`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Кризисоустойчивый подход

Статья опубликована в №8 (674) от 10 марта

+11
голос

Способ доставки программного обеспечения в виде сервиса (Software-as-a-Service, SaaS) называют едва ли не самым перспективным направлением развития корпоративных информационных систем в условиях новой экономической реальности. Спрос на них в текущем году существенно вырастет – так предсказывали эксперты, и их прогнозы начинают сбываться.

Ввели в заблуждение

Кризисоустойчивый подход
Ситуация на рынке сервисных программных решений по состоянию на конец 2008 г. Лидирующие позиции занимают первопроходец SaaS salesforce.com и ведущие поставщики традиционных средств корпоративной автоматизации Oracle, SAP и Microsoft. Не отстает и пока не слишком известная Entellium, к которой вплотную приблизилась NetSuite

В последнее время ничто так не волновало общественность, как не предвещающие ничего хорошего признаки трудностей у пионера в области Software-as-a-Service компании salesforce.com. Во-первых, с августа 2008 г. ее рыночная капитализация уменьшилась на 60%. Во-вторых, она последовала примеру ряда разработчиков традиционного ПО корпоративной автоматизации (в частности, SAP) и отказалась от намерения проводить ежегодную европейскую конференцию для клиентов, заменив ее небольшим бесплатным однодневным мероприятием. И в-третьих, месяц назад ее покинули три руководителя высшего звена: президент и директор по стратегии Стив Кэйкбрид (Steve Cakebread) – как сообщается, по собственному желанию, а также два специалиста по связям с клиентами Гэри Ханна (Gary Hanna) и Дейв Оррико (Dave Orrico), поскольку были упразднены их должности. Однако бить тревогу было по меньшей мере рано.

Все сомнения по поводу ситуации в компании развеял опубликованный на днях отчет об итогах деятельности поставщика в IV квартале 2009-го финансового года, закончившегося 31 января. Результаты salesforce.com оказалась весьма впечатляющими. Итак, за указанный период компания получила доход в размере 290 млн долл., что на 34% больше результата аналогичного периода 2008 г. За весь 2009-й финансовый год доход поставщика достиг почти 1077 млн долл., что на 44% больше, чем в 2008 г. Число клиентов и подписчиков решений компании соотвественно превышает 55 тыс. и 1,5 млн. Не менее впечатляющи следующие цифры: на данный момент ее SaaS-платформу Force.com используют более 124 тыс. разработчиков, которые создали с ее помощью свыше ста тыс. веб-приложений. В общем, год удался.

Конечно, по одной компании некорректно судить обо всей индустрии, пусть даже она ее и создала... Следует также принимать во внимание результаты деятельности других «чистых» игроков рынка SaaS-решений. А они у них весьма неплохие. Так, детище Ларри Эллисона компания NetSuite, которую называют главным конкурентом salesforce.com, в 2008-м финансовом году получила доход в размере 152,5 млн долл., добившись 40,5%-ного увеличения по сравнению с предыдущим годом. Но главное то, что за упомянутый период компания впервые за восемь лет деятельности вышла на прибыльность. Другой заметный игрок рынка SaaS-решений – RightNow Technologies – прошлый год закончил со 140,4 млн долл. дохода и 25%-ным показателем роста. Компания получает прибыль – пока не такую существенную (692 тыс. долл. в IV квартале) и пока только по стандартам non-GAAP – уже на протяжении полугода. Так что есть основания полагать, что SaaS-продукция весьма кризисоустойчива.

Семимильными шагами

Кризисоустойчивый подход

Соображения о востребованности подхода «ПО как сервис» в полной мере подтверждаются оценками и прогнозами ведущих аналитических агентств. Согласно данным от представителей Gartner Group, расходы на сервисные программные решения в 2009 г. достигнут отметки 6,4 млрд долл., что на 27% больше, чем в прошлом году, а к 2012 г. вырастут до 14,8 млрд долл. Львиную долю рынка SaaS-предложений составляют системы организации коллективной работы и социальных сетей, управления контентом – сейчас ее объем составляет 2,1 млрд долл., а через четыре года он предположительно достигнет 4,7 млрд. За указанными средствами по степени распространенности следуют CRM-приложения – их долю эксперты оценивают в 1,7 млрд долл. и прогнозируют рост до 3,2 млрд в 2012 г.

Другая широко известная аналитическая компания, IDC, пересмотрела свой прогноз роста объемов потребления SaaS-решений в 2009 г. с 36 до 40,5%. Рецессия, оказывающая сильное влияние на ИТ-рынок в целом, затронула сектор сервисных программных решений в меньшей мере. «SaaS-предложения привлекают клиентов тем, что без особых усилий позволяют им расширять набор бизнес-приложений даже в трудные времена», – отметил Роберт Маховальд, директор по исследованиям в области On Demand и SaaS IDC. Эксперты агентства пришли к следующим выводам. К концу 2009 г. 76% американских организаций будут использовать как минимум одно распространяемое как сервис решение. Процентное соотношение фирм в США, которые планируют потратить на данного рода средства по крайней мере 25% ИТ-бюджета, увеличится с 23% в 2008 г. до 45% – в 2010 г. На фоне высокого уровня спроса на сервисные программные системы в Северной Америке заметен рост темпов их потребления в странах Европы, Ближнего Востока, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона (за исключением Японии). Аналитики IDC полагают, что к концу текущего года около 35% мирового дохода от предоставления ПО в виде услуги будет поступать из неамериканских государств.

А караван идет...

Однако применение сервисных программных средств все еще вызывает ряд вопросов, касающихся реальной скорости внедрения, совокупной стоимости владения, безопасности и пр. Некоторую конкретику в отношении TCO внесла компания Gartner в недавнем отчете об ошибочных предположениях о сервисной модели доставки ПО. Как отмечают эксперты, сравнительно низкая совокупная стоимость владения сервисными программными решениями имеет место в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной – нет. Уже спустя три года ПО, внедряемое традиционным способом, становится менее затратным по мере сокращения капитальных расходов. Конечно, авторитета аналитикам Gartner не занимать, но хотелось бы дополнить их вывод следующим соображением. Да, TCO обычных программных средств уменьшается, и в долгосрочной перспективе может оказаться ниже такового для SaaS-решений, но если вы в кризисных условиях располагаете недостаточными ресурсами, сервисный подход предпочтительнее on premise.

Другой не менее важный вопрос – скорость внедрения. Аналитики Gartner отмечают, что когда речь идет об автоматизации сравнительно простых бизнес-процессов, SaaS-решения развертываются быстрее, чем традиционные. Однако с увеличением сложности бизнес-процессов, которая предполагает адаптацию ПО под нужды пользователей и решение различных задач интеграции, разница становится менее ощутимой, если вообще остается. Поэтому к выбору способа получения бизнес-приложений следует подходить взвешенно, чтобы избежать замены шила на мыло.

Безусловно, нельзя забывать и о безопасности в cloud computing. Но это уже давно не техническая задача по той простой причине, что информации о случаях хищений данных с площадок поставщиков услуг нет. Так что главный вопрос заключается в том, можно ли доверять поставщикам. Им то и дело задаются скептически настроенные потенциальные клиенты. Есть мнение, что с широким распространением «облачных» вычислений он потеряет актуальность.

Но с трудностями сталкиваются не только клиенты, но и поставщики «программных услуг». Представители той же IDC утверждают, что, например, некоторые компании жалуются на проблемы с движением денежной наличности, связанные с затягиванием оплат клиентами, с ликвидностью из-за непростых условий кредитования, и как результат – с ограниченностью ресурсов для расширения информационной инфраструктуры с целью обеспечения поддержки новых подписчиков и расширения продуктового портфеля.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT