отношению к предыдущему кварталу. В то же время In-stat/MDR прогнозирует в этом году объем реализации на уровне 4,2 вместо 3,5 млрд. долл. в 2002-м (около 14 млн. штук), а до 2006 г. рынок станет расти со среднегодовым темпом 17,6%, достигнув отметки в 6 млрд. долл. При этом Palm с каждым годом будет уступать свои позиции другим платформам, в особенности Pocket PC, и к 2007 г. его доля превысит 50% рынка только в Северной Америке.

Слабую освоенность украинского рынка подтверждают оценки местных поставщиков: их мнения по объемам продаж в 2002 г. расходятся в диапазоне от 5 до 20 тыс. штук. Наиболее приближенной к действительности нам кажется цифра 10--12 тыс., в 2003 г. этот показатель может увеличиться до 18--20 тыс. штук.


Варианты использования

В зависимости от характера потребления украинский рынок КПК можно разделить на две большие ниши: корпоративную и пользовательскую. Принадлежность моделей к тому или иному сегменту определяется теми задачами, которые будут решаться с их помощью. Большинство бизнес-приложений основаны на обмене информацией, в том числе с помощью беспроводных протоколов Wi-Fi и Bluetooth. Здесь же применяется различная периферия на базе разъемов CF или SD. Однако конкуренция на корпоративном рынке ведется не столько между производителями КПК, сколько между интеграторами и разработчиками программных приложений. Клиенты выбирают решения, полностью устраивающие их и по аппаратному, и по программному обеспечению, и роль платформы -- Palm, Psion или Pocket PC -- отнюдь не первична.

Маловато будет Частные пользователи нередко приобретают самые простые КПК, служащие записной книжкой, музыкальным плеером или средством для чтения книг. При этом требования часто ограничиваются возможностью синхронизации с настольными ПК по USB или IrDA-интерфейсам. Те же, кто выбирают КПК для удаленного взаимодействия, установки периферийных устройств или же стремятся к более комфортной работе по беспроводным протоколам, покупают дорогие модели со слотами расширения и поддержкой Bluetooth и Wi-Fi, а также мультимедийными возможностями. Оборудованные более мощным процессором, такие КПК пригодны для реализации прикладных задач, таких, как GPS-системы и справочные приложения. По словам Олега Стогниенко, менеджера магазина BIGIT, КПК с беспроводными возможностями часто применяются для построения персональных решений с использованием мобильного телефона и Bluetooth-гарнитуры.

Стоит отметить, что и в пользовательском, и особенно в корпоративном сегменте Palm и дальше теряет свои позиции. Если еще в конце прошлого года соотношение платформ на украинском рынке оценивалось как 40:60 в пользу Palm, то сегодня доли последней и Pocket PC примерно равны, а влияние платформы Microsoft на рынок продолжает увеличиваться.


Сегменты рынка

Аппараты начального уровня, решающие простейшие задачи (Palm Zire, Sony Clie PEG-SJ30, HP iPAQ 1910, некоторые модели тайваньских брэндов и их OEM/ODM-разработки, в частности Rover), имеют достаточно устойчивый спрос и составляют от 20 до 50% продаж местных поставщиков.

Что касается устройств среднего ценового диапазона (от $350 до $550), то большинство моделей этого класса (по крайней мере, на платформе Pocket PC) ориентированы на корпоративный рынок. Частные пользователи, по словам Игоря Лапиги, технического директора NT Solutions, отдают предпочтение либо моделям начального уровня, либо дорогим устройствам. "Средние" КПК создаются на базе процессора Intel XScale, оснащаются слотом CF и поддерживают протокол Bluetooth. Здесь популярны iPAQ 3950, Fujitsu Siemens Pocket Loox и появившийся недавно Dell Axim 5.

Наконец, элиту рынка КПК составляет сегмент карманных компьютеров с мощными процессорами, поддержкой всевозможных беспроводных протоколов и, что немаловажно, выдающимися дизайнерскими находками. Модели iPAQ 5450 и 3970, мультимедийные Sony Clie PEG-NZ90 и PEG-NR70, Toshiba e750 -- почти всегда выбор частных пользователей из числа обеспеченных любителей мобильных решений.


Проблемы и перспективы

Все локальные поставщики сходятся во мнении, что для популяризации КПК нужны услуги разностороннего консалтинга. Потребителей, которые полностью осознают его возможности, пока еще очень мало. Многие менеджеры магазинов, общающиеся с покупателями, пока, к сожалению, не слишком разбираются в том, какие функции может выполнять устройство, и большинство продаж PDA совершается в том случае, если клиент точно знает, что ему нужно, вплоть до номера модели. Почти все дистрибьюторы стараются решить проблему обучения продавцов своими силами. Так, по словам Владимира Левченко, менеджера "МУК", курсы его компании по программе КПК занимают два дня, в первый из которых рассказывается о технических особенностях этих устройств, а во второй -- о сфере их применения.

Благодаря усилиям операторов рынка идеология КПК постепенно становится широко известной, хотя, как утверждает Виталий Годзула, менеджер DataLux, все еще достаточно распространена ситуация, когда потенциальный покупатель КПК, взвесив все "за" и "против", решает доплатить и приобрести ноутбук, поскольку работа с ним ему более привычна.

По мнению отечественных поставщиков, в ближайшее время на местном рынке вряд ли будет ощущаться давление со стороны смартфонов. Последние могут существенно повлиять на ситуацию только в том случае, если разница между ними и КПК составит не более $50--100 при сопоставимом функционале хотя бы в среднем сегменте, что Украине пока не грозит.

В любом случае, корпоративный рынок вполне годится на роль спасителя, который не позволит КПК "потерять форму". Об этом говорят и мировые исследовательские агентства, и отечественные дистрибьюторы: уже сейчас от 60 до 80% их продаж приходятся на данный сегмент и вместе с ростом рынка относительные цифры не меняются. Более того, появление решений и услуг для частных пользователей вместе с постоянным уменьшением цен вполне может дать рынку новый импульс в развитии и вывести спрос на PDA на более высокий уровень.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT