`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Легальный Wi-Fi

0 
 

Процедура получения сертификатов, разрешений и лицензий на оборудование стандарта 802.11b, т. е. работающего на частоте 2,4 GHz, имеет свою историю. Так уж сложилось, что именно этот диапазон еще в советское время был отдан силовым и другим государственным ведомствам и использовался либо для оборонных целей, либо для спецсвязи. В результате, по нынешним правилам, субъекты рынка, будь то компания или частное лицо, чтобы осуществить ввоз, продажи и эксплуатацию оборудования стандарта 802.11, должны пройти достаточно длительные процедуры получения разрешений, справок и лицензий, в которых задействованы многочисленные госучреждения. Такой порядок, во-первых, увеличивает стоимость продукта, а во-вторых, существенно задерживает время выхода на отечественный рынок современных устройств.


Легализация для поставщиков

По словам Евгения Хаирова, заместителя начальника Укрчастотнадзора, перечень документов, которые необходимо иметь производителю и поставщику радиоэлектронных средств (РЭС) и радиоизлучающих устройств (РИУ), и порядок их получения изложены в "Положении о порядке разработки, модернизации, производства в Украине и ввоза из-за границы в Украину РЭС и РИУ", # 167 от 07.11.2000 г. В Приложениях к этому документу приведены образцы заявлений, которые должны подавать в Укрчастотнадзор юридические и физические лица. При этом кандидат на разрешение обязан указать способ применения производимых или импортируемых устройств, их месторасположение, а также номер сертификата соответствия. Последний необходимо получить в Управлении стандартизации, сертификации и метрологии Госкомсвязи либо в уполномоченных им организациях. Помимо этого, следует указать и способ реализации оборудования на территории Украины, а вернее, кто будет заниматься этим -- импортер или сторонняя компания.

"Несмотря на то что в соответствии с Положением решение по заявке должно быть оглашено в 10- или 30-дневный срок, нередко данный процесс затягивается на несколько месяцев", -- говорит Александр Мандрыкин, председатель правления ассоциации Wireless Ukraine. Причина задержек, по его словам, в том, что Госкомсвязи и Укрчастотнадзор, как его подразделение, обязаны согласовать этот вопрос с приоритетными ведомственными пользователями соответствующих частот, а последние, в свою очередь, не ограничены никакими временными рамками. Однако, даже если разрешение получено, 6-месячного срока его действия явно недостаточно для налаживания постоянного канала импорта.

После того как Госкомсвязи дала "добро", товар можно ввозить партиями, но при осуществлении его таможенной очистки потребуются разрешения от Службы безопасности Украины (на каждую партию ввозимых устройств), а также Государственной службы экспортного контроля. Последняя должна выдать справку о том, что товар не относится к разряду военной техники и не подлежит ее контролю.

Ввозная пошлина по классификационному коду, под который подпадают РЭС и РИУ, составляет, ни много ни мало, 150 (полная) или 75 (льготная) евро. Для дорогостоящего оборудования это не всегда принципиально, поскольку влияет на конечную стоимость незначительно. Больше всего пошины, конечно же, "бьют" по цене недорогих точек доступа или адаптеров.

В настоящее время Wireless Ukraine, представляющая интересы операторов, поставщиков беспроводного оборудования и системных интеграторов, планирует добиваться введения отдельного таможенного кода или подкода в Классификаторе ТН ВЭД для оборудования, работающего в стандарте 802.11. Прецедент успешных подобных действий уже есть -- такая же процедура в свое время предшествовала массовому распространению мобильных телефонов. Теперь они классифицируются по отдельному коду, а ввозная пошлина по ним составляет 15 (льготная) или 30 (полная) евро.

Следующий в цепочке продвижения радиоэлектронных приборов -- продавец (розничный или оптовый). Его право реализовывать Wi-Fi-оборудование на территории Украины подтверждается документами, полученными при ввозе (производстве) устройств. Продавец также обязан получить разрешение на продажу РЭС и РИУ, которое выдает Госкомсвязи на срок не более 36 месяцев в соответствии с "Порядком реализации, продажи в Украине РЭС и РИУ", утвержденным ею 03.04.2001 г. Приказом # 57. Каждый факт продажи должен учитываться в Журнале учета реализации (его форма приведена в Приложении 4 этого документа), регистрируемом в региональной Государственной инспекции электросвязи (ГИЭ, подразделение Укрчастотнадзора). Выписки из журнала в установленной форме служат обязательным ежеквартальным отчетом перед ГИЭ.


Легализация для пользователей

Право приобретать, как и право продавать, на территории Украины должно подтверждаться соответствующими документами. Пользователь -- юридическое или физическое лицо, считается легальным, если имеет "на руках" две "бумаги": лицензию на право пользования радиочастотным ресурсом и разрешение на использование (эксплуатацию) РЭС и РИУ, которое выдается на основании этой лицензии (выдача регламентируется "Положением о порядке присвоения радиочастот РЭС общего назначения", # 23 от 11.02.2003 г.). Стоит подчеркнуть, что если покупатель не является конечным пользователем, а приобретает товар для дальнейшей перепродажи, то он, как и первичный поставщик, обязан иметь все необходимые для реализации документы.

Определяющим фактором при решении вопроса о разрешении служит электромагнитная совместимость оборудования разных пользователей, работающего на одном частотном диапазоне в зоне перекрестного покрытия. При этом никаких отличий в порядке их получения между юридическими и физическими лицами нормативными документами не предусмотрено. Иными словами, любой пользователь, например карманного или портативного ПК с Wi-Fi-интерфейсом, обязан иметь лицензию и разрешение, если это устройство служит для обмена данными. Если их нет, к владельцу применяются санкции в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях.

В то же время разрешение пользователю могут выдать и под лицензию поставщика оборудования. При этом последний отвечает за эксплуатацию пользователем РЭС в рамках выданного разрешения (включая соблюдение пространственно-частотного диапазона). Такой вариант предназначен главным образом для крупных корпоративных пользователей, в то время как ответственность за индивидуальных по понятным причинам редко кто из поставщиков рискует на себя брать.

Вместе с тем, по мнению представителей Wireless Ukraine, реальных путей привлечения к ответственности владельцев Wi-Fi-устройств у надзорных органов мало, причины чего заключаются прежде всего в способах и методах выявления таких случаев. Само контролирующее оборудование редко бывает стандартизировано, а следовательно, по юридическим нормам, данные о правонарушителе, собранные с его помощью, не могут служить доказательствами вины. Между тем, по информации Госкомсвязи, опубликованной на ее Web-сайте, прецеденты применения санкций уже есть. С 1 по 10 октября нынешнего года Укрчастотнадзор и его региональные управления пресекли работу 128 нелицензированных радиоустройств, из которых 13 относятся к системам передачи данных, генерирующих шумоподобный сигнал. По ряду случаев владельцы оборудования привлечены к административной ответственности -- изъята техника и наложен штраф.


Пути упрощения

Мнение о том, что нынешняя регулятивная политика не соответствует реалиям рынка, по словам руководителей Wireless Ukraine, находит понимание и в регулирующих ведомствах. Как бы то ни было, ждать от импортеров, поставщиков и пользователей соблюдения всех условий было бы по меньшей мере недальновидно.

В сегодняшних условиях реальная возможность либерализации контроля лежит лишь в плоскости поэтапного упрощения разрешительной процедуры для некоторых субъектов рынка, для достижения чего нужны совместные усилия исполнительной власти и бизнеса. Например, Wireless Ukraine в настоящее время пытается реализовать предложения, существенно упрощающие либо вовсе исключающие необходимость получения разрешений владельцами внутриофисных сетей. В тех случаях, когда зона покрытия Wi-Fi-устройств ограничивается офисным зданием, где нет оборудования других владельцев, выдача разрешений на приобретение не имеет особого смысла, а обстановка с помехами в пределах здания, скорее всего, не ухудшится, если лицензирование по нему будет упрощено. Как сообщил Александр Мандрыкин, в задачи ассоциации входит совместная с Укрчастотнадзором разработка критериев, определяющих понятие внутриофисной WLAN. Прежде всего это касается эксплуатационных и технических характеристик оборудования, а также финансовых аспектов данного вопроса.


Новые диапазоны

Вероятно, всем участникам рынка беспроводной связи станет гораздо легче, если официально откроется новый диапазон для работы устройств, в частности, по спецификации IEEE 802.11a (5 GHz). Оборудование этого стандарта предназначено для работы на всех трех поддиапазонах -- 5,150--5,250, 5,250--5,350 и 5,725--5,825 GHz. При этом, по словам Александра Мандрыкина, в Европе к использованию рекомендованы 5,150--5,250 и 5,250--5,350 GHz, а в Украине они являются фактически единственно возможными для коммерческого использования, поскольку, как сообщил Евгений Хаиров, диапазон 5,725--5,825 GHz у нас занимают магистральные радиорелейные линии государственного значения, по каналам которых организована телевизионная трансляция в регионы; кроме того, на основе этих каналов построены магистральные участки телефонной сети Укртелеком.

Трудно назвать нынешнюю ситуацию с диапазоном 5 GHz определенной. Однако можно надеяться, что опыт регулирующих органов, приобретенный при регламентировании диапазона 2,4 GHz, выявление проблем, которых удастся избежать, приняв определенные изменения на этапе выдачи лицензий, а также тот факт, что к работе над этим вопросом привлечена общественная ассоциация, во многом будут способствовать успешному решению проблем контроля в среде Wi-Fi-оборудования.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT