`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Корпоративные IM-коммуникации: проблемы сегодняшнего дня

0 
 

Исследовательская компания IDC считает, что к 2007 г. объем рынка мгновенных сообщений достигнет 2,7 млрд долл. Сюда, конечно, входят и услуги, и клиентские программы, и серверные пакеты, но в целом показатель выглядит уже довольно заманчивым. Рынок, переживавший в 2003–2004 гг. не лучшие времена, во второй половине прошедшего года явно воспрянул.

Если говорить о рынке заокеанском, а, как известно, он оказывает существенное влияние на всю IT-индустрию, то активизация на нем в немалой степени связана с актом Sarbanes-Oxley, в среде менеджеров именуемом просто «сарбоксом». Этот закон ввиду последних корпоративных скандалов в США требует сохранения электронных копий всех сообщений, отсылаемых сотрудниками компании, которые имеют доступ к конфиденциальной информации. Впрочем, если верить отчету Radicati Group, то до октября 2004 г. около 76% американских компаний так и не выработали конкретной внутренней политики относительно использования IM-коммуникаций. Причин тому можно найти множество, но явно не последней из них окажется и техническая сложность решения данной проблемы – ведь публичные IM-сети (а число их пользователей превышает 100 млн) не позволяют напрямую управлять трафиком.

Ситуация усугубилась, когда в середине прошлого года и America Online, и Yahoo! прекратили (itc.ua/17959) распространение и поддержку своих корпоративных клиентских приложений, которые не приносили доходов, достаточных хотя бы для окупаемости соответствующих подразделений. Это и понятно – крупные организации редко обращаются к технологиям и инструментам, предназначенным для решения проблем не централизованно, а на каждом рабочем месте по отдельности.

Данного недостатка лишены продукты нескольких сторонних компаний (IMlogic, FaceTime и пр.), представляющие собой специальные IM-шлюзы, которые функционируют по принципу хорошо себя зарекомендовавших proxy-серверов. Они же позволяют справиться и с некоторыми другими, характерными для корпоративной среды проблемами вроде подключения к IM-сетям пользователей, не имеющих прямого доступа к Интернету, – соответственно и спрос на них достаточно устойчив. Однако запросы современных корпораций и спектр стоящих перед ними задач сегодня гораздо шире.

Безопасность

Исследование, проведенное META Group в ноябре 2004 г., обнаружило, что 57% опрошенных сотрудников использует IM-клиенты для личных целей, а 56% – также и для рабочих. Заинтересованным компаниям был дан совет обратить внимание на столь высокие цифры, однако не слишком серчать на большой процент личных разговоров – в конце концов, нередко обмен мгновенными сообщениями избавляет человека от необходимости делать телефонный звонок и т. д.

Более серьезная проблема состоит в возможной утечке конфиденциальной информации, от которой публичные сервисы, естественно, защитить не могут. Сегодня IM-коммуникации все чаще подвергаются атакам вирусов и «червей», еще хуже, что через них могут распространяться программы-шпионы. Последние представляют, пожалуй, наибольшую угрозу, так как в случае перехвата сколько-нибудь серьезных переговоров (к примеру, буквально любого диалога внутри финансовой компании либо оператора фондового рынка) организации может быть нанесен весьма серьезный ущерб, в том числе и финансовый.

5 апреля 2005 г. компания IMlogic (поставщик средств безопасности для IM-коммуникаций, т. е. явно заинтересованное лицо) выпустила отчет, согласно которому количество приложений, атакующих IM-клиенты с целью распространения спама или проникновения в сеть, выросло на 250% в первом квартале 2005 г. 82% таких приложений пытаются загрузить вирус либо «жучка» на компьютер клиента, 14% стараются перехватить (и перенаправить злоумышленникам) передаваемые файлы. Только 12% всех атак используют «дыры» в популярных IM-клиентах, большинство же подобных приложений применяют методы «социальной инженерии», попросту предлагая пользователям выполнить некоторые сомнительные действия.

Определенную степень защиты от всякого рода злоупотреблений требует и уже упоминавшийся закон Sarbanes-Oxley. Недавнее тюремное заключение известной американской телеведущей Марты Стюарт (Martha Stewart) показало, что власти США весьма жестко относятся к несанкционированному использованию финансовой информации, переданной брокером по конфиденциальным каналам. Аналогично, серьезные штрафы были наложены на некоторые американские финансовые институты, где аналитики почему-то всегда восхваляли перед своими клиентами именно те ценные бумаги, в которых они сами заинтересованы. Компаниям сделали серьезное предупреждение – в случае проблем с законом американское правосудие желает иметь доступ ко всем электронным диалогам, и обеспечение сохранности этой информации – забота IT-отдела.

Консолидация коммуникаций

IM-клиенты все чаще применяются в повседневной работе. К их услугам ежедневно прибегают 53 млн. американцев, и то же самое сегодня рекомендуется трети сотрудников британских компаний. Однако все реже текстовые сообщения рассматриваются как еще одно средство коммуникаций – вдобавок к электронной почте, телефону и пр. Рынок все больше тяготеет к интегрированным инструментам, позволяющим оперативно выбирать наиболее подходящую форму общения. Безопасный обмен документами, виртуальные конференции, видео- и голосовая связь – вся эта функциональность сегодня реально востребована в корпоративной среде, особенно когда речь идет об эффективной организации сотрудничества.

На первый взгляд потребность в поддержке VoIP-функций IM-клиентом может показаться надуманной, особенно если подразумевать только внутриофисную связь. Между тем не стоит забывать о различных подходах к деловому общению на разных континентах – европейцы, активно практикующие SMS для мобильной связи, редко понимают американцев, предпочитающих более дорогие телефонные звонки. Аналогично, культура заключения договоров на разных континентах предусматривает письменный контакт в Европе и устное соглашение в Америке. Таким образом, если в Европе VoIP может рассматриваться как удобный способ международных переговоров, то в Америке возможность пообщаться «вживую» является одной из насущных потребностей.

Следует также отметить, что VoIP-технологии в сочетании с характерной для IM-систем функциональностью (статус присутствия, архивирование трафика) могут послужить отличной основой для создания специализированных решений вроде call-центров, справочных служб и пр.

Совместимость протоколов

Вопреки всем рассуждениям о безопасности, далеко не всегда локальная сеть должна оставаться закрытой для внешнего мира. Однако публичное IM-пространство поделено между AOL, MSN и Yahoo!, которые отнюдь не рвутся обеспечивать интероперабельность своих сервисов. На корпоративном же рынке сегодня властвуют два несовместимых протокола – SIP и Jabber, и каждый из них имеет определенные достоинства. Первый поддерживается ведущими игроками рынка – IBM и Microsoft, продукты которых, впрочем, могут кооперироваться только с себе подобными. Второй имеет достаточно большое число реализаций в серверных продуктах, коммерческих и открытых, потенциально совместимых между собой, а кроме того, привлек на свою сторону Sun.

Таким образом, сегодня приходится делать однозначный выбор между внутренней IM-системой и публичной сетью, исключение составляет лишь возможность объединения отдаленных филиалов или дружественных компаний на основе совместимых продуктов (а для гарантированного успеха – одного производителя). Определенные надежды на решение данной проблемы подала Microsoft, пообещавшая в нынешнем году обеспечить интеграцию своего пакета Live Communications Server 2005 с публичными сетями за счет тесной кооперации с AOL и Yahoo!.

Чего ждать в ближайшем будущем

Хотя IM-решения разного уровня приобретают все большую популярность, ситуация на рынке еще далека от определенности. На самом деле пока не сложилось даже четкое понимание «корпоративности» данного сервиса, можно ли все указанные проблемы решить исключительно совершенствованием клиентского обеспечения или достаточно использовать IM-шлюзы? А если внедрять полновесную внутреннюю систему, то удастся ли ее интегрировать с публичными сетями, не поставив под угрозу безопасность?

Тем не менее рынок все же развивается, и на него выходят все новые поставщики. Так, внедрить в свои продукты IM-сервис собирается Oracle, правда, пока он будет использоваться исключительно для внутренних нужд и системных оповещений. Бурную деятельность развила Microsoft, энергично совершенствующая свои IM-решения и постепенно привлекающая под свое знамя не только сторонних разработчиков, но и конкурентов. Определенные ожидания также связываются с бессерверными технологиями, особенно в контексте недавнего приобретения Microsoft компании Groove, хотя пока остается непонятным, насколько органично они смогут вписаться в традиционную корпоративную инфраструктуру.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT