Рынок программного обеспечения имеет несколько характерных особенностей, способных в какой-то мере смягчить негативное влияние кризиса. Это, к примеру, и сравнительно большая маржа, и простая логистика, и высокая скорость поставок. В развитых странах ПО чаще всего поставляется в рамках комплексных решений и вкупе с сопутствующими услугами значительно превалирует над аппаратным обеспечением, а розничные продажи вносят весомый вклад в общую копилку поставщиков и дистрибьюторов. Это позволяет различным аналитическим компаниям оценивать софтверный рынок как один из наиболее устойчивых к сегодняшней рецессии, и такой, с которого начнется «выздоровление» всей ИТ-индустрии.
Но любой, кто хоть немного знаком с украинской спецификой, знает, что у нас ситуация почти полностью противоположна. Розничный сегмент ПО практически отсутствует, уровень пиратства превышает все разумные пределы, а доли программного и аппаратного обеспечения в ИT-бюджетах оцениваются как 20 и 80% соответственно. Значит ли это, что отечественный софтверный рынок ожидает полный упадок? Как ни парадоксально, вполне возможно, что нет, и в силу именно все той же пресловутой локальной специфики. Скажем, если дистрибьюторы ПО сообщают о кардинальном падении продаж в завершающем квартале 2008 г. по ряду направлений и почти полном «проседании» OEM-поставок, то поставщики делового ПО (CRM-, ERP-решений и т. п.) пока отмечают лишь незначительное снижение или просто отсутствие роста и даже испытывают сдержанный оптимизм.
Парадокса в этом нет, ведь все действенные меры в условии кризиса заключаются в оптимизации бизнес-процессов и всемерном сокращении издержек. Именно такие задачи и призваны решать современные деловые приложения. Конечно, трудно поверить, что у нас, в соответствии с мировыми прогнозами, вдруг подскочит спрос на BI-решения. Но с другой стороны, очевидно, что любая компания сегодня откажется от чего угодно, но только не от программы по составлению отчетности. То же самое, в определенном смысле, можно сказать о различных средствах обеспечения безопасности, начиная с антивирусов. Нужны ли кому-то сейчас дополнительные риски?
Не лишним также будет напомнить о том, что государство пока не собирается сворачивать свою активность по защите авторских прав, и проверки компетентных органов, несомненно, будут продолжаться, поскольку в нынешних условиях они способны не только укрепить имидж страны на мировой арене, но и обеспечить дополнительные поступления в бюджет. Так отчасти будет компенсирован ожидаемый всплеск «пиратских» настроений, в первую очередь в среде SMB.
Важно отметить, что практически все участники софтверного рынка Украины связывают свои надежды с какими-то конкретными направлениями или сегментами. Одни полагаются на крупный бизнес, считая его наиболее инертным, а значит, и устойчивым к сиюминутным потрясениям, другие видят потенциал в средних компаниях как самых гибких и приспособляемых. Естественно, лучше всего себя будут чувствовать вендоры, работающие на разных рынках – как продуктовых, так и региональных, ведь даже сегодня различные страны переживают разные этапы рецессии: к примеру, если в Казахстане его пик уже вроде бы прошел, то россияне пока с интересом наблюдают, как ситуация разворачиваются у нас, и ожидают похожей картины у себя, а на большей части Восточной Европы рынок развивается достаточно стабильно.
Конечно, нарисованная нами картина достаточно условна, но сегодня никто не возьмет на себя смелость дать точный прогноз развития ситуации: спектр вариантов измеряется от оптимистичного нулевого роста до многократного сокращения объемов. Вероятнее всего, она прояснится вскоре после пика кризиса, который, по общим ожиданиям, наступит к концу I квартала 2009 г. Ведь перефразируя известное изречение: худая стабильность лучше хорошей неразберихи. Безусловно, без пострадавших не обойдется, но, как утверждают, кризисы несут и некую очистительную функцию – в конце концов, должны повыситься эффективность и качество канала поставок, а те, кто сумеет перестроиться и консолидировать усилия, только упрочит свои позиции.
Вадим Мазур
руководитель компании «1С Украина»
По нашему мнению, предприятия малого и среднего бизнеса менее подвержены стрессам. На них не так влияют колебания валютного курса, они не собираются выходить на IPO, у них нет пересчета прибыльности в какие-то условные единицы.
При этом внедрения нашей продукции здесь длятся не шесть и даже не три месяца, а всего месяц-полтора. Поэтому им нет резона отказываться от автоматизации своей деятельности, и если они запланировали какие-то бюджеты, то готовы их потратить даже в сложившихся условиях. Другое дело, что наблюдается тенденция к отсрочке оплаты услуг франчайзи, и на это сегодня нужно обращать особое внимание.
Эрик Франке
генеральный директор компании «Майкрософт Украина»
Осознанно планировать на следующий год какой-то рост было бы чересчур самонадеянно, остаться на уровне нынешних показателей – гораздо более реальная задача, хотя политико-экономическая обстановка в Украине может спровоцировать самые разные сценарии. Поэтому, мне кажется, сейчас намного важнее сохранить свою долю рынка или даже расширить ее – что именно в кризис вполне реально. Тот, кто сумеет этого добиться, очень быстро восстановит свое финансовое положение.
Для этого мы планируем гораздо более тесно работать с нашими партнерами и заказчиками, образно говоря, не на «автопилоте», а в режиме ручного управления.
Виталий Тищенко
генеральный директор компании «ABBYY Украина»
«Локомотивом» выздоровления нашего рынка скорее всего станут корпорации – как западные, работающие в Украине, так и отечественные. Они уже пронизаны информационными системами, на таких решениях завязан бизнес и, соответственно, существовать без них невозможно. Конечно, все зависит от текущего состояния инфраструктуры компаний, незавершенных проектов и пр. Сегодня они, безусловно, затаились, но как только наступит некоторая стабилизация, у них появятся бюджеты – большие или маленькие. Но чтобы побороться за эти средства, будут нужны действительно выгодные предложения.
Катерина Костерева
коммерческий директор компании Terrasoft
Какие-то планы сегодня строить крайне сложно, поскольку нельзя ориентироваться на определенный сценарий развития событий, нет ни одного более или менее достоверного прогноза. Поэтому для всех компаний выход я вижу только в сверхактивных продажах и в усилении своих каналов сбыта. Клиенты, готовые покупать ИТ, еще существуют на рынке, особенно в сегменте В2В. Главный же вопрос повестки дня – кому они достанутся, поскольку бюджеты урезаны и на всех их явно не хватит. В таких условиях основные задачи: высокое качество продуктов и услуг и сильные продажи.
Павел Жданович
директор компании «Софтпром»
Наиболее сильно пострадал розничный рынок ПО, пока мы откатились как минимум на два года назад. Конечно, сам по себе он был невелик, и потому абсолютные потери здесь не очень большие. Но ведь и проблема тут заключается даже не в покупательной способности населения, а в доверии к платежеспособности розничных сетей – сейчас с ними мало что можно планировать.
Евгений Бадах
директор компании «Бакотек»
По нашим оценкам, в разных сегментах ИТ-рынка падение продаж измеряется разами. Это катастрофические цифры, которые могут оказаться губительными для многих предприятий. При этом софтверное направление – одно из наиболее сильно пострадавших. ПО в Украине приобретали и так скорее лишь в крайних случаях, а в условиях кризиса его и вовсе исключают из списка закупок. Впрочем, это не относится к защитному ПО.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365