`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

КПК для "Звездных войн"

0 
 

Ночью зарядить, да день продержаться

Еще не так давно поклонники платформы Palm вполне обоснованно посмеивались над апологетами WinCE -- еще бы, их старый добрый Palm III мог работать на паре AAA-батареек неделями, а заменить их было проще простого. Но "гонка вооружений", в результате которой мощность и функциональность обеих платформ сравнялись, привела к необходимости заряжать любые модели классом выше среднего чуть ли не ежедневно -- безотносительно к типу платформы. А при интенсивном использовании беспроводных коммуникаций автономность работы и вовсе находится в пределах четырех часов. Все усилия по усовершенствованию конструкции традиционных (ионолитиевых, литий-полимерных и никельметаллгидридных) аккумуляторов пока тщетны -- вычислительная мощность все равно растет быстрее. Пожалуй, только в сверхдешевых и сверхдорогих категориях устройств автономность близка к оптимальной. Palm Zire 21 с его маломощным процессором и монохромным экраном можно не заряжать неделю -- и хоть бы что. А в промышленном TSD Recon (см. "Компьютерное Обозрение", # 11, 2004), где в силу специфики применения габариты и вес никого не пугают, батарея втрое (!) больше обычной и может быть заменена адаптером, работающим от тех же AAA-батареек.

Так что из любой технологии, которая сделает аккумуляторы более емкими и миниатюрными, сейчас стараются выжать по максимуму -- но до практического использования результатов еще далеко. Из компаний, пытающихся в этом преуспеть, до промежуточного финиша первой добралась Toshiba. Ее работающие на метаноле топливные элементы для ноутбуков получили широкий резонанс на CeBIT 2004. Увы, размером они как раз с карманный компьютер, так что пользы владельцам КПК от них пока мало. Дело в том, что при расщеплении метанола в них образуется вода, которую нужно куда-то девать. Вот она и скапливается в той же ячейке, постоянно снижая концентрацию метанола, что требует решения дополнительных проблем и пока не позволяет сделать меньшими габариты ячеек.

Второе перспективное направление получило очень серьезную поддержку на Тайване -- в рамках спонсируемой государством программы исследований, проводимых в Industrial Technology Research Institute. Созданные здесь на основе нанотехнологий новые образцы полимерных ионолитиевых батарей обеспечивают автономность работы мобильного телефона в течение месяца, и через пять лет этот срок обещают увеличить по крайней мере втрое.

Емкость разработанных в рамках Тайваньского проекта нанобатарей для мобильных телефонов, КПК и ноутбуков сейчас достигает 160 Вт, конструкция напоминает сэндвич из полимерных электролитов и специальных материалов, состав которых не сообщается. Однако известно, что анод батареи сделан из литий-никель-кобальтового композита, а катод -- из микроскопически малых листочков графита. И уже первые их образцы готовят к коммерческому применению.


Если я заменю батарейки...

Ученые Кембриджского университета подошли к вопросу энергоснабжения мобильной техники с несколько неожиданной стороны. Здесь летом прошлого года были созданы миниатюрные (с габаритами в несколько миллиметров) двигатели, которые, по утверждению их создателей, более чем в 300 раз превзойдут по отдаче любой современный аккумулятор. На изготовление аккумулятора, кстати, по мнению тех же ученых, тратится в 2000 (!) раз больше энергии, чем он отдает за время работы, -- разве это не транжирство природных ресурсов?

Работать такие микродвигатели будут на том же топливе, что и обычная зажигалка, материал корпуса -- карбид кремния, главная проблема при эксплуатации -- борьба с нагревом. Область применения распространяется не только на мобильные телефоны, КПК и ноутбуки, но и на миниатюрные летательные аппараты, роботов, микрокамеры слежения и т. п.


Печатаем на чем хотим

Мечты о безбумажном документообороте уже давно вызывают иронические комментарии компаний--производителей принтеров. Но стоит заметить, что совсем немногие из них имеют в списках своей продукции настолько портативные модели печатающих устройств, что их можно рассматривать как равноправных компаньонов мобильных компьютеров. Пусть их владельцам нужно печатать относительно немного, но уж это действительно важные документы, а миниатюрность, легкость и автономность в работе для принтера здесь одинаково необходимы.

И вот наконец появилась первая ласточка, стопроцентно попадающая в эту категорию. Разработанный в молодой компании PrintDreams (www.printdreams.com) концептуальный принтер PrintBrush весит 350 г (а современный КПК -- чуть более 200 г) и помещается в карман рубашки. Причем такая миниатюрность достигается за счет совершенно новой технологии, по которой выполнен печатающий механизм, -- Random Movement Printing Technology (RMPT). Положенная в основу идея позаим-ствована у ручных сканеров -- при печати принтер просто двигают рукой по ровной поверхности. Если изображение слишком велико, чтобы получить его в один заход, не беда, принтер можно вернуть в нужную область печати, причем устройство отслеживает все движения руки, чутко реагируя на изменение скорости, вращение кисти и т. п., -- собственно, это отражено и в названии технологии.

Сегодня концепт-принтер состоит из струйной печатающей головки и контроллера (RMPT Printer Controller Module), в котором выделяют собственно управляющую микросхему RMPT Controller ASIC и субмодуль оптического сенсора, отслеживающего перемещение. Контроллер принимает необходимые для печати данные в растровом формате (по инфракрасному порту или Bluetooth, но и интерфейс USB здесь предусмотрен, хотя он куда менее удобен), определяет положение на печатной поверхности и управляет печатающей головкой. А отсут-ствие механизмов подачи бумаги самым положительным образом сказывается на сроке автономной работы PrintBrush. Коммерческие образцы таких принтеров должны появиться уже в следующем году, а пока PrintDreams активно общается с потенциальными OEM-парт--нерами.


Жидкостные линзы

На CeBIT 2004 исследовательское подразделение Philips показало систему линз Philips FluidFocus с изменяемым фокусным расстоянием, лишенную каких бы то ни было механически двигающихся частей.

Создатели объявили, что Philips FluidFocus изначально нацелен на массовый рынок мобильных приложений, и его промышленное производ-ство -- вопрос не очень далекого времени. Повальная мода на встраивание цифровой камеры в мобильные телефоны и КПК, бесспорно, является здесь решающим фактором, вполне вероятно и применение FluidFocus в системах охраны и сигнализации.


Виртуальные кнопочки

На рынке сейчас представлено не так уж много карманных ПК со встроенной клавиатурой, и все они отнюдь не дешевые (Sharp Zaurus, HP iPAQ 4355, Sony UX50 и некоторые другие). И для них, и тем более для отдельно покупаемых клавиатур при легкости и миниатюрности конструктива очень важен размер клавиш -- отсюда шедевры технической мысли, раскладывающиеся в два и четыре раза или раскатывающиеся по ровной поверхности из рулона. Однако в Virtual Keyboard -- самом эффектном в своем классе решении, которое после двухлетней обкатки сейчас выведено на рынок, все решено по-иному. Здесь изображение полноценной клавиатуры проецируется с помощью лазерного луча на любую ровную поверхность, а при нажатии виртуальных клавиш система детектирования (инфракрасный излучатель и CMOS-сенсор) позволяет распознать действия пользователя и сгенерировать клавиатурные последовательности символов. Патент на эту технологию принадлежит компании VKB (www.vkb-tech.com), а первыми серийными устройствами, в которых она реализована, стали смарт-фоны Siemens и Samsung. Однако тактильным ощущениям, сопутствующим нажатию клавиши, здесь просто неоткуда взяться, поэтому скорость печати (а ведь именно для ее увеличения и покупают внешнюю клавиатуру для КПК) все равно невысока.

Ряд интересных разработок появился в знаменитых "научных инкубаторах" -- в частности, сотрудники организованного в 1999 г. исследо-вательского подразделения Sony Interaction Lab в Токио в настоящее время трудятся над рядом проектов, способных повлиять на будущее мира вычислений, причем некоторые из них рассчитаны как раз на мобильные технологии.


Чудесный стол

Проект HyperPalette посвящен информационному взаимодействию оснащенных карманными компьютерами сотрудников, находящихся в одном помещении. Идея проста и изящна: вместо прокладки тради-ционной сетевой инфраструктуры компьютеризируется и оснащается -3D-датчиками стол, за которым работает группа, после чего перемещения КПК, снабженного таким же датчиком, над находящимися на столе предметами рассматриваются системой примерно так же, как и операции мышкой на десктопе Windows. Причем предметы могут быть как вполне реальными, так и спроецированными на поверхность стола.


Интеллектуальный эспандер

В случае если размеры вычислительного устройства хочется сделать действительно минимальными (идея карманного вычислителя в формате кредитной карточки очень устойчива, невзирая на давнишний провал XirCom REX), то как быть с кнопками? Их и в тонком корпусе размещать непросто, и затраты на изготовление резко повышаются, ведь вся остальная "начинка" может быть нанесена на карточку путем стандартных печатных операций.

Участники проекта Gimmi утверждают, что в таком случае весь корпус устройства следует задействовать для управления -- нужно лишь из-гибать и деформировать его. Создатели устройства разработали стартовый набор приложений, состоящий из картографической системы, Web-броузера, средств просмотра растровой графики, простейшей игры и утилиты для ввода текста. Gimmi представляет собой трехсекционный корпус размером с пару обычных КПК, c экраном по центру, а в складываемые боковые секции вмонтированы два тачпада.

Эта конструкция будет оптимизирована в соответствии с позиционированием для использования в отелях или туристических агентствах, где Gimmi можно повесить, скажем, на брелок и выдавать как дополнение к ключам от номера в отеле. Устройство будет изготавливаться из нескольких слоев -- верхний слой целиком займет OLED, то есть гибкий органический светоизлучающий дисплей, затем последует выполненная на эластичной подложке схемотехника, а на обратной стороне рас-положится тачпад и пьезоэлектрический сенсор. Сжатие или изгиб корпуса вызовет деформацию, преобразуемую в команды для Gimmi -- вызов системного меню, смена масштаба карты, управление видеоплеером и т. п.

Коммерческое использование проекта Gimmi прогнозируется года через три, а вот для созданной при работе над ним технологии Touch Engine просматриваются и более близкие перспективы. Ее идея заключается в том, чтобы нажатие прорисованных на экране КПК кнопок вызывало тактильные ощущения, неотличимые от работы с обычными кнопками. Для этого применяются подложенные под экран карманного ПК полоски, изготовленные из пьезоэлектрика. Нажатие на виртуальную кнопку создает между ними напряжение, заставляя их пульсировать, и это ощущает палец. Точно так же можно оживлять и сайты, подбирая ритм пульсации в соответствии с их контентом.


По следам дядюшки Лукаса

Одним из принципиальных ограничений, которые постоянно отравляют жизнь владельцам КПК и смарт-фонов, является небольшой размер экранов. Никто не возражает против дисплея PDA, по размерам не уступающего ноутбучному, но вот как затолкать его в карман рубашки?

До сих пор выход из тупика видели в совершенствовании специальных очков-мониторов, на которые выводится изображение с компьютера, относящегося к классу Wearable (носимых). Из производителей такого оборудования наиболее известна компания MicroOptical. Изображение передается по кабелю от носимого компьютера на расположенный на кронштейне крошечный (0,25") LCD-дисплей, и с помощью встроенной оптики прямо на сетчатку глаза проецируется изображение, которое субъективно воспринимается как вид на VGA-монитор 13" с расстояния в полтора-два метра. Такой виртуальный монитор имеет разрешение 640x480 и угол обзора по диагонали в 30° в 18- или 6-битном цвете (в зависимости от модели). При этом обзор для оператора полностью не перекрывается, можно хоть по улице гулять. Сейчас компания активно сотрудничает с OEM-партнерами и рекламирует три версии таких устройств, адаптируя их для нужд медиков, военных и полевых инженеров: Monocular Viewer, Binocular Viewer (будет в конце года), а также находящийся в последних фазах разработки Integrated Viewer, в котором и дисплей, и оптическая система встроены прямо в линзы очков. Весят такие очки до 40 г и питаются от носимого на поясе аккумулятора, рассчитанного на пять часов.

Показательно, что именно очки от MicroOptical использованы в интереснейшем проекте MIThril, посвященном разработке новых устройств и приложений для постоянного взаимодействия с носимой на себе компьютерной техникой.

Похожее решение SecondSight представляет Interactive Imaging Systems, получившая когда-то известность после вывода на рынок довольно удачных очков виртуальной реальности (VFX3D). SecondSight по внешнему виду не сильно отличается от типичных модных наушников, только LCD-дисплей массивнее и объединен с микрофоном. Устройство весит вдвое больше любого из продуктов MicroOptical, зато изначально включает возможности голосовой связи и питается от КПК через слот PC Card или Com-pactFlash.

Однако подлинной сенсацией стали презентации компании IO2 Technology, которая впервые реализовала идею, знакомую всем, кто смотрел киносагу "Звездные войны". Разве что там волею сценаристов компьютеры выдают прямо в воздух и без всякого экрана голографическое изображение в трехмерном виде, а здесь концепт Heliodisplay с помощью лазеров проецирует двумерную (но не голографическую) картинку, которую можно рассматривать под теми же углами, что и экран ноутбука. Жалко, что не 3D, зато реализованы функции touch-screen, т. е. речь идет и о прин-ципиально новом подходе к интерфейсу пользователя!

Правда, при ярком солнечном свете технология пасует -- практически ничего не видно. Для демонстрационных целей используются два концепт-устройства, подключаемых к обычному ПК по USB-интерфейсу. Одно формирует изображение с диагональю 105 см, другое -- поменьше, 38 см. Габариты Heliodisplay пока очень далеки от мобильного идеала (ящик размером с мультимедиапроектор), но потенциал технологии очень велик.


Ой, что будет...

Итак, что может попасть в наши руки, если рассмотренные в статье технологии все же доведут до ума?

Обратите внимание на цитату: "Вычислительное устройство весом до килограмма с цветным touchscreen-экраном, оснащенное мини-клавиатурой и световым пером, батареи на 3 месяца автономной работы, встроенный голографический мини-проектор способен формировать изображения до 20 см высотой, универсальный входной разъем позволяет работать с дата-картами, дисками и микродотами, комлинки для входа в информационные сети, а опционально -- дисплейные очки и рекодеры для сканирования текстов и визуальной информации".

Это не что иное, как описание "датапада" Companion2000, приведенное в энциклопедии технологий "Звездных войн"! У нас так даже и покруче выйдет -- с микродвигателем вместо аккумулятора и эффектнейшей виртуальной клавиатурой, да и насчет остального сценаристы явно недооценили возможности IT. Теперь вопрос состоит в том, чтобы достичь еще и его "среднегалактической" цены в 100 кредитов...
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT