`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Каковы перспективы бесплатных антивирусов?

Статья опубликована в №8 (719) от 9 марта

+79
голосов

В последнее время все большую популярность среди пользователей приобретают пусть и ограниченные в возможностях, но бесплатные антивирусы. Для кого они предназначены и представляют ли угрозу рынку коммерческих приложений, а также в каком направлении развивается защитное программное обеспечение – рассуждают его производители и поставщики.

Павел Жданович

директор компании «Софтпром»

Каковы перспективы бесплатных антивирусов?

Я не располагаю пока данными по Украине, однако в России популярность различных бесплатных антивирусных продуктов выросла в прошлом году значительно. Поэтому закономерно предположить, что и у нас данная тенденция имеет место. Объясняется это увеличением числа продвинутых пользователей, в подавляющем большинстве частных, которые находят такое решение проблемы приемлемым и готовы взять на себя риск.

Перспектива у данного направления, конечно, есть. Более того, разработчики антивирусов постоянно пополняют ряды своих клиентов за счет аудитории бесплатных продуктов. Часть вендоров, не только Microsoft, но и российские компании, осмысленно выпускают такие версии ПО для привлечения внимания к своим платным сервисам. Однако можно поспорить относительно целесообразности уничтожения такими акциями платежеспособного сегмента низкоуровневых решений при отсутствии стратегии дальнейшей монетизации, по крайней мере в СНГ.

Что касается защиты на стороне провайдера, то многие владельцы ноутбуков не привязаны к одному оператору и выходят в Интернет в том числе и через публичные зоны Wi-Fi – им без своего антивируса не обойтись. А вот вопросы веб-фильтрации вполне могут решаться компанией, предоставляющей услуги доступа в Сеть.

Среди каналов сбыта по темпам роста лидирует Интернет, но по объемам он еще годы будет отставать от розницы. В нашей стране последняя имеет потенциал, сравнимый с электронными продажами. Аренда ПО – это перспектива не одного года. К тому же дистрибьюторам на ней не заработать, поэтому данное направление производителям придется развивать самим.

Потенциал для роста рынка антивирусов в целом не более 10–20%, а домашних продуктов – 50%. Эти расчеты базируются на соотношении продаж в соседней России. Сейчас в Украине есть проблема с отсутствием подходящих форматов магазинов и платежеспособностью розничных сетей, но по мере их восстановления рост будет экстенсивным. Также, думаю, со временем выравняется расстановка сил между основными игроками.

Алексей Герасимчук

исполнительный директор компании «ИСЕТ-Украина»

Каковы перспективы бесплатных антивирусов?

На рынке всегда будут присутствовать бесплатные антивирусные продукты. Но возникает закономерный вопрос их качества, поскольку для поддержки таких решений необходимы ресурсы. Мне кажется, главными целями их распространения являются популяризация марки и повышение продаж платных версий.

Применение антивируса на домашнем компьютере просто необходимо, если пользователь не желает стать жертвой киберпреступников. Это не настолько сложные приложения, чтобы с ними нельзя было разобраться. Тем более что у всех уважающих себя производителей имеется служба технической поддержки, способная предоставить квалифицированную помощь. Что же касается интернет-провайдеров – они при всем своем желании не смогут гарантировать абонентам 100%-ную защиту.

Классическим каналом сбыта антивирусов является розница, но учитывая растущую популярность электронных продаж, думаю, в недалеком будущем Интернет может выйти на первое место.

Спрос на комплексные решения растет с каждым днем. Например, у нас соотношение продаж ESET Smart Security и ESET NOD32 Antivirus сейчас приблизительно 40 : 60, а еще год назад было 20 : 80. С учетом растущей популярности смартфонов их пользователи становятся интересны киберпреступникам. Поэтому к уже существующим антивирусным решениям будут добавляться и активно развиваться продукты для мобильных устройств.

Андрей Кульпач

директор компании «Центр технической поддержки „Доктор Веб"»

Каковы перспективы бесплатных антивирусов?

Бесплатное ПО занимает определенную нишу, хоть и уступает платным продуктам. Прежде всего в надежности и возможностях. Случай с Microsoft Security Essential – особенный. Безусловно, у корпорации прекрасные возможности по продвижению, учитывая положение на рынке. Однако следует помнить, что это уже не первый ее антивирусный проект.

В современных условиях использование антивирусного ПО на домашних компьютерах является крайне необходимым для безопасной работы. Но учитывая в целом невысокий уровень подготовки конечных пользователей в данной области, было бы отчасти правильным делегировать провайдеру решение значительной части задач по подбору и доставке таких приложений, что фактически и реализовано в нашем интернет-сервисе Dr.Web AV-Desk. Что же касается очистки трафика оператором, то эта мера не решит проблему полностью – веб-трафик далеко не единственный канал распространения угроз.

В части сбыта ПО для домашних пользователей наиболее перспективно, по моему мнению, выглядит модель потребления антивируса в качестве услуги (SaaS), т. е. его аренда у провайдера доступа. Среди ее основных преимуществ – существенная экономия времени и возможность управлять расходами на безопасность.

Рынок антивирусного ПО в целом и в сегменте домашних пользователей будет расти. Влияние на это оказывает в том числе и появление большого количества новых угроз.

Олег Гудилин

руководитель отдела стратегического маркетинга компании «Лаборатория Касперского»

Каковы перспективы бесплатных антивирусов?

Бесплатные антивирусы занимают определенную нишу, но они не станут массовыми, поскольку не могут обеспечить полноценную защиту.

Большинство провайдеров стремятся обезопасить своих клиентов от вирусов, спама и различных видов атак. Однако существуют технологические преграды, не позволяющие полностью переложить эту задачу на операторов.

Основным каналом сбыта для нас остается розница. Наметилась тенденция к росту популярности электронных продаж. Имеет перспективы и аренда, когда пользователь не покупает годовую лицензию, а платит помесячно, например через провайдера. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими украинскими компаниями, и, думаю, вскоре они начнут предоставлять подобную услугу. Антивирус сам по себе не является надежной защитой, так как не в состоянии обезопасить компьютер от таких распространенных угроз, как спам, фишинг, сетевые атаки. Поэтому сегодня все больше пользователей отдают предпочтение решениям класса Internet Security.

С ростом популярности покупок в Сети, интернет-банкинга и других подобных сервисов, связанных с передачей конфиденциальной информации, неизбежно увеличивается и количество компьютерных угроз. Это побуждает производителей защитного ПО постоянно совершенствовать свои технологии, чтобы адекватно отвечать на вызовы времени.

Константин Здыбель

ведущий специалист компании «Бакотек»

Каковы перспективы бесплатных антивирусов?

Бесплатные решения рассматриваются в основном как «антивирус для домохозяек». Они просты в установке, не особо функциональны и технически не так совершенны, как их коммерческие аналоги. Но в любом случае это лучше, чем ничего. Например, у Microsoft получился вполне приличный продукт, и его стоит рекомендовать тем, кто не может или не хочет платить за антивирус.

Очистка трафика любого рода провайдером – это уже цензура. С моей точки зрения, это неприемлемый вариант. Уровень знаний конечного пользователя повысить не проблема – было бы желание. Ведь прежде чем сесть за руль, мы же учим правила дорожного движения. То же относится и к компьютеру – навыки безопасной работы необходимо осваивать.

Наиболее перспективна, на мой взгляд, реализация через Интернет, в том числе как часть предложения провайдера. Розничные продажи на рынке ПО скоро вообще станут историей, так как намного проще перевести деньги со счета Webmoney или с пластиковой карты, чем идти в магазин.

В последнее время ведется все больше разговоров о том, что крупнейшие мировые игроки в сегменте информационной безопасности в ближайшем будущем вообще откажутся от взимания платы за использование их антивирусов, поскольку значительная клиентская база помогает быстрее и эффективнее реагировать на новые угрозы. Зарабатывать нужно на более комплексных решениях.

+79
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Дома пользуются только нелицензионными или бесплатными антивирусами в том числе комплексными решениями. И они ничем не уступают коммерческим аналогам по совокупности востребованных технических характеристик. Тем более что сейчас есть их очень широкий выбор. И это факт. Так что разработчикам антивирусов придется к этому привыкать. Хотя на корпоративном рынке еще есть значительные резервы. И имея бесплатный домашний антивирус - захочется поставить его и на рабочий компьютер (при адекватной цене конечно).

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT