`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Корпоративные порталы: снова на слуху

Статья опубликована в №26 (643) от 8 июля

+11
голос

В 2007 г., после нескольких лет относительного затишья, рынок корпоративных порталов вновь вызвал интерес. Дело в том, что появление ряда концепций дало толчок к активному развитию соответствующих решений. Компании опять увидели в порталах объект долгосрочных инвестиций.

Поскольку мы обращаемся к этой теме впервые, не помешает сделать небольшое отступление и разобраться с основными понятиями. Итак, корпоративное портальное ПО (enterprise portal software, EPS) предназначено для интеграции данных, объединения сотрудников и бизнес-процессов в едином информационном пространстве и организации безопасного доступа к нему – как правило, через построенный с применением веб-технологий интерфейс. Главное в таких решениях то, что они обеспечивают функции децентрализованного создания контента и управления им, в результате чего он всегда находится в актуальном состоянии. Очевидно, появление таких инструментов неразрывно связано с веб-порталами Yahoo!, AltaVista, AOL и пр., получившими признание в середине 90-х годов прошлого века. Подобные сайты предоставляли пользователям набор сервисов, среди которых поиск, электронная почта, новости, прогноз погоды и др. Они в основном реализовывались в виде отдельных функциональных единиц – портлетов. Спустя несколько лет – в конце 90-х – преимущества такого способа подачи информации для внутренних хранилищ структурированных (БД) и неструктурированных данных (e-mail, документы, электронные таблицы) и сведений из приложений (ERP, CRM, HRM) были оценены предприятиями, начавшими создавать корпоративные порталы для собственных нужд. Далее этим зарождающимся рынком заинтересовались ведущие поставщики ПО корпоративной автоматизации, пополнившие свои продуктовые линейки пакетами, позволяющими с малыми затратами быстро формировать и развертывать сайты компаний, а также осуществлять их сопровождение. Постепенно из примитивных средств портальные решения развились в многофункциональные системы, которые дают возможность разрабатывать веб-ресурсы в соответствии с особенностями структуры и стратегией организации, а также свойствами целевой аудитории. В настоящее время в ход идут повторно используемые платформы, библиотеки компонентов и стандартные проектные методики (B2E, B2C, B2B, B2G и пр.).

Портальные решения отличаются от инструментов по управлению корпоративным контентом (enterprise content management, ECM) и веб-содержимым (web content management) тем, что в них большую роль играют стандарты. В 2003 г. разработчики порталов на базе платформы Java выпустили документ Java Specification Request 168, определяющий API, в соответствии с которым обеспечивается функциональная совместимость платформ и портлетов. А буквально две недели назад вышла в свет его следующая редакция JSR-286: Portlet Specification 2.0, призванная повысить уровень взаимодействия между портлетами. Имеется Web Services for Remote Portlets (WSRP) v.2, допускающий удаленное исполнение портлетов. Еще один стандарт – спецификация на язык разметки гипертекстовых документов HTML, проходящий сейчас стадию обновления (HTML 5 появится не ранее конца 2010 г.).

Что нового

Корпоративные порталы снова на слуху
Современные порталы, как известно, включают аналитические возможности

Говоря о тенденциях EPS-рынка, начать следует с Web 2.0. В отношении этого рода концепций порталы – едва ли не лучшие претенденты для их реализации, так как они обладают развитыми инструментами разработки пользовательских интерфейсов и интерактивными возможностями. Предприятия начинают экспериментировать с технологиями социальных сетей и платформами вроде Facebook. Хотя к последней даже на Западе отношение пока предвзятое, тем не менее отдельные категории компаний – прежде всего агентства трудоустройства и маркетинга – уже по достоинству оценили выгоды от эксплуатации подобных ресурсов. Почти все EPS-поставщики сейчас заняты тем, что дополняют свои продукты функциональностью wiki, блогов и средств коллективной работы. Некоторые, например IBM, идут даже дальше – компания интегрировала в свое ПО поддержку веб-приложений Google Gadgets. Все они дают конечным пользователям больше гибких возможностей управления процессом разделения информации. Впрочем, при всей их привлекательности не факт, что они будут востребованы в текущем году (напомним, что высокий спрос на них пророчили еще год назад, но этого не случилось).

Безусловно, распространению порталов способствует популярность средств управления бизнес-процессами (business process management, BPM) и переход разработчиков корпоративного ПО на сервис-ориентированную архитектуру (service-oriented architecture, SOA). Применение связки BPM и SOA вместе с EPS должно дать компаниям ряд преимуществ, которые нельзя получить, эксплуатируя эти технологии раздельно. Вот почему нередко организации в рамках проектов BPM и SOA также развертывают портальные решения.

Наблюдается определенное пересечение рынков EPS и инструментов управления веб-контентом. Разработчики первых, движимые стремлением увеличить прибыль, продолжают обогащать их технологиями CMS (content management system). И если каких-либо особых требований к организации документооборота нет, эксперты советуют присмотреться к таким продуктам. Они также рекомендуют на начальных стадиях проекта не относить его к портальному или CMS, а составить перечень необходимых компонентов и обратиться к поставщикам обоих видов ПО.

Однако выбором продукта дело не ограничивается. По мнению аналитиков, рынку порталов присуща проблема, которая вряд ли будет решена в обозримой перспективе. Она состоит в нехватке квалифицированных специалистов. Так, найти опытного и умеренного в запросах консультанта по интеграционной платформе SAP NetWeaver будет непросто, а например, отыскать эксперта по оснащению порталов средствами бизнес-анализа вообще практически невозможно. Это одна из главных причин того, что с ростом популярности EPS-средств увеличивается число провальных проектов. Связано это не в последнюю очередь с тем, что поставщики, по большому счету, не стремятся должным образом удовлетворять потребности в информационном обеспечении клиентов и сторонних консультантов. Так что прежде чем окончательно утвердить компанию-разработчика, следует убедиться, что он предоставит вам всю необходимые ресурсы для успешного развертывания ПО.

Невзирая на то что порталы по определению должны служить единым «окном» в корпоративную информацию, наблюдается тенденция к увеличению количества одновременно используемых ресурсов. Это вызвано не техническими ограничениями платформенного ПО, а как раз наоборот – его развитостью. EPS-решения постепенно наделяются поддержкой различных аудиторий пользователей; играет роль и то, что эти технологии становятся довольно гибкими и удобными для быстрой разработки и внедрения порталов. Наконец, с расширением межфирменной совместной работы увеличивается число развертываний экстранет-порталов для партнеров и клиентов.

Положение вещей на рынке

Корпоративные порталы снова на слуху
Одна из сильных сторон IBM WebSphere Portal – возможность разработки порталов посредством и Java, и .NET

По данным аналитиков Gartner, 2007 г. ознаменовался ощутимым скачком спроса на средства построения порталов. Объем рынка составил, ни много ни мало, 1,1 млрд долл., что по сравнению с предыдущим годом выше на 16,5% (хотя такие цифры не прогнозировались). Например, другое исследовательское агентство, IDC, в своем отчете за 2006 г. оценило объем рынка EPS того периода в чуть более 900 млн долл., предположив, что он будет расти ежегодно на 9% и в 2011 г. достигнет 1,4 млрд долл. Казалось бы, самое время корректировать прогнозы, но эксперты не спешат это делать, утверждая, что несмотря на то что из года в год портальное программное обеспечение располагается CIO в перечне ключевых объектов для инвестиций, проблемы экономики США, являющихся крупнейшим рынком реализации, уход ряда игроков и ожидаемая консолидация поставщиков, по всей видимости, сделают свое дело – сдержат рост.

С точки зрения основных фигур прошлый год для рынка порталов выдался неспокойным. Главными действующими лицами выступили крупные поставщики инфраструктурных решений – IBM, Oracle и Microsoft. Первая, по результатам последнего исследования Gartner, является безусловным мировым лидером в сегменте EPS-средств – объем сбыта ее продукта WebSphere Portal составил 351,9 млн долл., что позволяет говорить о 33,4%-ной рыночной доле. Эксперты солидарны во мнении, что успех Голубого Гиганта обусловлен в первую очередь наличием развитых каналов продаж, а также значительным количеством независимых разработчиков, которые встраивают WebSphere в свои решения. Кроме того, компания сейчас ведет активную работу по расширению возможностей своего ПО за счет инструментов бизнес-аналитики, а также Web 2.0. Наконец, несомненным преимуществом ее продукта считается поддержка разработки как на Java, так и с использованием платформы .NET, другие же поставщики, как правило, отдают предпочтение одному из данных инструментов.

За IBM следует Oracle, которая в начале нынешнего года добилась поглощения BEA Systems. Суммарно обе компании в 2007 г. захватили 32,4% рынка рассматриваемого ПО. Что интересно, у поставщика теперь в распоряжении четыре портальных решения: собственные Portal и WebCenter, а также BEA WebLogic Portal и AquaLogic User Interaction. Конечно, со временем их число сократится, ведь даже такому гиганту, как Oracle, накладно содержать столь большое количество ПО с пересекающейся функциональностью. Так, «под сокращение» попадет BEA AquaLogic UI – ряд его возможностей перейдет к Oracle WebCenter. Все идет к тому, что упразднению подвергнется видавший виды Oracle Portal.

Благодаря довольно высоким темпам мирового потребления ПО Microsoft SharePoint Portal Server, редмондский гигант добился в прошлом году 19,7%-ной доли рынка портального ПО. Но, по мнению аналитиков, Microsoft не представляет действенной угрозы двум первым игрокам. Пусть она, как IBM, и обладает хорошими каналами продаж, но по времени присутствия на рынке значительно уступает ей. К тому же она продвигает свои EPS-решения через бизнес-департаменты, а IBM и Oracle работают через более сговорчивые ИТ-отделы организаций. Наконец, можно посетовать на то, что выпустив последнюю версию своего решения в 2006 г., корпорация несколько успокоилась – кроме сервисного пакета, преимущественно с исправлениями, ничего нового ею создано не было.

Что касается главного конкурента империи Ларри Эллисона по ERP-системам, немецкой SAP, то она выглядит наименее заинтересованной в рынке корпоративных порталов. Ее платформе NetWeaver в отношении портальных технологий недостает уже не только каких-то дополнительных функций, но и базовых. Ходят слухи, что поставщик перестанет использовать его даже для собственных нужд, а это говорит о многом, ведь компания всегда предпочитала ПО своего производства. Впрочем, у нее в планах числится развитие данного продукта, в особенности – разработка нового интерфейса.

Также весьма неоднозначно расцениваются действия, а точнее, бездействие Red Hat. После приобретения JBoss в 2006 г. портальный продукт компании как-то затерялся в тени других решений нового владельца. ПО так до сих пор и не прошло процесс полноценной адаптации, и его бизнес-модель часто грешит лишними сложностями. Совсем списывать его со счетов пока рано, но и возлагать особые надежды на него не стоит.

Тем не менее закончить хочется все же на мажорной ноте. В минувшем году Sun Microsystems нарастила возможности своего продукта Java System Portal Server и сумела реализовать свои планы по раскрытию его исходных текстов, а также провела ряд инициатив, направленных на улучшение поддержки концепции электронного правительства. С уверенностью можно констатировать, что этот поставщик возвращается в большую игру.

Что касается других проектов Open Source, уместно заметить, что в их рамках большинство разработчиков потратили 2007 г. на решение таких насущных задач, как улучшение простоты использования инструментов и организация экспертных сообществ. Так что, возможно, в дальнейшем крупным поставщикам будет с кем конкурировать.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT