Как ни удивительно, сегмент предприятий среднего масштаба последние год-два довольно слабо охвачен на большинстве мировых рынков корпоративных информационных технологий. Сегодня инициатива в этом направлении исходит скорее от потенциальных заказчиков, чем от разработчиков. Исследование Aberdeen Group, датированное октябрем текущего года, отмечает ряд любопытных тенденций, многие из которых, видимо, будут играть ведущую роль в создании новых решений в ближайшие несколько лет.
Одна из легенд, которыми постепенно обрастает направление корпоративных информационных технологий, описывает разговор двух руководителей предприятий (отечественного и западноевропейского) о внедрении ERP-системы. «У меня, – гордо сказал наш соотечественник, – внедрена самая современная система». Его собеседник, чье предприятие было на порядок крупнее, ответил: «А я пока не могу себе этого позволить».
Эта история относится к началу нынешнего века, когда начинающие терять клиентов западные разработчики больших и дорогих ERP-систем устремились на рынок СНГ со своими быстро устаревающими продуктами. Затем началась серия покупок и слияний, оставив на слуху Oracle и SAP, конкурирующих за крупных клиентов с новыми моделями построения своей информационной «экосистемы», Microsoft, занимающую все еще не слишком ясную позицию, и ряд продуктов, которые сейчас либо законсервированы, либо подстраиваются под работу в среде .NET или J2EE.
Результаты ежегодного опроса предприятий, проводимого Aberdeen Group, свидетельствуют о растерянности в стане средних компаний, которых, во-первых, уже не устраивают локальные системы (частично устаревшие, частично не поддерживаемые исчезнувшими разработчиками), а во-вторых, подгоняют более расторопные конкуренты.
В этом исследовании только 18% респондентов составили компании с численностью персонала свыше 1 тыс. человек, а более двух третей насчитывали 500 и менее сотрудников. Учитывая, что в украинских структурах картина практически такая же, результаты опроса должны быть довольно интересными для них.
В отчете также приведены данные, которые, как правило, интересуют заказчиков в первую очередь – во сколько обойдутся им новые информационные технологии. Если говорить только о покупке лицензий, то диапазон достаточно широк – от 10 тыс. до 350 млн долл. (но верхнее значение не должно вызывать шок – это единичные случаи для специфических предприятий). В Северной Америке большинство средних компаний уложились в 125–500 тыс. долл., а в Европе – вообще в 7,5–30 тыс. евро.
Существует несколько причин для разработки средними фирмами более эффективных корпоративных стратегий, учитывающих в том числе и использование информационных технологий. В текущем году, когда на рынке наблюдается некоторое оживление, 78% компаний хотели бы увеличить свои доходы, 51% сообщил, что им все еще необходимо сокращать эксплуатационные расходы. В прошлом, более скудном, году картина была чуть ли не обратной – фирмы стремились сэкономить практически на всем.
Любопытно, что меньше всего волнует средние компании неуверенность в государственной экономической политике и процентных ставках, а также в международном положении (война, терроризм и т. п.). Исследователи исходя из этого делают вывод, что относительно небольшое и не глобальное предприятие имеет высокую устойчивость и способно работать едва ли не в любых экономических условиях. Например, 41% респондентов ответили, что не нуждаются в модернизации или обновлении ресурсов и оборудования, зато 66% из них активно используют или внедряют методы бережливого производства (Lean Operations).
Больше всего компании озабочены взаимоотношениями с поставщиками, усматривая в этой области серьезные резервы для улучшений. Пока только каждая седьмая средняя фирма использует ПО класса SCM, но 51% опрошенных собираются купить его в ближайшие 12 месяцев. И все же две главные тенденции в модернизации бизнес-процессов – стремление получить лучший персонал и расширить клиентскую базу. Только одна из каждых 15 компаний сообщила, что с персоналом у нее все в порядке и ей не нужно прилагать дополнительные усилия. Зато шумно обсуждаемые в специальной печати вопросы совместимости корпоративных процессов и использования единых сервисов пока не играют для заказчиков этого сегмента сколько-нибудь заметной роли.
|
Отдельно следует сказать о распределенности компаний (рис. 1). Как выяснилось, почти половина фирм среднего размера имеет более пяти географических площадок. Почти столько же сообщили о том, что их ERP-система охватывает все предприятие (рис. 2). Очень любопытным является вывод о том, что средние компании срочно обзаводятся именно интегрированными системами ERP-класса (рис. 3) – почти треть из них купили решение менее года назад. Зато только 1% собирается заменять свои любимые и давно используемые локальные системы best-of-breed аналогичными современными (рис. 4).
|
Покупая интегрированное ERP-решение, компании прежде всего надеются с их помощью достичь улучшения понимания финансовых процессов и отчетности, стандартизировать свои бизнес-процессы, повысить прозрачность операций (рис. 5). На наш взгляд, здесь уместно вспомнить слова Генри Форда, произнесенные около века назад, о том, что текущая деловая деятельность должна обеспечиваться системой, а не «гениями организации». Именно за это в наибольшей степени средние компании ценят ERP-решения. А вот экономия на IT и персонале оказывается в данном случае совсем не главной.
Вообще, значимость IT, предлагаемых сегодня разработчиками средним компаниям, очень неодинакова. Самой «горячей» темой является использование CRM-систем, а самой «прохладной» – применение RFID. Если с CRM все более или менее понятно – даже мелкие фирмы обзаводятся системами этого класса, то RFID в последнее время обсуждается очень широко – но кем? Теми, кто работает по очень крупным заказам, например с Wal-Mart или Министерством обороны США. Скорее всего, средние предприятия обратят внимание на RFID только тогда, когда не смогут без этой технологии быть партнерами крупных компаний – или же стоимость радиочастотных меток достигнет приемлемых для них значений.
|
Довольно интересны ответы на вопрос о том, что учитывается предприятиями при определении того, насколько успешно работает информационная система. Наиболее часто используемыми параметрами оказывались все-таки стоимость поддержки приложений или решений наряду с удовлетворенностью пользователей (рис. 6). А вот техническое исполнение системы заботит только четверть респондентов. Возможно, это связано с тем, что дополнительная надежность за каждую лишнюю «девятку» требует затрат, возрастающих в геометрической прогрессии. Да и нужно это, в основном, в случаях, когда несколько минут простоя могут обойтись корпорации в миллионы долларов. Если же с объемом информации компании, применяющей десяток-другой рабочих мест, справляются относительно небольшие и недорогие серверы, то при наличии средств резервирования и восстановления данных сбой становится явлением, бесспорно, неприятным, но не смертельным при конкурентной работе всего нескольких пользователей.
|
Наконец, нельзя не привести результаты опроса по ROI. Шум вокруг этого параметра активно поддерживался примерно три-четыре года назад – как последний аргумент умирающих ERP-разработчиков, старающихся продать еще несколько лицензий в условиях общей насыщенности рынка и наметившегося экономического спада. Рис. 7 показывает истинную картину с точки зрения пользователя. У большинства средних компаний значение ROI составляет менее 50%. Это значит, что система окупится только через несколько лет. И уж точно не следует верить утверждениям, что у кого-то инвестиции вернулись в течение квартала.
Еще одной темой, пролить свет на которую пыталась Aberdeen Group, стало отношение средних компаний к аутсорсингу. После всплеска моды на передачу части собственных затратных подразделений в страны с меньшей стоимостью рабочей силы оказалось, что часто это становится невыгодным из-за худшей управляемости, недостаточного качества или соображений корпоративной конфиденциальности. Средние компании и здесь находились далеко не в авангарде. Они учли ошибки крупных корпораций и реалии аутсорсинга и выработали свою позицию по отношению к нему.
Наиболее оправданным оказалось отдавать на откуп субподрядчикам всевозможные необходимые организации закупки. При этом централизованные закупочные фирмы одновременно обслуживают многие предприятия, решая вопросы, связанные с согласованием ведомостей, оплатой, логистикой и т. д., и обеспечивают реальную экономию ресурсов. Почти 70% опрошенных высказали в целом положительное отношение к этому виду аутсорсинга.
А вот информационные технологии две трети средних компаний не собираются передоверять чужакам (только 10% сообщили об обратном). Около 60% респондентов предпочитают также самостоятельно вести кадровую работу, считая, что наем рабочей силы – слишком серьезное дело, чтобы доверять его стороннему агентству. Самый большой разнобой связан с финансовыми услугами, где голоса разделились примерно поровну – в зависимости от отрасли, географического расположения и распределенности компаний.
С другой стороны, нужно отметить, что в каждой из перечисленных областей часть предприятий (от 19 до 39%) «подумывает» об использовании аутсорсинга, хотя реальные планы на ближайшие 12 месяцев имеют только 5–7%. Такая осторожная позиция свидетельствует о выжидательном отношении средних компаний к ближайшему будущему, и они не хотят тратить деньги на не очевидно выгодные проекты.
Приведенные выше диаграммы и комментарии вовсе не означают, что предприятия должны отказаться сегодня от использования информационных технологий. Доля здорового скепсиса не помешает, но, тем не менее, Aberdeen Group, сравнивая лучшие, типичные и отстающие в отрасли компании, сделала уверенный вывод о том, что чем успешнее предприятие на рынке, тем сильнее оно стремится применять IT. Именно так, а не наоборот, и это связано прежде всего с выработкой и реализацией общей корпоративной стратегии.
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365