`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

«Киевлайн» или Beestar: что принесет слияние?

Статья опубликована в №38 (748) от 26 октября

0 
 

Слияние компаний «Киевстар» и «УРС», работающей под брендом Beeline, вступило в заключительную фазу. Претензии Антимонопольного комитета Украины сняты, начинается процесс организационного объединения операторов. В связи с этим возникает масса вопросов: как будет выглядеть новая структура, под какой маркой выступать на рынке, кем управляться? 21 октября мы узнали все подробности.

История началась чуть больше года назад, в первых числах октября 2009 г., когда телекоммуникационные холдинги Telenor Group и Altimo достигли соглашения об обмене принадлежащими им активами, в результате чего был создан новый международный оператор связи – VimpelCom, во владении которого оказались сразу две конкурирующие украинские компании – «Киевстар» и «Украинские радиосистемы». Стало очевидно, что единственным рациональным решением в такой ситуации будет их объединение, поскольку функционирование двух дублирующих друг друга структур означало явно нерациональное расходование средств.

Встречайте монополиста?

В то время «Киевстар» был ведущим отечественным оператором мобильной связи (каковым и остается до сих пор – на конец августа, по данным iKS Consulting, он обслуживал 22,4 млн абонентов), начинающим развивать собственную фиксированную сеть по технологии FTTB. «УРС» же так и не смогла добиться заметного влияния на массовом сотовом рынке, но зато обладала качественной сетью фиксированной связи, унаследованной от поглощенной ранее российским «Вымпелкомом» Golden Telecom. В общем, обе компании подходят друг другу как детали одного конструктора, и их слияние однозначно ведет к появлению «супероператора», имеющего сильные позиции как в мобильном, так и в фиксированном сегменте.

По законодательству сделка требует разрешения Антимонопольного комитета Украины, изначально таковое было дано, но 22 апреля 2010 г. приостановлено с учетом дополнительной информации, представленной компанией «Астелит». Отметим, что в сегменте мобильной связи слияние практически не сказывается на рыночном положении «Киевстара» ни по количеству абонентов (у него их 22,4 млн, у «УРС» – 2 млн), ни по доходам (доля этого оператора на конец I квартала 2010 г. составляла 48,2%, Beeline – 3,4%). Претензия «Астелита» заключалась в том, что при объединении «Киевстару» достаются находящиеся в распоряжении «УРС» частоты для связи GSM, в результате чего объединенная структура будет контролировать свыше 60% этого ресурса в Украине.

19 октября АМКУ снял свои претензии и разрешил объединение операторов. Как и предполагалось, это стало следствием готовности «Киевстара» уступить часть частотного диапазона, который окажется под его контролем. Президент компании Игорь Литовченко признал, что такой ресурс будет для нее избыточным. Речь идет не о безвозмездной передаче или освобождении полос, а скорее об их продаже, хотя конкретные детали и участников этих сделок нам еще предстоит узнать.

Слияние «Киевстара» и «УРС» носит в значительной мере формальный характер, ведь фактически оба оператора давно уже являются частью одного холдинга – VimpelCom – и входят в состав одной организационной структуры – так называемой бизнес-единицы «Украина», возглавляемой Игорем Литовченко. Это подразделение приносит в квартал около 3 млрд грн выручки – порядка 20% дохода материнской структуры. На текущий момент оно обслуживает 24,5 млн абонентов.

Остается только один

Суть слияния по большому счету в ликвидации дублирующих элементов инфраструктуры. Собственно, почти все вопросы и интриги, связанные с процессом, заключались в том, какие из существующих активов – брендов, технических систем, салонов и абонентских центров, команд, менеджеров – будут оставлены в единой компании.

Начнем с брендов. Все остальные бизнес-единицы VimpelCom («Россия», «СНГ», «Международные рынки») работают под маркой Beeline. Украина станет исключением. Здесь сервисы как мобильной, так и фиксированной связи будут предоставляться под ТМ «Киевстар», а Beeline выводится из оборота. Основания для этого просты и очевидны: «Киевстар» является самым дорогим брендом Украины, его восприятие потребителями намного лучше, чем Beeline. В портфеле VimpelCom в Украине остаются также djuice и «Киевстар-Бизнес», которые будут и дальше представлены в своих сегментах. Для Beeline же отводится узкая ниша роуминговых и предоплаченных услуг, ориентированных на постоянных и временных абонентов, приезжающих из России – к примеру, отдыхающие в Крыму смогут получать сервис под знакомой маркой. Эта стратегия противоречит традиционной практике слияний, при которой глобальный бренд заменяет локальные. Однако в подобных случаях он обычно дороже и известнее даже на местном рынке. Сейчас же ситуация обратная, что и повлияло на решение. Директор по маркетингу объединенной компании Тарас Пархоменко отрицает существование долгосрочной стратегии «консервации» бренда Beeline для замены им марки «Киевстар» в будущем.

Абоненты Beeline получают доступ к сети «Киевстара» по схеме национального роуминга при сохранении их текущих тарифных условий. Для них это выгодная сделка, поскольку условия у малого оператора были намного привлекательнее, чем у «Киевстара», при этом качество сервиса для них должно заметно улучшиться, а покрытие – расшириться. Также остаются в силе все акции и специальные предложения, которыми пользуются абоненты Beeline. Разумеется, новые подключения к этой сети будут постепенно сворачиваться, правда, процесс растянется во времени до конца 2011 г. С января 2011 г. также заработает единый call-центр по номеру 466.

Сделка должна укрепить положение «Киевстара» на рынке фиксированной связи. Так, к его сети должно добавиться свыше 10 тыс. новых точек присутствия, что означает охват практически всех городов Украины. Значительно улучшатся позиции в сегменте FTTB-доступа. У объединенной структуры уже сейчас насчитывается порядка 200 тыс. абонентов этой услуги, и их количество определенно возрастет. По словам Игоря Литовченко, именно развитие сети фиксированной связи (в основном – доступа в Интернет) станет главным приоритетом компании. Для повышения привлекательности она намерена инвестировать и в сопутствующие медиасервисы, к примеру IPTV.

GSM-сети «Киевстар» и «УРС» будут технически объединены, уникальные узлы и площадки Beeline включат в инфраструктуру «Киевстар», дублирующие – демонтируют и по возможности используют для усиления сети там, где это требуется. В общем, технические и частотные ресурсы «УРС» позволят объединенной компании значительно облегчить задачу радиопланирования, что должно способствовать улучшению качества сотовой связи.

Пожалуй, наиболее болезненный для рынка аспект заключается в слиянии команд обоих операторов. Игорь Литовченко подтвердил, что придется расстаться примерно с 1000 сотрудников (сейчас их 4500 в «Киевстаре» и 2000 – в «УРС», а для работы в объединенной компании требуется 5300 человек). Из этого числа 40% придется на штат технической дирекции, 20% на отдел маркетинга. Влияние такого сокращения на соответствующие сегменты рынка труда вызывает серьезные опасения экспертов, правда, оно может быть смягчено тем, что оптимизация будет не одномоментной, а продлится до 2013 г. 21 октября общественности был представлен топ-менеджмент объединенной компании. Как оказалось, он состоит в основном из нынешней команды «Киевстара». Главой остается Игорь Литовченко, пост директора по маркетингу занимает Тарас Пархоменко (в его подразделении за потребительский рынок будет отвечать Виталий Ворожбит, а за корпоративный – Андрей Милиневский, единственный представитель руководства «УРС»), технического директора – Кьярсти Виклунд, финансового – Эндрю Симмонс, директора по персоналу – Елена Кропивянская. Руководителем департамента по регуляторно-правовому обеспечению остается Андрей Осадчук, а по связям с общественностью – Жанна Ревнова.

Что нас ждет в итоге?

Как видим, слияние больше похоже на поглощение «УРС» «Киевстаром», который де-факто обзаводится мощной фиксированной составляющей. Компания получает возможность резко ускорить развитие в том направлении, в котором изначально и планировала – в создании лидирующего на украинском рынке мультисервисного телекоммуникационного оператора, способного предоставить абоненту весь спектр услуг из одних рук. Игорь Литовченко заявляет, что объединение позволяет «сэкономить» два года развития: цели, запланированные на 2015 г., будут достигнуты уже к концу 2013 г. «Киевстар» намерен развивать и технологии мобильной связи – активно бороться за лицензию на UMTS, а в случае принятия закона о технологической нейтральности – участвовать в реструктуризации частотных диапазонов с другими операторами и запускать на полученных ресурсах услуги UMTS или LTE.

Многие опасаются, что данное объединение означает монополизацию телеком-рынка Украины, повышение стоимости услуг для конечного потребителя, торможение развития и выкачивание денежных ресурсов для финансирования глобальных проектов VimpelCom. Однако конкурентная ситуация на отечественном рынке весьма сложна и с грядущей приватизацией «Укртелекома» не упростится. Остальным игрокам доступно достаточно механизмов, позволяющих формировать выгодные альтернативные предложения для абонентов. Это означает, что бизнес-единица «Украина» будет вынуждена оставаться «в тонусе» в отношении как технологий, так и тарифной политики, и застой нам, по всей видимости, не грозит.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Как-то когда я по политическим причинам был в Польше, польша частенько вымагала деньги у моих друзей из Лондона. В конце концов чтобы обеспечить меня связью они заставили купить их оператора мобильной связи. Так Orange купил IDEA. Причем явно переплатил. Но вместо того чтобы обеспечить связью они начали требовать от моих друзей еще больше. Это при том что они многое гарантировали.

В конце концов мы устроили им пожар в институте химии в Кракове, и 3 или 4 наводнения.

Теперь хочу осчаливить скоро в Украину при аналогичных обстоятельствах придет новый игрок, и обеспечит доступную мобильную связь и другие сервисы. Теперь постараться решили мои друзья из Парижа. Новый игрок небудет покупать тот мусор как в Польше. Возможно выкупить частотный диапазон у кого-то.

 
 
IDC
Реклама
Предоставляемые услуги. Перечень продукции.
tzik.ru

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT