`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Карты для Windows Mobile: при всем богатстве выбора…

Статья опубликована в №20 (588) от 29 мая

0 
 

Возможность приобрести детальные и, что самое главное, актуальные электронные карты стран и городов – важнейший фактор, влияющий на рост рынка GPS-навигаторов в конкретном регионе. Украинским пользователям доступны программные пакеты как отечественных, так и зарубежных разработчиков. Наиболее востребованными, как следует из предыдущей статьи этого номера, являются устройства на базе КПК, работающие, как правило, под управлением Windows Mobile. Именно на примере ПО для данной платформы мы решили разобраться, как развивается индустрия навигационных карт для рядовых потребителей и какими достоинствами и недостатками обладают представленные в Украине продукты подобного рода.

В мире существует множество электронных карт, но далеко не все они могут быть использованы для навигационных систем. Большинство таких продуктов предназначены для простого определения местоположения («ручной» навигации). Для работы же в системе GPS им не хватает привязки к системе координат (широте и долготе) и программного интерфейса для приема данных от GPS-устройств. Однако все это вполне реализуемо – в одних программных пакетах силами разработчиков, в других – даже самих пользователей.

Карты для GPS-устройств бывают растровые и векторные. Растровую проще всего получить, отсканировав бумажную карту. Она состоит из двух файлов – графического, с изображением самой местности, и файла привязки, в котором определенные точки обозначены координатами. Преимущество растровой карты – эстетичное изображение объектов плюс широкие возможности нанесения дополнительной картографической информации и «точек интереса» пользователей (POI, point-of-interest). Однако есть у них и весомый недостаток – являясь, по сути, обычной картинкой, такая карта не позволяет производить поиск объектов. Но самое главное – с ее помощью нельзя автоматически проложить маршрут, что так необходимо в местности с большой плотностью автотрасс.

Для выполнения подобных задач необходима векторная карта, которая представляет собой картографическую программу с базой данных объектов. Она может выглядеть не так красиво, как растровая, но зато любой объект на ней можно найти и выделить посредством запроса через обычную поисковую строку. Кроме того, большинство таких продуктов обладают всем необходимым для автоматического прокладывания маршрута от текущего местонахождения к пункту назначения, иногда даже с учетом проходимости трасс или правил дорожного движения.

Известная истина гласит, что карты устаревают уже в момент выпуска, и в этом кроется еще одна проблема. Отслеживать все изменения и своевременно их отображать, выпуская обновленные продукты, – работа трудоемкая и сложная. И если на растровой карте просто видишь свое местоположение, то векторная из-за подобных изменений может попытаться провести владельца по несуществующим дорогам, или наоборот, сформировать неоптимальный путь, не учитывающий новых трасс, способных его сократить.

На украинском рынке сегодня представлены продукты обоих типов, и какой из них выбрать – зависит от запросов пользователя и применяемого устройства. Однако нужно отметить, что ассортимент и функциональность отечественных карт пока еще значительно уступает решениям, доступным потребителям на Западе.

Несколько слов стоит сказать и о механизмах ценообразования на программы для навигаторов, которые различаются у разработчиков. Некоторые производители, в основном отечественные, предлагает каждую карту по фиксированной цене, так что план каждого города или региона придется приобретать отдельно. Другие, как правило зарубежные, выпускают универсальную программную оболочку, которая приобретается один раз. В нее можно интегрировать различные карты (и платные, и бесплатные), которые в ряде случаев создаются энтузиастами. Следует также учитывать, что многие поставщики GPS-приемников продают их вместе с картами, формируя цену на весь комплект.

Что в колоде?

«GPS Навигатор» v.3.0

«GPS Навигатор» v.3.0

Разработчик NATEC (Украина)

Формат векторный

Ассортимент карт Украина, Крым, Киев, Днепропетровск, Донецк

Поддерживаемые языки русский, украинский

Ориентировочная розничная цена $30 за одну карту

Простой и удобный интерфейс; детализированная карта с дополнительной информацией; автопрокладка маршрутов

Нет трехмерного режима навигации; карта соответствует 2002–2003 гг.

Карты для Windows Mobile при всем богатстве выбора… Карты для Windows Mobile при всем богатстве выбора…

Этот продукт украинской разработки обладает довольно простым и интуитивно понятным интерфейсом и постоянно совершенствуется. Из преимуществ решения стоит отметить автопрокладку маршрута, большое количество настроек, включая отображение информационных слоев (магазины, СТО, АЗС, больницы и т. д.), возможность редактировать маршрут по ходу и отмечать на нем промежуточные точки. В процессе движения программа отображает скорость, а о предстоящих поворотах информирует голосом. Полезная функция – автоматическое масштабирование карты в зависимости от скорости.

Для полного удобства использования в автомобиле на ходу не хватает только крупных кнопок и панелей меню, а также трехмерного режима навигации.

ГИС «Визиком» v.2.0

ГИС «Визиком» v.2.0

Разработчик «Визиком» (Украина)

Формат векторный

Ассортимент карт Украина, Крым, ЮБК, Киев, Днепропетровск, Донецк, Львов, Одесса, Харьков

Поддерживаемые языки украинский, русский, английский

Ориентировочная розничная цена $80 за карту с навигацией

Точная карта Киева; есть режим 3D-навигации и автопрокладка маршрутов

Неудобный интерфейс; частые ошибки программной части; карта содержит только улицы и дома – дополнительной информации нет

Карты для Windows Mobile при всем богатстве выбора… Карты для Windows Mobile при всем богатстве выбора…

Навигатор, созданный киевской компанией «Визиком», имеет самую точную и подробную на сегодняшний день карту столицы. К сожалению, интерфейс программы оставляет желать лучшего: контекстные меню запутаны, а большое количество мелких недоработок может сбить с толку даже подготовленного пользователя.

В режиме ведения по маршруту карта ориентируется по предлагаемому пути следования, и отклонение от него приводит к постоянной перерисовке карты с разных углов обзора. Из-за этого можно легко дезориентироваться в самый ответственный момент. Кроме того, каждый раз при включении карты необходимо активировать работу GPS-модуля, что также не добавляет решению удобства.

Кстати, «Визиком» – один из первых отечественных разработчиков программ для навигации, предложивший в своем ПО режим трехмерного слежения, который вполне удачно выполнен в версии 2.0. При этом объекты вдоль трасс тоже прорисованы в 3D, что, конечно, добавляет карте наглядности.

TomTom navigator v.6.201

TomTom navigator v.6.201

Разработчик TomTom

Формат векторный

Ассортимент карт Восточная Европа (включая Украину и Киев в бета-версии)

Поддерживаемые языки английский

Ориентировочная розничная цена н/д

Удобный интерфейс, приспособленный к использованию в автомобиле; трехмерный режим навигации; ночной режим езды; автопрокладка маршрутов

Устаревшая карта Киева; нет поддержки кириллицы

Карты для Windows Mobile при всем богатстве выбора… Карты для Windows Mobile при всем богатстве выбора…

На сегодняшний день навигаторы TomTom являются одними из самых популярных в Европе, даже несмотря на относительную дороговизну. Однако что касается Украины, пока компания не проявляет здесь активности. Это отражается и на политике в области разработки карт для нашей страны. Для устройств TomTom доступна бета-версия карты Восточной Европы, включая Украину и Киев, для оболочки версии 6.201.

Карта Украины подробная и точная, на ней отображены все дороги, включая проселочные. Нет претензий и по населенным пунктам – нанесены даже маленькие села. Автопрокладка маршрутов на довольно хорошем уровне, кроме того, доступен огромный массив дополнительной информации – СТО, АЗС, больницы и пр. Есть и возможность составлять собственные базы данных маршрутов по достопримечательностям, причем даже с учетом дорожных знаков.

С картой Киева все наоборот. Учитывая перепутанные названия улиц, отсутствие на плане маленьких переулков (или их наименований), неправильное отображение развязок и несуществующие запреты поворотов, а также ограничения при автопрокладке маршрута, этот навигатор оставляет желать лучшего. Остается надеяться, что обладателям устройств TomTom недолго придется мириться с таким положением дел.

Полезная опция – ночной режим навигации. Карты, как правило, рисуются светлыми и яркими цветами, и в темное время суток экран GPS-прибора слепит глаза и отвлекает от дороги. Здесь же карта отображается приглушенными цветами, которые отлично различимы в темноте и не доставляют дискомфорта.

«ГИС Русса»

«ГИС Русса»

Разработчик «Русса» (Россия)

Формат векторный

Ассортимент карт Украина и крупные города

Поддерживаемые языки русский, английский

Ориентировочная розничная цена $30 за программную оболочку, карты Украины и городов – бесплатно

Логичный интерфейс; бесплатные карты; возможность создавать их самостоятельно

Довольно слабая карта Киева; интерфейс сложен для работы во время движения в автомобиле; нет трехмерного режима навигации

Карты для Windows Mobile при всем богатстве выбора… Карты для Windows Mobile при всем богатстве выбора…

Многообещающий продукт российского производства примечателен прежде всего нестандартным подходом к разработке. Помимо того что карты (по крайней мере украинские) в данном случае бесплатны (деньги берутся лишь за программную оболочку), планы местности пользователь может рисовать и уточнять сам в рамках проекта «Нарисуй карту» . Поэтому ассортимент «ГИС Русса» постоянно пополняется новыми схемами, созданными любителями. Сегодня в нем – планы почти всех крупных городов страны.

Из особенностей оболочки можно отметить довольно аскетичный интерфейс, который, впрочем, делает понятной систему меню. Единственное, что можно было бы пожелать, это чуть боóльшие по размеру панели меню для удобства работы в машине во время движения.

Детальность отображения карт настраивается, хотя надписи при масштабировании иногда сливаются. Пользователю доступна функция автопрокладки маршрута, в том числе по нескольким точкам, а карта может вращаться при сопровождении по нему. Голосовые предупреждения о поворотах позволяют не отвлекаться на экран навигатора.

OziExplorerCE v.1.12.3

OziExplorerCE v.1.12.3

Разработчик OziExplorer (Австралия)

Формат растровый

Ассортимент карт Украина и крупные города

Масштаб карты Украины 1:100000

Масштаб карты городов 1:10000

Поддерживаемые языки русский, английский

Ориентировочная розничная цена $30 за программную оболочку, карты – бесплатно

Понятный интерфейс; возможность создавать треки поездок и собственные карты

Нет автопрокладки маршрутов; карты без дополнительной информации об объектах

Карты для Windows Mobile при всем богатстве выбора… Карты для Windows Mobile при всем богатстве выбора…

Данный навигатор – практически единственный общепризнанный для работы с растровыми картами. По сравнению с разработками той же компании для настольного ПК версия для карманных устройств (OziExplorerCE) несколько урезана в функциональности, поэтому для полноценного использования желательно иметь оба варианта программы.

Для Украины существует «километровая» топографическая карта. Актуальность ее, правда, низкая (это достаточно старая схема советского Генштаба), и построенных за последние несколько лет автомагистралей и объектов на ней нет. Однако для тех, кто посещает районы страны, не отображенные на картах других разработчиков, OziExplorerCE просто незаменим. Прежде всего это относится к туристам, которые могут интегрировать в оболочку практически любые схемы.

Из-за растрового формата карта не поддерживает поиск объектов по базе данных, хотя пользователь может отмечать на ней свои POI. По той же причине нет и автопрокладки маршрутов, их можно сформировать только вручную. Для крупных городов – Киева, Харькова, Львова, Одессы, Донецка и пр. – существуют качественно привязанные к координатам карты-схемы.

iGO my way 2006 plus

iGO my way 2006 plus

Разработчик Nav N Go Kft

 

Формат векторный

 

Ассортимент карт Украина и крупные города

 

Поддерживаемые языки английский

 

Ориентировочная розничная цена н/д

 

Трехмерный режим навигации; ночной режим езды; автопрокладка маршрутов

Интерфейс немного нестандартный; не поддерживается кириллица

Карты для Windows Mobile при всем богатстве выбора… Карты для Windows Mobile при всем богатстве выбора…

Навигационная система iGO до недавнего времени не рассматривалась в качестве претендующей на звание лучшей для Украины. Однако все изменилось, когда компания Teleatlas выпустила карту России и нашей страны с детальными схемами крупных городов. Сегодня iGO, по сути, единственная зарубежная разработка, способная на равных конкурировать с отечественными и российскими производителями навигационного ПО. Более того, оно обладает значительными преимуществами по сравнению с ними, например полноценным трехмерным режимом и навигации, и слежения, гибкой системой масштабирования и проекции, ночным режимом движения, нанесением POI и, наконец, самым важным – точной и актуальной картой. Из недостатков стоит отметить только нестандартный, как для большинства GPS-навигаторов, интерфейс, к которому придется привыкать. Кроме того, все названия отображаются латинской транскрипцией, что вызывает определенные неудобства.

Выводы

Как видим, индустрия разработки GPS-карт Украины и городов для наиболее распространенных навигаторов на базе КПК Windows Mobile находится в зачаточном состоянии. Полностью удовлетворяющей запросы любого пользователя картографической системы пока так и не выпущено, хотя ряд разработчиков и близок к этому. Так или иначе, но получается замкнутый круг. С одной стороны, способные удовлетворить массового потребителя функциональные и актуальные системы, выпуск которых обходится довольно дорого, не создаются, потому что невелик спрос на GPS-навигаторы, и, стало быть, окупаемость таких инвестиций невысокая. С другой стороны, аппараты малопопулярны, потому что при всем их многообразии программные оболочки и карты в большинстве случаев не отличаются универсальностью и не способны решать целый ряд актуальных для автомобилистов, туристов и бизнесменов задач.

При такой ситуации карту стоит выбирать под индивидуальный профиль использования. Например, для тех, кто часто ездит в Европу, самыми привлекательными выглядят зарубежные решения – TomTom и iGO, или (если не нужна прокладка маршрутов) – OziExplorerCE. Последняя, вероятно, станет наиболее оправданным выбором и для туристов, любящих исследовать малонаселенные уголки Украины, которые, как правило, слабо представлены в ПО других разработчиков.

Для тех, кто колесит по Украине, Киеву и крупным городам и нуждается в автопрокладке пути, оптимальным выглядит ПО iGO, особенно если необходима дополнительная информация об объектах инфраструктуры городов и трасс.

В случае, если интерфейс iGO кажется неудобным, имеет смысл присмотреться к «GPS Навигатору» и «Визиком». В качестве более дешевой альтернативы им может выступить решение «ГИС Русса». По нашим оценкам, благодаря принятой системе открытой разработки и либеральной ценовой политике эта платформа имеет весьма заманчивые перспективы на украинском рынке. Впрочем, и тут есть свои нюансы. Поскольку карты для «ГИС Руссы» создаются и распространяются всеми желающими, то и ответственность за точность их разработки несут все. А значит, никто.

Немного об украинских реалиях

Карты для Windows Mobile при всем богатстве выбора…
Для Garmin карту Украины и городов делает местный дистрибьюторэтого производителя

Ряд производителей GPS-навигаторов не открывают свои аппаратные платформы сторонним разработчикам, предпочитая создавать и продавать карты самостоятельно или с помощью региональных партнеров.

Garmin – один из самых ярких представителей таких компаний. Карты городов и регионов нашей страны с привязкой к координатной сетке для этих устройств разрабатывает местный дистрибьютор – «Аэроскан». Конечно, с одной стороны, это приводит партнера к необходимости содержать штат программистов. Но с другой – такой подход позволяет жестко контролировать «серый» рынок навигаторов Garmin. По словам Сергея Ющенко, директора «Аэроскан», экономия от покупки навигатора по неавторизованным каналам в конечном счете полностью нивелируется высокой стоимостью установки новых карт, которую взимают партнеры Garmin.

По данным участников недавнего блицопроса («Компьютерное Обозрение», № 10, 2007), в наибольшей степени GPS-навигаторы сегодня популярны у охотников и рыболовов. Самыми же перспективными с точки зрения роста спроса считаются автомобилисты, которые за рубежом уже давно стали основными потребителями подобных продуктов. Однако для того чтобы это произошло и в нашей стране, начать поставки устройств и карт хорошего качества, как выясняется, недостаточно. Пока GPS-навигаторы реализуются только через специализированные IT-магазины, трудно ожидать массового спроса на них, ведь целый ряд потенциальных пользователей, в том числе и многие автомобилисты, попросту туда не ходят. Кроме того, выборочное исследование компьютерных магазинов Киева показало, что даже не все из них указывают GPS-навигацию в перечне функциональности КПК или коммуникаторов, которые ею на самом деле обладают. На вопрос о причинах этого консультанты магазинов признаются, что многих покупателей эта опция отпугивает, и спрос на подобные устройства гораздо выше, если подчеркнуть в их описании функциональность коммуникаторов.

Понимая ситуацию, украинские поставщики постепенно активизируют сотрудничество с автодилерами, и в некоторых столичных автосалонах на витринах с дополнительным оборудованием GPS-навигаторы уже соседствуют с сигнализациями и аудиопроигрывателями. Однако в основной своей массе, отмечает Сергей Ющенко, поставщики машин не готовы к активному продвижению таких устройств через свои сети. Связывает он это с тем, что пока рентабельность продавцов автомобилей от основной деятельности высока, нет и стимула предлагать клиентам дополнительные услуги. Ведь помимо всего прочего, это требует еще и довольно масштабной разъяснительной работы и с покупателями, и с персоналом салонов.

Отдельного внимания заслуживает проблема встроенных навигаторов, которыми все чаще оснащаются поставляемые в страну автомобили премиум-класса. В подавляющем большинстве случаев они снабжены пакетом карт, либо непригодным для использования, либо города Украины в них вовсе отсутсвуют. Впрочем, и эту проблему можно решить. Например, Garmin не так давно приступил к выпуску отдельного универсального GPS-блока, который интегрируется с видеосистемой автомобиля и выступает внешним приемником, хранилищем карт и другого ПО.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT