`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Конвульсирующий рынок

Статья опубликована в №6 (672) от 24 февраля

0 
 

Нельзя сказать, что финансовый кризис застал врасплох поставщиков ЖК-панелей. Первые факты перепроизводства были зафиксированы еще в начале прошлого лета, виной чему менее высокий, нежели прогнозировалось, спрос на оснащенные ими продукты. Однако в процессе усугубления макроэкономической нестабильности проблемы с падением нормы прибыли стали приобретать более жесткий характер.

Личный счет

В финальной четверти года все без исключения производители панелей понесли значительные финансовые потери. В наибольшей степени спад коснулся тайваньских поставщиков AU Optronics (AUO) и Chi Mei Optoelectronics (CMO), потерявших 776,38 и 916,83 млн долл. соответственно. Менее ощутимыми оказались квартальные потери корейских производителей. Если LG Display лишилась 485,76 млн долл., то ЖК-направление Samsung Electronics – 248,56 млн. Заметно худшее положение представителей Формозы стало результатом действия одновременно несколько факторов, наиболее мощный из которых – обесценивание корейской валюты, позволившее устройствам Samsung и LGD выглядеть гораздо привлекательнее на внешних рынках. Кроме того, отличным подспорьем для корейских поставщиков традиционно оставались контракты с производителями конечной продукции высшего эшелона.

Таким образом, исходя из полученных доходов по итогам прошлого года лидерство закрепила Samsung Electronics. Объем выручки «панельного» направления компании достиг 18,5 млрд долл., что позволило взять под контроль почти 26% рынка. С доходом 14,6 млрд долл. и рыночной долей 20,3% вторая позиция принадлежит LG Display. Удерживая 17% рынка, AUO замыкает первую тройку, по версии DisplaySearch. Ее выручка превысила 12,3 млрд долл. Исходя из количества выпущенных панелей расстановка компаний в рейтинге является аналогичной. Что характерно, Тайвань все же остался крупнейшим производителем панелей, однако под натиском корейских конкурентов их доля снизилась с 47 до 44%.

В поисках причин

Падение потребительской активности привело к тому, что в декабре отпускная цена на панели стремительно приближалась к своему нижнему пределу, ограниченному себестоимостью. По итогам IV квартала поставщики отгрузили лишь 93,5 млн заготовок – на 17% меньше, нежели за аналогичный период прошлого года. Как следствие, в годовом сравнении совокупные доходы отрасли сократились на 48%, до 12 млрд долл. В целом, за год объем поставок крупноразмерных (с диагональю 10" и выше) панелей достиг 439 млн штук, на 11% превысив результат 2007 г. Лидером роста стали заготовки для ноутбуков, выпуск которых за год увеличился на 22%. Не отстали и панели для ЖК ТВ, продемонстрировавшие позитивную динамику в пределах 20%.

Ожидается, что частичной стабилизации ситуации на рынке будет способствовать удешевление панелей, ставшее следствием уменьшения цены на комплектующие и сырье для них. В частности, аналитики WitsView прогнозируют в I квартале текущего года удешевление таких компонентов, как стеклянные подложки (5–7%), цветовые фильтры (свыше 10%), поляризаторы (8–12%) и интегральные схемы (8–10%). Более того, цена используемых для подсветки светодиодов LED за 2008 г. упала на 35%, делая эти продукты весьма привлекательными для массового применения. В 2009 г. разрыв в себестоимости между решениями LED и CCFL будет непрерывно сокращаться, тем самым стимулируя спрос. Ожидается, что цены на эти компоненты для «портативных» панелей снизятся как минимум на 10% за первые три месяца года, в то время как для мониторов и модулей подсветки для телевизоров данный показатель может достигнуть 15%.

Еще одной статьей экономии можно считать массовый переход на выпуск панелей, диагональ которых позволяет отправлять в отходы гораздо меньшую площадь стеклянных субстратов. В частности, уместно вспомнить принимающий массовый характер переход от панелей с соотношением сторон 16:10 к формату 16:9. В этом контексте не менее эффективным представляется освоение ведущими контрактными производителями ноутбуков с диагональю экрана 15,6".

Исходя из выпускаемой номенклатуры, в конце года наблюдался незначительный рост объемов поставок панелей для 12,1-дюймовых ноутбуков и выше. Практически незаметной осталась позитивная динамика отгрузок панелей для мониторов. В то же время наиболее резкое снижение объемов поставок было зафиксировано в сегменте телевизионных панелей, что объясняется изменением потребительских аппетитов относительно дорогих высокоуровневых моделей ЖК-телевизоров. Отрицательный рост поставок был настолько сильным, что даже заставил экспертов задуматься о скором достижении нижнего ценового предела и частичного восстановления рынка уже в марте-апреле текущего года.

Вместе с тем фокус внимания производителей все чаще смещается на относительно новые сегменты. Одним из них являются дисплеи High-End для мобильных устройств. Ряд игроков, в частности LGD, Sharp и Samsung Mobile Display, уже объявили об активном освоении данного направления.

Надежда на рост

Не менее важным индикатором рынка можно считать норму загрузки производственных мощностей, которая в среднем по индустрии по итогам I квартала вряд ли превысит 60%. Вследствие затишья, вызванного празднованием Нового года по восточному календарю, производители панелей вынужденно ограничивали объемы выпуска, благодаря чему удалось частично снизить накопившиеся к декабрю складские запасы. Впрочем, имели место неединичные случаи дефицита панелей некоторых моделей, преимущественно для портативных систем. По сообщениям участников рынка, в феврале количество размещенных заказов постепенно растет, заставляя повышать уровень загрузки производственных линий. На руку играет и фактор незначительного роста (в пределах 1–3%) средних отпускных цен на панели. Таким образом, если Samsung наметила в I квартале добиться практически полной загрузки собственных линий, то LGD намеревается увеличить данный показатель с 80 до 90%. В то же время мощности AUO и CMO будут задействованы лишь наполовину. Гораздо хуже обстоят дела у Chunghwa Picture Tube (CPT) и китайской HannStar Display, планирующих в текущем квартале выйти на уровень загруженности линий 40 и 37% соответственно. Сравнительно высокие показатели Samsung и LGD можно объяснить стабильной отправкой большей части продукции по контрактам родственных подразделений, выпускающих ноутбуки, мониторы и телевизоры.

Поставки крупноразмерных панелей в 2008 г.
Назначение* Применение Поставки, млн шт. Изменение, %
2007 г. 2008 г.
ЖК-мониторы ЖК-мониторы 177,4 173,6 -2
ЖК ТВ* 6,6 10,1 54
Ноутбуки** Ноутбуки 114,1 139,5 22
ЖК ТВ ЖК ТВ 86,2 103,4 20
Другое Другое 12,6 12,5 -0,3
Всего 396,9 439,2 11
По данным DisplaySearch.
* Спецификация панели на момент продажи. Некоторые предназначенные для ЖК-мониторов панели использовались для ЖК ТВ.
** Включая панели для нетбуков с диагональю 10,x".

Вынужденная экономия

Бесспорно, подобное развитие событий существенно повлияло на пересмотр запланированных ранее валовых капиталовложений. Руководители CMO приняли решение сократить расходы по статье CAPEX в три раза, до 882 млн долл. Средства пойдут преимущественно на развитие мощностей 6G и 7,5G. В то же время компания отказалась от намерения ввести в эксплуатацию в этом году новые мощности и приостановила строительство линии 8,5G. Samsung намерена снизить инвестиции в основные фонды по меньшей мере на 40%, до 1,56 млрд долл. Большая часть средств будет направлена на расширение объемов выпуска уже существующими фабриками восьмого поколения. Сокращенные наполовину затраты AUO пойдут на расширение мощностей 8,5G. LG Display объявила о намерении вложить не менее 400 млн долл. в строительство новой линии по производству дисплеев премиум-класса для мобильных устройств. Ожидается, что выпуск панелей по технологии низкотемпературного поликристаллического кремния LTPS позволит компании укрепить позиции на быстрорастущем рынке комплектующих для смартфонов.

С поправкой на спрос

Макроэкономическая нестабильность последних месяцев заставила DisplaySearch пересмотреть долговременный прогноз развития рынка ЖК-панелей. Если в декабре 2007 г. аналитики ожидали рост объема рынка ЖК-панелей до 124 млрд долл. уже в нынешнем году, то, судя по недавно скорректированным прогнозам, обозначенный уровень будет достигнут не ранее 2014 г. Столь значительный временной интервал объясняется кардинальным изменением потребительского поведения, вызванного реакцией на известные экономические проблемы. Кроме того, сыграло свою роль резкое падение средних отпускных цен на панели.

Среднегодовой рост поставок плоских панелей будет находиться в пределах 5%. Увеличивается и средняя диагональ заготовок. С учетом массового освоения HD-контента их диагональ уже увеличилась с 10,2" до 10,4".

Доминирующей плоскопанельной технологией остается TFT LCD – в прошлом году на ее долю пришлось 89% всех произведенных дисплеев. Однако уже в ближайшие годы гегемония будет сокращаться. В наступление готовятся альтернативные решения, например AMOLED и незаменимые для электронных книг электрофоретические дисплеи.

Ведущие поставщики в 2008 г. исходя из предназначения панели
Позиция Ноутбуки ЖК-мониторы* ЖК ТВ Другие В целом по рынку
1 LG Display Samsung Samsung AUO Samsung
2 Samsung CMO LG Display Sharp LG Display
3 AUO LG Display CMO LG Display AUO
По данным DisplaySearch.
* Панели для ЖК ТВ с диагональю менее 26" учитывались в категории ЖК-мониторы.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT