`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Как обучают проектам

Статья опубликована в №43 (562) от 14 ноября

+11
голос

Учебный центр киевской компании «Технологии Управления Спайдер Украина» сертифицирован Международным институтом проектного менеджмента (PMI) и является его официально зарегистрированным провайдером. Более того, это единственная на территории Украины компания, которая имеет право выдавать после обучения сертификат международного образца. Однако ее деятельность была бы довольно рядовой, если бы слушателям вместе с суммой необходимых теоретических знаний не передавался практический опыт, накопленный консультантами в ходе реальных проектов и учитывающий их локальные особенности.

Компания «Технологии Управления Спайдер Украина» занимается консалтинговыми услугами в области проектного менеджмента в течение почти пяти лет и сегодня передает свой опыт в рамках учебных программ собственной разработки и семинаров-практикумов, проводимых как в открытом, так и в корпоративном форматах. Их тематика – организация корпоративной системы управления проектами, управление рисками, стоимостью, качеством проектов, созданием и мотивацией команды.

Клиенты

Если раньше клиентам предлагались практикумы и семинары на определенные темы, которые могли посетить все желающие независимо от их конечных целей, то с 2006 г. компания старается как можно четче позиционировать данные мероприятия для различных аудиторий. Главная из них – владельцы бизнеса, поскольку корпоративная система управления позволяет сделать все происходящие процессы «прозрачными» и работает в интересах прежде всего хозяев компаний. Задачи, стоящие перед ними, и те, которые должны решать директора компаний, совершенно разные. Соответственно и практикумы для тех и других отличаются. Еще одну категорию составляют руководители структурных подразделений, менеджеры и аналитики проектов, а также их команды.

Собственно, преподаваемый материал и темы практикумов для всех категорий едины. Разница лишь в том, что изменяется угол зрения, под которым рассматриваются одни и те же понятия. Здесь прежде всего необходимо все четко разграничить: чем управляет владелец бизнеса, чем – руководители, и какова роль в проектах каждого их участника.

Как обучают проектам
Дарина Веретенко, руководитель департамента по работе с корпоративными клиентами: «Необходимо четко разграничить, чем управляет владелец бизнеса, чем – руководители компании, и какова роль в проектах каждого участника»

Входящие в курс практические задания направлены на то, чтобы каждый освоил механизмы и инструменты, которые в дальнейшем пригодятся в работе над проектами компании именно ему.

Вообще за последние несколько лет отношение к проектному менеджменту в Украине сильно изменилось, и запросы клиентов стали другими. Три-четыре года назад они в основном интересовались тем, что это вообще за наука и зачем она нужна. Для ответа на этот вопрос проводились конференции, круглые столы, семинары для руководителей, на которых объяснялось, какие выгоды приносит внедрение корпоративной системы управления проектами, как оптимизировать затраты и снизить уровень рисков, оставаться во временных и ресурсных рамках, управляя одновременно большим (принципиально – неограниченным) количеством проектов. Параллельно проходил процесс формирования единого понятийного аппарата в этой сфере.

Сейчас запросы отечественных компаний касаются преимущественно практической стороны. Типичный вопрос клиентов сегодняшнего дня: «Каким образом мы можем сделать управление проектами более эффективным? Мы знаем, что это такое, развиваемся, но у нас кризис роста. Мы управляем проектами уже освоенными методами, но хотели бы работать эффективнее. Нам нужны реальные инструменты, которые уже завтра сможем применить на практике».

Другими словами, раньше представители компаний интересовались в большей степени теоретической базой знаний, определяясь с тем, кто является участниками проекта, что вкладывается в понятие «менеджер проекта», какие рамки его ответственности и полномочий и т. д. Сейчас интерес главным образом направлен именно на практическую часть, и присутствующие на тренингах и практикумах хотят получить рекомендации по оптимизации именно той системы управления, которая есть у них сегодня.

Отрасли

Таким образом, в области управления проектами в Украине происходят определенные изменения, и главное из них заключается в том, что отрасль становится все более профессиональной. Четыре года назад этим направлением интересовались исключительно компании, связаные со строительством. К настоящему времени тенденция изменилась, и переломный момент был где-то около двух лет назад.

К управлению проектами все чаще стали обращаться банковские структуры. Они начинают оказывать новые услуги, и им важно уметь управлять ими. Более того, вкладывая деньги, например, в строительство, они хотят самостоятельно задавать темпы выполнения работ на объектах, т. е. фактически контролировать деятельность подрядчиков.

У промышленных компаний помимо непосредственного выпуска продукции тоже есть проекты – модернизация производства, запуск линий, товаров или услуг. Развитие производства и строительство новых заводов – это также проекты.

Осознали, что период сверхприбылей практически закончен, и телекоммуникационные компании, и, как и любой другой бизнес, хотят эффективнее использовать имеющиеся у них ресурсы.

Обучение

Типичный учебный цикл состоит из нескольких последовательных практикумов-семинаров. Очевидно, что посетив один из них, слушатель сразу не превратится в квалифицированного проект-менеджера. Необходим практический опыт, и представление о нем он может получить, пройдя полный курс обучения. Будут ли затем применяться эти методы в реальной жизни предприятий, зависит от людей и компаний, в которых они работают.

Например, если в компании не выработан единый понятийный стандарт по управлению проектами, то двигаться дальше будет трудно, поскольку менеджеры разных проектов не смогут эффективно взаимодействовать между собой.

Именно поэтому базовым практикумом является управление проектами для руководителей. Они должны понять, что такое жизненный цикл проекта, каковы ответственность и полномочия его менеджера, участников, кураторов, как организовать взаимодействие в команде и т. д. Это азы, но их освоение необходимо.

«Высший пилотаж» для людей, непосредственно работающих с проектом – управление рисками. Неважно, в какой сфере реализуются проекты – телекоммуникационной, производственной, строительной или финансовой – любые из них всегда подвержены множеству рисков.

Существуют также практикумы по управлению стоимостью проектов и ее контролю, управлению по показателям эффективности проектов, планированию бюджета, координации всех участников с финансовой точки зрения, управлению качеством проекта.

Отдельный семинар – практикум по организации корпоративной системы управления проектами, на котором слушатели получают реальные инструменты по ее запуску. Иными словами, заказчик может пройти полный консалтинговый проект, а может после получения соответствующих знаний и практических алгоритмов попытаться запустить у себя корпоративную систему управления проектами самостоятельно.

Вообще, управление проектами – обширная и очень интересная область человеческой деятельности. Можно говорить о том, что Украина сейчас находится на начальном этапе ее освоения, когда выясняется, что именно и в каком объеме необходимо клиентам.

Например, наблюдается достаточно большой интерес к теме управления мотивацией. Это весьма востребованный курс, но исключительно в корпоративном формате. В открытом формате его проводить не совсем целесообразно, поскольку в этом случае слушателям может быть предложен только общий подход: мотивация персонала как таковая, как она работает и т. д. – т. е. теория.

Схемы мотивации, разумеется, при этом быть проработаны не могут. Но когда есть компания, реальные участники проекта и бизнес-процессы, по которым они работают – строятся схемы мотивации, которые найдут практическое воплощение.

Стоит ли набивать шишки?

Как показывает опыт, в украинский бизнес уже пришло осознание того, что любые технологии стоят денег, особенно если они проверены практикой и уже приносят прибыль.

Часто бывает и так, что менеджеры пытаются самостоятельно учиться управлению проектами у себя на предприятии, создают собственный «кружок по интересам». Он может называться по-разному – «центр управления проектами», «офис управления проектами» или просто «аналитическая служба». Наиболее подходящий термин для такой структуры – «проектный офис», где и должны сосредоточиваться аналитики и менеджеры. Из этого офиса по определению ведется вся координация проектов, кроме того, он должен выполнять и методологическую функцию. Компаниям, начинающим строить его самостоятельно, трудно избежать ошибок, и лучший путь здесь – обратиться в консалтинговую организацию. Специалисты обычно работают с ними в «точечном» режиме, давая консультации.

Возможен и вариант, при котором внешней компанией отрабатывается полный консалтинговый проект, в ходе которого, по сути, в организации запускается «проектный офис». Пример такого подхода – проект, о котором рассказал руководитель инициировавшей его компании во врезке к данному материалу.

Расходы на обучение – это инвестиции в будущее

Как обучают проектам

Юрий Ионанов – генеральный директор киевского ООО «С.Д.П. Менеджмент», – компании, которая была создана, что называется, с нуля для того чтобы предоставлять услуги в области управления проектами нуждающимся в этом организациям. Мы попросили его рассказать, как проходило ее становление.

Что нужно сегодня для того, чтобы создать такую компанию, как ваша?

Мы с самого начала подошли к вопросу комплексно. Нас не устраивал традиционный метод проб и ошибок, когда компания запускается, а уже затем происходит поиск каких-то вариантов и технологий из различных отраслей, попытки их адаптации под себя и т. д. Мы выбрали иной путь, обратившись к консалтинговой фирме, в данном случае к «Технологии Управления Спайдер Украина», чтобы в сжатые сроки перенять методологию управления проектами на том уровне, который принят сегодня в мировой и украинской практике.

А что, на местном рынке не было других компаний, оказывающих такие же услуги?

На мой взгляд, в Украине область управления проектами пока еще находится в зачаточном состоянии, а два-три года назад о ней вообще еще никто всерьез не говорил и мало что делал в этом плане. Нам едва ли было из чего выбирать. Тем более что речь шла о передаче опыта и практических методик, определенного набора стандартов, соответствующих условиям работы в нашей стране. Нам очень важна была связь проектного управления с реальным местным бизнесом и, помимо теорий, живой опыт, позволяющий переработать их. Кроме этого, я сам сначала прошел ряд тренингов, чтобы определиться с ситуацией, так сказать, изнутри. С другой стороны, и учебников по теории проектного менеджмента никто не отменял. У нас есть сотрудники, которые прошли курс профессионального обучения в вузах, и мы стараемся найти оптимальное сочетание базовых теоретических знаний и имеющейся практики.

Как вы считаете, какие основные черты должен иметь руководитель проекта?

Собственно, они прописаны в методологии управления проектами, но определить их практически довольно сложно. Идеальных менеджеров нет, и найти таких сотрудников, как правило, нереально. Часто ключевой чертой называют лидерские качества, хотя это емкое понятие, и каждый трактует его по-своему. Руководитель проекта – не жесткий администратор и не рубаха-парень. Истина, как всегда, посередине. На мой взгляд, для них очень важна системность, или комплексность видения – с самого начала проекта предвидеть, как он может развиваться и чем закончиться, и в соответствии с этим ставить и контролировать его цели. Даже чисто технические проблемы должны решаться с проецированием на конечный результат.

Видимо, только время может показать, кто из них чего достигнет в этой области?

Конечно. Но, к сожалению, все это отражается на результатах ведомого ими проекта. Здесь естественный отбор может привести и к убыткам. Обычный специалист в целом нанесет меньший вред своей некомпетентностью, чем неумелый руководитель, тем более в дорогостоящих проектах.

Какие проблемы сегодня стоят перед внедрением проектного менеджмента в Украине и как бы вы оценили его общее состояние? Почему мало кто работает в сфере управления проектами?

Проектный менеджмент может быстро внедриться и эффективно работать в Украине далеко не во всех областях. Возьмем для примера строительство. Эта отрасль весьма консервативна, и переорентировать ее на проектное видение бизнеса довольно трудно. Если в ряде компаний и применяются проектные технологии, то это пока единичные случаи. Строительство сейчас высокорентабельно, и инвесторы в целом пока не очень заинтересованы в привлечении проектных методов и специализированных компаний, которые могли бы их реализовать в целях заказчика – управлять временем, экономить деньги. Иными словами, в данной отрасли о конкурентной среде речь не идет. Когда изменится структура затрат и прибыли, появится настоящая конкуренция, тогда инвестор начнет понимать, что и где он сможет сэкономить. Именно тогда возникнет желание нанять управляющую проектную компанию.

То же самое в разной степени касается и других отраслей. Плюс общеобразовательный уровень инвесторов или топ-менеджеров. Еще пример. Выход стабильно работающих компаний на новые непрофильные рынки всегда связан с оттоком средств от основного бизнеса. Это, безусловно, требует проектного подхода для минимизации рисков, т. е., им просто необходимо создавать свой проектный офис или нанимать управляющую компанию. Сегодня часто не делается ни то, ни другое, и бывает даже, что конфликты ресурсов приводят к упадку основного бизнеса.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT