`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Критерии отбора стартапов, или Как привлечь инвестора

Статья опубликована в №8 (719) от 9 марта

+11
голос

Начинающие предприниматели постоянно пребывают в поиске финансовых ресурсов для своих проектов. Но находясь практически в равных условиях, одни молодые компании (их еще называют гаражными, а чаще стартапами) могут построить бизнес и добиться успеха, а другим приходится отказаться от своей мечты. В чем причина?

Критерии отбора стартапов, или Как привлечь инвестора
Команде в любом проекте придается едва ли не первостепенное значение

Чтобы доказать жизнеспособность бизнеса и заинтересовать инвестора, недостаточно иметь один лишь хороший продукт, потенциально способный принести доход, проекты должны удовлетворять и другим не менее важным критериям. По словам Игоря Семенова, консультанта по инвестициям в BayView Innovations, прежде чем вложить деньги в какой-либо проект, инвестор анализирует возможные риски и пытается их минимизировать. При этом основными направлениями выступают команда, продукт, рынок и бизнес-модель.

У каждого инвестора свои приоритеты. Один может уделять больше внимания проектной команде, другой рынку, третий – заложенной в продукт идее. Как правило, ведущую роль играет именно сильная команда, ведь неопытные сотрудники не смогут построить прибыльный бизнес или адаптировать его к изменяющимся условиям на рынке. Дело в том, что в процессе реализации первоначальная идея стартапа практически никогда не остается неизменной, она постоянно трансформируется и дорабатывается, а иногда даже приходится совсем от нее отказаться и переключиться на новый проект. Поэтому наличие квалифицированной слаженной команды очень важно. Ее ядро должны составлять 2–3 человека с соответствующим опытом, успевшие добиться каких-то результатов в той области, где планируется создание бизнеса. Но самое главное – учредители стартапа должны быть готовы полностью посвятить себя проекту, а не совмещать его со своей основной работой. В команде обязательно должен быть руководитель (CEO), который будет заниматься сугубо построением бизнеса, а также сотрудники, обладающие хорошими техническими знаниями.

Несмотря на то что инвесторы чаще вкладывают деньги в людей, чем в само решение, оно также играет немаловажную роль при попытке привлечь средства. «Искать средства можно и с одной идеей, но стоит понимать, что чем более зрелым окажется продукт, тем проще получить нужную сумму и тем меньшую долю в проекте придется уступить», – отмечает Денис Довгополый, управляющий директор компании BayView Innovations. В идеале продукт должен быть уникальным и инновационным, но часто стартапы заимствуют идеи успешных проектов, создавая, таким образом, похожие товары с минимальными отличиями. Надо сказать, что эта модель доказала свою состоятельность, на ее основе работают многие компании, но инвесторы, тем не менее, предпочитают иметь дело с инновационными проектами. Подобная разработка призвана решать какую-то большую проблему, предоставляя покупателям нечто уникальное, без чего они уже не смогут обойтись. Кроме того, ее должно быть трудно скопировать, т. е. требуется использование какого-нибудь нового сложного технического решения, воспроизвести которое конкурентам удастся не сразу. Еще лучше, если урегулированы права интеллектуальной собственности на разработку или же она хотя бы заявлена на патентование.

При оценке команды и продукта немаловажным фактором для инвестора является то, сколько проектов в портфеле у стартапа. Желательно, чтобы работы велись только над одним, так как большее их количество требует дополнительных ресурсов и времени, что увеличивает риски и уменьшает шансы на успех.

Но одних только хорошей команды и продукта мало, необходимо также обратить пристальное внимание на тот рынок, куда планирует выйти стартап. Для инвесторов очень важно, чтобы он был большим и быстрорастущим: в идеале его объем должен превышать 500 млн долл. – считается, что в таком случае на окупаемость можно выйти всего за 12–18 месяцев. Новый рынок с потенциалом роста также будет неплохим местом для создания бизнеса, но на нем для самоокупаемости может понадобиться достаточно длительный период времени, вплоть до пяти лет. Некоторые стартапы рассчитывают работать в какой-то нишевой сфере, но это наиболее рискованный вариант, так как концепция любого продукта со временем меняется, на таком рынке может быть мало пространства для маневра, и проект просто не «впишется» в него.

Последний критерий оценки стартапов – бизнес-модель. Неверно выбранная, она во многих случаях становится причиной неудачи, так как стоимость реализации продукта часто превышает доход от его продаж, а расходы на одного пользователя выше, чем проект на нем зарабатывает. Бизнес-модель эффективна в том случае, когда стоимость привлечения каждого нового пользователя меньше затрат на монетизацию. Если речь идет о венчурных инвесторах, то для них важным фактором является также масштабируемость бизнеса. Она предполагает, что расходы на привлечение каждого нового пользователя снижаются, а затраты на продажи становятся меньше валовой прибыли.

Если стартапу присущи все вышеизложенные характеристики, ему стоит заняться поиском средств на развитие. Для этого можно использовать Сеть со всевозможными специальными ресурсами для начинающих предпринимателей и разного рода конференции, а также пытаться выходить на инвесторов через других лиц. Финансировать проект могут частные инвесторы (так называемые бизнес-ангелы), бизнес-инкубаторы и венчурные фонды.

Каждый капиталист вкладывает деньги на определенном этапе развития стартапа. Первая его стадия, именуемая «сбор посевного капитала» (Seed Stage), предусматривает, что у команды проекта есть идея, но ей еще предстоит построить прототип и доказать работоспособность этой концепции. Следующий этап – запуск (Startup Stage) – в его рамках выполняется тестирование продукта и привлечение для этого первых пользователей, а также разработка модели монетизации. Дальше идет ранняя стадия (Early Stage), во время которой начинаются первые продажи, но дохода стартап, как правило, еще не получает. Наконец, заключительные этапы развития проекта – расширение (Expansion Stage), когда продукт уже востребован на рынке, и поздний (Late Stage), на котором компания уже получает стабильную прибыль.

На первой стадии средства лучше искать у частных инвесторов. В это время они дают их в надежде, что в будущем смогут получить прибыль за счет продажи своей доли, когда в стартап вложит деньги какой-нибудь венчурный фонд. Сумма инвестиций в этом случае обычно не превышает 1 млн долл. Также на этапе Seed Stage стартап может вступить в бизнес-инкубатор, где ему предоставят определенные услуги, содействующие разработке прототипа продукта. На остальных стадиях в проекты чаще всего вкладывают деньги венчурные фонды.

Обычно от момента первой презентации до подписания контракта об инвестициях между стартапом и инвестором проходит около трех месяцев. Если же речь идет о крупном проекте, то переговоры и аудит могут занять до года.

Привлекая средства на развитие деятельности, предприниматель обязан передать инвестору определенную долю в компании. Как сообщает Денис Довгополый, грамотные инвесторы в рамках первого раунда финансирования рассчитывают на 25–35%, редко 40%, бизнес-ангелы претендуют на 10–20%. В Украине частные инвесторы нередко хотят получить контрольный пакет в размере 50%+1, что неоправданно много и в дальнейшем может стать проблемой при попытке привлечения дополнительных средств, так как венчурные фонды вряд ли вложат деньги в проект, в котором его основатели играют роль наемных сотрудников и не имеют должной мотивации.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT