`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Клиенты. Оптом. Недорого.

+44
голоса

Эра Интернета способствовала созданию множества новых рынков, в том числе сбора персональных данных. Социальные сети, финансовые компании, поисковые сервисы — отличный источник знаний о перспективных клиентах. В последнее время в сфере обмена клиентскими БД конкуренция накаляется, в сегмент входят новые крупные игроки, а госрегуляторы хоть как-то пытаются ограничить разглашение персональных данных.

Нужен клиент, корпоративный или персональный? Существует множество способов расширения клиентской базы, но, пожалуй, самый быстрый — купить готовую либо обменять свою, воспользовавшись услугами компаний, специализирующихся на сборе данных. Сегодня это достаточно мощная индустрия, которая работает с самыми разными источниками, как предоставленной легально самими клиентами (чаще всего не им самим), публичными данными соцсетей, так и с криминальным образом добытыми БД. Современные методы раскопки данных и аналитики позволяют (конечно, со временем) создать полный профиль клиента, собрав в нем не только фамилию, имя, но и информацию о транзакциях по банковским счетам, кредитным картам, балансам, портфелям, состоянии здоровья, смене работы и места жительства, изменении семейного положения и даже предстоящего пополнения семьи (кстати, очень ценится маркетологами).

Нужно отметить, что люди сами помогают зарабатывать на себе деньги. Сотни миллионов пользователей Facebook, Twitter, Foursquare охотно делятся впечатлениями, и сами того не осознавая, сообщают о себе кучу подробностей: полное имя, номера телефонов, адреса электронной почты, любимые места, книги, фильмы, пр. Зачастую они даже не осознают, что от того, какое мнение составят по профилю в Facebook или поисковых запросам Google уже зависит их реальная жизнь.

Проблема соответствия информации, предоставляемой сборщиками данных (data aggregator), активно дискутируется в США. Как отмечает в Sunday Review профессор Лори Эндрюс (Lori Andrews) «собранные специализированными компаниями персональные данные уже используются финансовыми организациями и страховыми компаниями. Причем зачастую эта информация не вполне соответствует действительности — работают стереотипы. Заявка на кредит может быть отклонена не потому, что у человека недостаточный доход, а потому, например, что сборщик данных, на основании поисковых запросов или подписок в соцсетях, отнес клиента к категории неблагонадежных заемщиков. Если, скажем, по статистике гитаристы и разведенные чаще допускают задержки выплат по кредиту, соответствующая оценка распространится на всех людей с данными характеристиками, и прочно засядет в соответствующей записи в БД. Законодательство позволяет пользователям удалить ложные данные из кредитной истории, но нет законов, обязывающих сборщиков данных открывать известную им информацию. Если человек ищет лекарство от диабета в Google — заболевание соотносится именно с ним, а не например, с его родственником, для которого, собственно, и выполнялся поиск. В отсутствие законодательных актов, ограничивающих типы данных, которые имеют право собирать такие компании, они делают это по собственным правилам. И не несут за ложную информацию никакой ответственности».

В последнее время продажу данных о своих клиентах (их местоположении, поездках и привычках веб-навигации) начали крупные операторы связи. Падение темпов роста в сегменте традиционных услуг (высокое проникновение услуг связи и Интернета) вынуждает индустрию телекоммуникаций искать новые источники доходов, и первое, что приходит на ум — монетизация имеющейся клиентской базы. Такая практика, безусловно, создает дополнительные риски для пользователей (причем, в отличие от Google или Facebook, — за деньги), даже если согласиться с тем, что исходные данные собраны с соблюдением правовых норм, а распространяется уже обработанная информация и только о группах клиентов.

Для того, чтобы обойти потенциальные неприятности в связи с продажей персональной информации, крупные западные компании, тот же Verizon, Spokeo.com, PeopleFinder.com, пр. позволяют клиентам блокировать использование своих данных — для этого нужно выполнить соответствующие действия на их веб-сайтах. Понятно, что львиная доля пользователей Интернета не будет целенаправленно искать записи о себе на ресурсах сборщиков данных и заниматься их блокированием.

Недавно аналитики Financial Times задались вопросом стоимости персональных данных. Как выяснилось, владельцы крупных баз продают основную информацию (имя, возраст, адрес электронной почты) всего за $0,0005, т.е. по полдоллара за тысячу пользователей. Несколько дороже, $0,00075 уходят минимальные сведения о тех, кто формирует мнение о товарах и услугах в соцсетях. Еще немного дороже стоят данные об истории покупок или доходе — $0,001. Ресурс LeadsPlease.com всего по $0,26 продаст адреса людей, страдающих от рака, диабета, клинической депрессии (причем укажет, какие препараты уже назначались пациенту). Крупные оптовые покупатели могут рассчитывать на скидку: заказ на 50-100 тыс. записей означает снижение цены одного клиента до $0,14. ALC Data предлагает БД клиентов с нужным заболеванием и определенным уровнем платежеспособности (он же существенно влияет на методики продвижения и конверсию). ALC Data также отслеживает более 80% данных о рождаемости и жестко конкурирует с другими игроками рынка данных в сегменте детских товаров.

Проблемы защиты персональных данных в связи с деятельностью компаний-агрегаторов стоит уже настолько остро, что расследованием занялась Федеральная торговая комиссия США (FTC). Сотрудники FTC, выдавая себя за частных лиц и представителей заинтересованных компаний, провели контрольные закупки у 45 крупнейших американских компаний по сбору данных, и получили информацию, которая дает основания полагать, что как минимум 10 в своей деятельности нарушают требования Fair Credit Reporting Act (FCRA), а следовательно, и базовые права граждан на защиту приватности. Официальные уведомления FTC получили ConsumerBase и ResponseMakers по подозрению в предоставлении информации кредитным организациям, Brokers Data и US Data Corporation — страховым компаниям, Crimcheck.com, 4Nannies, U.S. Information Search, People Search Now, Case Breakers, и USA People Search — компаниям в сфере трудоустройства. Эти предупреждения не содержат формальных обвинений, тем не менее, напоминают о необходимости провести переоценку практик работы с данными и соответствующего информирования пользователей.

Украина также имеет законодательство, регулирующее сферу защиты персональных данных и использование их в рекламе. Но, как показывает опыт, хорошие законы не означают соответствующей правоприменительной практики. С завидной регулярностью в СМИ появляются новости о краже БД клиентов, а в соцсетях — жалобы на появление персональных данных у компаний, к которыми ранее никогда не приходилось обращаться. Вот только новостей о том, кто и как защищает нашу приватность от своеволия тех, кому тем или иным образом попала хоть крупица персональных данных, мне пока не встречалось. А вам?

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT